Программированное обучение – это метод обучения, выдвинутый профессором Б. Ф. Скиннером в 1954 г., который получил развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных. В разработке отдельных положений концепции приняли участвие Н. Ф. Талызина, А. М. Матюшкин, Л. Н. Ланда, Я. П. Гальперин, А. Г. Молибог, и другие. В то же время считается, что элементы программированного обучения были найдены уже в глубокой древности. Они использовались Сократом и Платоном, обнаруживались в работах И. Ф. Гербарта и даже Дж. Дьюи. В СССР элементы программированного обучения также можно увидеть, например, в работе Центрального института труда.
Особенности методики
Целью концепции является повышение эффективности управления обучением на основе кибернетического подхода. В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некой программе, в процессе выполнения которой, он узнает много нового. Роль преподавателя заключается в том, чтобы контролировать психологическое состояние слушателя и эффективность его постепенного освоения учебного материала, а при необходимости и регулировать программные действия. В соответствии с этим были разработаны различные схемы, алгоритмы программированного обучения – прямолинейная, смешанная, разветвлённая и другие, которые могут быть реализованы с использованием компьютеров, программированных учебников, методических материалов. Дидактические принципы программированного обучения:
1) последовательность;
2) доступность;
3) систематичность;
4) самостоятельность.
Алгоритмы программированного обучения
Линейный алгоритм (алгоритм Скиннера)
Б. Ф. Скиннер разработал собственную концепцию программированного обучения и заложил в неё следующие принципы:
1) малых шагов – учебный материал разделен на небольшие части (порции) так, чтобы школьникам не нужно было тратить много сил на их освоение;
2) низкого уровня трудности порций – уровень сложности каждой части учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы гарантировать, что школьник правильно ответит на большинство вопросов. Из-за этого обучающийся постоянно получает положительное подкрепление когда работает с обучающей программой. По Скиннеру доля ошибочных ответов обучающегося не должна быть больше 5 %.
3) открытых вопросов – Скиннер рекомендовал использовать открытые вопросы (ввод текста) для проверки усвоения порций, а не выбирать из множества готовых ответов, утверждая, что «даже энергичное исправление ошибочного ответа и подкрепление правильного не препятствует вербальным и предметным ассоциациям, возникающим при чтении ошибочных ответов».
4) немедленного подтверждения правильности ответа – после ответа на поставленный вопрос обучающийся может проверить правильность ответа; если ответ все же окажется неверным, обучающийся принимает этот факт к сведению и переходит к следующей порции, как и в случае верного ответа;
5) индивидуализации темпа учения — обучающийся работает в удобном для себя темпе;
6) дифференцированного закрепления знаний — каждое обобщение повторяется в различных контекстах несколько раз и иллюстрируется тщательно подобранными примерами;
7) единообразного хода инструментального учения — не делается никаких попыток дифференцированного подхода в зависимости от способностей и наклонностей обучающихся. Разница между учениками будет выражаться лишь продолжительностью прохождения программ. К концу программы они придут одним и тем же путём.
Разветвлённый алгоритм (алгоритм Кроудера)
Основным отличием подхода, разработанного Норманом Кроудером в 1960 году, является введение индивидуальных путей прохождения по учебному материалу. Путь для каждого обучающегося выявляет сама программа в процессе обучения, основываясь на ответахучеников. Н. А. Кроудер заложил следующие принципы в свою концепцию:
- сложность порций поверхностного уровня и их упрощение при углублении – учебный материал выдается обучаемому сравнительно большими порциями и ставятся достаточно трудные вопросы. Если обучающийся неспособен справиться с такой подачей материала, то обучающийся переходит к порции более глубокого уровня, которая проще;
- использование закрытых вопросов — в каждой порции обучающемуся представляться ответить на вопрос, при этом выбрав один из вариантов ответа.
Только один ответ является правильным и ведет к следующей части того же уровня. Неверные ответы отсылают ученика к частям более глубокого уровня, которые более подробно объясняются одним и тем же материалом;
- наличие объяснений по каждому варианту ответа – если обучающийся выбирает неправильный ответ, программа объясняет ему, в чём он ошибся, перед тем, как перейти к следующей порции. Если студент выбрал правильный ответ, программа объясняет правильность этого ответа, прежде чем перейти к следующей части;
- дифференцированный ход инструментального учения — разные ученики пройдут обучение разными путями.
Адаптивный алгоритм
Учебная программа поддерживает оптимальный уровень сложности изучаемого материала индивидуально для каждого студента, тем самым автоматически адаптируясь к человеку. Идеи адаптивного программированного обучения были заложены Гордоном Паском в 1950-х годах.
Роль программированного обучения в образовании
В целом программированное обучение можно понять как попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением субъективного фактора непосредственного общения между учителем и учеником. В настоящее время этот подход считается несостоятельным. Его использование показало, что учебный процесс не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с учеником в учебном процессе остаются приоритетными. Однако с развитием компьютерных технологий и дистанционного обучения возрастает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
Список литературы
Скиннер Б. Ф. Наука об обучении и искусство обучения. / Б. Ф. Скиннер Теории учения: хрестоматия. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 148 с.