Дисциплина: ОГСЭ.01 «Основы философии»




Дисциплина: ОГСЭ.01 «Основы философии»

Преподаватель: Белоус И.А.

Группа 242

Дата занятия по расписанию: 06.11.21

Тема: Практическая работа № 3. Обобщение знаний о философских концепциях европейских философов Нового времени.

Количество часов: 2ч

Цели, задачи: систематизация у учащихся знаний о философских концепциях европейских философов Нового времени.

Формируемые знания/умения

У1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

З 1. Основные категории и понятия философии

 

Источники:

1.Материалы лекций (см. ниже).

2.Горелов, А.А. Основы философии / А.А. Горелов. - М.: Академия, 2016. https://vmcoll.ru/downloads/osnovy_philisophii_2014_-320.pdf с. 79-92.

 

Способ коммуникации:

Возможно взаимодействие по электронной почте_____agelirina29@gmail.com ВК,

 

Время выполнение: 90 мин.

Задание:

1. Повторить материал лекций, учебника А.А. Горелова.

2. Ответить письменно в рабочей тетради на предложенные вопросы. Предоставить выполненную практическую работу на очном занятии.

 

 

Инструкция к выполнению практической работы

 

1.Внимательно прочитайте задание. Послушайте комментарии преподавателя; задайте уточняющие вопросы в случае их возникновения.

2. Ознакомьтесь с предлагаемыми источниками и приступайте к выполнению задания.

3.Последовательность и условия выполнения (частей) задания:

4.Максимальное время выполнения задания: ___90________ мин/час.

5.Оформите результаты в письменном виде в соответствии с заданием.

6.Оцените свою работу: что вызвало трудности? Что не вызвало трудностей? Подумайте, где вам может пригодиться информация и умения, полученные на занятии.

 

 

Задания: письменно в тетради ответить на вопросы. Предоставить выполненную практическую работу на очном занятии.

 

вопросы

1. Перечислите основные идеи Ф. Бэкона и Р. Декарта. Выделите их основные различия.

2. Назовите характеристики философии Нового времени. Каким образом они отразились в идеях Ф. Бэкона, Р. Декарта и философов-просветителей?

3. Дайте определение понятиям – эмпиризм, рационализм (приведите примеры философов, которые представляли то или иное направление).

4. Перечислите основные черты, присущие философии Нового времени

5. Прокомментируйте цитату Р. Декарта: «Мысль, следовательно, существую»

 

Критерии оценки:

Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
У1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; Определение дано точно, выявлены все основные характерные черты данной философской категории Определение дано точно, названы основные характерные черты данной философской категории Определение дано неточно, названа лишь одна характерная черта, присущая данному понятию Определение дано неверно или не дано «5»   «4»   «3» «2»
З 1. Основные категории и понятия философии Определение дано точно, выявлены все основные характерные черты данной философской категории Определение дано точно, названы основные характерные черты данной философской категории Определение дано неточно, названа лишь одна характерная черта, присущая данному понятию Определение дано неверно или не дано «5»   «4»   «3»   «2»

 

 

Материал лекции (повторение учебного материала).

 

Философия Нового времени

Новое время связывают с началом буржуазных революций и периодом становления буржуазных отношений в европейских странах - XVI-XVIIвв., то обусловило развитие науки и появление новой философской ориентации на науку. Главной задачей философии становятся проблемы обоснования способов достижения знания - проблемы методологии познания. Начиная с XVI в. начинает бурно развиваться естествознание: потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело - развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности. Начавшийся в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества в XVII в. расширяется и углубляется. Развитие нового буржуазного общества порождает изменения не только в экономике, политике, социальных отношениях, оно меняет и сознание людей. Развитие науки Нового времени привело к переориентации философии: если средневековая философия имела теоцентрический характер, философия Возрождения ориентировалась на искусство и гуманитарное знание, то философия Нового времени опиралась на науку. С XVII в. начинается организационное становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Нового времени в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины: экономика, социология, политология. Для онтологии (общей теории бытия) этого периода характерны такие черты, как механицизм - абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм (от лат.Dues-бог) - признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. В философии деизм стал формой дистанцирования от религии в эту эпоху. Деизм - это учение, которое признает существование Бога в качестве безличной причины мира. Характерной особенностью деизма было сведение к минимуму функции Бога. Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Галилео Галилея (1564-1642) и Иоганна Кеплера (15711630), а также открытые Исааком Ньютоном (1643-1727) законы классической механики. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опыта естествознания. Крупными философами в Европе VII в. являются Ф.Бэкон(1561-1626) - Англия, Р.Декарт(1596-1630), Б.Паскаль(1623-1662) - Франция; Б.Спиноза(1632-1677) - Голландия; Г.Лейбниц(1646-1716) - Германия. Не без основания XVII в. называют «веком гениев», что указывает на необыкновенный взлет философской и научной мысли. Продолжается еще идущая от средних веков полемика между номинализмом, опирающимся на опыт, и реализмом, согласно которому достоверное познание возможно только с помощью разума. Эти два направления в 50 Новое время трансформировались в эмпиризм и рационализм. Эмпиризм (от греч. empeiria- опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт. Рационализм (от лат. ratio- разум) основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения. Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки. То рационализм- на математические. Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона. Главным трактатом Бэкона является «Новый Органон» (в честь «Органона» Аристотеля). Бэкона считают основоположником эмпирического метода познания, поскольку он придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту. Источник знаний и критерий их истинности Бэкон видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм «Знание - сила». Бэкон считал, то цель научного знания в принесении пользы человеческому роду, в практической значимости знания. Бэкон резко критикует созерцательный идеал знания. Знание - сила, а эта сила выражается прежде всего в стимулировании человека к действию. Бэкон стремился к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. В своей теории эмпирических исследований Бэкон выделил такиеметоды опытного познания, как анализ(разделение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент(изучение процессов путем создания новых условий из протекания). Основным методом науки Бэкон считал индукцию- движение от единичного к общему... В трудах Бэкона подверглась глубоко содержательной критике схоластика. Он заявлял, что новый метод познания требует прежде всего освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, которые он называет «идолами».

Становление рационализма связано с именем французского математика и философа Рене Декарта, или Картезия. Основные сочинения Декарта - «Рассуждение о методе» и «Начала философии». Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность. Он ищет обоснования достоверности знания. В философии Декарта главенствующая роль в процессе познания отведена дедукции, которая опирается на достоверные аксиомы. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль. «Мыслю, следовательно, существую» - гласит основополагающий те-зит Декарта. Декарт полагал, что исследователь должен подвергать сомнению все 51 знания прошлого. Сомнение, по Декарту,- это не путь отрицания познания мира, а путь отыскания достоверного знания. Пользуясь своим методом, он заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных сфер. Философия Декарта находится в зависимости от его математических и физических исследований. В своей работе «Рассуждение о методе» Декарт приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Создание единого научного метода, который у Декарта носит название «универсальная математика», даст возможности построить систему науки, способной обеспечить человеку господство над природой. При разработке своего метода познания Р.Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания природы. Его единый научный метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободив её от случайности. Им были выведены основные правила рационалистического метода: признание исходным пунктом рассуждений элементарные самоочевидные истины(аксиомы); строгая последовательность логических рассуждений; отсутствие пропусков логических суждений. Главенствующее место в научном познании Декарт отводит дедукции(выведению) - движению от общего к частному. Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция. Оно позволяет понять смысл дуалистической философии Декарта. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция- это объективная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. Например. Идея Бога, как всесовер-шенного существа, идеи чисел и фигур, некоторые аксиомы. В этом учении о врожденных идеях отразилось платоновское понимание знания как воспоминание того, что знала душа, когда она еще была в мире идей. Материальная субстанция отожествлялась с приро-дой(телесной). Главными атрибутами являлись: духовной субстанции - мышление, материальной- протяженность. У Декарта способностью мышления обладает только духовная субстанция. Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени и, в частности, Декарт- размышляющий субъект. Если в философии средних веков был главный принцип абсолютной личности, то в 52 философии Нового времени выдвигается на первый план концепция человека разумеющего.

Спиноза Бенедикт (Барух)- нидерландский философ- материалист, критиковал декартовский дуализм и разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. Центральная идея философии Спинозытождество Бога и природы, т.е. он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивал, то это иной Бог, чем в теологии, он не есть личность, наделенная сознанием, не есть творец природы. Это безличная сущность, бытие как начало и причина всего сущего. Спиноза отличал субстанцию от мира отдельных конечных вещей(модусов). Модусы - видоизменение субстанций. По мысли Спинозы, Бог, или материальная субстанция природы, является самостоятельной, активной силой - «naturanaturans». Субстанция едина, модусов- бесчисленное множество. Спиноза доказывал, что движение не есть следствие какого-то божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник. Основными сочинениями Спинозы были «Богословскополитический трактат», «Этика». В «Этике» он настаивает на безраздельном господстве необходимости. Учение о природе стало опорой для логического доказательства возможности человеческой свободы в рамках необходимости. Согласно Спинозе, человек- существо, в котором модусу протяженности - телусоответствует модус мышления - душа. И по тому и по другому модусу человек - часть природы. Телесное и духовное в нем не зависят друг от друга, они «параллельны». Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним всю свою жизнь, таким образом, «свобода есть осознанная необходимость». Вместе с передовыми умами XVII в. - Ф.Бэконом и Р.Декартом - Б.Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом знания и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он считал умственную интуицию.

Лейбниц Готфрид Вильгельм - немецкий философ, математик, 53 физик, юрист, историк, выдвинул учение о множественности субстанций. В философии Г.Лейбница обнаруживается сочетание рационализма и эмпиризма. Основа философской системы Г.Лейбница - учение о монадах. В своем произведении «Монадология» он объявил материальные явления проявлением неделимых, простых духовных единиц - монад.

1. Изучить материал лекции, главу №6 «Философия нового времени».. Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие. М., 2019. https://vmcoll.ru/downloads/osnovy_philisophii_2014_-320.pdfс.79-86.

 

 

Критерии оценки

Оценка «отлично» ставится, если студент полно раскрывает содержание вопроса, демонстрирует владение понятийным аппаратом и лексикой предмета, строит ответ логично, видит взаимосвязь явлений и процессов, делает грамотные выводы. При выполнении практического задания опирается на теоретические основы учебной дисциплины, убедительно обосновывает выбранное решение, демонстрирует профессиональную направленность.

Оценка «хорошо» ставится, если студент допускает незначительные неточности в изложении материала или раскрывает вопрос недостаточно полно и логично. При выполнении практического задания не всегда опирается на теоретические основы учебной дисциплины, затрудняется в обосновании выбранного решения, демонстрирует профессиональную направленность.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент допускает существенные ошибки в изложении материала или вопрос раскрывается неполно. При выполнении практического задания студент затрудняется в выборе правильного решения, не опирается на теоретические основы учебной дисциплины, выводы отсутствуют или носят поверхностный характер.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не раскрывает содержание вопроса, не может раскрыть сущность процессов и явлений. При выполнении практического задания не может определиться с правильным решением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: