Занятие № 4 (включает две темы)




Дисциплина «Детская психология»

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1

Тема: «ПРЕНАТАЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ»

Вопросы для обсуждения:

1. Факторы внутриутробного развития среда, влияние вредных веществ,

2. здоровье матери и отца, эмоциональное состояние матери.

3. Стадии внутриутробного развития: зародыш, эмбрион, плод.

4. Психическая стимуляция ребенка в утробе матери.

5. Подготовка семьи к реализации родительских функций. Понятие «сознательное родительство».

Основная литература:

1. Волков, Борис Степанович. Психология младшего школьника [Текст]: практикум: учеб. пособие / Б. С. Волков. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2010. - 269 с.

2. Каменская, Валентина Георгиевна. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст]: учеб. пособие / В. Г. Каменская. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2010. - 287 с.

3. Крайг, Грейс. Психология развития [Текст]: пер. с англ. / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 939 с.

4. Мухина, Валерия Сергеевна. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник / В. С. Мухина. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2011. - 656 с.

5. Фурманов, Игорь Александрович. Психология детей с нарушениями поведения [Текст]: пособие для психол. и пед. / И. А. Фурманов. - М.: Владос, 2010. – 351 с.

 

Занятие №2

Тема: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности психического развития ребенка от рождения до 3-х лет.

2. Период новорожденности. Специфика психического развития младенца в отличие от животного.

3. Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения со взрослыми.

4. Формирование предпосылок усвоения речи.

5. Развитие движений и действий.

6. Развитие ориентировки в окружающем мире(особенности внимания, памяти, восприятия, мышления).

7. Развитие предпосылок формирования личности. Индивидуальные особенности младенцев. Кризис 1 года.

8. Психологические основы воспитания и обучения детей 1 года жизни.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицы и схемы:

- Особенности психического развития детей первых трех лет жизни

Литература:

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста – 3-е изд. -М.,1977. – с. 31-34; 121-133; 143-150

- Особенности психического развития детей младенческого и раннего возраста

Литература:

Аксарина Н.М. Воспитание ребенка раннего возраста. -3-е изд. –М., 1977. – с. 93-114

- Показатели нервно-психического развития детей от рождения до 3-х лет.

Литература:

Печора К.Л., Понтюхина Г.В., Голубева Л.Б. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 1986. – с. 5-31; 122-130

2. Выписать понятия: новорожденность, младенчество, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение.

Основная литература:

1.Авдеева Н.М., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М.,1991

2.Андреева Н.Г., Соколова Л.В. Этот удивительный младенец (о развитии и воспитании ребенка первого года жизни. –СПб., 1999

3. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, М.Н. Галигузова и др. –М., 1996. – с. 6-46

Дополнительная литература:

1. Волосова Е. Что может малыш на первом году жизни//Дошкольное воспитание. 1989, №5, с.92-97

2. Выготский Л.С. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни.//Собр. соч. в 6 т.т. - М.,1984, т.4. – с. 269-318

3. Лямина Г. Закономерности развития и воспитания детей первого года жизни //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – с. 64-71

4. Мещерякова С. Становление общения ребенка с взрослыми на первом году жизни // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 90-96

5. Павлова Л. Мамина школа //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 10. – с. 89-97; 2001. - № 1. – с. 70-75; 2001. - № 3. – с. 84-91

 

 

Занятие № 3

Тема: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.

Вопросы для обсуждения:

1. Важнейшие достижения раннего детства:

а) овладение прямохождением

б) переход к предметной деятельности и овладение орудийным действием

в) игра и продуктивные виды деятельности в раннем детстве

г) развитие речи в раннем детстве.

2. Умственное развитие ребенка в раннем детстве:

а) развитие предметного восприятия и образование представлений о свойствах предметов

б) развитие наглядно-действенного мышления.

3. Формирование личности в раннем детстве:

а)расширение сферы общения и эмоционального развития ребенка

б) изменение внутренней позиции ребенка. Кризис 3-х лет.

4. Психологические основы обучения и воспитания детей раннего возраста.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать понятия: орудийные действия, соотносящиеся действия, наглядно-действенное мышление.

2. Составить таблицы и схемы:

- Этапы овладения фонетикой и грамматикой в младенчестве и раннем детстве.

Литература: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии.-М.,1986. - с.104.

- Этапы усвоения грамматики в раннем детстве. /по А.Н. Гвоздеву/.

Литература: Детская психология /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- М.,1988 с.97-98.

Основная литература:

1. Воспитание детей раннего возраста /Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. –М., 1996. – с. 48-118

2. Галигузова Л. Ранний возраст. Развитие процессуальной игры //Дошкольное воспитание. -1993г. - № 4. - с.45-50

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения от года до семи лет. -М., 1992. - с.7-58; 96-115

4. Смирнова Е. Возраст нераскрытых резервов //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – с. 80-89

5. Павлова Л. О современных проблемах раннего детства //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. – с. 9-12

Дополнительная литература:

1. Аксарина Н.М, Воспитание детей раннего возраста. -М., 1977

2. Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 7. - с.65-67

3. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. - 1981. - № 10. - с.61-64.

4. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет //Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - с.78-85 или // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000. – с. 236-243

5. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем детстве. -М.,1978

6. Павлова Л. Проблема обучения детей раннего возраста// Дошкольное воспитание. – 1985. - № 8, 9, 10, 11

Занятие № 4 (включает две темы)

Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие общения, генезис форм общения дошкольников со взрослыми.

2. Роль семьи в развитии личности ребенка.

3. Взаимосвязь системы отношений в семье и положения ребенка в ней. Избирательное отношение ребенка к взрослым членам семьи.

4. Восприятие детьми роли родителей.

5. Психологические особенности типов воспитания детей в семье.

Задания для самостоятельной работы:

Сделать таблицы:

- Типы родительского авторитета

Литература: Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. О родительском авторитете.// О воспитании. -М.,1990. - с.201-208

-Формирование навыков культуры общения у детей 2-7 лет.

Литература:Программа обучения и воспитания детей в детском саду. 3-е изд.

-М.,1987 с.41, 58, 82-83, 110-111, 142.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М.,1995 с.195.

-Развитие форм общения у детей со взрослыми от рождения до 7 лет.

Литература: Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.,1986 с.79-80

Основная литература:

1. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М. 1987. -с.49-52

2. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей //Вопросы психологии. – 1982, №1. – с. 59- 68

3. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. /Под ред. В.К. Котырло. -М.,1987.- с. 92-139

4. Общение детей в детском саду и семье /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – с. 7-34

5. Пухова Т.Н. Развитие представлений о семейных отношениях у детей //Вопросы психологии, 1996, № 2. – с. 14-23

6. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми //Вопросы психологии, 1990, № 1. – с. 93-99

Дополнительная литература:

1. Земска М. Семья и личность. -М.,1986

2. Керинг П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми //Вопросы психологии, 1990, № 1. - с.158-164.

3. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. //Вопросы психологии, 1986, № 1. - с.165-171.

Занятие № 4

Тема: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие общения. Генезис форм общения дошкольников со сверстниками.

2. Формы и содержание взаимодействия детей в совместной деятельности.

3. Мотивы контактов со сверстниками.

4. Условия развития взаимоотношений детей в совместной деятельности.

5. Психологическая характеристика конфликтов между дошкольниками в разных видах деятельности.

З адания для самостоятельной работы:

1. Составить таблицы:

- Развитие форм общения дошкольников со сверстниками

Литература: Развитие форм общения дошкольников со сверстниками /Под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989. – с. 156-163

- Причины детских конфликтов

Литература: Рояк А. Детские конфликты //Дошкольное воспитание. - 1977. - №4. - с.13-21, №5 с.10-14

2. Выписать понятия: общение, мотив, деятельность, конфликт.

Основная литература:

1. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений в совместной деятельности //Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – с. 24-32

2. Вовчик-Блакитная Е. Детские контакты и их мотивы // Дошкольное воспитание.- 1988. - № 6. - с.56-59 или Психология дошкольника. Хрестоматия./Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 20-24

3. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности //Вопросы психологии. – 1990. – № 2. – с 35-42

4. Кошелева А. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 11. - с.40-46

5. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют// Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1. – с. 72-77

6. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений //Дошкольное воспитание. – 2003. - № 9. – с. 68-74

Дополнительная литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. –М., 2000. – с. 131-251

2. Общение детей в детском саду и семье. /Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной -М.,1991 с.34-137

3.Отношения между сверстниками в группе детского сада /опыт социально-психологического исследования // Под ред. Т.А. Репиной -М.,1978.

4. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. –М.,1976

Занятие № 5

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие словаря и грамматического строя речи.

2. Осознание словесного состава и грамматического строя речи.

3. Развитие звуковой стороны речи и осознание звукового состава слова. Роль речи в развитии психика ребенка.

4. Развитие речи дошкольника в разных видах деятельности.

5. Развитие функций речи: коммуникативной, планирующей, знаковой.

Задания для самостоятельной работы:

1.Составить схемы:

- Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника

Литература:

Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника. //Вопросы психологии 1989 №3 с.39-43

- Развитие словаря, грамматического строя, связной речи у детей от 3 дл 7 лет.

Литература: Программа обучения и воспитания детей в детском саду. 3-е изд. - М.,1987 с.64-65, 89-90, 119-121, 150-152.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.,1995. с. 228-230.

2. Выписать понятия: речь, язык, внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь, диалогическая, монологическая, ситуативная, контекстная, объяснительная речь.

Основная литература:

1. Арушанова А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи //Дошкольное воспитание 1993, №9 с.58-65

2. Ахуджанова С. Развитие речи дошкольников в продуктивных видах деятельности // Дошкольное воспитание 1983 №6 с.34-36

3. Давидович Л., Резниченко Т. Если ребенок не говорит //Дошкольное воспитание. -2000. - № 1. – с. 93-98; № 10. – с. 102-109

4. Леушина А.М. О своеобразии образов в речи маленьких детей //Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А.- М., 2000. - с. 81-90

5. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи //Хрестоматия по возрастной психологии /Сост. Л.М. Семенюк /Под ред. Д.И. Фельдштейнва. – М., 1994. – с. 148-152

6. Люблинская А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей // Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А.- М., 2000. с. 90-107

7. Рубинштейн С.Л. Развитие речи детей // Основы общей психологии. - в 2-х т., т.1 -М.,1989 с.460-483

8. Сохин Ф.А. О задачах развития речи //Психология дошкольника. Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. –М., 2000. – с. 71-81

9. Фоменко Л. Синтаксис… Что могут и не могут дети 4-6 лет //Дошкольное воспитание. – 2002. - № 11. – с. 48-50

Дополнительная литература:

1993 Вып.1.

1. Детская речь: Хрестоматия в 2-х ч. /Сост. М.Д. Вейнева, М.Б. Елихеева - С-Пб.

2. Детская речь: Хрестоматия в 2-х ч. /Сост. Н.И. Лепская, С.П. Цейтлин -СПб. 1994

3. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми /Под ред. М.И. Лисиной -М.,1985.

4. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /Под ред. Л.А. Венгера. –М., 1996

5. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. –М., 2002

6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. –М., 2001



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: