Музыкальная культура Возрождения. Общая характеристика эпохи и искусства Возрождения.




Эпоха, котораяв истории Европы называется Возрождением (или по-французски – Ренессансом), принесла величайшие изменения во всех сферах жизни. Она выделяется среди предшествующих и последующих веков как блестящий период расцвета всей культуры и искусства, в чём её можно уподобить лишь эпохе Древней Греции. Само название «Возрождение» и вызвано тем, что эта эпоха стремилась вновь вернуть к жизни прежние формы древнегреческого искусства, связывавшиеся в сознании европейцев с чем-то непревзойдённым, идеальным. И само Возрождение, три его столетия ( XIV, XV, XVI ), стало для будущих поколений образцом гармонического бытия и совершенного искусства.

Жизнь Европы в эти века отнюдь не была безмятежной – чуть ли не все страны охвачены войнами, династическими или государственными, нередко чрезвычайно продолжительными. Заговоры, политические интриги врывались в жизнь обычных людей, далёких власти. Восстания крестьян, отстаивавших своё право на независимое существование, перерастали в массовые движения («Жакерия» во Франции (1358), Крестьянская война в германии под предводительством Томаса Мюнцера (1525) и другие). XVI в. принёс первую буржуазную революцию (в Нидерландах). Возникли и представления об идеальном и справедливом устройстве человеческого общества («Утопия» Томаса Мора, «Город солнца» Томазо Кампанеллы»).

Это было время интенсивного формирования европейских наций; из многих старых и местных наречий складывались единые общенациональные языки, они становились и языками новой национальной литературы (прежде таким языком была латынь). Путешествия Колумба, Магеллана, Васко да Гамы, открытие ими новых земель расширили представление человека об окружающем мире.

На духовную культуру Возрождения, на искусство и на музыку в первую очередь огромное влияние оказало возникновение особой ветви христианской религии в ряде стран Европы – протестантизма. Постепенное формирование в глубинах феодализма нового капиталистического уклада приводило не только к экономическим изменениям, но и к переменам в сознании. По-иному воспринималась господствующая католическая религия. Безграничная власть высшего духовенства, богатства, присваиваемые им, вызывали протест нового, поднимающегося класса. Недовольство распространялось на привычные установления церкви (например, покупаемое за деньги отпущение грехов посредством так называемых индульгенций), на роскошь церковного ритуала (его «непрактичность»). В народе зрело недовольство и тем, что богослужение велось на непонятном латинском языке, а его музыкальное оформление было сложно и не предполагало приобщения верующих. Всё это слилось в требования «очистить» службу от излишней роскоши, вести её на родных языках и тем самым сделать евангельское учение понятным каждому из прихожан. Так создались условия для движения, получившего название реформации. Видные деятели Реформации – Мартин Лютер в Германии, Жан Кальвин в Швейцарии, Ян Гус в Чехии – создали свои варианты протестантского вероучения в странах Европы. Лютеранство кроме Германии проникло в Скандинавию, Прибалтику, кальвинизм из Швейцарии – в Нидерланды; его ответвлениями стала гугенотская религия во Франции и пуританство в Англии и Шотландии; особая ветвь протестантизма – чешское гуситство. В движении реформации слились антифеодальные и антикатолические требования, оно выражало интересы растущей буржуазии.

В духовной культуре Германии XVI в. подлинным событием стал сделанный Лютером перевод Библии на немецкий язык. Переводя, Лютер одновременно давал священному писанию новое толкование, подчёркивая стершиеся в сознании или не акцентированные в богослужении нравственно-философские стороны учения о Христе. Это стало дальше стимулом и для немецкой поэзии, и для музыки XVI-XVII и первой половины XVIII в. Протестантизм повсюду ужесточил требования и к нравственным нормам бытия – отсюда можно проследить и многие изменения в укладе жизни верующих (протестантов) и в их мироощущении. Упрощение богослужебного ритуала, в противовес театральности и роскоши католицизма, сопровождалось рождением новой, национальной по складу религиозной музыки – протестантского хорала. Он надолго предопределил будущие пути музыки, прежде всего в Германии.

Папский Рим ответил на Реформацию жестокой борьбой: началась Контрреформация, запылали костры инквизиции, во все области жизни проникли иезуиты (члены католического ордена, утверждённого в 1540 г., который стал орудием в борьбе папства против всего прогрессивного в обществе). К концу XVI в. проявилась сложность бытия, драматизм и острота социальных противоречий. Это означало конец эпохи Возрождения, крушение её идеалов. Таковы некоторые «исторические вехи» эпохи.

Новаторская сущность культуры обозначилась уже в переходный период (конец XIII – начало XIV века ) на землях Италии, Франции, Фландрии, Фламандии. Новое проявилось и в мироощущении, и в мировоззрении. Уже трубадуры и труверы в XII-XIII веках выразили иное понимание человеком самого себя. Последующий переходный период современники – философы и эстетики – определили, как Arsnova (новое искусство ) в противоположность Ars antiqua (древнее искусство).

Культурное течение Возрождения противопоставило церковной идеологии культ Человека. Отсюда его название – гуманизм. Художники и поэты Ренессанса боролись за новые идеалы своими творениями, самой своей жизнью. Мыслители, философы, живописцы и скульптуры, они часто были одновременно и поэтами, и эстетиками, и учёными, и почти всегда – борцами. Для гуманистов Возрождения, какими были Петрарка и Боккачо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Альбрехт Дюрер, Томас Мор, Франсуа Рамбле и многие другие, человек и его жизнь представляют высший интерес. Они осмысливают место человека на земле, в природе, в обществе; они ищут идеал его бытия. Прекрасную личность и гармоничность жизни гуманисты видели в древнегреческом искусстве, которому хотели бы подражать. Разумеется, культуру и искусство Возрождения нельзя сводить к подражанию давно прошедшему (о котором тогда и знаний было гораздо меньше, чем сейчас). Но дух античности предопределил главное в эпохе – обращение всех помыслов к реальной человеческой жизни, признание этой реальности подлинной ценностью, достойной изображения и выражения, создание образов искусства для познания мира и для того, чтобы передать это знание каждому из своих сограждан. Новая гуманистическая культура проникала в умы людей, одухотворяла искусство, преображала формы жизни, облик и поведение людей, их отношение к окружающему.

Из всех видов искусств Возрождение особенно возвысило изобразительные. Открытия в этой области поистине ошеломляющи. Главным достижением новой живописи была перспектива: впервые за долгие столетия изображение как бы обрело реальность, осязаемость, рельефность. Изменилось и понимание скульптуры: теперь она располагалась не в нише или под балдахином (в храме), а оставалась открытой для обозрения со всех сторон. Её место – в галерее, в зале дворца, нередко (как в Древней Греции) на площади города. И даже в соборе статуя отделялась от стены или колонны, становясь не только деталью целого, но и самоценным созданием мастера. Преображалась и архитектура. Зодчие строили дворцы, загородные и городские, дома для богатых граждан. История сохранила многие неповторимо прекрасные ансамбли старых городов Испании и Германии, других стран. Иными стали и католические соборы: архитекторы создавали ощущение воздушности, пространственности, свободы, нередко – праздничности их облика. Величайшие мастера строили и украшали церкви Рима (собор святого Петра в Ватикане), Флоренции (Санта Кроче), Венеции (знаменитый собор Сан Марко на площади Дожей), многих других городов. Это зодчие Донателло, Бруннелески и Браманте, художники Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело (он был и скульптуром), братья Ван Эйк, Матиас Грюневальд и т.д. Прославлены фрески и росписи Ватикана, его Сикстинской капеллы. Характерно, что теперь в отличие от средневековвья мастера вовсе не хотели оставаться безвестными: они придавали оригинальность и индивидуальность своим созданиям, подчёркивали своё авторство, иногда даже помещали свои портреты в групповых композициях картин.

Искусство Возрождения не отказалось от образов Ветхого и Нового Заветов, но их толкование стало гораздо более светским, приближённым к окружающей реальности. Любимейшим сюжетом живописи Ренессанса (в Италии в первую очередь) была мадонна с младенцем. Подчас он граничил с портретом: в юных чертах мадонн, в их живой прелести современники узнавали знакомые лица горожанок XV-XVI веков. Порой это бывали те, кому художники отдавали свою любовь. И тем не менее мастера Возрождения отнюдь не «списывали с натуры». Изучая натуру, поклоняясь с ей, они искали идеала красоты и гармонии (Это в особенности отличало итальянских живописцев). Свести же всё многообразие живописи Возрождения к какой-либо «формуле» нет возможности – различны идеалы в национальных школах, неисчислимо многообразие индивидуального видения. Человек в произведениях мастеров XIV – XVI веков то силён и значителен (как, например, у Мазаччо), то полон поэзии и зачарованности (Боттичелли), то трезв и практичен (на полотнах итальянских живописцев). Кажется, мастера Возрождения узнали о человеке всё: мир бесконечно многогранен в картинах Джотто и Рафаэля, Веронезе, Джорджонне и Тициана, Ван Остаде и братьев Ван Эйк (Губерта и Яна), Луки Кранаха и Дюрера, Эль Греко и Босха.

Столь же всевластным в воздействии на сознание людей стали литература и театр эпохи Возрождения, давшие миру испанскую комедию и драму Лопе де Вега, трагедии и комедии Шексприра, поэзию Петрарки, Ариосто, Франсуа Вийона, обобщающую мощь образов Данте и Рабле. Правда о жизни человека, о его сложном внутреннем мире, о его природе и сущности раскрылась в произведениях ренессансной литературы; поэзии и драматургии с такой неслыханной силой, что все последующие века, вплоть до нашего, эти творения открываются вновь и вновь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: