ЗРЕЛИЩНЫЙ (СИНТЕТИЧЕСКИЙ) ФОЛЬКЛОР




Если для словесного фольклора доминирующим признаком является вербальный текст, а для музыкального – наличие музыки, то для зрелищного фольклора характерно и то, и другое. Именно поэтому зрелищный фольклор называют еще синтетическим, поскольку любое представление (зрелище) предполагает совокупность нескольких видов искусства – вербального и визуального, а также часто в сопровождении музыки. Примеры зрелищного фольклора – это такие художественные произведения народной культуры, как фольклорный танец и фольклорный театр.

Зрелищный фольклор возник из этнических обрядов наших далеких предков: хороводы, танцы у костра, ряжение, ритуальные обряды и пр. Главным признаком зрелищного фольклора выступает видимый эффект художественных форм народной культуры. Если сказку и песню мы, преимущественно, слушаем, то танец или театр мы воспринимаем, прежде всего, визуально. Зрелищный фольклор отличается тем, что предполагает пространственное размещение: он всегда видим, динамичен (для него характерно движение и изменение форм) и занимает определенное место в пространстве. В связи с этим, зрелищный фольклор можно назвать перформансом, поскольку такое народное творчество заключается в искусстве представления, демонстрации для публики фольклорного текста.

Во-первых, значимой частью зрелищного фольклора является фольклорный театр. Он представляет собой визуальное драматическое творчество народа. Прототипом народного театра были древние игрища, действа, а также ритуалы, которые сопровождали важные события наших предков (например, во время охоты, посева, сбора урожая и пр.). У многих народов есть театральные представления, которые пародируют важные события в жизни народов, например, свадебное торжество (так, у русского народа это игра «Пахомушка»).

 

Постепенно фольклорный театр приобрел самостоятельную художественную ценность. Он вобрал в себя образы фольклорных героев, нравы и обычаи народной культуры. Например, в русском фольклорном театре зародились и стали популярными в народе такие герои, как Петрушка или Скоморох.

Основной мотив фольклорного театра – это описание трагической или комической ситуации. Среди всего разнообразия форм фольклорного театра особенно популярными в народе всегда были кукольные театры и театры «живых» актеров, где артисты умели искусно перевоплощаться. В фольклорных театрах разыгрывались пьесы, а также считались традиционными постановки на основе сюжетов известных сказок или легенд. Частью фольклорного театра следует назвать народные балаганы (в которых разыгрывались театральные представления по случаю народных гуляний и праздников) и райки (демонстрация картинок, которые сопровождались текстом).

Фольклорный театр в прошлом, так же как и сегодня, никогда не был частью высокого художественного профессионализма. Более того, для него характерна условность во всем. Например, в фольклорном театре отсутствовали важные атрибуты, которые требуются для элитарного театрального искусства. В фольклорном театре все могло быть условным – костюмы, декорации, сцена, актеры. К тому же фольклорный театр мог быть интерактивным по своей природе: актеры всегда общались с публикой, а сам сюжет постановки иногда даже зависел от реакции публики.

Во-вторых, важной частью зрелищного фольклора является танец. В основе фольклорного танца лежит красота движения тела, выражение и передача с помощью танца музыкального смысла произведения народной культуры. Фольклорный танец (так же как и театр) вышел из культа и обрядов древних народов. Однако со временем танцы народов приобрели фольклорную эстетику и стали важнейшей частью культурного наследия того или иного этноса.

Каждый народ имеет в своем репертуаре фольклорные танцы, которые отражают самобытность народной культуры и народного быта. Фольклорный танец – есть частичка народной культуры, будь то русский хоровод, украинский гопак или грузинская лезгинка. Самобытность народной культуры фольклорный танец передает с помощью мелодичности, пластики, хореографических линий и ритма танца (например, ритмичная чешская полька). Фольклорный танец хранит в себе историю и нравы этноса. У одних народов в фольклорном танце сохранились образы лесных животных (например, танец медведя у якутов или танец оленей у чукчей), у других народов – образы земледельцев или ремесленников (например, танец сапожника у эстонцев).

Во многих фольклорных танцах особенное значение имели образы воина, героя, который защищает землю народа (например, танец казаков, который исполняется с шашками). Не менее популярными следует назвать лирические образы в фольклорном танец и тему любви, союза между мужчиной и женщиной (например, русская кадриль).

Характерной частью любого фольклорного танца является сценический костюм, с помощью которого танец приобретает законченную форму и целостно передает культивируемые образы. Кроме того, фольклорный танец нередко предполагает определенный набор движения танцоров (например, характерные движения головы, топот, хлопки и пр.), а также необходимые аксессуары (платочек, кокошник и пр.).

Так или иначе, но зрелищный фольклор обладает особым шармом и силой воздействия на зрителя благодаря тому, что в таких произведениях народной культуры задействованы несколько каналов передачи художественной информации. Поэтому и фольклорный танец, и фольклорный театр сегодня актуальны как никогда у исследователей фольклора, а также среди почитателей фольклора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: