ИНДИВИД, СУБЪЕКТ, ЛИЧНОСТЬ




КОНСПЕКТ ПО ОБЩЕЙ И ПСИХОПАТОЛОГИИ

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Психика – способность активно отражать окружающую действительность посредством формирования ее образов, осознавать себя и регулировать свою деятельность.

Отражение психикой объективного мира означает способность получения информации об окружающем мире посредством создания психического, то есть субъективного по своей природе, образа – информационной модели действительности (неотчуждаемой картины мира). Получаемая информация служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Живой организм способен реагировать на изменение внешней среды и ее воздействия. Существует два типа реагирования: раздражимость и чувствительность.

Раздражимость – способность живого организма к общей реакции на биологически значимые воздействия (биотические раздражители); активность при этом проявляется только после прямого воздействия фактора внешней среды. Раздражимость - фундаментальное свойство живой материи, так как «вписывает» живые существа в контекст необходимых для их выживания обменных процессов со средой.

В процессе эволюции формируется главное свойство психики - способность опережающего и целостного отражения реального мира, то есть способность получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных. Реакция на нейтральные воздействия формируется в связи с тем, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми воздействиями и являются их сигналами. Обладающий чувствительностью организм получает преимущество в ориентировке в окружающей среде, поскольку имеет возможность реагировать на биологический стимул не только, когда «он уже здесь», но и предсказывать его появление. Так, сигналом появления пищи может быть шорох, форма, цвет и размер объекта и т.д.

Таким образом, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Появление чувствительности - способности к ощущениям, эмоционально субъективному опознанию свойств раздражителей среды, рассматривается как зарождение психики и появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде, характеризуемого возникновением поведения – сложного комплекса реакций живого организма на воздействие внешней среды. Ощущение и эмоция при этом составляют единое неделимое целое, чувствительность есть эмоционально-сенсорное, эмоционально окрашенное сенсорное отражение.

Формирование способности к мотивированному, то есть осознанному и целенаправленному поведению, означает появление сознания – высшего уровня психического отражения и регуляции. Человека отличает от животных зародившаяся в процессе социального развития способность всю воспринимаемую информацию об окружающем мире преломлять через свою систему представлений о себе и формировать свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Человек выделяет себя из окружающей среды, осознает свою индивидуальность, формирует «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, то есть без воздействия раздражителей среды, осмысленно регулировать свое поведение. Человек способен критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами.

Таким образом, выделяются четыре уровня эволюционного развития психики живых организмов – раздражимость, чувствительность, поведение высших животных (внешне обусловленное инстинктивное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение).

Предназначение психики заключается в обеспечении адаптации - приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, а на высших ступенях развития и формирования ее (создание культуры).

Материальной основой функционирования психики является деятельность центральной нервной системы, состоящей из спинного и головного мозга, а также находящейся за их пределами периферической нервной системы, связывающих в одно целое чувствительность, двигательную активность, а также работу эндокринной и иммунной регуляторных систем. Головной мозг состоит из мозгового ствола, мозжечка и двух полушарий, в которые входят кора и подкорковые структуры.

Нервная система осуществляет регуляцию функций организма по механизму рефлекса. Рефлекс - ответная реакция организма на действие факторов внешней или внутренней среды при участи центральной нервной системы.

Периферическая нервная система подразделяется на соматическую и вегетативную нервные системы.

Соматическая нервная система регулирует сознательно контролируемую деятельность, отвечая за координацию движений тела и получение внешних стимулов.

Вегетативная нервная система контролирует непроизвольные функции организма, отвечая за его приспособление к изменяющимся условиям среды путем изменения уровня обмена веществ, обеспечения адекватных условий физической и психической деятельности и поддержания внутреннего гомеостаза.

Высшая нервная деятельность – деятельность коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

В обеспечении психической деятельности живого организма принимают участие также эндокринная система – система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов (биологически активных веществ, вырабатываемых эндокринными железами – железами внутренней секреции) и иммунная система, обеспечивающая защиту от инфекций, токсинов и злокачественных клеток.

Психические явления подразделяются на три класса – психические процессы, состояния и свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения и могут быть разделены на три группы – познавательные, эмоциональные и волевые. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, то есть обладают динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.

Познавательные психические процессы – процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание.

Эмоциональные психические процессы – процессы, определяющие значимость полученной информации посредством придания ей соответствующей эмоциональной окраски (оттенки переживаний).

Волевые психические процессы – процессы, связанные с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением.

Особо выделяют группу неосознаваемых психических процессов – процессов, не представленных в сознании и протекающих вне его контроля (бессознательное).

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве факторов формирования психических состояний человека.

Психическое состояние – целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов. Психические состояния можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Важнейшей структурной характеристикой психического состояния является тонус – состояние длительного стойкого возбуждения нервных центров и мышечной ткани, не сопровождающегося утомлением. Тонус определяет уровень активности-пассивности психической деятельности, фон, на котором протекает деятельность человека.

Психические свойства личности – устойчивые образования (структуры психики), обеспечивающие характерную для данного человека индивидуальную деятельность. Представлены темпераментом, способностями, характером, направленностью личности.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Потребность – состояние нужды, вызывающее ощущение недостаточности того, что необходимо для нормального функционирования и развития. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой, личностью и обществом.

Поведение по удовлетворению потребностей на основе врожденных программ называется инстинктивным поведением. Инстинктивное удовлетворение потребностей носит гомеостатический характер, заключающийся в тенденции к сохранению постоянного оптимального внутреннего состояния организма.

Инстинкт – врожденная форма автоматического поведения, направленная на удовлетворение определенной потребности. В отличие от рефлекса, представляющего собой одну ответную реакцию нервной системы на определенный раздражитель, инстинкт подразумевает довольно сложную последовательность действий. Инстинкты активируются на бессознательном уровне, ощущаются как потребности, однако у человека есть возможность самостоятельно выбирать, как именно их реализовывать. Инстинкты направлены на реализацию основных потребностей человека, соответственно выделят инстинкты самосохранения, продолжения рода, материнства, любопытства (исследовательский инстинкт), доминирования, стремления к свободе, адаптации, социальной коммуникации.

Потребность, как исходная форма активности, проявляется в виде эмоционально окрашенных влечений, стремлений, желаний, мечтаний, интересов, страстей, убеждений и идеалов. Переживаемая человеком нужда побуждает его к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения.

Потребность в своем развитии проходит два этапа. Сначала человек испытывает чувство напряжения, беспокойства, обусловленного дефицитом того, что требуется. Стремление человека избавиться от дискомфорта становится источником активности, потребность стимулирует поведение, направленное на поиск того, что требуется. В ходе поиска происходит встреча потребности с ее предметом – опредмечивание потребности, в процессе которого рождается мотив – предмет потребности, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Сознание человека - это поле смыслов и значений, порождаемых и поддерживаемых в процессе его деятельности в целях удовлетворения потребностей. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание преимущественно на тех предметах, которые способны удовлетворять потребность.

Различают потребности дефицита, отражающие актуальные нужды, имеющие циклическую природу динамики (актуализация - удовлетворение – угасание): физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, признании, уважении и любви, а также потребности роста, нацеленные на рост и развитие, отличающиеся принципиальной ненасыщаемостью и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения: потребности в самоактуализации (включая познавательные, эстетические, формирующие ценности истины и красоты).

Потребности возникают в определенной последовательности, так что потребность более высокого уровня может стать актуальной лишь тогда, когда потребность более низкого уровня минимально удовлетворена. Однако однажды появившись, потребность более высокого уровня не утрачивает своего мотивирующего потенциала даже при депривации более низких потребностей. Более того, она может служить своеобразной компенсацией дефицита более низких потребностей. Фрустрационная устойчивость к депривации той или иной потребности зависит от полноты и регулярности ее удовлетворения в прошлом. Удовлетворение базовых потребностей в детстве и отрочестве закладывает у человека основы высокой способности детерминировать свои поступки высшими потребностями, которые у них открылись, оттесняя на периферию низшие.

В жизни человека преобладающей формой является не инстинктивное, а деятельностное удовлетворение потребностей. Человек включен в постоянную цепь деятельности, в которой он не только удовлетворяет уже сложившиеся у него потребности, но и создает новые. Воспитание потребностей – одна из центральных задач формирования личности. Наказание и следующая за ней отрицательная эмоция не способны заменить нежелательные, запрещенные побуждения желательными, поощряемыми. Отрицательная эмоция сокращает, но не ликвидирует притязания – она побуждает искать новые пути их удовлетворения. Поэтому наказание бессильно перед желаниями, побуждениями, притязаниями, интересами. Опора на положительные эмоции – на радость, сопровождающую узнавание, понимание и приобретение умений – основа успеха в воспитании потребностей.

Деятельность – сознательное активное взаимодействие с окружающим миром, в ходе которого человек целенаправленно удовлетворяет свои потребности, преобразуя внешний мир и формируя самого себя, реализуя самостоятельное личностное отношение к миру. Сверхадаптивная природа человеческой деятельности выражается в направлении ее не к равновесию со средой (гомеостазу), а устремленностью к наращиванию напряженности (гетеростазу), за счет которого возможно саморазвитие деятельности.

Деятельность в отличие от реакции есть активный и целенаправленный процесс. Активность - свойство самого субъекта, источник активности находится в «Я» в виде поставленной им цели, на достижение которой направлено действие. Действие осуществляется инициативно, поскольку его причиной является сам субъект, а не вынуждающие его обстоятельства. Чем более активен субъект, тем более преобразующими (а не приспосабливающимися) являются его действия.

Центральное место в деятельности человека составляет действие – сознательное проявление активности человека. Действие как акт поведения включает в себя и акт сознания в виде постановки и удержания цели, то есть представляет собой движение, взаимосвязанное с сознанием. Принцип неразрывности сознания и поведения означает, что сознание проявляется в деятельности. Действия человека предметны; их цели носят социальный характер.

В качестве структурных единиц деятельности в направлении от более общих к более частным выделяют: деятельности – действия – операции.

Главное, что отличает одну деятельность от другой – это ее предмет, то есть деятельность определяется мотивом (для чего действует человек). По предмету можно различать различные виды деятельности, например, игровая, учебная, трудовая и т.д. Ведущей деятельностью является деятельность, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации. Именно анализ ведущей деятельности является наиболее важным для понимания сущности данного человека: в ведущей деятельности в первую очередь формируются и проявляются главные особенности его личности.

Деятельность реализуется в системе действий. Каждое действие определяется целью (на что направлено действие). В целесообразном действии человек вступает в контакт с миром и пытается преобразовать его так, чтобы получить задуманный эффект. Цель, которая относится нами к будущему (то есть еще не существующая нигде кроме нашего сознания) задает способ нашего взаимодействия с миром. Способ действий зависит от конкретных условий. Операциональный уровень действий (как человек выполняет действие) – это система операций, которые необходимо произвести, чтобы осуществить действие. Каждое действие может опираться на многообразный набор операций.

Структурные единицы деятельности подвижны: то, что вчера было действием, сегодня может перерасти в самостоятельную деятельность.

Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую именуется интериоризацией (присвоение). Это процесс становления психики человека (формирование психологических функциональных структур) в результате последовательного усвоения внешней деятельности и общественного опыта в структуру собственной личности – становление социального в индивидуальное.

Основные виды деятельности – общение, игра, учение, труд.

Общение –связь между людьми (психологический контакт), включающая в себя обмен информацией (мыслями, идеями, эмоциями), восприятие и понимание друг друга, взаимодействие и взаимовлияние. В рамках общения взаимодействие индивидов предстает как кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт).

Общение есть форма существования и проявления сознания. Само мышление человека представляет собой внутреннюю форму общения; человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения.

Различают межличностное общение (непосредственные неформальные отношения, на которые социальные нормы оказывают косвенное влияние) и ролевое общение (отношения, строго опосредованные социальными требованиями и ожиданиями).

Игра –вид непродуктивной (подражательной, имитационной или символической) деятельности, мотивированный не конечным результатом, а самим ходом ее процесса.

Учение и воспитание – формирование личности посредством усваивания опыта предыдущих поколений.

Труд –воздействие человека на природу с целью обеспечения условий своего существования. Трудовая деятельность осуществляется только совместно с другими людьми и с использованием создаваемых для этого орудий труда.

Мотив – побудительная причина, опредмеченная потребность. С появлением мотива поведение получает свое направление, потому что мотив – это то, ради чего совершается действие. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет цели и задачи. Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Обретение цели действия завершает развитие мотивационной сферы, знаменует переход от потребности к мотиву (осознанной потребности), приводя к осознанию связи между потребностью и удовлетворяющим ее предметом. При этом ведущие мотивы выполняют не только побудительную, но и смыслообразующую функцию, при взаимодействии которых деятельность человека сознательно регулируется.

Таким образом, в структуре мотива выделяют потребность как исходный побудитель, предмет, способный удовлетворить потребность, намерения или действия по удовлетворению потребности, осознание и объяснение своих действий потребностью (смысл поступка). Другими словами, являясь рефлексией замысла, мотивация (система взаимодействующих мотивов) объясняет целенаправленность действия. Так, для описания личности важно выяснить, что именно в наблюдаемом поведении человека является операцией, что действием с осознаваемой целью, а что – мотивом, и является ли этот мотив сознательным или нет (например, цель бегущего человека – достигнуть финиша, возможные мотивы – высокие достижения в спорте, встреча с любимой семьей (лучшим бегунам руководство клуба обещало недельный отпуск), заработок денег, забота о здоровье).

Сдвиг мотива на цель – механизм формирования новых мотивов, при котором действия, служившие для достижения целей, подчиненных определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации; при этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива (цель, побуждаемая к осуществлению мотивом, сама становится мотивом, приобретая побудительную силу). В самостоятельный мотив превращается та цель, которая длительно и постоянно насыщаясь положительными эмоциями, становится тем самым привлекательной для человека. Например, усвоение знаний в младшем школьном возрасте выступает как цель деятельности, побуждаемая получением одобрения от родителей, а затем становится самостоятельным мотивом, побуждающим уче6ную деятельность.

Виды мотивов – самоутверждение (стремление самоутвердиться в обществе, получить определенный статус), идентификация (стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца), власть (стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, определять их действия), саморазвитие (стремление к личностному росту, реализации своего потенциала), достижение (стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чем-либо), избегание неприятности и т.п.

Мотив, являясь побуждением к деятельности, формируя ее направленность и регулируя ее, тем самым определяет и своеобразие личности, поскольку о человеке мы судим исходя из его поступков и результатов деятельности.

Деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческой деятельности предполагает, что один из мотивов является ведущим, а другие - второстепенными.

Помимо практической деятельности, существует внутренняя деятельность, которая также как внешняя побуждается мотивами и сопровождается эмоциональными переживаниями, однако действия производятся не с реальными предметами, а с их образами и вместо реального продукта мы получаем мысленный результат.

Реализация направленности личности, выраженной в мотивах, предусматривает столкновение с многочисленными и порой непредсказуемыми препятствиями, которые могут остановить индивида, изменив его мотивацию, либо должны быть преодолены путем мобилизации волевого усилия.

Воля – способность управлять своим поведением, сознательно регулировать свою деятельность, мобилизуя психические и физические возможности для преодоления внутренних и внешних трудностей (способность к самодетерминации). Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой, соответствующим образом организовывать свою психическую деятельность.

Волевая регуляция поведения имеет место при наличии выбора между несколькими возможными вариантами поведения, принятия решения, за которым следует осуществление выбранного действия и которое подтверждает произвольность происходящего (в отличие от импульсивных, автоматизированных, инстинктивных и других действий «по прямому побуждению», и наличие самого препятствия, поскольку беспрепятственные действия и поступки волевыми признаны быть не могут.

Действие становится волевым тогда, когда субъект осознает его исходящим от него самого. Усиление субъективной причинности, особенно если за ней скрывается пристрастное эмоциональное отношение, повышает вероятность исполнения действия.

Предшественником психического феномена воли на физиологическом уровне является так называемый рефлекс свободы, открытый у высших животных и позднее описанный как «мотивация сопротивления принуждению».

Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. В зависимости от степени осознанности потребностей стремление к цели выступает в виде субъективно переживаемых влечения либо желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему что-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает.

Желание оценивается человеком, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

У человека иногда возникает несколько несогласованных и даже противоречивых желаний. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Основным моментом волевой деятельности является исполнение принятого решения. Для реализации спланированного действия необходимо сознательное волевое усилие. Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии.

Сила воли – способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли. Когда способы осуществления волевых актов приобретают в поведении человека определенную устойчивость, они превращаются в волевые качества личности.

Волевые качества личности рассматриваются как сплав врожденного и приобретенного. К ним относятся самостоятельность (способность определять свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих и случайные влияния, а исходя из собственных убеждений и представлений; антиподом самостоятельности является внушаемость), решительность (способность своевременно и без излишних колебаний принимать обоснованные решения и обдуманно проводить их в жизнь), настойчивость (способность к длительному и неослабному напряжению энергии, направленной на неуклонное достижение намеченной цели), самообладание (умение подчинять себе нежелательные и при этом достаточно сильные, эмоционально окрашенные побуждения (раздражение, аффекты страха, гнева, ярости, отчаяния и т.п.).

Активность, вызванная препятствием, может оттеснить первоначальное побуждение на второй план, и тогда преодоление становиться самоцелью, а воля трансформируется в упрямство.

Свобода воли – способность человека выбирать вариант поведения исходя из внутреннего самоопределения личности.

Гипобулия – ослабление воли и целенаправленной активности (лень), недостаток энергии, побуждений, интересов, что сопровождается и регрессом мотивов. Индивид не способен мобилизовать себя, начать и довести до конца выполнение различных задач, что распространяется и на контроль мысли, речи и движений. Ограничивается общение и снижается уровень произвольного внимания. Крайняя степень отсутствия волевых побуждений – абулия.

Гипербулия – патологическое повышение волевой активности, усиление интенсивности разнообразных влечений и желаний, сопровождающееся импульсивным стремлением к немедленному достижению цели. Растормаживаются природные влечения. Деятельность в целом оказывается малопродуктивной из-за быстрой замены одних целей другими, преобладания ситуативных реакций. К данной патологии относится синдром гиперактивности у детей.

Парабулия – извращение волевых актов, патология поведения, вытекающая из нарушения механизмов формирования мотивов и целей. При парабулии мотив либо не формируется, либо является неадекватным внутренней, инстинктивной природе потребности, либо одновременно существуют два противоположных мотива. По существу, это расстройство влечений – неосознаваемых или слабо осознаваемых стремлений к удовлетворению потребностей.

Патологии пищевого инстинкта: булимия – усиление влечения к пище, связанное с отсутствием чувства насыщения, анорексия – ослабление или отсутствие чувства голода.

Патология инстинкта самосохранения: фобии – патологическое усиление инстинкта самосохранения, сопровождающееся беспричинным чувством страха за свою жизнь; аутоагрессия – извращение оборонительного влечения, проявляемое как стремление к повреждениям самого себя, нанесению травм и увечий, крайняя форма - самоубийство.

Патология полового инстинкта: патологическое усиление полового инстинкта – гиперсексуальность, снижение или отсутствие полового инстинкта – импотенция или фригидность.

Расстройства контроля побуждений характеризуются повторяющимся поведением, в основе которого лежит неспособность противостоять побуждению, влечению или стремлению совершить действие и которое дает человеку ощущение удовлетворения по крайней мере кратковременное, несмотря на такие последствия, как долгосрочный вред, причиняемый либо самому человеку, либо другим людям. Такое поведение вызывает выраженный дистресс или значительные нарушения в личной, семейной, социальной, учебной, профессиональной или других важных сферах функционирования.

К расстройствам контроля побуждений относятся пиромания, клептомания, компульсивное расстройство сексуального поведения, периодическое эксплозивное расстройство (краткие эпизоды вербальной или физической агрессии или разрушения имущества).

Деструктивные и диссоциальные поведенческие расстройства характеризуются стойкими нарушениями поведения, которые варьируются от нарочито вызывающего, непослушного, провокационного или агрессивного (то есть деструктивного) поведения до регулярного пренебрежения правами других или нарушением большинства соответствующих возрасту социальных норм, правили законов (то есть диссоциальное поведение). Могут сопровождаться дефицитом просоциальных эмоций (эмоциональных проявлений, продиктованных альтруизмом и сопереживанием), таким людям свойственны черствость и равнодушие.

К данным расстройствам относятся:

оппозиционно-вызывающее расстройство характеризуется устойчивым паттерном нарочито вызывающего, непослушного, провокационного или агрессивного поведения, которое проявляется чаще, чем обычно у лиц аналогичного возраста и уровня развития. Может проявляться в преобладании стойкого гневливого или раздражительного настроения, часто сопровождающегося резкими вспышками гнева, либо в упрямом, своенравном и вызывающем поведении;

диссоциальное поведенческое расстройство характеризуется устойчивым паттерном поведения, при котором регулярно нарушаются основные права других людей или основополагающие соответствующие возрасту социальные нормы, правила или законы, что проявляется, например, в агрессивном поведении по отношению к людям или животным, уничтожении имущества, кражах или воровстве, других серьезных правонарушениях.

Аддикция – зависимость от чего-либо, обусловленная навязчивой потребностью совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия.

Аддиктивное поведение – зависимое поведение, направленное на изменение собственного психического состояния посредством специфического повторяющегося вознаграждаемого и подкрепляемого поведения (расстройство вследствие пристрастия к азартным играм, к компьютерным играм) или приема психоактивного вещества. Любая аддикция занимает первое место в системе ценностей человека и альтернативные виды деятельности подвергаются забвению.

Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ включают единичные эпизоды употребления психоактивных веществ с пагубными последствиями, расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ (пагубное употребление психоактивных веществ и зависимость от психоактивных веществ), и расстройства, вызванные воздействием психоактивных веществ, такие как интоксикация, синдром отмены, а также вызванные воздействием психоактивных веществ психические расстройства, сексуальные дисфункции и расстройства сна-бодрствования.

Наиболее распространенной психологической проблемой, которую пытаются преодолеть зависимые личности, является ощущение пустоты, бессмысленности существования – экзистенциальный вакуум, возникающий в условиях, когда человек не находит себя в жизни, не может реализовать свое предназначение, не имеет возможности осуществить подлинные свои потребности, то есть живет чужой, навязанной ему жизнью. Это социально-психологический аспект зависимого поведения, свойственного дефицитарным личностям с присущей им фрагментацией внутреннего мира из-за отсутствия объединяющего начала – смыслообразующих потребностей.

Зависимая личность не находит внутри себя жизненной цели, и, поэтому, постоянно ощущает источник внутреннего дискомфорта. Причем тягостность переживания усиливается во время стрессовых, критических ситуаций. Именно благодаря тому, что «внутри себя» плохо, человек совершает свой выбор в пользу мифического оазиса комфорта, который постоянно ищет во вне. Зависимость – способ бегства от внутреннего неблагополучия, внутренней бедности к внешней иллюзии красоты, счастья и праздника.

 

ПОЗНАНИЕ

Когнитивные функции – высшие мозговые функции, с помощью которых осуществляется познание окружающего мира и целенаправленное взаимодействие с ним: восприятие информации (гнозис), мышление, память, внимание, речь, психомоторная координация и двигательные навыки (праксис), контроль высшей психической деятельности.

Познание как процесс отражения действительности имеет два аспекта – чувственный и логический (рациональный). Чувственные познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление, рациональное познание - мышление.

Чувствительность – способность отражения окружающей среды в виде чувственных образов - психических образов среды, соединенная с переживанием своего состояния (положительного или отрицательного), служащая целям ориентации и регуляции действий, моделирования поведения в целях приспособления к окружающей среде.

Окружающий мир познается с помощью органов чувств – глаз (зрение), ушей (слух), языка (вкус), носа (обоняние), кожи (осязание), в результате воздействия на которые возникают чувственные образы. Образы называются чувственными потому, что они возникают лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Анализатор – орган чувствительности, который образуют периферические рецепторы, воспринимающие энергию внутренних и внешних стимулов, проводящие нервные пути и нервные центры в головном мозге, обрабатывающие получаемую сенсорную информацию по существующим в них программах.

Ощущения – чувственное отражение отдельных свойств и состояний вещей (образ отдельных свойств). Различают ощущения зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, двигательные (кинестетические), вестибулярные, органические ощущения или самочувствие (чувство голода, жажды, насыщения, половое чувство, бодрость, усталость, удушье, тошнота, недомогание, боль - это ощущение, однако возникший под ее воздействием эмоциональный тон ощущен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: