Глава 2. Высокое и Позднее Возрождение.




Высокое Возрождение

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Воронеж 2020

 

 

Содержание

Введение

Раздел 3 Архитектура Эпохи Возрождения.

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди различных видов искусства (скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и др.) важнейшим из них является архитектура. При единовременном расцвете всех видов искусства, как свидетельствует история, наступают эпохи наивысшего и гармоничного развития культуры. Являясь одним из видов искусства, архитектура – это одновременно одна из форм материальной культуры, так как она постоянно связана с человеком и его запросами, а также с использованием достижений науки и техники.

«Прочность, польза, красота» – эта классическая триада, которую сформулировал в се- редине I в. до н.э. ученый и архитектор Витрувий, является краткой формулой архитектуры для всех времен и народов.

Архитектура или зодчество – это строительное искусство, направленное на всемерное удовлетворение материальных и духовных потребностей в личной и общественной жизни и деятельности человека. Являясь «второй природой», формируя пространство, архитектура постоянно воздействует своими образами на массы людей и отдельного человека.

 

Раздел 3. Архитектура Эпохи Возрождения.

Зарождение капиталистических отношений на рубеже XIV – XV вв. в странах Западной Европы изменяет социально-политическое лицо, приводит к распространению гуманизма и буржуазным революциям. Развитие гуманизма в Италии, классические примеры античности приводят итальянских зодчих к созданию нового стиля, получившего название ренессанса или Возрождения. Этот стиль захватил все страны Европы. Архитектура прошла периоды раннего (XV в.), Высокого (конец XV – первая половина XVI вв.) и позднего Возрождения (вторая половина XVI в.). В Италии, кроме того, выделяется период Проторенессанса (пред- вестия Возрождения). Раннее Возрождение проложило путь Высокому Возрождению. Центром архитектуры становится резиденция пап – Ватикан, Рим. Здесь работали великие архитекторы своего времени. Выдающиеся памятники архитектуры, сооруженные в Риме: здание главной папской канцелярии, часовня Темпьетто, построенные Браманте, а также собор св. Петра, проект которого разработал Браманте, а затем перепроектировали и строили его великие мастера Рафаэль, Сангалло, Перуцци, Микеланджело. Последний этап – позднее Возрождение – связан с именем Микеланджело. Вместо ясных принципов, которые выработало Высокое Возрождение, получают развитие большая декоративность, усложнение композиции, потеря четкости форм и линий. Крупнейшие работы принадлежат Микеланджело: перестройка площади Капитолия, капелла Медичи, достройка собора св. Петра. В XV в. был открыт трактат Ветрувия, который сыграл очень важную роль в развитии теории архитектуры. Мастерами Возрождения, архитекторами-учеными были изданы теоретические труды, в которых плодотворно использован опыт древних. «Десять книг о зодчестве» Альберти, «Четыре книги об архитектуре» Палладио, «Правило пяти ордеров архитектуры» Виньолы, труды Леонардо да Винчи теоретически обосновали и закрепили успехи архитектуры ренессанса. Архитектура Возрождения в большей или меньшей степени повлияла на возникновение национальных вариантов стиля, стимулировала создание архитектурных школ в различных странах.

 

Глава 2. Высокое и Позднее Возрождение.

Раннее Возрождение проложило путь Высокому Возрождению. Центром архитектуры становится резиденция пап – Ватикан, Рим. Здесь работали великие архитекторы своего времени. Выдающиеся памятники архитектуры, сооруженные в Риме: здание главной папской канцелярии, часовня Темпьетто, построенные Браманте, а также собор св. Петра, проект которого разработал Браманте, а затем перепроектировали и строили его великие мастера Рафаэль, Сангалло, Перуцци, Микеланджело.

Последний этап – позднее Возрождение – связан с именем Микеланджело. Вместо ясных принципов, которые выработало Высокое Возрождение, получают развитие большая декоративность, усложнение композиции, потеря четкости форм и линий. Крупнейшие работы принадлежат Микеланджело: перестройка площади Капитолия, капелла Медичи, достройка собора св. Петра. Архитектор Андреа Палладио создал архитектурное направление, ставшее предвестником классицизма. Виллы и дворцы, церковные сооружения – основные работы этого выдающегося зодчего. Особой славой пользуется его знаменитая вилла «Ротонда» близ Виченцы, построенная в 1551 – 1567 гг. В XV в. был открыт трактат Ветрувия, который сыграл очень важную роль в развитии теории архитектуры. Мастерами Возрождения, архитекторами-учеными были изданы теоретические труды, в которых плодотворно использован опыт древних. «Десять книг о зодчестве» Альберти, «Четыре книги об архитектуре» Палладио, «Правило пяти ордеров архитектуры» Виньолы, труды Леонардо да Винчи теоретически обосновали и закрепили успехи архитектуры ренессанса. Архитектура Возрождения в большей или меньшей степени повлияла на возникновение национальных вариантов стиля, стимулировала создание архитектурных школ в различных странах.

Рим. Собор св. Петра.

Сооружение собора св. Петра в Риме (1506 – 1626 гг.) на месте обветшавшей базилики IV в., было одним из самых смелых архитектурных проектов XVI в. В строительстве, начатом по заказу папы Юлия II (1443 – 1513 гг.), приняли участие выдающиеся архитекторы эпохи Возрождения и барокко – Браманте, Рафаэль, Микеланджело и Бернини. Возведение собора заняло много времени. Первоначальный замысел претерпел значительные изменения, отразившие перемену художественных стилей (на смену идеям эпохи Возрождения пришли более свободные, а подчас эклектичные художественные формы маньеризма и барокко). Архитектурным прообразом собора св. Петра был небольшой храм Браманте Темпьетто. Уже в первом фасаде Браманте (около 1506 г.) определилась доминирующая роль купола. Эта идея сохранилась и в окончательном проекте Микеланджело (около 1546 г.). Замыкая площадь св. Петра, собор создает один из самых выразительных городских ансамблей в искусстве эпохи Возрождения и барокко.

 

 

 

Рим. Собор св. Петра.

 

Высокое Возрождение

Живопись

Конец XV и начало XVI вв. называют Высоким Возрождением. Характерные черты реализма итальянского Возрождения:

1) классическая ясность;

2) человечность образов;

3) их пластическая сила;

4) гармоническая выразительность.

Этот период длился недолго, всего 30 лет, но называют его Высоким Возрождением, или "золотым веком". В начале XVI в. (Чинквеченто) центром художественной жизни Италии становится Рим. Стремясь к объединению Италии под властью Рима, папы пытались превратить его в подлинную столицу. С этим связана меценатская политика пап. Основным заказчиком становится Ватикан. При Юлии II и Льве X в Рим стали стекаться лучшие художники Италии. Имена гениев, которым "золотой век" обязан своим названием, известны всему человечеству: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Художники "золотого века" выросли на традициях предшествующих поколений мастеров, которые решили глобальные живописно-пластические проблемы, подготовили почву, на которой достойно была воплощена главная идея эпохи - человек-герой. После них начнется маньеризм, годы подражания.

Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от Раннего.

Леонардо да Винчи (1452-1519) стал первым художником, наглядно воплотившим это отличие. Вечный экспериментатор: его творческая судьба начиналась во Флоренции, в мастерской Андреа Верроккьо, а закончилась во Франции, в замке Клу, под покровительством короля Франциска I. chrome-extension://mhjfbmdgcfjbbpaeojofohoefgiehjai/index.html

Во Флоренции он начинает решать свою главную живописную проблему - проблему света как основного фактора пластического единства, как средства органического слияния фигур с пространством, которое потом разовьется в знаменитое леонардовское сфумато и станет основой его живописной концепции. Но Флоренция (Лоренцо Великолепного) проповедовала иные идеи, была под влиянием утонченного и линейного искусства Боттичелли, и Леонардо уезжает в Рим, а затем в Милан. В Милане он прожил 17 лет и создал свои законченные шедевры "Мадонну в скалах" и фреску "Тайная вечеря" для трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие.

"Мадонна в скалах"

"Тайная вечеря"

Покинув Милан, Леонардо вновь возвращается во Флоренцию, где пишет "Мону Лизу" и алтарную картину "Святая Анна".

Первым учителем Леонардо был Андреа Верроккьо. Ко времени ухода из мастерской Верроккьо исследователи относят "Мадонну с цветком" ("Мадонна Бенуа", как она называлась раньше, по имени владельцев).

 

"Мадонна Бенуа"

В этот период Леонардо, несомненно, некоторое время находился под влиянием Боттичелли. Его "Благовещение" по детализации еще обнаруживает тесные связи с Кватроченто, но спокойная, совершенная красота фигур Марии и архангела, цветовой строй картины, композиционная упорядоченность говорят о мировоззрении художника новой поры, характерном для Высокого Ренессанса.

"Благовещение"

Воплощением леонардовского идеала женской красоты, олицетворением высокой материнской любви стал созданный в технике темперы образ "Мадонны Литта". Лаконичность и уравновешенность композиции - фигуры изображены на фоне симметричных проемов окон, за которыми синеет горный пейзаж, - лишь усиливает впечатление от прекрасного одухотворенного лица Марии и детской живости младенца.

«Мадонна Литта»

Самой большой работой Леонардо в Милане, высшим достижением его искусства была расположенная вдоль стены трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие фреска на сюжет "Тайной вечери" (1495-1498). Роспись с центральной фигурой Иисуса подчинила себе весь интерьер трапезной.

Композиция росписи традиционно проста: за столом Христос и ученики. Драматизм события передан за счет контраста молчания Христа и бурного смятения всех без исключения учеников. Что стремился передать интеллектуал Леонардо, работавший два года над росписью, написавший фигуры апостолов, в полтора раза превышающие человеческий рост? Леонардо стремился в художественной форме показать драму характеров. Подтверждение тому - большое количество рисунков, относящихся к этому периоду, в которых Леонардо пытался зафиксировать различные психические состояния людей.

Портрет Моны Лизы (Джоконды) - шедевр портретного искусства. Это не портрет-документ, а портрет-концепт". Трудно представить, что судьба этого портрета была далеко не безоблачной. Не согласившись с заказчиком, Леонардо оставил портрет у себя и увез его во Францию, где он долroe время хранился в запасниках сначала дворца Фонтенбло, а затем Версаля, не вызывая особого интереса. И только в 1851 г. портрет был вывешен в зале Лувра. Композиция портрета вполне типична для Раннего Возрождения: человек главенствует над Вселенной. Нереальный, фантастический пейзаж на заднем плане придает таинственную неуловимость образу. В Джоконде нет внутренней скованности, она абсолютна свободна. Она все знает про вас и все понимает. Так умеют смотреть только умные и красивые женщины. Это портрет самой жизни.

Автопортрет

За пять лет до смерти Леонардо нарисовал автопортрет. Рисунок выполнен сангиной. Мы видим старца, уставшего от жизни и растерявшего все иллюзии. Леонардо был величайшим художником своего времени, гением, открывшим новые горизонты искусства. Он оставил после себя немного произведений, но каждое из них явилось этапом в истории культуры.

Рафаэль де Санти(1483-1520)

Рафаэль де Санти - великий художник умбрийской, а затем и римской школы. Гений, соединивший в своем творчестве традиции античности и дух христианства. Рафаэль достиг поразительной свободы в изображении пространства и движения в нем человеческой фигуры, безукоризненной гармонии между средой и человеком. Он был гением композиции и мадонн. Его искусство стало основой для всех будущих академий.

Творческая биография Рафаэля связана с тремя городами: Перуджо, где он написал "Обручение Марии" под влиянием своего учителя, умбрийского художника Псруджино, и первую свою мадонну ("Мадонна Конестабиле"), где обозначились особенности образной трактовки: тонкий лиризм и гармония, а также Флоренцией и Римом.

"Мадонна Конестабиле"

На протяжении своей короткой жизни Рафаэль был занят поисками идеального, гармоничного образа, чтобы воплотить его в мадонне. Он сумел выразить все тончайшие оттенки чувств в идее материнства, так понятного всем. Его мадонны не требуют никакого объяснения, их надо покорно созерцать как чудесное явление. Он напишет много мадонн: "Мадонна в зелени", "Мадонна со щегленком", "Мадонна в кресле"; все они разные по композиции, но каждый раз образ неизменно сочетает в себе величие и незащищенность.

Одно из самых совершенных произведений Рафаэля - "Сикстинская мадонна" - было написано в 1516 г. для бенедиктинского монастыря Сан-Систо в Пьяченце и теперь находится в Дрездене. Это алтарная картина, на которой изображены Мария с младенцем, св. Варвара и папа Сикст П. Фигуры четко вырисовываются на фоне светлого неба. Рафаэль изобразил Марию с младенцем не на земле, как всех своих мадонн, а идущую по небесам. Богоматерь, юная и прелестная, предстает перед нами как чудесное явление. Занавес открыт, Мария, окруженная золотистым сиянием, несет на руках сына, одновременно прижимая его к себе и отдавая.

"Сикстинская мадонна"

 

Величайший талант Рафаэля как мастера монументальной живописи проявился, когда он получил от папы Юлия II заказ на роспись личных папских покоев (станс) в Ватикане. Темой фресок были избраны четыре духовные силы, на которых держится христианская культура, - богословие (теология), философия, поэзия и юриспруденция (правосудие). В росписи, именуемой "Афинская школа", представлено собрание философов и ученых античности. В центре композиции Платон и Аристотель, по сторонам на ступенях широкой лестницы расположились мудрецы древности.

"Афинская школа"

Несмотря на то, что основная идея этих росписей должна была заключаться в прославлении христианства, художественная реализация этой программы Рафаэлем - человеком своего времени - вылилась в победу светского начала над церковным.

Рафаэль был замечательным портретистом. В его портретах есть стремление раскрыть сложный мир личности, делающей историю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: