Дисциплина «Детская психология»
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1
Тема: «ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ»
Вопросы для обсуждения:
1. Факторы внутриутробного развития среда, влияние вредных веществ,
2. здоровье матери и отца, эмоциональное состояние матери.
3. Стадии внутриутробного развития: зародыш, эмбрион, плод.
4. Психическая стимуляция ребенка в утробе матери.
5. Подготовка семьи к реализации родительских функций. Понятие «сознательное родительство».
Основная литература:
1. Волков, Борис Степанович. Психология младшего школьника [Текст]: практикум: учеб. пособие / Б. С. Волков. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 269 с.
2. Каменская, Валентина Георгиевна. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Каменская. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2010. - 287 с.
3. Крайг, Грейс. Психология развития [Текст]: пер. с англ. / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 939 с.
4. Мухина, Валерия Сергеевна. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник / В. С. Мухина. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2011. - 656 с.
5. Фурманов, Игорь Александрович. Психология детей с нарушениями поведения [Текст]: пособие для психол. и пед. / И. А. Фурманов. - М.: Владос, 2010. – 351 с.
Занятие №2
Тема: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности психического развития ребенка от рождения до 3-х лет.
2. Период новорожденности. Специфика психического развития младенца в отличие от животного.
3. Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения со взрослыми.
4. Формирование предпосылок усвоения речи.
5. Развитие движений и действий.
6. Развитие ориентировки в окружающем мире(особенности внимания, памяти, восприятия, мышления).
7. Развитие предпосылок формирования личности. Индивидуальные особенности младенцев. Кризис 1 года.
8. Психологические основы воспитания и обучения детей 1 года жизни.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить таблицы и схемы:
- Особенности психического развития детей первых трех лет жизни
Литература:
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – 3-е изд. -М.,1977. – с. 31-34; 121-133; 143-150
- Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста
Литература:
Аксарина Н.М. Воспитание ребенка раннего возраста. -3-е изд. –М., 1977. – с. 93-114
- Показатели нервно-психического развития детей от рождения до 3-х лет.
Литература:
Печора К.Л., Понтюхина Г.В., Голубева Л.Б. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986. – с. 5-31; 122-130
2. Выписать понятия: новорожденность, младенчество, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение.
Основная литература:
1.Авдеева Н.М., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М.,1991
2.Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (о развитии и воспитании ребенка первого года жизни. –СПб., 1999
3. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др. –М., 1996. – с. 6-46
Дополнительная литература:
1. Волосова Е. Что может малыш на первом году жизни//Дошкольное воспитание. 1989, №5, с.92-97
2. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни.//Собр. соч. в 6 т.т. - М.,1984, т.4. – с. 269-318
3. Лямина Г. Закономерности развития и воспитания детей первого года жизни //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – с. 64-71
4. Мещерякова С. Становление общения ребенка с взрослыми на первом году жизни // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 90-96
5. Павлова Л. Мамина школа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 10. – с. 89-97; 2001. - № 1. – с. 70-75; 2001. - № 3. – с. 84-91
Занятие № 3
Тема: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.
Вопросы для обсуждения:
1. Важнейшие достижения раннего детства:
а) овладение прямохождением
б) переход к предметной деятельности и овладение орудийным действием
в) игра и продуктивные виды деятельности в раннем детстве
г) развитие речи в раннем детстве.
2. Умственное развитие ребенка в раннем детстве:
а) развитие предметного восприятия и образование представлений о свойствах предметов
б) развитие наглядно-действенного мышления.
3. Формирование личности в раннем детстве:
а)расширение сферы общения и эмоционального развития ребенка
б) изменение внутренней позиции ребенка. Кризис 3-х лет.
4. Психологические основы обучения и воспитания детей раннего возраста.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать понятия: орудийные действия, соотносящиеся действия, наглядно-действенное мышление.
2. Составить таблицы и схемы:
- Этапы овладения фонетикой и грамматикой в младенчестве и раннем детстве.
Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986. - с.104.
- Этапы усвоения грамматики в раннем детстве. /по А.Н. Гвоздеву/.
Литература: Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- М.,1988 с.97-98.
Основная литература:
1. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. –М., 1996. – с. 48-118
2. Галигузова Л. Ранний возраст. Развитие процессуальной игры //Дошкольное воспитание. -1993г. - № 4. - с.45-50
3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. -М., 1992. - с.7-58; 96-115
4. Смирнова Е. Возраст нераскрытых резервов //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – с. 80-89
5. Павлова Л. О современных проблемах раннего детства //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – с. 9-12
Дополнительная литература:
1. Аксарина Н.М, Воспитание детей раннего возраста. -М., 1977
2. Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 7. - с.65-67
3. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - с.61-64.
4. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - с.78-85 или // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 236-243
5. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем детстве. -М.,1978
6. Павлова Л. Проблема обучения детей раннего возраста// Дошкольное воспитание. – 1985. - № 8, 9, 10, 11
Занятие № 4 (включает две темы)
Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие общения, генезис форм общения дошкольников со взрослыми.
2. Роль семьи в развитии личности ребенка.
3. Взаимосвязь системы отношений в семье и положения ребенка в ней. Избирательное отношение ребенка к взрослым членам семьи.
4. Восприятие детьми роли родителей.
5. Психологические особенности типов воспитания детей в семье.
Задания для самостоятельной работы:
Сделать таблицы:
- Типы родительского авторитета
Литература: Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. О родительском авторитете.// О воспитании. -М.,1990. - с.201-208
-Формирование навыков культуры общения у детей 2-7 лет.
Литература:Программа обучения и воспитания детей в детском саду. 3-е изд.
-М.,1987 с.41, 58, 82-83, 110-111, 142.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.,1995 с.195.
-Развитие форм общения у детей со взрослыми от рождения до 7 лет.
Литература: Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.,1986 с.79-80
Основная литература:
1. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М. 1987. -с.49-52
2. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей //Вопросы психологии. – 1982, №1. – с. 59- 68
3. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. -М.,1987.- с. 92-139
4. Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – с. 7-34
5. Пухова Т.Н. Развитие представлений о семейных отношениях у детей //Вопросы психологии, 1996, № 2. – с. 14-23
6. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми //Вопросы психологии, 1990, № 1. – с. 93-99
Дополнительная литература:
1. Земска М. Семья и личность. -М.,1986
2. Керинг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми //Вопросы психологии, 1990, № 1. - с.158-164.
3. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. //Вопросы психологии, 1986, № 1. - с.165-171.
Занятие № 4
Тема: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие общения. Генезис форм общения дошкольников со сверстниками.
2. Формы и содержание взаимодействия детей в совместной деятельности.
3. Мотивы контактов со сверстниками.
4. Условия развития взаимоотношений детей в совместной деятельности.
5. Психологическая характеристика конфликтов между дошкольниками в разных видах деятельности.
З адания для самостоятельной работы:
1. Составить таблицы:
- Развитие форм общения дошкольников со сверстниками
Литература: Развитие форм общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989. – с. 156-163
- Причины детских конфликтов
Литература: Рояк А. Детские конфликты //Дошкольное воспитание. - 1977. - №4. - с.13-21, №5 с.10-14
2. Выписать понятия: общение, мотив, деятельность, конфликт.
Основная литература:
1. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений в совместной деятельности //Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – с. 24-32
2. Вовчик-Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы // Дошкольное воспитание.- 1988. - № 6. - с.56-59 или Психология дошкольника. Хрестоматия./Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 20-24
3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности //Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – с 35-42
4. Кошелева А. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 11. - с.40-46
5. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – с. 72-77
6. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 68-74
Дополнительная литература:
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. –М., 2000. – с. 131-251
2. Общение детей в детском саду и семье. /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной -М.,1991 с.34-137
3.Отношения между сверстниками в группе детского сада /опыт социально-психологического исследования // Под ред. Т.А. Репиной -М.,1978.
4. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. –М.,1976
Занятие № 5
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие словаря и грамматического строя речи.
2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи.
3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Роль речи в развитии психика ребенка.
4. Развитие речи дошкольника в разных видах деятельности.
5. Развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, знаковой.
Задания для самостоятельной работы:
1.Составить схемы:
- Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника
Литература:
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника. //Вопросы психологии 1989 №3 с.39-43
- Развитие словаря, грамматического строя, связной речи у детей от 3 дл 7 лет.
Литература: Программа обучения и воспитания детей в детском саду. 3-е изд. - М.,1987 с.64-65, 89-90, 119-121, 150-152.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.,1995. с. 228-230.
2. Выписать понятия: речь, язык, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь, диалогическая, монологическая, ситуативная, контекстная, объяснительная речь.
Основная литература:
1. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи //Дошкольное воспитание 1993, №9 с.58-65
2. Ахуджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности // Дошкольное воспитание 1983 №6 с.34-36
3. Давидович Л., Резниченко Т. Если ребенок не говорит //Дошкольное воспитание. -2000. - № 1. – с. 93-98; № 10. – с. 102-109
4. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А.- М., 2000. - с. 81-90
5. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи //Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М. Семенюк /Под ред. Д.И. Фельдштейнва. – М., 1994. – с. 148-152
6. Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А.- М., 2000. с. 90-107
7. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей // Основы общей психологии. - в 2-х т., т.1 -М.,1989 с.460-483
8. Сохин Ф.А. О задачах развития речи //Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 71-81
9. Фоменко Л. Синтаксис… Что могут и не могут дети 4-6 лет //Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. – с. 48-50
Дополнительная литература:
1993 Вып.1.
1. Детская речь: Хрестоматия в 2-х ч. /Сост. М.Д. Вейнева, М.Б. Елихеева - С-Пб.
2. Детская речь: Хрестоматия в 2-х ч. /Сост. Н.И. Лепская, С.П. Цейтлин -СПб. 1994
3. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной -М.,1985.
4. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1996
5. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. –М., 2002
6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –М., 2001