Задание 2. Анализ народных поговорок, сказок, загадок, легенд о семье, отражающих особенности детско-родительских отношений.




Задание 1. Анализ педагогической ситуации

 

 

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

1. Определение предметной области педагогической ситуации и формулировка проблемы.

2. Характеристика основных теоретических положений, подходов, категорий, необходимых для анализа педагогической ситуации.

3. Анализ возможных причин возникновения проблемы.

4. Формулировка цели и задач профессиональной деятельности педагога, направленной на разрешение педагогической ситуации.

5. Педагогическое проектирование способов разрешения ситуации. Предложить систему взаимосвязанных действий или направлений педагогической деятельности.

6. Прогнозирование возможных результатов педагогической деятельности, направленной на разрешение ситуации.

7. Выводы об актуальности, типичности / нетипичности ситуации в образовательной практике, изученности проблемы в психолого-педагогической науке.

 

ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Педагогическая ситуация.

Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, — есть лишь желание заявить о себе, продемонстрировать, что она может лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.

Анализ ситуации.

1. Представленная ситуация относится к области воспитания и формирования личности, учебной деятельности, а также проблемам методов контроля и оценивания и формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий. Проблема в данной ситуации состоит в том, что у ученицы сформировались устойчивые мотивы поведения (желание выделиться, заслужить похвалу, самоутвердиться за счет неудачи других), направляющие личностное развитие девочки и формирование учебной деятельности не по тому пути, который намечен учителем.

2. Воспитание – управление процессом развития личности посредством создания благоприятных для этого условий, к которым относятся воспитательная среда, мотивация обучающегося, личность воспитателя и др. (Педагогика под ред. Л.С. Поддымовой, В.А. Сластенина). Процесс воспитания направлен на формирование социально значимых качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, людям, самому себе. На основе отражения человеком объективных общественных отношений происходит формирование внутренней позиции личности. Воспитание осуществляется во взаимодействии педагога и воспитанников в рамках воспитательной системы. Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика; процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Учебная деятельность – понятие многозначное: в узком смысле (по Д.Б. Эльконину) это ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте; в широком смысле – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку (по В.В. Давыдову). Учебная деятельность может рассматриваться как специфический вид деятельности. Она направлена на самого обучающегося как ее субъекта – совершенствование, развитие, формирование его как личности.

Метод обучения – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Методы контроля и оценивания – вид методов обучения, направленных на получение объективных данных об уровне знаний, умений, навыков учащихся и качестве учебно-воспитательного процесса. Одним из приемов контроля является взаимный контроль учащимися за качеством деятельности.

Понятие универсальных учебных действий связано с умением учиться, т.е. способностью субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путѐм сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности, в том числе, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

3. Возможные причины возникновения подобной ситуации следующие:

- нереализованная потребность ученицы в признании, похвале, нехватка внимания, одобрения и признания, желание выделиться и самоутвердиться среди одноклассников;

- неверные акценты учительницы во время фронтальной работы, направленной на обсуждение ответа ученика: одобрение и похвала вообще наличия критических замечаний учащихся, а не конструктивности высказанных замечаний;

- отсутствие на предыдущем этапе урока установки на качественный анализ ответов и ориентирования учеников на внимательное слушание ответа одноклассника от начала до конца, уважительное отношение друг к другу.

4. Цель деятельности учителя в данной ситуации – сформировать у ученицы ценностное отношение к одноклассникам, а также сформировать мотивы учебной деятельности.

Задачи:

- создать условия внимательного и доброжелательного отношения учеников друг к другу;

- создать условия для самовыражения ученицы и получения одобрения за учебные достижения;

- создать условия для осознания ученицей цели контроля учебной деятельности.

5. В данной ситуации можно предложить несколько способов решения.

Обратиться к классу и сообщить, что сейчас никто руку не поднимает и не мешает ответу у доски. Напомнить об уважительном отношении друг к другу и внимании к ответу одноклассников.

Прервать ответ ученицы у доски, обратиться напрямую к ученице с поднятой рукой и объяснить, что ошибки в ответе сейчас не обсуждаются, необходимо дослушать ответ.

Можно игнорировать поднятую руку девочки, но в этом случае ученица продолжит мешать ответу у доски.

Все эти способы касаются ситуативной реакции педагога на происходящее. Необходимо более глубоко продумать систему работы, выявить ошибки в собственной деятельности, изучить причины такого поведения ученицы, создавать в классе атмосферу взаимного уважения и взаимной поддержки. Контроль и оценку учебной деятельности организовывать конструктивно, ориентируя детей на деловой анализ ошибок, обоснованные высказывания. Также для формирования регулятивных универсальных учебных действий необходима организация специальной работы на каждом уроке, начиная от осознание учениками целей учебной деятельности, вооружения их всеми доступными способами действий и заканчивая формированием контроля и оценки.

6. В случае самоанализа педагогической деятельности, проведения целенаправленной и систематической воспитательной работы, грамотного управления учебной деятельностью учащихся подобные ситуации не будут происходить в классе. Учащиеся придут к осознанию и проявлению уважительного отношения друг к другу, поймут, что подобное поведение не приводит к похвале, что в классе ценятся конкретные учебные достижения, критичный ум и обоснованный анализ.

7. Представленная ситуация актуальна в современной школе, т.к. младшие школьники часто стремятся выделиться среди одноклассников одеждой, гаджетами, поведением – это может быть проявление естественной потребности в признании и самоутверждении или поведение, обусловленное недостатком внимания со стороны родителей и педагогов. Для младших школьников ведущим видом деятельности является учебная деятельность, и учителю необходимо создать условия для личностного развития в учебной деятельности, формирования ценностных ориентаций. В то же время, необходимо строить учебный процесс не на основе соревновательности и сравнивания детей друг с другом, а на признании ценности каждой личности, ее достижений и прогресса каждого ученика.

 

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ)

СИТУАЦИЯ 1.

Ученик систематически готовил заданное в школе, а на уроках часто получал двойки. Он не раз заявлял, что ему трудно запоминать. Добросовестно, но механически заучив дома определения, он так воспроизводил его на уроке: «Первое слово забыл … на «с» … как-то … как-то на «с» называется … Сочетания слов и отдельные … предложения … слова...» и т. д. Сам мальчик так помнил способ заучивания им этого определения «Не понимал, но заучивал, читал несколько раз и про себя повторял».

Проанализируйте ситуацию.

Какой вид запоминания учебного материала использовал ученик?

Является ли он типичным для младших школьников?

В чем причина его использования учениками начальной школы?

Может ли привычка запоминать именно таким образом стать непосредственной причиной неуспеваемости учеников?

СИТУАЦИЯ 2.

Первоклассница делится с мамой своими бедами: «Мне в садике было лучше, чем сейчас. Я стараюсь, а учительница дает мне все синие кружочки. Моя подружка получает желтые и красные кружочки и надо мной смеется. Разве это хорошая подружка? Мам, не нравится мне в школе...»

Чем можно объяснить потерю интереса к учению у девочки?

Какие ошибки допускает педагог?

СИТУАЦИЯ 3.

На уроке в 1 классе учительница предложила ученику определить смысл пословицы «Что посеешь, то и пожнешь». Школьник ответил: «Что посеешь, то и возьмешь. Например, посеешь рожь — рожь и уродится». Учительница сделала вывод, что мышление ученика соответствует его возрасту.

Объясните, какие возрастные особенности мышления младших школьников проявились в ответе ученика?

СИТУАЦИЯ 4.

Мама всегда встречала сына Колю, ученика 1-го класса, с радостью, расспрашивая, что было интересного в школе. Сегодня сын назвал интересными прошедшие физкультурные занятия, тогда как в прошлые дни — пение.

Проанализируйте психологическую мотивацию к учению у Коли.

СИТУАЦИЯ 5.

У ученика могут возникнуть разные мотивы при учении: слушать учителя, прочитать интересную книгу, поговорить с соседом и т.п. Характер и результат познавательной деятельности школьника зависит от того, какой мотив будет главным, решающим.

Как учитель может обеспечить возникновение, сохранение и преобладание у школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности?

СИТУАЦИЯ 6.

Учитель говорит: «Мои ученики так неинициативны и безответственны, что я просто обязан брать все руководство на себя, определять стратегию их деятельности, давать им указания, рекомендации и т.д.»

К какому стилю педагогической деятельности относится подход этого учителя?

Может ли этот стиль педагогического общения быть продуктивным?

СИТУАЦИЯ 7.

Два ученика не выполнили домашнее задание. Первый до урока подошел к учителю, сам сказал ему о невыполненной по определенной причине работе и пообещал сегодня же все сделать. Другой скрыл от педагога свой проступок: то, что он не выполнил работу, обнаружилось лишь при проверке задания.

Выскажете свое суждение о возможных действиях учителя по отношению к ученикам, нарушившим учебную дисциплину.

Какой принцип дидактики определяет выбор методов воздействия на учащихся?

СИТУАЦИЯ 8.

Учитель вызывает к доске ученика. Тот бойко и гладко рассказывает материал прошедшего урока. Педагог слушает и думает: «Мальчик способный, материал схватывает, что называется, «на лету», но готовиться глубоко не любит. Просмотрел материал, вероятнее всего, на перемене. Однако, ответ правилен, логичен. Придраться не к чему. Оценка «пять». К столу идет другой ученик. Его ответ сбивчив, нет четкости в формулировках, речь не вполне уверенная, хотя видно, что с материалом знакомился добросовестно. «Слабый ответ», - констатирует учитель, - «больше тройки поставить нельзя».

Проанализируйте приведенные ситуации.

Можно ли подойти к оценке по-иному?

Взвесьте, сколько труда, усилий и времени затратили эти два ученика на подготовку к уроку.

Какие функции выполняет оценка в учебном процессе?

СИТУАЦИЯ 9.

Марина увидела, как ее одноклассники по дороге домой из школы жгли спички. На следующий день девочка рассказала об увиденном учительнице и попросила: «Мария Васильевна, Вы поругайте их обязательно! Ведь баловаться с этим нельзя!»

Какие приемы для коррекции поведения детей рекомендуете учителю начальных классов в целях предупреждения такого явления, как ябедничество?

СИТУАЦИЯ 10.

Вы решили со своим классом пойти в поход. Возле вашей школы находится два лесных массива, оба приблизительно на одинаковом расстоянии. Около половины детей живет около одного леса, а другая половина – возле другого. Когда Вы объявили детям, что намечается поход, одна половина сразу закричала: «Пойдем в наш лес!», а другая: «Нет, в наш!» Когда же Вы резонно возразили, что не можете разорваться на две части и пойти сразу в два места, то одна половина класса заявила другой: «Ну и идите себе в свой лес, а нам и дома хорошо!» Таким образом, если пойти в один лес, обидится одна половина класса, если в другой – другая; все это может привести к возникновению вражды между детьми. А если отменить поход, то обидится весь класс, и, кроме того, это делать неудобно: родители уже взяли за свои деньги в прокате палатки и рюкзаки.

Как поступить?

СИТУАЦИЯ 11

Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:

— Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самосто­ятельно.

Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Ната­ши есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учеба дается ей нелегко.

Вопросы и задания

1. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний?

2. Какие установки дает педагог?

3. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации?

СИТУАЦИЯ 12

Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см.

В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, су­тулится. Каждый выход к доске — страдание. Поэтому иногда отказывается от­вечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не су­тулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала:

— Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки?.. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..

1. Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловле­ны суждения и действия Кати?

2. Как помочь Кате в решении ее проблем?

3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

 

СИТУАЦИЯ 13

В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои мес­та. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь ве­село бросил на ходу:

— Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.

Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За сто­лом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть — говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

1. Дайте оценку поведения юноши.

2. Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми?

3. Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека?

4. Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека?

СИТУАЦИЯ 14

Третьеклассники активны: каждый стремится заметить ошибку товарища и исправить ее. В своем усердии кое-кто даже начинает фантазировать: видеть ошибку там, где ее и не было вовсе. Одна из девочек придирчиво следит за Ирой, которая читает у доски, и настойчиво машет рукой, желая исправить ошибку. Ее не заботит, чтобы Ира лучше читала, — есть лишь желание заявить о себе, про­демонстрировать, что она может читать лучше, чем Ира, и заслужить похвалу учительницы.

1. Чем объяснить подобное отношение учащихся к своим одноклассникам?

2. Какой стиль отношений между учащимися формируется в таких условиях?

3. Какие выводы должен сделать учитель?

4. Что может чувствовать Ира в такой атмосфере?

Задание 2. Анализ народных поговорок, сказок, загадок, легенд о семье, отражающих особенности детско-родительских отношений.

 

Подобрать и проанализировать 10 народных поговорок; 5 загадок; 1 легенду; 1 сказку, отражающие особенности детско-родительских отношений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: