SOCIAL SUPPORT MEASURES FOR FAMILIES WITH CHILDREN DURING COVID-19




МЕРЫСОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В ПЕРИОД COVID-19

Аннотация:

В данной статье подробно рассматриваются меры социальной поддержки, которые были предоставлены семьям с детьми в период распространения коронавирусной инфекции. Анализируются основания и способы получения ежемесячных денежных выплат, единовременных и дополнительных выплат, пособий по безработице. Изучается нормативная правовая база для получения данных видов государственной поддержки. Прогнозируются дальнейшие перспективы развития мер социальной поддержки.

Ключевые слова: COVID-19, меры социальной поддержки, семьи с детьми, ежемесячная денежная выплата, материнский (семейный) капитал, единовременная денежная выплата, пособие по безработице.

 

Abstract:

This article discusses in detail the measures of social support that were provided to families with children during the spread of coronavirus infection. The article analyzes the grounds and methods of receiving monthly cash payments, lump-sum and additional payments, and unemployment benefits. The regulatory framework for obtaining these types of state support is being studied. Further prospects for the development of social support measures are predicted.

Keywords: COVID-19 social support measures, families with children, monthly cash payment, maternity (family) capital, one-time cash payment, unemployment benefit.

Возникшая пандемия COVID-19 оказала огромное влияние на дальнейшее развитие экономики и демографической ситуации во всех странах мира, в частности в России. Особенно много проблем возникло у социально-незащищенных слоев населения, у которых практически не осталось средств к существованию – речь идет о семьях, имеющих детей. В такой сложной ситуации им необходима помощь, чтобы они смогли выжить в условиях эпидемии. Поэтому в данной статье хотелось бы подробнее рассмотреть основные меры социального обеспечения семей с детьми, которым была оказана поддержка в период пандемии в Российской Федерации (далее – РФ).

Для удобства рассмотрения данного вопроса необходимо разложить меры социальной поддержки в хронологическом порядке.

20 марта 2020 года был принят Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В данном нормативном правовом акте предусматривалось установление с 1 января 2020 года ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Размер выплаты составлял 50% величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ согласно Федеральному закону от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Так, например, в Кировской области размер выплаты составляет 5530 руб., в Ростовской области – 5549 руб., в Алтайском крае – 5101 руб. Не стоит забывать, что если детей несколько, то выплата предоставляется на каждого ребенка.

В вышеназванном указе было поручено Правительству РФ до 1 апреля 2020 года утвердить основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты. В связи с этим 31 марта 2020 года было принято Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении». В данном постановлении было сказано, что право на получение выплаты возникает в случае, если ребенок и его родитель или законный представитель являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории РФ. Если родители оказались безработными и встали на учет в центре занятости, до конца 2020 года при расчете среднедушевого дохода их зарплата не учитывается. Таким образом, еще больше семей смогли получить государственную поддержку.

Далее, 7 апреля 2020 года, последовало издание Указа Президента РФ от 07.04.2020 № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Указ Президента РФ № 249), в котором была предусмотрена дополнительная помощь семьям с детьми. В указе требовалось произвести с апреля по июнь 2020 года ежемесячные выплаты в размере 5000 руб. лицам, проживающим на территории РФ и имеющим право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Данная выплата предоставлялась на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство РФ.

Через день последовало издание Постановление Правительства РФ от 09.04.2020 № 474 «Об утверждении Правил осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал» (далее – Постановление Правительства РФ № 474). Данный акт детально урегулировал правила получения и осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский капитал. Роль в обеспечении ежемесячных выплат была предоставлена Пенсионному фонду Российской Федерации (далее – ПФР).

Важным «бонусом» явился тот факт, что право на выплату получат даже те семьи, которые уже использовали материнский капитал, но главное – чтобы право на данную меру государственной поддержки возникло до 1 июля 2020 года. Право на выплату возникало при условии, если единственный ребенок родился или был усыновлен в период с 1 апреля 2017 года по 31 декабря 2019 года, тогда заявление на получение выплаты мог подать любой из родителей или усыновителей, либо у семьи есть или было право на материнский капитал, когда первый ребенок родился с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года, или при наличии двух и более детей, родившихся с 2007 года. В таком случае заявление могла подать только женщина, имеющая право на сертификат, а если владелец сертификата – мужчина, то ему следовало обратиться лично в ПФР.

На этом оказание социальной поддержки семьям, имеющим детей, не ограничивалось. Так, Указом Президента РФ от 11 мая 2020 года № 317 были внесены изменения в уже названный Указ Президента РФ № 249: был дополнен пункт, в котором говорилось о необходимости предоставления единовременной выплаты в размере 10000 руб. гражданам РФ, проживающим на территории РФ, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, также имеющего гражданство РФ. Эта выплата носила весьма обширный характер и была предоставлена колоссальному количеству семей с детьми, что позволило немного стабилизировать напряженную обстановку в обществе.

Соответственно, после указа Президента РФ последовало Постановление Правительства от 11 мая 2020 года с внесениями изменений в Постановление Правительства РФ № 474, в котором предусматривались правила осуществления и предоставления единовременной выплаты на детей в возрасте от 3 до 16 лет. Из важного следует отметить, что право на материнский капитал и доходы семьи не влияли на ее получение, а заявление мог подать любой из родителей, в отличие от оснований получения ежемесячной денежной выплаты.

Дополнительно, 23 июня 2020 года, схожая по размеру и условиям единовременная выплата последовала семьям, имеющим детей до 16 лет. Это было связано с изданием Указа Президента РФ от 23.06.2020 № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей». В указе предусматривалось предоставление единовременной выплаты гражданам РФ, проживающим на территории РФ и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство РФ, в размере 10000 руб. на каждого такого ребенка. Данный нормативный правовой значительно расширил круг получателей единовременной выплаты: такое право дополнительно появилось у опекунов и попечителей.

Вскоре, 25 июня 2020 года, было издано Постановление Правительства РФ № 919, в котором снова вносились изменения в уже действующее Постановление Правительства РФ № 474. Предоставление единовременной выплаты осуществлялось с июля 2020 года на детей, рожденных с 11 мая 2004 года по 30 июня 2020 года. Удобством стало то, что для назначения данной меры социальной поддержки не требовалось подавать отдельное заявление, так как ПФР осуществляло выплату на основании ранее поданных заявлений. На данный вид государственной поддержки была выделена значительная сумма средств из бюджета, а именно – 274 млрд. руб.

Последней мерой государственной поддержки, предоставляемой семьям с детьми, стоит отметить изданное Постановление Правительства РФ от 10.06.2020 № 844 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ». Постановление не было отнесено в хронологический порядок предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми, так как данный акт не был исключительно направлен на помощь данной категории граждан. В нем также предусматривалась помощь индивидуальным предпринимателям и гражданам, признанным утратившими после 1 марта 2020 года право на получение пособия по безработице в связи с истечение установленного периода его выплаты.

Что касается помощи семьям с детьми, то данный нормативный правовой акт предусмотрел увеличение размера пособия по безработице с апреля по сентябрь 2020 года на 3000 руб. одному из безработных родителей, приемных родителей, усыновителей и опекуну (попечителю) за каждого ребенка в возрасте до 18 лет. Обязанность выплаты этого пособия была предоставлена центрам занятости населения в субъектах РФ.

Весьма справедливо Болдырева О. А. и Эдилян Э. А. в своей работе отмечают тот факт, что РФ в период пандемии выбрала путь преимущественной поддержки семей с детьми, а субсидирование заработной платы было реализовано по сценарию минимальной поддержки [1].

На данный момент активно обсуждается предложение о включении детей в возрасте до 23 лет, обучающихся на очной форме обучения в высших учебных заведениях, в состав семей, которым положены ежемесячные выплаты в связи с распространением коронавирусной инфекции. О таком предложении заговорило Министерство труда и социальной защиты РФ 12 февраля 2021 года в источнике «ТАСС», а 12 марта 2021 года повторная инициатива освещалась в «Российской газете». Хотелось бы отметить, что данное предложение действительно имеет очень большое значение, так как множество студентов в ВУЗах находятся на иждивении родителей и не в состоянии обеспечить себе достойное существование.

Сухорукова И.В. в своей статье утверждает, что нововведенные социальные выплаты стали материальной поддержкой населения с целью повышения демографических показателей и улучшения качества жизни [2]. Я вынужден не согласиться с этим мнением, так как все же главной целью перед собой государство ставило поддержание нормального существования граждан, и, в частности, семей с детьми, а стимулирование демографических показателей в такой сложный период только бы увеличило нагрузку на здравоохранение, наоборот, снизив уровень жизни населения. О загруженности здравоохранения свидетельствует тот факт, что весной и летом 2020 года в срочном порядке возникла необходимость в строительстве новых больниц, обеспечении граждан, заболевших коронавирусной инфекцией, необходимыми лекарствами и поиске кадров для работы в медицинских учреждениях [3].

В завершение статьи хотелось бы процитировать довольно интересное предложение Киселева И.Н. и Мишиной Н.Н., кандидатов юридических наук, по поводу эпидемиологической обстановки на протяжении XXI века: «…Каждая новая эпидемия характеризуется расширением ареала и ростом числа пострадавших. Обозримая перспектива не прибавляет оптимизма, и этот фактор является одной из объективных предпосылок трансформации подзаконных актов в специальный федеральный закон» [4]. Такая инициатива является действительно интересной, так как в российском законодательстве данный подход уже применялся к социальной защите лиц, подвергшихся неблагоприятному внешнему воздействию природно-климатических и техногенных факторов.

Подводя итоги, можно с уверенностью сделать вывод о том, что деятельность государства по обеспечению социальной поддержки семей с детьми была весьма успешной: за довольно короткий промежуток времени было принято множество различных видов социальной помощи широкому кругу получателей. С помощью этих мер удалось стабилизировать накалившуюся обстановку в стране, а главное – семьи с детьми смогли достойно пережить такой сложный период пандемии, которую принес COVID-19. Уверено можно сказать, что в дальнейшем оказание помощи семьям с детьми и иным категориям граждан не прекратится. При необходимости будут предприняты новые способы обеспечения нормального существования и благополучия населения.

Список литературы.

1. Болдырева О.А., Эдилян Э.А. Аспирант. Социальная поддержка граждан в период пандемии. 2020. № 6 (57). С. 46-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44480371 (дата обращения: 20.03.2021).

2. Сухорукова И.В. Дополнительные меры социальной поддержки граждан в период пандемии (2020 Г.). Наука через призму времени. 2021. № 1 (46). С. 58-59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44557871 (дата обращения 20.03.2021).

3. Кузнецова Н.А., Матвеева Т.П. Анализ мер социальной поддержки медицинских работников в период пандемии коронавирусной инфекции в РФ. Modern Science. 2021. № 2-1. С. 153-156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44713218 (дата обращения: 22.03.2021).

4. Киселев И.Н., Мишина Н.Н. Проблемы становления законодательства РФ о преодолении последствий пандемии коронавируса в РФ. Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 8-1. С. 54-64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44235371 (дата обращения: 23.03.2021).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: