Человек требует у Неба и Земли наград за свои труды.




Он ищет радостей, наслаждений. Каждый по-своему понимает наслаждение:

один — в борьбе, труде, преодолении препятствий; другой — в награде за этот труд, в похвалах, почестях, славе, признательности; третий — в наслаждениях тела; четвертый — в деятельности ума и т.д. до бесконечности. Но Человек ищет, и ждет, и вожделеет этих разных наслаждений.

Наконец, Человек никогда не успокоится на достигнутом («с душой не будет сладу, к чему бы поиски ни привели»). Всегда и везде он будет идти и идти дальше и дальше, бесконечно и неуспокоенно.

Со времен Сократа, провозгласившего призыв «Познай самого себя!», люди искали ответы на вопросы, что есть Человек, зачем живет, каковы его главнейшие качества. Древние греки даже на своих храмах писали терзающее воззвание своего великого философа. Христианские проповедники говорили о греховности человека, испорченности и порочности его, но в то же время видели в нем «свет божества», ведь он сотворен Богом по образу и подобию своему. Гуманисты Ренессанса восславили человека, они пели ему восторженные гимны, его уму, его физической красоте. В движениях подобен ангелу, в мыслях — Богу. «Венец природы!» — восклицал Шекспир устами Гамлета. Монтень посвятил человеку свою книгу «Опыты», многое раскрыв в нем, в его психологии для историка, политика и художника.

Одни видели в человеке изначальное зло (Макиавелли, Гоббс), другие — добро (Шефтсбери, Руссо). Третьи считали его продуктом влияния среды и воспитания (Локк). Гете отметил в нем вечные качества, благотворные и необходимые прогрессу.

Его вечная неуспокоенность, вечный поиск нового, вечная неудовлетворенность достигнутым и неиссякаемая энергичная активность, влекущая в бой, страсть преодолевать трудности, брать преграды — вот инстинкты, заложенные в человеке природой!

Мефистофель убежден, что Фауст отличается от прочих людей лишь своими причудами, что внутренне он так же слаб и беззащитен, как все остальные, что его можно без всякого труда совратить с пути поисков истины, погасить в нем разум и погубить его душу, другими словами, убить в Фаусте все высокие помыслы и стремления. Мефистофель предлагает Богу пари, а тот принимает вызов. Почему?

Это вера самого И. В. Гете, вера просветителя в могущество разума, в конечную по беду сознательного гуманного начала. Но победу надо завоевать. Спор не разрешен. Пусть ищет человек, пусть через страдания и сомнения приходит к истине.

В «Прологе на небе» Гете раскрыл свою философию, свои взгляды на человека, общество, природу.

Борьба за раскрепощение от оков феодализма и церкви во времена И. В. Гете была невозможна без разоблачения христианского учения о греховности, беспомощности и бессилии человека, без утверждения беспредельных возможностей его разума и творческой энергии. В этом и заключается главный смысл «Пролога на небесах». И весьма любопытно, что все эти идеи поэт развивает, оперируя образами из самой христианской мифологии.

Трагизм любви Фауста и Гретхен

Эта история начинается с кухни ведьмы, на которой Фауст с помощью ведьмы получает волшебный напиток, вместе с которым к нему поворачивается молодость. Фауст имеет надежду найти счастье в любви юной Гретхен. Он старается жить человеческой жизнью, их страстями, прихотями. Но вместе с красавицей Гретхен он найдет и уличных сплетниц, завистливых подруг, хитрого и жадного попа.

Гретхен – самый поэтичный из женских образов в мировой литературе. Дочь бюргера, простая и непритязательная, она изображена как дитя природы. Гретхен много работает, как и все немецкие женщины: готовит пищу, прибирает дом, шьет, поет песни, гадает на цветочке. Наивная, простая и доверчивая, она очень нравится Фаусту и отвечает на его чувство любовью. Но она в плену религиозных и бытовых обычаев, ее пугает свободный и непонятный Фауст.

Любовь, которая должна давать лишь радость для Гретхен, скоро превращается в мучение, в невоенные преступления. Гибнет в поединке с Фаустом ее брат Валентин, умирает от снадобья, данного дочерью, мать Гретхен. Она сама уничтожена человеческим осуждением, так как родила безбрачное дитя. Мещане выгоняют ее из города и несчастная Гретхен становится убийцей родного ребенка – она топит новорожденное дитя в лесном ручье. Несчастная Гретхен теряет ум, она ждет смертной казни в городской тюрьме.

Фауст с Рафаэлем будут стараться спасти ее, забрать из тюрьмы, но чистая и прекрасная душой Гретхен откажется от помощи нечистой силы, оттолкнет от себя Фауста: он не такой, как все, он виновен во всех ее страданиях. В финальной сцене смерти Гретхен в ответ на вопль Рафаэля «Она погибла!» сверху прозвучит: «Она спаслась!» Это голос Господа, который окутывает своей любовью всякую верующую душу.

Произведение «Фауст» Гете не для разового прочтения. Этой книгой нельзя занять себя, когда нет никаких дел. Это не развлекательная литература. Ее не читают ради любопытства. Это великолепное произведение создано для того, чтобы человек открыл глаза на происходящее вокруг. Гёте призывает всех прикоснуться к истинной жизни. Автор настоятельно советует замечать прекрасное, которое нас окружает.

Философская драма дышит духом народа. Автор поднимает темы, которые близки каждому: любовь и ненависть, отчаяние и прощение, жестокость и сострадание. Произведение наполнено реально-бытовыми сценами, лирическими отступлениями, трагическими событиями. «Фауст» заставляет сопереживать героям, читатель невольно становится на место персонажа и решает, как бы он поступил в данной ситуации.

С помощью сказочных мотивов, легенд и мифов автор о сложном рассказывает просто и понятно. Реальность переплетается с фантастикой. Этот прием помогает воссоздать целостный уникальный человеческий образ. В центе произведения — Иоанн Фауст — чернокнижник и средневековый маг. Именно об этом герое повествует легенда. История, основанная на реальных событиях, не оставляет равнодушным ни одного читателя. Это произведение надолго остаётся в памяти людей. До конца понять его невозможно, его можно только прочувствовать.

У героя произведения была невероятная цель. Разочаровавшись в средневековых учениях, он самостоятельно попытался разобраться в законах природы. Кроме того, со временем он хотел подчинить все живое человеку. Однако его не поняли ни ученые того времени, ни церковные служащие. Он был объявлен практически врагом народа. Церковники и вовсе сошлись во мнении, что чернокнижник продал свою душу самому дьяволу.

Иоанн Фауст жил в эпоху Просвещения. Этим и объясняется его неимоверная тяга к знаниям, к изучению неизведанного. Герой олицетворяет порыв всей своей эпохи. У людей было больше вопросов, чем ответов. Все хотели знаний, все хотели докопаться до истины. Были и сторонники церковных предрассудков. Герой всеми силами боролся с этими течениями, пытаясь доказать, что сила и красота природы несокрушимы. Человек — лишь частица в неизведанном огромном мире.

Домашнее задание: ответить письменно на вопросы по тексту

1. Куда отправился Фауст и Мефистофель с целью продолжить гулянье и развлеченье

2. Что случилось с возлюбленной Фауста, отягощённой совестью за содеянные преступления?

3. Как юная возлюбленная Фауста спасла свою душу?

4. Какой недуг постиг Фауста в конце жизни?

5. К какому важному выводу приходит Фауст в конце жизни, возвращаясь к вопросу о переводе Нового Завета?

6. Кто выиграл спор за душу Фауста?

7. Кто стал проводником Фауста в Иной мир?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: