Нормы разного вида права по Ясе




Основной задачей уголовного права Ясы является обеспечение мира и порядка в обществе и государстве. Эта задача обрисована армянским историком Магакией в таких выражениях: Яса предписывает «во-первых, любить друг друга; во-вторых, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не быть предателем; почитать старших и нищих, и если найдется между ними кто-либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».[16]

Основной своей идеальной задачи уголовное право Ясы стремится на практике достигнуть путем самых жестоких санкций.

Яса считает преступлением, подлежащим наказанию, следующие виды проступков: а) преступления против религии, нравственности и установленных обычаев; б) преступления против хана и государства; в) преступления против жизни и интересов частных лиц.

Главным видом этих преступлений против государства признается нарушение крепостного устава, в особенности со стороны высших начальников. К этому же разряду следует отнести то, что запрещалось употреблять монгола в качестве подневольного слуги. На первый взгляд эту норму кажется естественным отнести к следующему разделу (преступления против свободы лица). На самом деле истинным мотивом этого указа было намерение не давать людям ускользнуть в частную зависимость от крепостной служебной повинности государству.[17]

Лишь один из дошедших фрагментов Ясы посвящен убийству, и в нем говорится об убийстве по отношению к специальным категориям лиц - мусульман и китайцев. Все другие случаи нарушения интересов частных лиц относятся к преступлениям против собственности. Главнейшие виды их следующие: увод или принятие чужого раба или пленника, конокрадство и увод скота, злостное банкротство.

В законе говорится: «Если дети не уважают родителей, младшие старших, жена не послушает мужа, подданный - управляющего, их следует серьезно наказать… Тех, кто распутствует с женами других, а мужчины между собой, их следует наказать казнью».

Чингисхан установил общественный порядок для укрепления господства монгольской империи и утвердил закон, который удерживал нацию кочевников в рамках твердого закона. Было указано: «Те, кто обманом уходят из дома (как будто для учебы в армию) и тайно бегут от уплаты налогов, то о них следует сообщить по службе и наказать совершившего преступление, чтобы таким образом прекратились случаи хитрого обмана и недостойного поведения». [18]

Процитируем вкратце те положения закона, по которым следует наказание казнью: тех, кто убил людей, распутствовал с женой другого, мужчин, распутствовавших между собой, бежавшего раба и последовавших за ним, кто погубил других особо извращенным методом, кто поддержал одного из двух дерущихся, кто преднамеренно оклеветал других, кто лгал, кто третий раз растратил имущество других, находившееся на хранении, кто спрятал то, что нашел, кто не возвращал хозяину одежду, имущество и оружие, найденное в битве.

Эта строгость закона оказала благоприятное влияние на общественный строй и жизненный быт того времени, претворение закона было четким.

Дипломат Мин Хун Нанхядов в период правления Чингисхана не увидел внутри Монголии ссор и борьбы. Один писатель из далекой Аравии писал: «В Монголии не существовало краж лошадей». Посол Италии Плано Карпини, находясь в Монголии, писал: «В Монголии вообще нет внутренних распрей и борьбы, нет случаев убийства людей, все друг к другу относятся мирно и мягко, очень редко возникают какие-либо дела и тяжбы, так как нет воров и разбойников, сундуки и какие-либо вещи хранятся без замков. Иногда происходят случаи потери скота, нашедший его хранил у себя».

Уголовное право монгольского государства в рассматриваемом периоде и несколько позднее носило конкретный, казуальный характер. Многие из принятых и проверенных временем статей послужили в будущем основой для более поздних законодательств.

Сведения наши о частном праве Ясы весьма скудны. Это следует, вероятно, объясняет не дефективность существующих фрагментов Ясы, а тем обстоятельством, что вопросы частного права регулировались главным образом обычным правом, и потому Яса их касалась лишь отчасти.

В компиляции Пети де ла Круа находим известие, что Чингисхан издал закон о браке, в котором сказано было, «что мужчина должен покупать себе жену и что никто не должен жениться на девушке, с которой он в родстве первой или второй степени, но во всех других степенях брак разрешался…Многоженство было позволено, а также у употребление рабынь в качестве наложниц».

Сохранился фрагмент Ясы, согласно которому «по смерти отца сын распоряжается судьбой его жен, за исключением своей матери, может жениться на них или выдать их за другого». Среди татар «управление имуществом семьи принадлежит женщинам. Они покупают и продают что и как найдут нужным. Мужчины занимаются охотою и войною и более ни во что не входят». «Дети, рожденные от рабынь, считаются столь же законными, как и рожденные от жен; но дети жен и в особенности дети первой жены пользуются особым почетом у отца».[19]

В вопросы наследственного права Яса, по-видимому, подтверждала нормы обычного права. После смерти главы семьи имущество разделялось между сыновьями так, что доля старшего сына была больше других. Юрт (дом) отходил младшему сыну. Старшинство сыновей устанавливалось в соответствии с рангом их матерей в семье отца. Хан не должен был вмешиваться в наследственные отношения, даже в случае если у умершего не было родственников. «Из имущества умершего, у коего нет наследника, Хан ничего да не возьмет, но его имущество все дается тому, кто за ним ходил (перед смертью)».

 


Заключение

Исторически неправомерно смотреть на Ясу лишь как на кодификацию норм обычного права монгольских племен. Рассмотренные выше факты приводят к совершенно иным выводам.

Из всего сказанного выше ясно, что задачей Ясы было не кодифицировать нормы обычного права, а создать новые нормы права в соответствии с нуждами новой Империи, для постройки которой прежнее родовое государство было лишь исходным пунктом.

Большинства вопросов так называемого обычного права - родового и племенного - Яса даже не касается. Не в этом было ее назначение. В жизни рода и семьи Яса почти не вмешивается и в этом отношении не кодифицирует, а лишь подтверждает - большей частью молчаливо - существующие нормы. В ряде других случаев, как например по отношению к уголовному праву, Яса, наоборот, явным образом отменяет действие прежних норм.

Наконец, в большинстве случаев Яса создает новые нормы права, это было необходимо для приспособления ханского законодательства к вновь возникшим запросам и нуждам расширявшейся империи.

Основной задачей Чингизхана при издании Ясы, таким образом, создать новую систему права - право ханское или имперское, которое должно было утвердиться как надстройка над прежним обычным правом. В действительности новое ханское право во многих отношениях явилось результатом слияния новых понятий о Хане-Императоре с прежними понятиями о Хане-вотчиннике и племенном старейшине. Государство и в Ясе продолжает до некоторой степени рассматриваться как ханский улус, вотчина.

С другой стороны, однако, в Ясе проявляется отчетливо и новая имперская идея. И сам Чингисхан, и его ближайшие преемники сознательно стремились к тому, чтобы превратить монгольское государство в мировую империю. Это устремление ясно видно во всем замысле Ясы.

 


Список использованной литературы

1. Ала ад-дин Ата – Мелик Джувейни. История покорителя Вселенной // Родина.- 1997. -№ 3-4.

2. Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. - Тверь: Леан, 2000.- 456 с.

3. Владимирцов Б.Я. Чингис-хан.- СПб.: ООО «Академ», 1998.- 389 с.

4. Груссе Р. Чингисхан: Покоритель Вселенной / Пер. с персидского В. Ф. Минорского. - М.: Молодая гвардия, 2000.- 435 с.

5. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государство и народы Евразийских степей: Древность и средневековье. - СПб.: АиСТ, 2000.- 478 с.

6. Крадин Н.Н., Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана.- М.: Восточная литература, 2006.- 456 с.

7. Мухаметова Ф.Ф. Монгольская «Яса» и ее роль в системе общественных отношений империи Чингизхана //Вопросы истории.- 2002.- №5.- С.56-69.

8. Плано Карпини Дж. Дель История монголов.- М.: Взгляд, 1997.- 357 с.

9. Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //https://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

10. Хара-Даван Э. Чингисхан как полководец и его наследие. / https://gumilevica.kulichki.net


[1] Мухаметова Ф.Ф. Монгольская «Яса» и ее роль в системе общественных отношений империи Чингизхана //Вопросы истории.- 2002.- №5.- С.57.

[2] Кляшторный С. Г., Султанов Т.И. Государство и народы Евразийских степей: Древность и средневековье. - СПб.: АиСТ, 2000, С.72-73.

[3] Мухаметова Ф.Ф. Монгольская «Яса» и ее роль в системе общественных отношений империи Чингизхана //Вопросы истории.- 2002.- №5.- С.58.

[4]Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //https://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

[5] Там же.

[6] Крадин Н. Н., Скрынникова Т. Д. Империя Чингис-хана.- М.: Восточная литература, 2006, С.47.

[7] Там же, С.49.

[8]Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //https://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

[9]Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //https://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

[10] Там же.

[11] Владимирцов Б.Я. Чингис-хан.- СПб.: ООО «Академ», 1998, С.88-95.

[12]Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //https://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

[13] Ала ад-дин Ата – Мелик Джувейни. История покорителя Вселенной // Родина.- 1997. -№ 3.- С.17.

[14]Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //https://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

[15]Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //https://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

[16]Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //https://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

[17] Мухаметова Ф.Ф. Монгольская «Яса» и ее роль в системе общественных отношений империи Чингизхана //Вопросы истории.- 2002.- №5.- С.61.

[18]Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //https://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200

[19]Фрагменты Ясы, реконструированные на основании разных источников //https://www.kulichki.com/~gumilev/HD/hd110a.htm#hd110atext200



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: