ПОЛОЖЕНИЕ
О классном руководителе
1. Общие положения
1. Настоящее положение разработано в соответствии с «Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений», утверждёнными приказом Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 № 196.
2. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся
- гражданской ответственности и правового самосознания,
- духовности и культуры,
- инициативности, самостоятельности, толерантности,
- способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
3. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.
4. На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
2. Цель и задачи деятельности классного руководителя
1. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, его успешной социализации в обществе.
2. Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
1. Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава школы, локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных её тенденций, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся.
2. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю необходимо
- хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
- быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности;
- владеть технологиями воспитания;
- учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
3. Функции классного руководителя:
3.1. Аналитическая:
- изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого обучающегося;
- анализ и оценка уровня воспитанности;
- изучение и анализ становления и формирования коллектива класса.;
- изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
- изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса.
3.2. Прогностическая:
- предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
- прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
- прогнозирование этапов становления и формирование коллектива;
- построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы) для своего класса, соответствующей воспитательной системе школы;
- определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;
- предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между обучающимися, между педагогами и учащимися, педагогами и родителями учащихся и др.).
3.3. Организационно - координирующая:
- помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;
- помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;
- организация взаимодействия с семьями учащихся;
- помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами города;
- стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов класса, психолога, социального педагога, школьного инспектора;
- участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение»малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
3.4. Коммуникативная:
- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде;
- построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т.д.;
- помощь учащимся в становлении отношений с окружающими людьми, социумом;
- содействие установлению и поддержанию благополучного психологического климата коллектива;
- коррекция (совместно с психологом, социальным педагогом) поведения, отношений социально дезадаптивных детей и подростков;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.5. Контрольная:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.