РИТМИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ.
Как образуются разнообразные ритмические фигуры? Двумя способами.
Один способ – раздробить долю на более мелкие длительности.
Запомните ритмические фигуры, которые образуются в результате дробления доли – четверти:
Обратите внимание на то, что мелкие длительности внутри одной доли надо объединять в записи общим ребром:
Такая группировка длительностей на-
зывается инструментальная, потому
что так записывают ноты, предназначеннные для игры на инструменте (фортепиано, скрипке и др.) Если же ноты предназначены для пения со словами, то их записывают иначе – так, чтобы певец (вокалист) знал, на какой слог слова какую ноту надо петь. Если одному слогу соответствует один звук, то его записывают отдельной нотой (восьмые и более мелкие длительности записываются с «хвостиком»), если же слог распевается на несколько звуков, то их объединяют, да еще и пишут лигу. Такая группировка длительностей называется вокальная.
Другой способ образования ритмических фигур – удлинять звук, тянуть его из доли в долю, из такта в такт. Для этого пишут ноту той же высоты и слиговывают ее с предыдущей:
Лига – универсальный способ удлинить звук. Однако, часто лигу заменяют другой формой записи. Если звук надо удлинить ровно на половину его длительности, то вместо лиги ставят точку:
Но учтите: точкой можно пользоваться не всегда, а только в тех случаях, когда мы удлиняем звук на половину его длительности. А лигой можно пользоваться всегда – и тогда, когда надо удлинить звук меньше, чем наполовину. И есть случаи, когда лигу заменить точкой нельзя:
ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В РАЗМЕРАХ, ГДЕ ДОЛЯ РАВНА e:
Во всех этих размерах принято объединять в записи общим ребром три восьмые и ритмические фигуры, равные в сумме. Запомните эти ритмические фигуры:
ОБРАЗЕЦ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1. Запиши гамму D-dur, подпиши ступени, выполни все построения,
играй и пой:
натуральный вид гармонический вид
2. Построй и спой в тональности D-dur
- последовательность ступеней V – III – I –áVI – V – VI≤ – V – âVII – I:
- последовательность интервалов: ч.5 б.2 ув.4 б.6 ум.5 б.3
I I VI≤ V VII I
- последовательность аккордов:
3. Спой мелодию с дирижированием:
«О sole mio!» («Моё солнышко!») неаполитанская песня
Запиши диктант:
- напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся
- определи и запиши размер
- разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)
- сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)
- проанализируй принципы организации мелодии:
направление движения (вверх или вниз),
есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),
движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,
наличие секвенций
- проанализируй особенности ритма
- обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?
Диктант перепиши без ошибок (если нужно), транспонируй в 2-3 тональности (запиши, конечно). Выучи наизусть, пой с дирижированием.
«ШПАРГАЛКИ» к письменной работе:
a | b | c | d | e | f | g | h |
Правило диезных тональностей: последний диез – VII ступень
1≥ | 2≥ | 3≥ | 4≥ | 5≥ | 6≥ | 7≥ |
_________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ |
Правило бемольных тональностей: тоника – предпоследний бемоль
1≤ | 2≤ | 3≤ | 4≤ | 5≤ | 6≤ | 7≤ |
_________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ | _________ _________ |
Правило тритонов:
«ФА ↔ СИ»
мажор IV ↔ VII
минор VI ↔ II
Правило характерных интервалов:
· характерны для гармонического вида мажора и минора
· увеличенные: 2, 4, 5
Уменьшённые: 7, 5, 4
· на VI ≤ строятся все увеличенные интервалы
· на VII ≥ строятся все уменьшенные интервалы
Трезвучия главных ступеней лада и их обращения:
Доминантовый септаккорд и его обращения:
Правило инструментальной группировки длительностей:
ОДНА ДОЛЯ – ОДНО РЕБРО
6/8 =3/8+3/8 ОДНО РЕБРО ДЛЯ ТРЁХ ВОСЬМЫХ