Способы и приемы работы актера над ролью




Основные этапы работы актёра над ролью

Введение. Работа актера над ролью.

1. Способы и приемы работы актера над ролью-15 мин.

Анализ предлагаемых обстоятельств жизни роли-15 мин.

Изучение обстоятельств жизни роли

Характер взаимоотношений с другими действующими лицами-15 мин.

Место персонажа в конфликте

Трактовка роли-15мин.

Биография роли

Характеристика персонажа-15 мин.

Внешняя характерность роли

Композиция роли-15 мин.

Заключение

Работа актера над ролью

Что значит сыграть роль? Что для этого нужно? На первый взгляд вопросы эти кажутся простыми. Особенно теперь, после того как вы познакомились со сценическим действием. Наверное, никто из вас сейчас не скажет: для этого достаточно ясно и понятно произнести слова роли. Или: изобразить чувства, переживания своего героя, показать какой он и т. д. Вы уже понимаете, что на сцене надо не «говорить», не «изображать», не «показывать», а надо действовать хорошо. Тогда предположим, что вы на сцене действуете. Причем действуете по-настоящему, как говорится, органически. Будет ли это означать, что роль вами сыграна? Оказывается, не всегда.

Зачем актер выходит на сцену? Для чего существует театр, искусство вообще? Вы, конечно, понимаете, что искусство — это не только развлечение или пустая забава. И не бездумное изображение каких-то явлений действительности. Искусство является преобразующей силой. Оно воспитывает людей, формирует их взгляды и убеждения, помогает им познавать жизнь, разбираться в ней.

Следовательно, актер выходя на сцену (будь это столичный театр или скромные подмостки сельского клуба), должен быть прежде всего пропагандистом, агитатором. Его первейшая задача - утверждать, защищать, отстаивать передовые идеалы нашего общества и порицать, клеймить то, что тормозит его развитие, «позорит красоту человека». Только тогда искусство актера оказывается нужным зрителю, интересным для него.

Однако актер - агитатор особенный, необычный. Как и любой художник, он воздействует на людей не простым высказыванием своих взглядов или убеждений, а силой создаваемых им образов. Он представляет на суд зрителей характеры конкретных людей, раскрывает их внутренний мир, выявляет их связи между собой и обществом. И чем ярче, убедительнее актер делает это, тем сильнее воздействие его искусства на зрителей, тем больше оно отвечает своему высокому призванию.

Вот теперь мы можем вернуться к вопросу, с которого начали наш разговор. Сыграть роль — это значит создать на сцене живой и яркий характер человека и через его поступки, его мысли и чувства, его судьбу передать определенное отношение к жизни, выразить мысли, заключенные в пьесе. Отсюда и возникают те задачи, которые стоят перед актером в работе над ролью.

Во-первых, он должен представить образ своего героя: понять его внутренний мир, увидеть то, что является наиболее важным, типичным для его характера. А во-вторых - и это самое трудное — актеру надо сблизиться со своим героем, зажить его мыслями и чувствами или, как говорил М Щепкин, «влезть в кожу» его. Потому что только при этом условии - условии перевоплощения актера и играемый им образ — на сцене рождается живой и верный и каждом своем проявлении человек, появляется та правда жизни, которая убеждает и волнует зрителя.

На сцене должен родиться новый человек. Человек, задуманный драматургом, но творимый актером из своей «плоти и крови». Глубоко ошибаются те из нас, которые думают, что это может произойти сразу - быстро и легко. Этого не бывает. Конечно, актер может увидев своего героя, легко «передразнить» его походку, жесты, голос и т. д. Он может изобразить какие-то чувства, показать те или иные черты характера. Вспомните, вы несомненно, видели на сцене актеров, которые изображая отчаяние, дико вращали глазами, говоря о любви, сладко улыбались и прижимали руки к сердцу, а желая показать злость своего героя, судорожно хрипели и шипели.

Может быть, вы и сами пробовали так играть. И никакого особенного труда для этого не требовалось. Нужно было только пустить в ход несколько знакомых вам штампов - внешних приемов, обозначающих то или иное чувство. Но что у вас получалось в результате? На сцене был живой человек? Он любил? Страдал? Радовался? Гневался? Нет. На сцене ходил актер, который лишь приблизительно показывал, как любят, страдают, радуются и т. д. И зритель ощущал эту подделку: он оставался равнодушным, а иногда и подсмеивался над увиденным. Подобное притворство не имеет ничего общего с подлинным искусством - искусством настоящих человеческих чувств и мыслей. На сцене должен появиться живой человек. А этому предшествует очень многое.

Практика показывает, что рождение настоящего сценического образа - это всегда длительный и весьма сложный процесс. Процесс, в ходе которого актер постепенно познает своего героя, отбирает черты, присущие его характеру, а затем сближается с ними, выращивает их в себе. В этом процессе важную роль играют наблюдательность актера, фантазия, его воля, жизненный опыт, и ряд других качеств, с которыми вы уже познакомились. Многое здесь зависит и от того, как актер относится к жизни, как воспринимает ее, от его идейных взглядов, нравственных убеждений. Но в любом Случае создание сценического образа - большой, кропотливый и подчас мучительный труд. И притом труд не только, на репетициях.

Вас иногда, может быть, упрекают в том, что вы несерьезно относитесь к репетициям, бываете на них невнимательными, несобранными, малоактивными. Сознайтесь, вы нередко обижаетесь на такие замечания, считаете, что режиссер требует от вас слишком много. А между тем, если говорить о работе над образом по-настоящему, он предъявляет к вам самые элементарные требования. Потому что создание сценического образа немыслимо без активной работы актера не только на репетициях, но и дома. Причем это вовсе не означает, что исполнитель, придя домой, садится работать над ролью за письменный стол, как школьник, готовящий урок. Самостоятельно работать над ролью - значит в любую минуту своей жизни (на улице, дома, на прогулке) не расставаться со своими мыслями о роли, непрестанно думать о ней, что-то искать, читать, наблюдать, фантазировать, Пробовать и т. д. Прочитайте воспоминания актеров, их рассказы о своем труде и вы увидите, что работа над образом для каждого из них - это целый период жизни, когда мысль актера, чем бы он ни занимался, постоянно связана с образом. Не случайно К. С. Станиславский говорил, что актер вынашивает в себе образ, как мать вынашивает ребенка.

Только такая работа, протекающая и на репетициях, и - вне их, приводит к созданию настоящего образа. Нельзя установить в ней какой-то общий для всех актеров путь. Каждый актер приходит к образу по-своему - в зависимости от характера своего воображения темперамента, особенностей восприятия жизни. Но одно можно сказать точно: в актере происходит постепенное накопление знаний о своем герое, он все больше и больше узнает его. Эти знания возбуждают человеческую природу актера, «растапливают» ее и в какой-то момент возникает чудо — на сцене рождается новый человек. Актер сливается с образом, начинает на сцене смотреть глазами своего героя, жить его мыслями и чувствами.

Давайте же познакомимся с основными, наиболее важными этапами этой работы, постараемся узнать, что должен делать актер, чтобы создать на сцене убедительный и интересный образ человека.

Способы и приемы работы актера над ролью

Работа актера над ролью – это очень сложный процесс, направленный на создание совершенно другого человека, отличного от того, каким является актер. В ходе «выкраивания» другого человека, исполнитель сталкивается с множеством трудностей, одна из которых – понимание логики мышления персонажа. Это значит, что необходимо выяснить, что заставляет человека поступать так, а не иначе, почему он разговаривает с употреблением именно таких слов, какие цели он преследует. Чтобы найти решение этой проблемы, обратимся к работе К.С. Станиславского «Работа актера над ролью». Она состоит из четырех периодов: познавания, переживания, воплощения, воздействия. Для решения задачи поиска логики мышления роли необходимо сделать разбор только первых трех периодов.

Период познавания

Является подготовительным периодом и начинается в момент первого знакомства с пьесой и ролью. Приобретенные на начальном этапе первые впечатления могут сильно помочь актеру в его дальнейшей работе. Далее артист должен приступить к анализу, но результатом его будет не мысль, а ощущение. Как писал К.С. Станиславский: «Цель анализа и заключается в том, чтоб подробно изучить и заготовить предлагаемые обстоятельства пьесы и роли и для того, чтобы через них инстинктивно почувствовать в последующем периоде творчества истину страстей и правдоподобие чувствований». То есть через анализ актер получает информацию об обстоятельствах жизни роли и эти полученные обстоятельства возбуждают в исполнителе увлечение ролью и пьесой. Следующим этапом в процессе познавания является создание и оживление внешних обстоятельств. Внешними обстоятельствами жизни роли называется комплекс предлагаемых обстоятельств, состоящий из фактов, комментариев, которые дает автор. Затем актер должен создать и оживить внутренние обстоятельства жизни роли. На этом этапе процесс познавания роли актером усугубляется: он познает роль не через слово автора, а через собственные ощущения. Для успешного познания внутренних обстоятельств жизни роли актеру необходимо поставить себя в центр событий, происходящих с персонажем и посмотреть на себя со стороны, будто бы ты – зритель. Об этой части первого периода познавания К.С. Станиславский пишет: «Этот важный творческий момент называется на актерском жаргоне «я есмь», то есть я мысленно начинаю «быть», «существовать» в жизни пьесы; я начинаю ощущать себя в самой ее гуще; я начинаю сливаться со всеми предлагаемыми поэтом и созданными артистом обстоятельствами, получать право жить в них». Результатом этой работы, этого перемещения в жизнь пьесы, станет оценка фактов и событий пьесы. Актеру снова предстоит вернуться к внешним фактам пьесы, но уже с багажом тех знаний, которые он получил на более поздних этапах исследования. В этой оценке выявляется влияние внешних факторов на внутренние, потому что вторые не существуют в персонаже без первых. Они, так или иначе, являются следствием, исходящими из внешних факторов пьесы. Оценить факты и события пьесы, значит найти и ощутить их скрытый смысл, внешнюю и духовную степени их воздействия. В этом этапе приходится делать чужие факты, события и всю жизнь своими собственными. Здесь заканчивается период познавания, но полученные в этом периоде знания и сведения о роли и пьесе не должны оставаться таковыми в конечном варианте. В процессе погружения в следующие периоды, результаты периода познавания будут меняться. Актер постоянно трансформирует роль, потому что он не может каждый день проходить по одному и тому же сценарию, манки и возбудители для актера устаревают, ему необходимо искать новые или трансформировать старые.

Период переживания

К.С. Станиславский пишет, что этот период является созидательным – «он воздает «душу роли», ее склад, внутренний образ, подлинные живые чувства и самую жизнь человеческого духа организма роли». Внутренние переживания побуждают стремление актера к действию. Стремление создается за счет реализации творческой задачи актера. «Задача – возбудитель творчества и его двигатель» (К.С. Станиславский). Задача может быть так рассудочной, так и бессознательной, но и та и другая выполняют функцию ограничителей и не дают творческому порыву актера уйти в другое русло, они являются рамками для исполнителя и подводят исполнителя к основной цели пьесы. Помимо творческих задач актеру необходимо простроить также физические и элементарно-психологические задачи своего персонажа. Под физическими задачами понимаются конкретные физические действия, направленные на совершение какого-либо поступка, а под элементарно-психологическими – процесс выстраивания действенных мыслей в одну цепочку. Затем все эти мелкие ответвления от роли Станиславский К.С. предлагает собрать и упорядочить под одним названием – душевная партитура роли – это совокупность всех задач, кусков, фактов, сцен, актов. По мере усложнения партитуры, за счет новых появляющихся фактов, куски ее сплавляются воедино и образуют собой сверхзадачу. Сверхзадача – главенствующая задача, объединяющая все остальные. В ней содержится вся сущность роли. Однако, сверхзадача это еще не конечная точка. Требуется так же найти сквозное действие роли, которое представляет собой совокупность сверхзадачи, непрерывном стремлении к ней и ее действенному выполнению. Сверхзадача должна обозначать путь, по которому движется персонаж к единственному своему высшему исходу.

Период воплощения

В этом периоде происходит непосредственное срастание личности исполнителя с личностью персонажа, поиск внешней выразительности роли. Можно отправляться на поиск совершенно необычных для себя новых привычек, внешности, манер, но раз уж актер действует, прежде всего, от своего лица, то в самом воплощении роли будут присутствовать черты личности актера. Потому что в процессе воплощения роли актер не должен становиться принципиально новым человеком, да и это против человеческой природы, ведь невозможно изменить себя со сто процентной тщательностью. В этом процессе должно произойти именно слияние актера и персонажа.

Соответственно на основе периодов можно вывести алгоритм работы актера над ролью:

1) читка пьесы, первое знакомство с ролью, фиксирование первых впечатлений от пьесы и роли;

2) компоновка впечатлений, вычленение собственного ощущения от роли и предлагаемых обстоятельств;

3) поиск новых фактов роли и предлагаемых обстоятельств пьесы за счет углубления в характер роли и историю событий, происходящих в пьесе, постановка своего «я» в эти обстоятельства, вычленение собственных ощущений;

4) углубление в образ роли, выявление психологических особенностей персонажа, поиск ответа на вопрос «Что он собой представляет как человек?»;

5) определение сверхзадачи и сквозного действия роли, написание биографии роли;

6) поиск и определение внешней характерности роли, исходя из психологических факторов, определенных на более ранних этапах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: