Диагностическая работа № 2
Предварительная инструкция: Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять диагностическую работу № 2. Посмотрите на листы перед вами. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Мы начнем все вместе. Я скажу, когда. Слушайте внимательно.
Задание № 1.
Цель – оценка сформированности произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Задание детям: Первое задание вы будете выполнять следующим образом. Посмотрите внимательно. Здесь нарисованы фигуры. В каждой из них стоит свой значок. Сейчас вы будете ставить в пустые фигуры знаки. Это надо делать так: в каждой звездочке поставить вертикальную палочку, в кружке вы будете рисовать две горизонтальные палочки, в каждом треугольнике — горизонтальную палочку, в каждом крестике – кружок, в квадрате – две вертикальные палочки. У вас на листе показано, что нужно рисовать (показать).
Все фигуры нужно заполнять по очереди, начиная с самого первого ряда, с лева на право (показать). Не спешите, будьте внимательны. На это задание вам дается 2 минуты. Как только я скажу «стоп», необходимо положить карандаш и прекратить работу. А теперь возьмите простой карандаш и начинайте работать.
А теперь все отложили карандаши и посмотрели на меня.
Критерии оценивания: Успешным считается безошибочное заполнение геометрических фигур в соответствии с образцом за период до 2 минут (оценка — 5 баллов). Допустимо собственное единичное исправление или единичный пропуск заполняемой фигуры.
При двух пропусках заполняемых фигур, исправлениях или одной-двух ошибках в заполнении качество выполнения задания оценивается в 4 балла. Если задание выполняется без ошибок, но ребенок не успевает доделать его до конца в отведенное для этого время (остается незаполненной не более одной строчки фигур), оценка также 4 балла.
Средне успешным является такое выполнение, когда присутствуют не только два пропуска заполняемых фигур, исправления или одна-две ошибки в заполнении, но еще и плохая графика заполнения (выход за пределы фигуры, несимметричность фигуры и т.п.). В этом случае качество выполнения задания оценивается в 3 балла.
В 3 балла оценивается также безошибочное (или с единичной ошибкой) заполнение фигур в соответствии с образцом, но пропуск целой строки или части строки. А также одно-два самостоятельных исправления.
Неуспешным считается такое выполнение, когда при одной-двух ошибках в сочетании с плохой графикой заполнения и пропусками ребенок не успел выполнить все задание за отведенное время (остается незаполненной более чем половина последней строки). Такой вариант выполнения оценивается в 2 балла.
Оценивается в 1 балл такой вариант выполнения, когда имеются не соответствующие образцам метки в фигурах, ребенок не способен удержать инструкцию (то есть начинает заполнять вначале все кружочки, потом все квадратики и т.п., и после замечания педагога продолжает выполнять задание в том же стиле). При наличии более двух ошибок (не считая исправлений), даже если все задание выполнено, дается также 1 балл.
Задание № 2.
Цель – оценка возможности установления логических связей и отношений между понятиями (предметами).
Задание детям: Посмотрите, у вас на листочках даны четыре ряда картинок. Рассмотрим первый ряд. Посмотрите, здесь уже объединили «большой белый квадрат» и «маленький черный квадрат» (показать). Тогда к «большому белому кругу» вот сюда (показать) какую из этих картинок (показать на картинки в низу) надо добавить, чтобы получилась такая же парочка? Обведите в кружок эту картинку. Следующие рядочки выполните самостоятельно.
Ответы: маленький черный круг, стрелочка вниз, маленький белый треугольник, большой квадрат внутри которого черный маленький квадрат.
Критерии оценивания: 4 правильных ответа – 4 балла, 3 правильных ответа – 3 балла, 2 правильных ответа – 2 балла, 1 правильный ответ – 1 балл.
Задание № 3.
Цель – оценка уровня развития слуховой памяти.
Задание детям: Сейчас я прочитаю вам слова, а вы постарайтесь их запомнить. Итак: змея, очки, диван, ремень, телефон, дерево, велосипед, мяч, ведро, книга.
А теперь переверните страницу и внимательно рассмотрите нарисованные предметы. Обведите в кружок только те предметы, чьи названия прозвучали.
Критерии оценивания: 10-9 правильно отмеченных картинок – 5 балов, 8-7 картинок – 4 балла, 6-5 картинок – 3 балла, 4-3 картинок – 2 балла, 1-2 картинки – 1 балл.
Задание № 4.
Цель – оценка аналитического компонента мышления, умения выделять, анализировать и соотносить существенные признаки наглядных объектов.
Задание детям: Внимательно посмотрите на 3 ряда фигурок, в верхних рядах — по 3 фигуры, а в нижнем только 2. Вы должны поставить на пустое место (показать) фигурку, которая подходит ко всем остальным фигурам. Выберите её из этих фигур (показать на 6 фигур, расположенных внизу). В пустом окошке напишите номер фигуры, которую выбрали.
Подсказки, какую выбрать картинку, недопустимы. Если ребёнок обращается за помощью, следует ещё раз разъяснить ситуацию: «Внимательно изучи картинки вверху и сравни с теми, что внизу. А потом самостоятельно выбери ту, которую считаешь наиболее подходящей. Как ты решишь, пусть так и будет».
Ответы: 1, 5, 4, 5.
Критерии оценивания: 4 правильных ответа – 4 балла, 3 правильных ответа – 3 балла, 2 правильных ответа – 2 балла, 1 правильный ответ – 1 балл.
Задание № 5.
Цель – оценка особенностей воображения.
Задание детям: Нарисуйте те предметы, которые напоминают вам эти рисунки.
Примерные ответы: флаг, яблоко (ягода), дом, снеговик.
Критерии оценки: 4 правильных рисунка – 4 балла, 3 правильных рисунка – 3 балла, 2 правильных рисунка – 2 балла, 1 правильный рисунок– 1 балл.
Задание № 6.
Цель – оценка уровня развития зрительной памяти.
Задание детям: Внимательно посмотрите на эту таблицу и запомните все фигуры, которые здесь нарисованы (10 сек.). Переверните страницу, найдите и обведите в кружок только те фигуры, которые были в предыдущей таблице.
Критерии оценки: 9-8 правильно отмеченных картинок – 5 балов, 7-6 картинок – 4 балла, 5-4 картинок – 3 балла, 3-2 картинок – 2 балла, 1 картинка – 1 балл.
Задание № 7.
Цель – оценка уровня развития восприятия.
Задание детям: Внимательно рассмотрите картинку. Из перечисленных ниже слов выберете только те слова, которые означают изображенные на картинке предметы. Подчеркните эти слова.
Ответы: тарелка, стакан, вилка, чайник, бутылка.
Критерии оценки: 5 правильно подчеркнутых слов – 5 баллов, 4 слова – 4 балла, 3 слова – 3 балла, 2 слова – 2 балла, 1 слово – 1 балл.
Все результаты детей заносятся в протокол диагностики итогового уровня развития способностей учащихся.
Протокол диагностики итогового уровня развития способностей учащихся
№ | Ф.И. ребенка | Внимание | Воображение | Память | Мышление | Восприятие | Итого (количество баллов) | Общий итоговый уровень (В, С, Н) | ||||||||||
Задание № 1 | Задание № 5 | Задание № 3 | Задание № 6 | Задание № 2 | Задание № 4 | Задание № 7 | ||||||||||||
Количество правильно заполненных строк за 2 мин. | Количество правильно дорисованных рисунков | Слуховая | Зрительная | Способность к сравнению | Способность к анализу | Количество правильно отмеченных слов | ||||||||||||
Количество правильно отмеченных картинок | Количество правильно отмеченных рисунков | |||||||||||||||||
Количество правильно отмеченных картинок | Количество правильно выбранных номеров | |||||||||||||||||
Результат | Баллы | Результат | Баллы | Результат | Баллы | Результат | Баллы | Результат | Баллы | Результат | Баллы | Результат | Баллы | |||||