Модель текста итогового сочинения
Часть | Абзац | Элемент композиции | Назначение | Содержание | Объём (предл.) |
Вступление | Ввести в тему | Анализ поставленного вопроса, его ключевых слов / Анализ предложенного афоризма, его ключевых слов. | 1-3 | ||
Тезис | Заявить свою позицию | Формулировка ответа на поставленный вопрос / Демонстрация собственного согласия или несогласия с автором высказывания | 1-2 | ||
Аргумент 1 | Доказать истинность своей позиции | Ответ на вопрос: Почему я прав? | 1-2 | ||
Иллюстрация 1 | Подкрепить аргумент 1 конкретным примером | Пример 1 из художественной или публицистической литературы, демонстрация его связи с аргументом 1 и тезисом. | 4-6 | ||
Аргумент 2 | Доказать истинность своей позиции | Ответ на вопрос: Почему я прав? | 1-2 | ||
Иллюстрация 2 | Подкрепить аргумент 2 конкретным примером | Пример 2 из художественной или публицистической литературы, демонстрация его связи с аргументом 2 и тезисом. | 4-6 | ||
Вывод | Обобщить сказанное | Вывод справедливости тезиса (верности своей позиции) | 1-3 |
Тезис - это положение, кратко излагающее какую-либо идею, являющееся спорным. Эта та мысль, которую надо доказать.
Аргумент - это логический довод, служащий основанием доказательства истинности или ложности тезиса.
Иллюстрация - это конкретный пример из художественной и публицистической литературы, устного народного творчества, иллюстрирующий довод.
Критерии сочинения:
Больше 250 слов.
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность». (не больше 5 ошибок на 100 слов).
Вступление.
- Порой жизнь ставит перед нами чрезвычайно сложные вопросы. К числу таких можно отнести и следующий: «…?».
- Что … (важнее, больше влияет на …, должно …)? Такой вопрос … (заставляет задуматься о …, требует … ответа).
- Довольно часто я, наблюдая за …, задумывался о том, что ….
- … (что: совесть, одиночество, трусость и т.п.) … Как она влияет на поступки людей? Об этом заставляет задуматься вопрос о ….
2. Примеры фраз, служащих для формулирования собственной позиции (тезиса):
· Я полностью поддерживаю слова …
· Я всегда считал, что …
· Я разделяю мнение… и считаю, что …
· Нет сомнения в том, что слова автора о … заслуживают одобрения. По-моему мнению, …
· Моя позиция такова: …
· Я в жизни придерживаюсь следующего принципа (правила): …
Аргументация 1-2.
Для перехода от вступительной части к основной, т.е. к аргументации, необходимо применять фразы, обеспечивающие связность текста и дающие читателю понять, что далее в тексте будут представлены доводы:
· Моя позиция обусловлена тем, что ….
· Доказывая собственное мнение, подчеркну ….
· Справедливость моей позиции доказывается следующим. Во-первых, … … Во-вторых, …
· Моя солидарность с автором определяется тем, что ….
4. Иллюстрация 1-2.
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
· Похожий случай описан … (ФИО автора) в … (жанр) «…» (название).
· Убедительно доказывает моё мнение история … (имя героя), описанная … (ФИО автора) в … (жанр) «…» (название).
· Например, в … (жанр) «…» (название) … (ФИО автора) убедительно показано, что …
· Проблема … отражена в … (жанр) «…» (название) … (ФИО автора).
Второй аргумент, приведённый из того же, что и первый, или иного источника, также должен быть введён в текст. Для этого могут служить следующие фразы:
· С другой стороны, …
· Нельзя не отметить и то, что …
· Однако в иных жизненных ситуациях происходит следующее: …
· Справедливость моей позиции подтверждается и тем, что ….
· Иная точка представлена … (ФИО автора) в … (жанр) «…» (название).
· Обратимся и к … (жанру) «…» (название) … (ФИО автора).
· Ещё более убедительно показано … в … (жанр) «…» (название) … (ФИО автора).
· Проблему … не оставил без внимания и (ФИО автора) в … (жанр) «…» (название).
Вывод.
· Таким образом, ответ на поставленный вопрос очевиден: именно …
· К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, что…
· Таким образом, приведённые мною аргументы доказывают справедливость моей позиции: ….
· В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о...! Будем помнить о...!
· В заключение хочется сказать о том, что … будет всегда волновать общество, потому что ….
ВСТУПЛЕНИЕ. ВИДЫ:
Историческое вступление.
Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.
XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем – нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала ХХ века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь – всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей.