СССР в годы перестройки.




Начало политики перестройки. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о намерении провести масштабные реформы в ряде сфер, в том числе в экономике. Вскоре реформы, связанные с деятельностью Горбачева, получили название перестройка.

Большая часть общества восприняла перестройку с энтузиазмом, так как все хотели перемен, прежде всего улучшения качества жизни. К переменам стремились и значительная часть руководства страны, чиновники всех рангов, уже давно тяготившиеся существовавшими порядками. Многие из них мечтали не только распоряжаться государственной собственностью, но и стать ее владельцами, а затем передавать свою власть и собственность по наследству. Усилившиеся группировки чиновничества в национальных республиках, в краях и областях стремились обрести как можно большую независимость от центральной власти, а при возможности полностью выйти из-под ее контроля. И разумеется, в последнюю очередь эти люди желали возвращения какого-либо подобия порядков времен Сталина, когда они головой отвечали за результаты своей работы. С этим связано превращение в период перестройки антисталинской пропаганды в почти официальную идеологию.

Если большинство населения страны первоначально связывало перестройку с «совершенствованием социализма», то верхушка общества стала задумываться об отказе от социализма, изменении общественного строя в своих интересах.

Горбачев выступил с идеей ускорения. Предполагалось ускорить развитие экономики и всего общества за счет использования преимуществ социализма, «скрытых резервов». Первыми перестроечными актами стали законы о госприемке и о трудовых коллективах, постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма ». Борьба с алкоголизмом способствовала росту производительности труда, повышению продолжительности жизни населения и рождаемости. Однако вскоре упали доходы государства от продажи алкоголя, началось массовое самогоноварение, из продажи исчез сахар. Одновременно резко возросли расходы государства в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г., а затем — землетрясения в Армении в 1988 г. Тогда же произошло падение мировых цен на нефть и газ, вследствие чего доходы СССР от внешней торговли резко упали. Итогом всех этих неблагоприятных факторов стало то, что после короткого подъема 1985 — 1986 гг. в 1987 г. начался спад экономики.

Экономические реформы. В условиях нарастания проблем руководство искало выход в проведении решительных преобразований. К 1987 г. произошло значительное обновление управленческого аппарата. Горбачев добился удаления от власти многих престарелых деятелей, заменив их своими приверженцами. Было решено использовать рыночные механизмы, т.е. применить опыт времен нэпа. Закон 1987 г. о государственном предприятии (объединении) расширил права предприятий. В частности, теперь они могли самостоятельно выходить на внешний рынок, создавать совместные предприятия (СП) с иностранными партнерами. Увеличились права директоров предприятий по управлению, государственные органы утрачивали контроль над экономикой. Ранее, в 1986 г., был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности, а в 1988 г. — закон о кооперации. Было провозглашено равноправие частного, кооперативного и государственного секторов экономики.

Однако все эти реформы имели разрушительные для государственной экономики последствия. Руководители госпредприятий стали активно создавать при них кооперативы и СП, перекачивая туда государственную собственность. Новые предприятия быстро переходили от производства к гораздо более выгодной торгово-посреднической деятельности, срастались с криминальными структурами. Государственные предприятия сокращали производство, увольняли работников. В магазинах исчезли товары, цены выросли. С 1989 г. в СССР происходили забастовки. Их начали шахтеры Кузбасса и других угольных регионов страны.

Под влиянием перестроечной публицистики руководство страны видело выход в непосредственном «переходе к рынку». В 1989 —1990 гг. разрабатывались программы такого перехода. Их сутью являлись приватизация (передача в частные руки) государственной собственности и либерализация цен (установление цен на товары на основе спроса и предложения). Спор шел о путях этих мероприятий. Программа, разработанная под руководством С. С. Шаталина и Г. А. Явлинского («500 дней»), предлагала сделать это быстро. Правительственная программа планировала растянуть «переход» на несколько лет.

Реформы политической системы. Наряду с экономическими реформами руководство СССР взяло курс на изменения в политической сфере. Началось все с внесения элементов демократизации в жизнь КПСС. Видя причины нарастания экономических проблем в сопротивлении чиновничества, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию всего государственного управления. Был учрежден новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращающийся в постоянно действующий парламент.

Первые в советской истории альтернативные выборы народных депутатов состоялись в марте 1989 г. В связи с выборами активизировалось общественное движение, появилось много неформальных групп. За работой I съезда народных депутатов СССР в мае 1989 г. следила вся страна. Депутаты высказывали разные взгляды: от поддержки перестройки и требования «углубления» реформ до сомнений в их необходимости. Сторонники перемен образовали не слишком большую, но влиятельную благодаря поддержке ряда средств массовой информации Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). В нее вошли известные деятели, заявлявшие о своем желании демократизировать страну. Лидером группы стал Б.Н.Ельцин, в недавнем прошлом руководитель Московского обкома КПСС. Главным требованием МДГ стала отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Под давлением МДГ, деятельность, которой вызывала горячий отклик в Москве и других крупных городах, руководство страны пошло на уступки. В марте 1990 г. внеочередной III съезд изменил 6-ю статью, провозгласив возможность многопартийности. Одновременно вводился пост Президента СССР. На съезде им был избран М. С. Горбачев. Однако, несмотря на рост полномочий, реальная власть уходила из его рук. Лишение КПСС, которая являлась стержнем власти, ее основных полномочий, вело к усилению неуправляемости страны.

Национальная политика. В конце 80-х гг. XX в. резко обострился национальный вопрос. Первым крупным проявлением этого стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате против назначения русского главой компартии Казахстана (1986 г.).

Серьезной проверкой прочности СССР стал конфликт, начавшийся в 1988 г. в Нагорном Карабахе, населенном в основ- ном армянами, но административно принадлежащем Азербайджану. Вскоре там началась полномасштабная война. В январе 1990 г. произошел погром армян в Баку. Вступление в город войск привело к гибели азербайджанцев. Ранее, в 1989 г., произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине.

Руководство ряда республик взяло курс на отделение от СССР. Оно стало поощрять выступления националистически настроенной части интеллигенции, студенчества. Крупная демонстрация подобного рода произошла в апреле 1989 г. в Тбилиси. В ходе ее в давке погибли несколько человек, но пресса обвинила в их гибели войска. Горбачев шел на уступки местным властям, однако это лишь разжигало их аппетиты.

В 1990 г. прошли выборы депутатов в Верховные Советы республик (в РСФСР — на Съезд народных депутатов). В ряде республик большинство получили сторонники отделения от СССР, в основном из числа «перестроившихся» партийно-государственных деятелей. В марте 1990 г. свою независимость провозгласила Литва, 9 апреля 1991 г. — Грузия, при этом следует уточнить, что документы о государственном суверенитете почти во всех бывших республиках СССР были приняты в период 1988 —1990 гг.

В мае 1990 г. начал работу I съезд народных депутатов РСФСР. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин.

12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России. Она провозглашала верховенство Конституции РСФСР и республиканских законов над союзными. Так был сделан решающий шаг к развалу СССР.

Политика гласности. Вскоре после начала перестройки М. С. Горбачев провозгласил политику гласности. Она означала свободу в высказывании мнений, суждений. По мере развития гласности контролировать ее становилось все труднее. Разоблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдельных недостатков, но и основ системы в целом.

Гласность служила инструментом политического курса реформаторов. Главным организатором гласности считался секретарь ЦК КПСС А. Н. Яковлев. Он был инициатором проведения собраний руководителей средств массовой информации, на которых объяснялось, как освещать те или иные события. На посты руководителей ведущих журналов и газет назначались люди, ратующие за обновление общества. Появилось большое количество изданий, в том числе и бульварных, где можно было помещать любые статьи.

Гласность повлияла и на искусство. Писатели получили право свободно публиковать свои произведения. В театрах ставились новые, острые пьесы. Такая же ситуация была и в кино. Режиссеры получили возможность снимать фильмы практически на любую тему.

Последствия политики гласности оказались противоречивыми. Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду, не опасаясь наказания. Но с другой стороны, свобода быстро превратилась в безответственность и безнаказанность. Появился феномен привыкания к разоблачениям, вскоре захвативший всю страну. Гласность породила равнодушие и цинизм в обществе, перекормленном негативом.

ГКЧП и распад СССР. Политика перестройки не привела к положительным результатам. Напротив, с 1989 г. быстро нарастал спад производства, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Магазины опустели настолько, что даже в Москве были введены так называемые «карточки потребителя».

Неудачной в целом была и внешняя политика СССР, в которой наряду с М. С. Горбачевым большую роль играл министр иностранных дел Э. А. Шеварднадзе. Правда, в эти годы снизилось противостояние между СССР и США, уменьшилась опасность термоядерной войны, начался процесс сокращения вооружений, были ликвидированы ракеты ближней и средней дальности. Советский Союз пошел на значительные односторонние уступки Западу. Инициированные Горбачевым процессы демократизации в странах Восточной Европы привели к приходу к власти там враждебных СССР сил.

Внутри СССР нарастало стремление республик к самостоятельности. С целью сохранить единое государство, пусть и в ином виде, М. С. Горбачев задумал подписание нового союзного договора, по которому значительная часть государственных полномочий передавалась от федерального Центра республикам. Фактически это вело к распаду единого государства.

Подписание нового договора было назначено на 20 августа 1991 г. Горбачев, объявив об этом, отправился отдыхать на дачу в Форос (Крым). В это время сторонники сохранения СССР готовились к решительным мерам. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе восьми человек. 18 августа члены ГКЧП предложили Горбачеву подписать указ о введении в стране чрезвычайного положения, но он отказался.

19 августа 1991 г. ГКЧП объявил о неспособности президента исполнять свои обязанности. Его функции перешли к вице-президенту Г.И.Янаеву, члену комитета. В Москве было введено военное положение, деятельность новых политических партий прекращалась, некоторые газеты были закрыты.

Избранный в июне 1991 г. Президентом РСФСР Б. Н. Ельцин издал указ, в котором действия ГКЧП квалифицировались как государственный переворот, а его решения объявлялись незаконными. Вскоре лидеры ГКЧП были арестованы.

Августовские события привели к ускорению распада СССР. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии расторгли договор об образовании СССР 1922 г. Тогда же было подписано Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ)

ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ

 

1 Каковы были цели реформ, начатых М. С. Горбачевым? - С каких мероприятий началась перестройка?

Ответ: 12 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М. С. Горбачев. Вскоре он выступил с инициативой "обновления социализма" - соединении социализма и демократии. В апреле 1985 г. состоялся Пленум ЦК КПСС, была выдвинута задача: достичь качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы: - научно-техническое обновление производства, - достижение мирового уровня производительности труда, - активизация всей системы политических и общественных институтов. Главным средством для достижения этой цели должно было стать ускорение социально-экономического развития общества. В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. В отчетном докладе М. С. Горбачев подтвердил, что КПСС взяла курс на "перестройку"- суть ее на данном этапе состояла в ослаблении централизованного управления экономикой, предоставлении инициативу отдельным предприятиям. Следующим шагом должна была стать широкая "демократизация" страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических и гражданских прав человека. КПСС, при сохранении руководящей роли, должна гарантировать обществу "гласность" при принятии ею решений. Инициаторы "перестройки" не ставили задачи слома административно-командной системы, они хотели "обновить", "улучшить", как считалось, построенный в СССР "развитой социализм". Начальные мероприятия перестройки. Реформа политической системы. - В 1985 г. началась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. - Как средство борьбы с недостатками стала проводиться политика гласности. С 1986 г. была снята цензура, печатались ранее запретные материалы, книги - На октябрьском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС было принято решение о "заполнении белых пятен" в истории СССР. - создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий. Были освобождены все политические заключенные. Экономическая реформа. На начальном этапе М. С. Горбачев надеялся поправить экономическую ситуацию, используя административные рычаги - повышение дисциплины и ответственности. Продолжилась борьба с "нетрудовыми доходами" и взяточничеством, начатая при Ю. В. Андропове. В мае 1985 г. в стране была начата антиалкогольная кампания. Она была непродуманной и не учитывала мирового опыта подобных мероприятий. В итоге пьянство в обществе искоренить не удалось, а бюджету государства был нанесен ощутимый урон, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников его дохода. 19 ноября 1986 г. был принят Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Но развитие частной инициативы сталкивалось с трудностями: сопротивлением чиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-за высоких цен) населения. Поворот во внешней политике В ноябре 1985 г. в Женеве состоялась встреча М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана. Стороны заявили о своем отказе добиваться военного превосходства друг над другом. СССР объявил мораторий на испытание ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в Европейской части СССР. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. В СССР начались сокращение Советской Армии, конверсия военного производства. В октябре 1986 г. в Рейкьявике состоялась встреча М. С. Горбачева и Р. Рейгана, по вопросу о сокращении и контроле над вооружениями. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности на территории Европы, принадлежавших обеим сторонам. М. С. Горбачев заявил об отказе от политики вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора, в результате коммунистические режимы в странах Восточной Европы рухнули.

 

2. Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? - Каковы были результаты реформ? Ответ: Как реформировалась экономика СССР в годы перестройки? Кризис 80х годов требовал реформ, поэтому с 1985 годов начались эти долгожданные реформы.

Была разработана программа экономических реформ, по которой предусматривалось расширение самостоятельности предприятий, при хозрасчете и самофинансировании. Реформы также предполагали развитие частного сектора в форме кооперативов, а также интеграцию в мировой рынок, сокращение числа министерств.

 

Были придумана «программа 500 дней». По этой программе должна была быть реализована приватизация государственных предприятий, ограничение экономической власти центральных властей СССР. Но эта программа так и не была реализована.

Каковы были результаты реформ? Сначала страна быстро вступила в глобальные преобразования, которые закончились полным крушением СССР. Было издано сотня законов, рост национального дохода сначала вырос на 4%, а потом сократился на 10%. Экономическая обстановка значительно ухудшилась, сопровождаясь товарным дефицитом, низкой платежеспособностью рубля, усилением так называемого черного рынка. Однако, появился частный сектор – это совершенно новое явление.

Также были приняты законы, которые предусматривали децентрализацию, собственность приватизировалась частично, трудовые коллективы могли теперь арендовать предприятия.

3. Какие изменения пережило политическое устройство СССР в годы перестройки? Ответ: Началось все с внесения элементов демократизации в жизнь КПСС. Видя причины нарастания экономических проблем в сопротивлении чиновничества, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию всего государственного управления. Был учрежден новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращающийся в постоянно действующий парламент.
Первые в советской истории альтернативные выборы народных депутатов состоялись в марте 1989 г. В связи с выборами активизировалось общественное движение, появилось много неформальных групп. За работой I съезда народных депутатов СССР в мае 1989 г. следила вся страна. Депутаты высказывали разные взгляды: от поддержки перестройки и требования «углубления» реформ до сомнений в их необходимости. Сторонники перемен образовали не слишком большую, но влиятельную благодаря поддержке ряда средств массовой информации Межрегиональную депутатскую группу (МДГ). В нее вошли известные деятели, заявлявшие о своем желании демократизировать страну. Лидером группы стал Б.Н.Ельцин, в недавнем прошлом руководитель Московского обкома КПСС. Главным требованием МДГ стала отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС.
Под давлением МДГ, деятельность, которой вызывала горячий отклик в Москве и других крупных городах, руководство страны пошло на уступки. В марте 1990 г. внеочередной III съезд изменил 6-ю статью, провозгласив возможность многопартийности. Одновременно вводился пост Президента СССР. На съезде им был избран М. С. Горбачев. Однако, несмотря на рост полномочий, реальная власть уходила из его рук. Лишение КПСС, которая являлась стержнем власти, ее основных полномочий, вело к усилению неуправляемости страны

4. Как национальные конфликты и национальные движения повлияли на события времен перестройки?

Ответ: В конце 80-х гг. XX в. резко обострился национальный вопрос. Первым крупным проявлением этого стало выступление казахской молодежи в Алма-Ате против назначения русского главой компартии Казахстана (1986 г.).
Серьезной проверкой прочности СССР стал конфликт, начавшийся в 1988 г. в Нагорном Карабахе, населенном в основ- ном армянами, но административно принадлежащем Азербайджану. Вскоре там началась полномасштабная война. В январе 1990 г. произошел погром армян в Баку. Вступление в город войск привело к гибели азербайджанцев. Ранее, в 1989 г., произошли кровавые столкновения между узбеками и турками-месхетинцами в Ферганской долине.
Руководство ряда республик взяло курс на отделение от СССР. Оно стало поощрять выступления националистически настроенной части интеллигенции, студенчества. Крупная демонстрация подобного рода произошла в апреле 1989 г. в Тбилиси. В ходе ее в давке погибли несколько человек, но пресса обвинила в их гибели войска. Горбачев шел на уступки местным властям, однако это лишь разжигало их аппетиты.
В 1990 г. прошли выборы депутатов в Верховные Советы республик (в РСФСР — на Съезд народных депутатов). В ряде республик большинство получили сторонники отделения от СССР, в основном из числа «перестроившихся» партийно-государственных деятелей. В марте 1990 г. свою независимость провозгласила Литва, 9 апреля 1991 г. — Грузия, при этом следует уточнить, что документы о государственном суверенитете почти во всех бывших республиках СССР были приняты в период 1988 —1990 гг.

5. Что такое политика гласности? Какие последствия она имела?

Ответ: Политика гласности означала свободу в высказывании мнений,суждений.По мере развития гласности ее становилось все труднее и труднее контролировать.Это политика максимальной открытости.

Последствия:

1. Люди теперь могли спокойно говорить правду,не опасаясь последствий.

2. Свобода превратилась в безответственность и безнаказанность.

3. Были освобождены многие диссиденты.

4. Появились критические публикации.

 

6. Как распался СССР?

Ответ: Распа́д СССР — процессы системной дезинтеграции в социальной структуре, народном хозяйстве, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению его существования 26 декабря 1991 года.

Процесс распада начался во второй половине 1980-х годов с началом перестройки; проявился, в частности, в стремлении союзных республик к большей государственной и экономической независимости от союзного центра («Парад суверенитетов») и завершился подписанием 8 декабря Беловежских соглашений и 21 декабря Алма-Атинской декларации, учреждающих конфедеративный союз бывших советских республик Содружество Независимых Государств, сложением полномочий президента СССР Михаилом Горбачёвым 25 декабря и принятием декларации о прекращении существования СССР Советом Республик Верховного Совета СССР 26 декабря 1991 года.

7. Существовала ли, на ваш взгляд, возможность сохранить СССР? - Свое мнение аргументируйте фактами.

 

Ответ: Возможно, такая возможность и существовала. Например, причины, по которым СССР все-таки распался, были бы решены и таким образом союз продолжил бы свое существование. Но СССР распался не просто так, тому были несколько причин, которые формировались долго. Поэтому я думаю, что де-факто никакой возможности сохранения СССР не было. Стоит учитывать хотя бы тот факт, что экономика в конечный период существования страны была не конкурентоспособной.

 

Чтобы сохраниться нужно было исправить авторитарный характер власти, а значит прекратить гонения на церковь, преследование диссидентов, и остановить принудительный коллективизм. Общество было обезличенным, а это очень не нравилось образованному населению.

 

Также СССР пришлось бы избавиться от своего главного столпа - господства одной идеологии, потому что поддержание этого требовало запрета на общение с иностранцами, цензуру, отсутствие заграничных поездок и так далее.

 

Чтобы сохранить себя СССР нужно было бы удалить из реальности неудачные попытки реформирования, нужно было избавить экономическую систему от всеобщего дефицита. Каким-то образом СССР нужно было изменить свою экстенсивную экономику, внедрить либерализацию на более ранних сроках. Реформы проводились слишком поздно, когда система была уже не жизнеспособной.

 

Но самое главное к подобной экономической и политической системам существовал кризис доверия, который увеличивался не только из-за низкого качества продукции, но и из-за того, что сказку спускали на гонку вооружений и помощь другим социалистическим странам, которые в момент перестали таковыми быть после падения режима в самом СССР.

 

Экономика СССР была экстенсивной и пережить снижение мировых цен на нефть не могла. На фоне слабой экономики центробежные националистические тенденции только усиливались, и никакой моноцентризм принятия решений Москвой не мог это нивелировать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: