Возможности школьной библиотеки
По социализации детей
Социализация – это развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Объективно содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью, стали законопослушными гражданами (политическая социализация) и т.д.
Стадии социализации:
- Первичная социализация (семья)
- Вторичная социализация (школа)
- Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала.
Образовательное пространство при социализации составляют:
· Дети
· Родители
· Педагоги
· Библиотекарь
Если не будет тесного взаимодействия всех участников, положительных результатов не будет!
Результат социализации – социализированность, т.е. сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированный человек должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:
1) уметь быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности;
2) обладать социальной активностью, целеустремленностью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях;
3) иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решений, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;
4) быть законопослушным, социально ответственным, обладать развитым чувством внутреннй сободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке и конкуренции с другими;
5) иметь в разумной мере индивидуалистические установки, ориентацию на себя,свои интересы и потребности, обладать рациональным, альтернативным мышлением и прагматическим отношением к жизни;
6) иметь национальное сознание гражданина ДНР, быть патриотом своей республики.
Обострение проблем социализации подрастающего поколения сегодня выдвигает на первый план это направление в работе библиотек. Одна из главных задач, стоящих перед библиотекой - содействие формированию высоконравственной, социально адаптированной личности. Задача школьной библиотеки – на каждом этапе развития общества выделять и использовать в воспитании все позитивные моменты и компенсировать негативные моменты за счет позитивных.
Библиотека с ее ресурсами представляет собой обобщенный социальный опыт, накопленный человечеством. Она обеспечивает доступ к знаниям и полной достоверной информации на бесплатной основе.
Библиотека – это своеобразный центр по саморазвитию, самообразованию. В отличие от многих социализирующих институтов, сегодня именно библиотека в наибольшей степени сохранила доверие детей и юношества.
Отношение библиотекаря к своим посетителям лишено авторитарности. Каждый читатель, приходя в библиотеку, может рассчитывать на уважительное к себе отношение. Библиотекарь, как специалист, должен владеть специальными знаниями о своей читательской аудитории, об издательской продукции на любых носителях.
Все это позволяет направить деятельность библиотек на оказание помощи в формировании и развитии личности, в получении информации для принятия верных решений в различне периоды взросления, т.е. на социализацию детей.
Навыки читательской культуры, информационной культуры – одно из необходимых условий социализации молодежи. Специалисты разных областей знаний – в том числе психологи, педагоги, социологи – доказали, что нечитающий ребенок – это не только препятствие к социально успешной реализиции личности, но и большой риск для общества. Риск пополнения групп людей с дивиантным поведением, с атрофированной способностью к состраданию; риск увеличения людей, не способных считывать элементарную информацию, усвоить самую простую инструкцию, людей с пониженной способностью к адаптации.Навыки читательской, информационной культуры у детеймогут помочь сформировать именно библиотечные специалисты.
Основные направления в просветительской и воспитательной работе школьной библиотеки по социализации молодого поколения:
Формирование духовно-нравственной культуры
(ориентация на гуманистические установки и жизненные ценности, воспитание потребности к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, культурных традиций)