Принята на заседании Совета общественных и родительских организаций по защите семьи, прошедшем в г. Новороссийск 8 декабря 2019 года.




РЕЗОЛЮЦИЯ

По результатам круглого стола на тему:

«Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия»

Принята на заседании Совета общественных и родительских организаций по защите семьи, прошедшем в г. Новороссийск 8 декабря 2019 года.

 

8 декабря 2019 года в г.Новороссийске состоялся Круглый стол Совета общественных и родительских организаций по защите семьи.В мероприятии приняли участие представители ЗСК Краснодарского края, депутаты Городской Думы г.Новороссийска, представители казачьего общества, представители структур МВД по г.Новороссийску, служб образования и молодежной политики, психологи, юристы, духовенство Русской Православной Церкви, общественных организаций, СМИ г. Новороссийска и г-к. Анапа.

Обсуждая Законопроект «О профилактике Семейно-бытового(домашнего) насилия» Участники круглого стола сошлись во мнении, что необходимо прикладывать усилия для укрепления, помощи защиты семьи.

Вместе с тем, председатель Общественного движения «Объединенное Родительское собрание Юга России» и регионального отделения АРКС «Анапский Родительский комитет» Л.Н. Яцухно представила анализ законопроекта «О профилактике Семейно-бытового насилия» и дублирования им действующего законодательства. Из анализа следует, что в настоящий момент в правовом поле Российской Федерации достаточно законов и подзаконных актов, способных защитить жертву «семейно-бытового насилия», в связи с чем нет насущной необходимости в принятии дополнительных законов о профилактике какого бы то ни было насилия.

Так, порядка сорока составов уголовного кодекса РФ и не менее трех составов административных правонарушений охватывают преступления в сфере семейно-бытовых отношений, поэтому совершенно неочевидно, что введение дополнительного состава преступления, именуемого как «семейно-бытовое насилие», ужесточит борьбу с семейно-бытовым насилием. Напротив, вероятно, что такая борьба на порядок ослабится, снизив возможности для справедливого наказания преступника за разные виды насилия (сексуального, психологического, экономического, физического), которые феминистки предлагают объединить в один состав. Кроме того, такая квалификация создаст дополнительную конкуренцию норм уголовного права, чем усилит хаос в правоприменении.

Кроме того, многие из предлагаемых правозащитниками мер профилактики «семейно-бытового насилия» уже существуют (порой под другими названиями) и действуют на территории Российской Федерации. В отличие от предлагаемых зарубежных аналогов, действующие нормы вписаны в российское правовое поле, не нарушают Конституцию Российской Федерации.

Так, мера профилактики – «защитное предписание», - дублирует уже имеющуюся норму Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» – «объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» (п.3, ч.1 ст. 17).

«Специальные психологические программы», основными задачами которых «являются выявление причин совершения семейно-бытового насилия, профилактика совершения семейно-бытового насилия, ре-адаптация нарушителя», перекрываются уже действующими нормами ст. 17 вышеупомянутого закона № 182-ФЗ: п. 7) социальная адаптация; п.8) ресоциализация; п. 9) социальная реабилитация.

Такая мера, как «предоставление временного жилья» для жертвы уже прописана в законе. Так, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ст.ст. 15, 21-22) предписывает оказывать гражданам, в том числе, и потерпевшим от домашнего насилия или находящимся под угрозой применения такого насилия, срочные социальные услуги, включающие в себя: «1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; 2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; 3) содействие в получении временного жилого помещения; 4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; 5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; 6) иные срочные социальные услуги».

Вместо предлагаемого к внедрению «судебного защитного предписания» на территории России действуют иные законы.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» предусматривает в качестве мер безопасности: 1) личную охрану, охрану жилища и имущества; 2) выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замену документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место (ст. 6).

Кроме того, с апреля 2018 года в Уголовно-процессуальный кодекс РФ была введена и действует в настоящее время новая мера пресечения – «Запрет определенных действий» (ст. 105.1). Согласно этой статье, суд может возложить на подозреваемого или обвиняемого (в отличие от «судебного защитного предписания» – на лицо с неопределенным статусом) следующие запреты:

«1) выходить в определенные периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;

2) находиться в определенных местах, а также ближе установленного расстояния до определенных объектов, посещать определенные мероприятия и участвовать в них;

3) общаться с определенными лицами;

4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;

5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"».

Контроль за соблюдением, подозреваемым или обвиняемым запретов, предусмотренных пунктами 1 - 5 части шестой настоящей статьи, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля.

Таким образом, нет явной необходимости в дублировании действующих норм мерами «защитное предписание», «судебное защитное предписание», так как их эффективность тоже вызывает сомнения.

Принципиально важным остаются вопросы эффективности работы правоохранительной системы и оптимизации процессуальных норм для более оперативного и эффективного решения задач в сфере профилактики и пресечения домашнего насилия. Государство, в частности, должно обеспечить барьер между обидчиком и жертвой сразу после совершения деяния, если его не удалось предотвратить. Для этого представляется целесообразным повысить внимание участковых уполномоченных полиции к делам, связанным с насилием и жестоким обращением в семье, предусмотрев регулярное (напр., еженедельное) посещение семей или лиц, в отношении которых было применено насилие или высказана угроза его применения. Кроме того, требуется неукоснительное исполнение норм Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» полицией и другими уполномоченными органами власти в своей повседневной работе.

Необходимо обратить внимание руководства федерального и региональных министерств внутренних дел на недостаточное знание сотрудниками полиции норм действующих законов, на повышение профессиональной подготовки сотрудников полиции. Отмечено, что многие возникающие в данной сфере проблемы связаны с выполнением должностными лицами своих служебных обязанностей.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» по результатам прошедшего Круглого стола Совета общественных и родительских организаций по защите семьи г. Новороссийска и г-к Анапы обратиться со следующим обращениями:

К Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н.Кареловой; Первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко:

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации».

Считаем, что:

а) нет необходимости принятия данного закона, поскольку практически все «новеллы», представленные в нём в той или иной форме уже существуют в законодательстве и правоприменительной практике Россиийской Федерации;

б) в настоящем виде текст закона несостоятелен и с содержательной, и с процессуальной точек зрения и не должен рассматриваться;

Требуем снять закон с рассмотрения, доработать и внести изменения в действующие законодательные акты. Направляем вам юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации». Файл «Юридическое заключение на ПФЗ о СБН» прилагается.

I. К Законодательному Собранию Краснодарского края:

 

а. Провести Общественные слушания по обсуждению законопроекта «О профилактике Семейно-бытового насилия» с привлечением Общественной палаты, общественных родительских организаций, Казачества, духовенства (как православного христианского, так и мусульман)

б. Инициировать предложение в Государственную Думу о Возвращении в систему МВД медицинских вытрезвителей, лечебно-трудовых профилакториев с учетом значительного количества уголовных и административных дел, совершаемых лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического опьянения.

в. Вернуть изменения в закон «О психиатрической помощи больным» принудительное лечение больных с психическими расстройствами.

 

 

II. К Главному управлению МВД Российской Федерации по Краснодарскому краю:

 

Рассмотреть возможность:

1. Усиления контроля выполнения сотрудниками правоохранительных органов обязанностей по оперативному реагированию на сообщения о фактах насильственных действий в семье, в целях пресечения практики игнорирования семейных конфликтов как малозначимых.

2. Усиления контроля за деятельностью участковых уполномоченных полиции по делам, связанным с насилием и жестоким обращением в семье, предусмотрев их еженедельное посещение семей или лиц, в отношении которых было применено насилие или высказана угроза его применения, неукоснительное соблюдение ими норм Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» в своей повседневной работе.

 

III. К Уполномоченному по правам ребенка в Краснодарском крае:

 

Рассмотреть возможность усиления профилактической и просветительской работы в рамках борьбы с семейным бытовым насилием, направленной, в том числе на возрождение и придание фундаментального значения институту семьи, повышение ее престижа, профилактику семейного неблагополучия и пропаганду целомудрия и нравственных отношений в семье, ответственного родительства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: