Инструкционная карта к проведению
Практического занятия № __ по дисциплине «Введение в специальность»
1. Тема занятия: Подбор комплектов строительных машин при выполнении монтажных работ
2. Цель проведения занятия: овладеть навыками выбора комплектов машин и закрепление теоретических знаний.
2.1 После проделанной работы студенты должны:
Знать:
- основы овладения практическими навыками выбора комплектов машин.
Уметь:
- подбирать комплекты строительных машин при выполнении монтажных работ на строительном объекте.
3. Материально-техническое обеспечение занятия:
1. Инструкция
2. Микрокалькуляторы
3. Индивидуальное задание
4. Инструктаж по технике безопасности:
- проверить исправность парты и стула на наличие гвоздей, острых выступов;
- на рабочем месте не должно быть посторонних предметов;
- об обнаруженных неисправностях сообщить преподавателю;
- перед выполнением заданий необходимо ознакомиться с методическими указаниями;
- приступать к работе необходимо только после изучения методических указаний по данной работе и соответственно к ней;
- о любых травмах, ухудшении здоровья немедленно сообщить преподавателю.
Краткие сведения из теоретической части работы
Выбор комплекта строительных машин – определение видов характеристик и количества ведущих и комплектующих машин для производства работ в зависимости от метода (способа) производства работ, трудоемкости (объема) работ, применяемых материалов, изделий и конструкций.
Механизация строительно-монтажных работ на объекте обеспечивает повышение производительности труда и сокращение затрат ручного труда за счет применения наиболее эффективных строительных машин, оборудования и средств малой механизации.
Механизация строительных, монтажных и специальных строительных работ при возведении объекта должна быть комплексной и осуществляться комплектами строительных машин, оборудования, средств малой механизации, необходимой монтажной оснастки, инвентаря, приспособлений, увязанной по производительности с ведущей машиной.
Виды, характеристики и количество ведущих и комплектующих машин определяют, исходя из конструктивных, объемно-планировочных решений возводимых зданий и сооружений, объемов работ, темпов и условий производства работ (северные и южные районы, горная местность, стесненность площадки и т.п.) с учетом имеющегося парка машин и принятого режима их работы на стройке.
При выборе комплекта строительных машин для производства работ на объекте необходимо отдавать предпочтение машинам, оснащенным приборами автоматического управления и контроля, а также автоматическим и полуавтоматическим грузозахватным приспособлениям.
Механизацию строительно-монтажных работ при реконструкции действующий предприятий в стесненных условиях осуществляют путем применения строительных машин, имеющих небольшие габариты и высокую маневренность, а в закрытых помещениях – и электрический привод.
Средства малой механизации, включая строительно-отделочные машины, оборудование, инструмент, технологическую оснастку, необходимые для выполнения бетонных, монтажных, каменных, штукатурных, санитарно-технических, гидроизоляционных, малярных, стекольных и других строительных работ, комплектуются в нормокомплекты в соответствии с технологией выполняемых работ.
Средства механизации выбирают на основании сопоставления показателей экономической эффективности технологически возможных вариантов механизированного выполнения заданных объемов работ в установленные сроки.
Содержание и последовательность выполнения задач
На основании выданного каждому студенту задания необходимо в отчете по практической работе выполнить:
6.1 Выходные данные.
6.2 Выбор необходимого количества транспортных средств.
6.3 Перечень использованной литературы
Методические указания по выполнению и оформлению
Каждый вариант практической работы состоит из заданий. При выполнении практической работы необходимо использовать литературу, которая приведена в методических указаниях.
Задачу надо переписать полностью в тетрадь. Отвечать на них надо в порядке их постановки, конкретно на поставленный вопрос.
Ответы должны быть исчерпывающими и краткими по форме.
Допускается выполнение работы в рабочей тетради.
Рисунки и схемы выполнять карандашом с помощью чертежного инструмента.
Выполненная практическая работа защищается студентом в определенные сроки.
К аттестации и зачету студент допускается после получения зачета по практической работе.
Подбор комплектов строительных машин при выполнении монтажных работ.
1. Выходные данные
Для выполнения практической работы необходимы следующие выходные данные:
Таблица 1.1 – Технико-эксплуататционные данные кранов
№ варианта | Марка крана | Грузоподъемность крана, т | Длительность цикла, tц, мин | Элемент, который монтируется |
КС-1562 | Фундаментные блоки 24.6.4, 1,8 т | |||
КС-2561к | 6,3 | 16,5 | Плиты ПК 60.12 2,1 т | |
КС-3575а | 22,4 | Ребристые плиты ПР 60.30 2,7 т | ||
КС-4361 | Балки Б 60.5.4 5,2 т | |||
КС-4572 | Полурамы РЖ-21 6,6 т | |||
КС-5473 | Балки покрытия БП 75.6.3 12 т | |||
КС-6175 | Стеновые панели ПС 60.60.3 6,9 т | |||
КС-6475 | Колони К 60.40.40 4,5 т | |||
КС-7161 | Подкрановые балки ПБ-12 3,2 т | |||
КС-7775 | Фермы железобетонные ФЖ-12 8,5 т |
1.1 Производительность крана принять
Пе = 500 + Nварианта*10, т/смену
Nвариантапринять по двум последним цифрам шифра студента
1.2 Вспомогательные коэффициенты:
- использование машин по времени Кч = 0,8 + Nварианта/300;
- сменность Ксм принять в зависимости от количества рабочих смен – 1, 2, 3;
- перевыполнение норм выработки принять К = 1,05 + Nварианта/1000;
- использование крана по груподъемности Кг = q/Q, но не менее 0,5;
где q – вес груза, который поднимается, т;
Q – грузоподъемность крана, т;
2 Выбор необходимого количества транспортных средств
2.1 Принять преждевременно марку транспортного средства и его характеристики в зависимости от перевезенного груза по таблице
Таблица 2.1 – Технические характеристики транспортных средств для перевозки строительных грузов
Марка автомобиля | Грузоподъемность, Q, т | Размеры платформы, мм | Максимальная скорость, км/час | ||
длина | ширина | высота | |||
Бортовые автомобили | |||||
ГаЗ-53 | |||||
ГаЗ-66 | |||||
ЗиЛ-130 | 5,5 | ||||
МАЗ-500 | 7,5 | ||||
МАЗ-5335 | |||||
МАЗ-5166 | 14,5 | ||||
КАМАЗ-5320 | |||||
КРАЗ-255Б | 7,5 | ||||
КРАЗ-257 | |||||
Бортовые полуприцепы | |||||
ОДАЗ-885В | 7,5 | ЗИЛ-130 | |||
КАЗ-717 | 11,5 | КАЗ-608 | |||
ОДАЗ-9370 | 14,2 | КАМАЗ-5410 | |||
МАЗ-5245 | 13,5 | МАЗ-5429 | |||
МАЗ-5205А | КРАЗ-258 | ||||
Панелевозы | |||||
УПП-0907 | ЗИЛ-130 | ||||
УПП-1207 | МАЗ-504 | ||||
УПП-1307 | 12,6 | 2х580 | |||
ПП-1407 | 13,5 | 2х620 | КАМАЗ-5410 | ||
УПП-2012 | КРАЗ-258 | ||||
Фермовозы | |||||
УПФ-1218 | 12,3 | МАЗ-504 | |||
УАФ-2124 | 19,15 | КРАЗ-258 | |||
Плитовозы | |||||
УПЛ-0906 | ЗИЛ-130 | ||||
УПЛ-1412 | КАМАЗ-5410 | ||||
УПР-1212 | КРАЗ-258 | ||||
ПК-2021 |
Примечание: При выборе марки транспортного средства необходимо учитывать размеры железобетонных конструкций.
2.2 Определение длительности рабочего цикла транспортного средства:
tu1 = l1/v1 + l2/vзв + tp + tпр, мин;
где l1 - l2 – движение пути, пройденного грузом и пустым автотранспортом
l1 = 10 + Nварианта/10, км;
l2 = 12 + Nварианта/10, км;
v1 – скорость движения транспортного средства;
vзв – скорость движения пустого транспорта, принять по таблице 2.2
Таблица 2.2 – Расчетные скорости движения грузовых автомобилей
Класс пути | Без прицепа при грузоподъемности | С прицепом при грузоподъемности | ||||
<2,5 т | 2,5 ÷ 5 т | >5 т | <2,5 т | 2,5 ÷ 5 т | >5 т | |
20/32 | 19/28 | 17/26 | 18/24 | 17/20 | 15/16 | |
20/30 | 19/26 | 17/24 | 18/21 | 17/18 | 15/15 | |
18/24 | 16/20 | 14/16 | 16/13 | 14/16 | 12/14 |
Примечание:
1. В знаменателе данные скорости за городом, в числителе – в городе;
2. К 1 классу относят пути с асфальтированным и бетонным покрытием;
3. К 2 классу относят пути с щебневым покрытием и накатанные грунтовые пути в сухом состоянии;
4. К 3 классу относят пути с щебневым покрытием и грунтовые пути, покрытые снегом или грязью
tp = время на разрузку, 8 минут;
tпр = время на простои транспортного средства, принимается по таблице 2.3
Таблица 2.3 – Граничные нормы простоя транспортных средств под механизированным погрузкой-разгрузкой
Грузоподъемность транспортного средства Q, т | Наименование операций | |
погрузка, мин | разгрузка, мин | |
1,5 ÷ 2,5 т | 5/7 | 5/7 |
2,5 ÷ 4 т | 6/8 | 6/8 |
4 ÷ 7 т | 7/9 | 7/9 |
> 7 т | 8/10 | 8/10 |
Примечание:
1 В числителе данное время на грузо-разгрузочные операции для навальных грузов, легко отделящихся от кузова, в знаменателе для других грузов;
2 Во время перевозки грузов на расстояние более 10 км норму времени увеличивают на 10 минут.
2.4 Сменная производительность транспортного средства:
Пт = 8*60*Q*Кв/tц, т/смену;
где Q – грузовоподъмность транспортного средства, т;
Кв – коэффициент использования транспортного средства по грузоподъемности, принять Кв = 0,5 + Nварианта/60;
tц – длительность рабочего цикла, мин;
2.5 Определение необходимого количества транспортных средств:
n0 = Пе/(Пт*t*К*Ксм); шт
где t – длительность завоза грузов, принимается по календарному плану строительства, в работе приняты 2-3 дня;
полученное значение округлить до целого значения;
3 Перечень использованной литературы
Приводится перечень использованной в работе литературы;
8. Рекомендуемая литература:
1. Основная:
1.1. Барсов И. П. Строительные машины и оборудование [Текст]: учебное пособие / И. П. Барсов. – М.: Стройиздат, 1978.
1.2. Баладинский В. Л. Строительные машины [Текст]: сборник упражнений: учебное пособие / И. А. Емельянова, В. Н. Смирнов. – К.: Высшая школа, 1990. – 151 с.
1.3. Назаренко И. И. Строительные машины и средства малой механизации [Текст]: учебное пособие / И. И. Назаренко, А. А. Кархов. – К.: Высшая школа, Главное издательство, 1986. – 277 с.
1.4 Станевский В. П. Строительные краны [Текст]: справочник / В. Г. Моисеенко, Н. П. Колесник, В. В. Кожушко. – К.: Строитель, 1984. – 240 с.