Карта психолого-педагогического обследования
Ребенка в возрасте 2-3 лет.
I.Анкетные данные.
Ø Фамилия, имя ребенка –
Ø Дата рождения –
Ø Дата обследования –
Ø Адрес постоянного или временного проживания –
Ø Посещает ДОУ –
Ø Состав семьи –
Ø Жалобы родителей –
II. Анамнестические данные.
Ø Мать (ФИО, возраст, место работы, должность) –
Ø Отец (ФИО, возраст, место работы, должность) –
Ø Наличие в семье речевой патологии –
Ø Наличие у родителей наследственных, нервно-психических, соматических заболеваний –
Ø Как протекали беременность и роды –
Ø Когда закричал ребенок –
Ø Вес и рост при рождении –
Ø Вскармливание –
Ø Раннее развитие:
– стал держать голову (в N с 1,5мес.) –
– сидеть (в N с 6 мес.) –
– вставать (в N с 7-8 мес.) –
– ходить (в N с 1 года) –
– первые зубы (в N с 6-8 мес.) –
Ø Перенесенные заболевания (соматические, инфекционные, ушибы, травмы, судороги):
– до года –
– после года –
Ø Данные о состоянии в настоящее время:
– слуха (по заключению отоларинголога) –
– зрения (по заключению окулиста)–
– здоровья (по заключению педиатра)–
– заключение невролога / психиатра / психолога –
Ø Раннее речевое развитие:
– гуление (в N с 2-3 мес.) –
– лепет (в N с 4-8 мес.) –
– первые слова (в N около 1 года) –
– первые фразы (в N от 1,5 – 2 лет) –
– стал узнавать близких –
– реагировать на имя –
– стал понимать просьбы –
– стимуляция речевого развития –
– прерывалось ли речевое развитие –
– использование жестов –
Ø Условия воспитания:
– кем воспитывается –
– социально-бытовые условия –
– социально-экономический статус семьи –
Ø Психологически климат в семье:
– имеют ли место частые конфликты –
– отношение к ребенку в семье –
– отношение к речевому нарушению ребенка –
Ø Занимались ли с логопедом (результаты) –
III. Психолого-педагогическое обследование.
1. Контакт (речевой, жестовый, мимический):
– не вступает в контакт, речевой негативизм –
– контакт формальный, с большим трудом, без интереса –
– легко и быстро выступает в контакт, заинтересован –
2. Эмоционально-волевая сфер а:
– активный / пассивный; деятельный/инертный; бодрый/вялый;
– работает с удовольствием / из подчинения;
– адекватное / неадекватное поведение;
– двигательная расторможенность;
– настроение; реакция на замечания;
– самостоятельность; обучаемость;
– агрессивный, избалованный.
3. Деятельность (предметная, игровая, продуктивная):
– соотносящие действия (с 1,5 лет) –
– орудийные действия (с 1,5 лет) –
– игровые действия –
– использование в игре полифункциональных предметов –
– сюжетный характер игры (с 2,5 лет) –
– конструктивная деятельность –
– формирование основных изобразительных движений –
– изображение знакомых предметов средствами изодеятельности –
4. Внимание (длительность сосредоточения, стойкость, переключение):
– повторение фраз –
– зачеркивание кружочков в домиках –
– рассматривание сюжетных картинок –
– «Кто позвал мишку?», «Что звучит?» –
– одновременное выполнение действий двумя руками –
– определение количества прикосновений –
ВЫВОДЫ:
5. Мышление:
– разрезные картинки (2-3 частей) –
– складывание и разбор пирамидки (3-4-6-8) колец –
– складывание и разбор матрешки (3-составной) –
– «Угадай, что изображено?» (рисунок с простым контурным изображением знакомого предмета) –
– «Что спрятано в мешочке?» (угадать предмет по описанию) –
– «Доска Сегена» – выкладывание фигурок в углубления на досках –
– «Почтовый ящик» – складывание фигурок в прорези коробки –
– «Кому что нужно?» –
– классификация предметов (по одной из групп: цвет, форма; по двум признакам: форма и величина) –
– разложить серию картинок (2-3) –
– пересказать сказку по картинкам и вопросам-
ВЫВОДЫ:
6. Конструктивный праксис:
– задания со строительным конструктором:
§ от 2 лет до 2,5 лет (по реальному зрительному образцу): дом с дорожкой, дом с забором; по словесной конструкции: стул, стол, дом;
§ от 2,5 до 3 лет: дорожка, стол, кровать
– конструирование из палочек:
§ от 2 до 2,5 лет (по подражанию) – дорожка, молоточек;
§ от 2,5 до 3 лет (по образцу) – молоточек, треугольник, квадрат.
ВЫВОДЫ:
Восприятие.
2 года – примеривание и практические пробы:
1. «Дай такую же игрушку, шарик, картинку» –
2. Доска Сегена –
3. Двух-трехсоставная матрешка; пирамидка из 4-8 колец –
2.5-3 года – практические пробы:
1. «Подбери ключик к замку» –
2. «Дай кружок (квадрат, треугольник)» –
3. «Дай красный (основные цвета)» –
4. Разрезная картинка из 2-3 частей –
5. Узнавание простого контурного изображения –
6. Узнавание на слух музыкальных инструментов –
7. Дифференциация по форме («почтовый ящик») –
8. Дифференциация по цвету –
9. «Контурное изображение» (2-3 предмета) –
10. Воспроизводство простых ритмов по числу ударов –
11. Узнавание предмета на ощупь –
12. Ориентировка в пространстве (выше-ниже, впереди-позади) –
13. Ориентировка в схеме собственного тела –
ВЫВОДЫ:
8. Память:
а) невербальный уровень:
– рассмотреть вместе с ребенком игрушки (3-4), назвать несколько из них и попросить принести –
– воспроизвести серию движений (кулак – ладонь) –
– попросить ребенка выполнить несколько действий подряд: встать со стула, обойти стол кругом, взять игрушку, подойти с ней к двери, постучать в дверь рукой, открыть ее и вернуться на место –
б) вербальный уровень:
– игра в прятки. Рассмотреть с ребенком игрушки, попросить запомнить их, затем несколько игрушек спрятать. Спросить: «Кто спрятался?» –
– попросить ребенка сказать, с кем он живет дома, что он кушал на завтрак, во что любит играть, назвать свое имя, фамилию –
–повторить словесный ряд: нос, уши, глаза –
– повторить фразу: «Кошка ловит мышку» –
– рассказать о виденном –
ВЫВОДЫ:
9. Работоспособность (достаточная, снижена).
10. Запас общих представлений (низкий, ограничен, ниже возрастной нормы, несколько снижен, соответствует возрасту).
11. Общая моторика:
2-3 года:
– пройти по дорожке на полу –
– бег без координации «рука-нога» –
– попрыгать на двух ногах –
– встать на цыпочки –
– перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см –
– медленно покружиться на месте –
– наклоны вперед, в стороны –
– бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы –
– бросить мяч одной рукой (с 2,5 лет) –
– поймать брошенный мяч на расстоянии 80-125 см (с 2,5 лет) –
– завести «мотор» правой (левой) рукой –
– поднять руки вверх, потянуться (большие), присесть (маленькие) –
ВЫВОДЫ:
12. Ручная моторика:
2-3 года:
– умение самостоятельно пользоваться ложкой –
– уметь нанизать колечко на стержень –
– слепить из пластилина палочку, шарик –
– умение держать карандаш –
– рисовать горизонтальные и вертикальные линии –
– рисовать круг –
– складывать крупную мозаику –
– удерживать ладонь вертикально под счет от 1 до 5 –
– постукивать кулачками по столу –
– соединить большой и указательный пальцы в кольцо –
– показать указательный и средний пальцы («ушки зайчика») –
– попеременно соединять все пальцы с большим пальцем («пальчики здороваются») –
– сжать пальцы в кулак – разжать–
ВЫВОДЫ:
13. Череп (стигмы дизэмбриогенеза черепа):
14. Лицо:
1. Мимическая мускулатура (непроизвольные движения):
– во время разговора –
– во время смеха, плача, крика –
2. Мимическая мускулатура (произвольные движения):
§ Поднять брови вверх («удивиться») –
§ Нахмурить брови («рассердиться») –
§ Прищурить глаза –
§ Надуть щеки («толстячок») –
§ Втянуть щеки («худышка») –