Этап освоения нового материала




Урок музыки в 5 классе, 4 четверть.

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

Цель урока: развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины.

Тип урока: формирование новых знаний.

Задачи урока:

- актуализировать знанияо музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литератураразными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;

- сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

- воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.

- развить интонационный слух и творческие способности;совершенствовать вокально-хоровые навыки;развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.

Предметные умения:

Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами художественного познания мира.

Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

 

Музыкальный материал:

Д. Кабалевский «Реквием» «Наши дети» (Часть II №8), «Помните!» (Часть III №11)

Художественный материал:

«Реквием» Р. Рождественский, репродукции гравюр из цикла «Вечно живые» С.Красаускаса.

 

Ход урока:

1.Орг. момент. Здравствуйте ребята. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с литературного и музыкального эпиграфов.

Актуализация знаний.

На школьной доске написаны эпиграфы:

«О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

Звучит «Реквием» Моцарта (Лакримозе)

 

Учитель: Ребята, вы узнали эту музыку?

Дети: Да, мы ее слушали несколько уроков назад (во 2-й четверти). Это музыка Моцарта.

Учитель: Кто может сказать, как называется это произведение?

Дети: Реквием.

Учитель: Скажите, что это за музыкальный жанр?

Дети: Реквием - произведение траурного характера, исполняемое в честь умершего человека.

Реквием – это пьеса, посвященная памяти усопших.

Учитель: А как вы думаете, почему и зачем композиторы писали подобную музыку?

Дети: Чтобы выразить свои чувства – боль утраты близких людей; осознать потери, найти силы жить дальше; чтобы сохранить память об ушедших.

Учитель: Об этом же говорят и эти литературные эпиграфы.

Постановка учебной задачи.

Учитель: Как выдумаете, ребята. чему будет посвящен наш с вами урок?

Дети: Погибшим на войне, о солдатах, о героях.

Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока: “ О подвигах, о доблести, о славе…».

Запишите ее в тетрадь.

Чем мы будем заниматься?

(Сегодня я познакомлюсь с произведениями искусства, которые рассказывают о подвигах людей).

Попробуйте сформулировать проблемный вопрос сегодняшнего урока.

Ответы уч-ся: Как произведения разных видов искусств раскрывают тему защиты Родины.

 

Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано немало произведений.

До наших дней дошли древнейшие былины, воспевающие мужество богатырей, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях, произведения великих композиторов.

- Почему? С чем это связано?

Ответы уч-ся: (Это оттого, что с древних времен со всех концов на нашу страну наступали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ).

 

Этап освоения нового материала

Учитель: Памяти павших за Родину в годы Великой Отечественной войны посвящены три реквиема: поэта Р. Рождественского, композитора Д. Кабалевского, художника-графика Стасиса Красаускаса.

Учитель: - Прочитайте на с. 145 учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)

Как стоит прочитать первый отрывок, что бы подчеркнуть его драматизм? (Чеканный, упругий ритм, ярко, динамично, отрывисто, громко, маршево.)

Как стоит прочитать второй отрывок, что бы подчеркнуть его лиризм? (Плавно, мягко, светло, тепло, приподнято.)

Учитель: Совершенно верно. «Реквием» написан о погибших, но посвящен живым, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь, рожден войной, но всем своим существом устремлен к миру.

Советский композитор ХХ века Д. Б. Кабалевский на слова Рождественского написал реквием. Давайте послушаем и продирижируем фрагмент из «Реквиема» Кабалевского «Наши дети»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: