Речь и мышление. Сон и его значение




1. Отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных

Высшая нервная деятельность животных хотя и очень сложна, но она построена на реакциях организма, возникающих в ответ на непосредственные чувственные сигналы внешнего мира (зрительные, звуковые и др.). Вспомните, как ведет себя животное при действии сигналов, указывающих на местоположение пищи или, наоборот, предупреждающих об опасности. Чем сложнее нервная система животного, тем сложнее его высшая нервная деятельность (ВНД). У организмов с достаточно просто организованной нервной системой поведение основано, в основном, на рефлексах и инстинктах, то есть запрограммировано достаточно жестко. У животных со сложно организованной нервной системой все большую роль играет обучение. Например, попробуем сравнить поведение паука и орангутана. Паук-крестовик рождается весной, мама-паучиха умерла еще осенью, папу-паука мама съела еще до рождения, но умение строить паутину и выжить в этом мире, генетически запрограммировано в виде различных инстинктов. И, конечно, происходит его обучение, образуются и тормозятся и у него условные рефлексы, но размеры мозга невелики и возможность обучения ограничена.

А детеныша орангутана необходимо воспитывать и обучать длительное время, его поведение основано не только на врожденных рефлексах и инстинктах, но, в основном, на условных рефлексах.

Мозг человека по сравнению даже с мозгом шимпанзе отличается большим объемом и поверхностью. Объем мозга человекообразных обезьян около 600 см3, а у человека – более 1400 см3. Поверхность мозга человека в 3,5 раза больше поверхности мозга человекообразных обезьян. К тому же у человека очень хорошо развиты лобные доли, которые и отвечают за абстрактное мышление. Поэтому никакое воспитание не превратит обезьяну в человека.

В отличие от животных у человека, благодаря его трудовой деятельности и жизни в обществе, создается очень важная, как сказал И. П. Павлов, «прибавка» — это речь и словесное мышление. Слово для человека — это не просто сочетание определенных звуков, а прежде всего его значение, содержащийся в нем смысл. С помощью слов и целых фраз люди могут обмениваться мыслями, сознательно управлять своим поведением в согласии с другими людьми. Речь по И.П.Павлову – вторая сигнальная система. Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. «Слово, — писал И.П.Павлов, — сделало нас людьми».

Уже у новорожденного ребенка вырабатываются разнообразные, но очень простые условные рефлексы. Например, младенец приучается к строгому времени кормления и начинает беспокоиться, если мать замешкается дать ему вовремя пищу. Ребенок может заплакать, т. е. у него возникнет отрицательная эмоция. Стоит придать ребенку положение для кормления, как у него появятся сосательные движения.

Чем старше ребенок, тем больше вырабатывается у него различных условных рефлексов и тем быстрее они вырабатываются. Причем сигналами для этих рефлексов чаще всего выступают не отдельные раздражители, а вся ситуация в целом. Слово же, произнесенное в этот момент взрослым, оказывается лишь частью этой ситуации. Но постепенно слово для ребенка становится самостоятельным сигналом, который предупреждает наступление этой же ситуации. Например, стоит сказать слово «книга», как годовалый малыш берет с полки определенную книгу и несет взрослому, вместе с которым они будут ее рассматривать. Пока еще слово «книга» обозначает конкретную книгу.

Первые слова — это просто звуковые обозначения определенных предметов и лиц: сначала названия непосредственно окружающих ребенка вещей, названия игрушек, имен взрослых, позже — предметов обстановки, названий частей тела и лица. Но в дальнейшем произойдут сложные процессы отвлечения и обобщения. И то же слово «книга» станет обозначать книгу вообще. А для того чтобы помочь ребенку выбрать определенную книгу, взрослые вводят новые дополнительные слова, например «большая», «красная» и т.д.

Для 2—3-летнего ребенка характерно очень быстрое расширение словарного запаса. Произнесение слов основано на звуковом, словесном подражании. При этом особую роль играет установление связи произнесенного слова с видом предмета и его ощупыванием. Активные действия ребенка с предметами оказывают решающее влияние на развитие речи. Отдельные слова постепенно выстраиваются в простые, а затем и в более сложные фразы. К 5—7 годам дети могут овладеть начальными навыками чтения, письма и счета. Слова приобретают важное значение в их поведении. Дети уже не просто выполняют приказания и советы взрослых. Слово должно быть произнесено вслух или мысленно самим ребенком. Постепенно ребенок приобретает способность управлять своими поступками, планировать действия, направленные к достижению определенной цели. И хотя значение слова чрезвычайно важно для человека, оно все же не более чем звуковой сигнал. Этих символов столько, сколько языков народов мира. Но могут быть не только звуковые, но и зрительные символы — это пальцевая азбука, которой пользуются глухонемые. А чтение специальных текстов слепыми людьми — это способ использования осязательных символов, обозначающих буквы и слова.

Словесное мышление. Язык позволяет, не обращаясь к непосредственным предметам и явлениям, получать новые знания. Словесное мышление — это основа развития науки и искусства, основа развития интеллекта. Это основа прогрессивного развития человечества. Слова и построенные из них фразы становятся важнейшим способом общения между ребенком, его сверстниками и взрослыми. Ребенок с помощью слов выражает свои мысли, делится знаниями, приобретает новые знания, навыки, умения. Он становится членом коллектива, полноправным членом человеческого общества. Речь и письменность позволяют человеку в течение его жизни приобрести опыт предшествующих поколений. Ведь животному передается по наследству ограниченный набор инстинктов, всем остальным навыкам — условным рефлексам — оно должно обучаться самостоятельно. Человек же черпает опыт предков из общения с другими людьми, из книг, памятников культуры, произведений искусства. Таким образом, человек становится обладателем знаний, накопленных человечеством на протяжении тысячелетий.

2. Сон и его значение

Человек примерно треть жизни проводит во сне. Полное лишение сна люди и животные переносят гораздо тяжелее, чем голодание, и очень скоро гибнут. В специальных опытах собаки без пищи жили 20— 25 суток, хотя и теряли половину своей массы, а собаки, лишенные сна, погибали через 5—12 суток, утратив всего 5—13% массы тела. Лишение сна очень мучительно. Мы хорошо знаем, что по внешним признакам во время спокойного сна тело неподвижно, глаза закрыты, контакт с окружающим миром отсутствует. Во время сна понижается обмен веществ, частота сокращений сердца падает, дыхание становится поверхностным и редким. Температура тела снижается. Во время сна во всех частях, органах и системах организма совершаются активные жизненно важные процессы. Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать, заниматься спортом, посещать театры и кино, читать.

Утомление, истощение, психическое перенапряжение, перенесенное тяжелое заболевание снижают работоспособность клеток головного мозга и повышают потребность организма в сне. Этому нельзя препятствовать. В процессе сна клетки мозга восстанавливают свою работоспособность, они активно усваивают питательные вещества, накапливают энергию. Сон восстанавливает умственную работоспособность, создавая чувство свежести, бодрости, прилив энергии. Потребность в сне зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма человека. Дети от рождения до 2—4 лет спят около 16 ч в сутки, школьники 12—16 лет — 9 ч, а взрослые обычно спят около 8 ч в сутки.

Физиологическая природа сна. Современные данные по изучению электрических процессов мозга спящего человека показали, что во сне активность мозга в определенные периоды может быть даже выше, чем при дневном бодрствовании. Различают периоды медленного сна, которые сопровождаются появлением в коре головного мозга медленных и крупных электрических волн. В эту фазу снижается мышечный и сосудистый тонус (кожа краснеет). В это время могут возникать приступы сомнамбулизма (снохождения). Эти явления характерны для состояния глубокого сна.

Другие периоды называют быстрым сном. Это название произошло от того, что на кривой биоэлектрической активности мозга в эти периоды появляются очень мелкие, но быстрые волны. Установлено, что в периоды быстрого сна возникают быстрые движения глаз (БДГ), повышается кровяное давление, учащается пульс и дыхание, усиливается обмен веществ, расслабляется скелетная мускулатура. Все это очень напоминает состояние мозга бодрствующего человека. Получается парадокс: человек спит, а его мозг как будто бодрствует!

Обычно вначале развивается фаза медленного сна, через 60-90 минут начинается быстрый сон. Периоды медленного и быстрого сна регулярно сменяют друг друга. В течение 6-8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4-5 раз, делаясь все более продолжительными. Человек обычно просыпается в фазе быстрого сна. Примерно четвертую часть всего сна (1,5—2 ч в сутки) человек проводит в быстром сне. Чтобы понять значение быстрого сна, людей будили, как только в электрической активности их мозга начинали появляться быстрые колебания биопотенциалов. Днем эти люди были крайне раздражительны, а на пятые сутки у них появлялись признаки нарушения памяти и психические

расстройства. Ничего подобного не наблюдали у другой группы людей, которых будили в период медленного сна. Они чувствовали себя бодрыми, хорошо выспавшимися. Значит, если человека лишить быстрого сна, это приведет к серьезным расстройствам. Ученым еще не удалось выяснить до конца природу сна. Впереди еще много новых проблем по разгадке тайн сна.

Гигиена сна. Одно из наиболее распространенных расстройств сна — бессонница. Она обычно возникает в результате нервного переутомления, длительной напряженной умственной работы, волнений, шумных игр или чтения перед сном. Употребление спиртных напитков и курение вызывают серьезные расстройства сна. Ошибочно надеяться, что применение снотворных средств излечит от бессонницы. Самое лучшее средство от бессонницы — это правильный режим труда и отдыха, прогулки на свежем воздухе и регулярная физическая работа.

Чтобы обеспечить нормальный спокойный сон, нужно выполнять ряд очень простых правил. Прежде всего стараться ложиться спать всегда в одно и то же время, не есть и не пить много на ночь. Приучив себя к определенному режиму, вы овладеете очень выгодной для труда и здоровья формой деятельности. Безалаберность приводит лишь к пустым тратам времени, быстрому утомлению и изнашиванию организма. Очень полезно в свой режим ввести регулярные прогулки перед сном. Спокойная обстановка (выключен свет, радио, телевизор), привычный порядок подготовки ко сну хорошо настраивают мозг на ночной отдых. Чем меньше посторонних раздражителей, тем легче заснуть. Спите обязательно в хорошо проветренной комнате, а еще лучше при открытой форточке. Одеяло должно быть легким, но достаточно теплым. Не закрывайте лицо одеялом или подушкой и не укрывайтесь слишком тепло. Ночное белье должно быть свободным, удобным, подушка не слишком высокой. Эти несложные советы помогут вам быстро засыпать, и сон ваш будет глубоким и полноценным.

Сновидения. Сновидения — это нормальная работа мозга в период быстрого сна. Если разбудить человека к концу этого периода, то он обязательно расскажет, что он только что видел во сне. Во время сна в первую очередь возбуждаются наиболее предрасположенные к этому центры в коре мозга. Мы видим во сне невероятные сочетания тех событий, с которыми мы встречались в своей жизни. Поэтому у слепых от рождения людей не возникают во сне зрительные образы, т. е. у них отсутствуют обычные сновидения. Сновидения — это сложные психические явления, которые основываются на пережитых ранее впечатлениях, вступающих теперь в разнообразные, иногда нелепые или фантастические связи. Это объясняется особенностями мозговой деятельности во время сна, которая резко отличается от работы мозга в состоянии бодрствования.

Известно немало примеров, когда решение житейской или научной задачи приходило на ум не днем, а ночью, в сновидениях. Д. И. Менделеев утверждал, что окончательно периодическая система элементов сложилась у него, когда он спал. А один немецкий химик во сне увидел структурную формулу химического соединения (бензола), над которой он работал длительное время. Издавна существует вера в так называемые вещие сны. Гадание и предсказание по снам были распространены в прошлые века.

 

  1. От чего зависит ВНД животных?
  2. Что такое первая сигнальная система?
  3. Что такое вторая сигнальная система?
  4. Каков объем мозга человекообразных обезьян и человека?
  5. Во сколько раз поверхность мозга человека больше поверхности мозга человекообразных обезьян?
  6. Если детеныша шимпанзе с рождения воспитывать как человеческое дитя, будет ли у него мышление человека?
  7. Какая фаза сна начинается у человека после засыпания?
  8. Сколько времени продолжаются медленный и быстрый сон?
  9. Что происходит с организмом человека во время быстрого сна.
  10. В какие периоды человек наиболее ярко и отчетливо видит сны?

Тест 1. От чего зависит ВНД животных?

  1. У животных ВНД отсутствует, их поведение основано на рефлексах и инстинктах.
  2. От размеров тела – чем крупнее животное, тем сложнее ВНД.
  3. От нервной системы – чем сложнее нервная система, тем сложнее ВНД.
  4. От степени сложности кровеносной и дыхательной систем.

Тест 2. Что такое первая сигнальная система?

  1. Орган зрения.
  2. Орган слуха.
  3. Органы чувств.
  4. Информация, полученная с помощью устной и письменной речи.

Тест 3. Что такое вторая сигнальная система?

  1. Орган зрения.
  2. Орган слуха.
  3. Органы чувств.
  4. Информация, полученная с помощью устной и письменной речи.

Тест 4. Каков объем мозга человекообразных обезьян и человека?

  1. У понгид – в среднем около 400 см3, у человека – 1200 см3.
  2. У понгид – в среднем около 500 см3, у человека – 1300 см3.
  3. У понгид – в среднем около 600 см3, у человека – 1400 см3.
  4. У понгид – в среднем около 700 см3, у человека – 1600 см3.

Тест 5. Во сколько раз поверхность мозга человека больше поверхности мозга человекообразных обезьян?

  1. В 2,5 раза.
  2. В 3,5 раза.
  3. В 4,5 раза.
  4. В 5,5 раз.

Тест 6. Если детеныша шимпанзе с рождения воспитывать как человеческое дитя, будет ли у него мышление человека?

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Только если детеныш со способностями.

Тест 7. Какая фаза сна начинается у человека после засыпания?

  1. Фаза быстрого сна.
  2. Фаза медленного сна.
  3. Равновероятны оба варианта.

Тест 8. Сколько времени продолжаются медленный и быстрый сон?

  1. Медленный – 60-90, быстрый сон – около 20 мин.
  2. Медленный – 40-60, быстрый сон – около 30 мин.
  3. Медленный – 30-40, быстрый сон – около 40 мин.
  4. Медленный – 20-30, быстрый сон – около 50 мин.

Тест 9. Что происходит с организмом человека во время быстрого сна?

  1. Быстрые движения глаз (БДГ) под закрытыми веками.
  2. Понижается обмен.
  3. Повышается обмен веществ.
  4. Расслабляется скелетная мускулатура.
  5. Тонус скелетной мускулатуры повышается.
  6. Учащается дыхание.
  7. Замедляется дыхание.

Тест 10. В какие периоды человек наиболее ярко и отчетливо видит сны?

  1. Во время медленного сна.
  2. Во время быстрого сна.
  3. Равновероятны оба варианта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: