Технологическая карта урока. Ф.И.О.: Кузнецова Ольга, Михеева Галина, Вокуева Анита, Кишко Андрей




Ф.И.О.: Кузнецова Ольга, Михеева Галина, Вокуева Анита, Кишко Андрей.
Предмет: Русский язык
Класс: 5

Тема Звонкие и глухие согласные
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цели Образовательная: дать понятие о звонких и глухих согласных, совершенствовать умение слышать и анализировать звучащую речь, звуки русского языка; совершенствовать речевую и письменную грамотность учащихся.   Воспитательная: развить речевой слух школьников; формировать умение мыслить, выделять главное, обобщать изученное;   Развивающая: создать условия для воспитания культуры речевого поведения, формирование личности обучающихся через трудолюбие; формировать интерес к предмету.  
Планируемые результаты Предметные:   - знать о различиях между глухими и звонкими парными согласными звуками; - уметь слышать и анализировать звучащую речь.     Личностные: -проявлять интерес к новому материалу; -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; -оценивать собственный вклад в работу класса.   Метапредметные: *регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью *коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками *познавательные: уметь применять полученные знания в практической деятельности при изучении других дисциплин; уметь работать с учебником, со схемами; объяснять значения новых слов  
Ресурсы Презентация для 5 класса по теме «Звонкие и глухие согласные».
Используемая литература УМК: Учебн. в 2ч. Ч.1_Ладыженская Т.А. и др_2012 -192с Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др.]. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 144 с. Жедек П.С. Специфика фонетических знаний и умений и методы обучения фонетике // РЯШ. – 1982. - № 5). Ладыженская Т.А. Изучение фонетики и графики в 4 классе // РЯШ. – 1981. - № 5. - С. 17 – 23.  
Межпредметные связи Литература.
Формы урока индивидуальная, групповая, коллективная
Использованные технологии Частично-поисковый, ответы на вопросы репродуктивного характера, опрос одного учащегося на оценку с объяснением своего ответа, круги Эйлера, применение усвоенных знаний к данным примерам, создание проблемной ситуации и её решение, анализ таблицы по теме урока.
Этап урока Цель на данном этапе Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты Предметные и метапредметные УУД
I. Организация класса(1 мин.)   Мотивация и самоопределение Проверка готовности учеников к уроку; психологический и эмоциональный настрой на продуктивную работу. Добрый день, ребята! Садитесь. Приступим к работе. Приветствуют учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Пишут в тетрадях. Личностные: выделить нравственный аспект поведения, настроиться на работу,.
II.Проверка домашнего задания (5 мин.) Повторение ранее изученного материала.   I этап. Устное домашнее задание.   Устно ответить на вопросы по теме твердые-мягкие согласные.   Ребята, на прошлом уроке мы изучали мягкие и твердые согласные и вам было задано устно ответить на вопросы: - Какие согласные имеют пары по твёрдости – мягкости? - Какими буквами обозначаются парные мягкие согласные? - Какие согласные всегда мягкие? - Какие согласные всегда твёрдые?   Это неправ-но. Нужно: не имеют тв. (мяг.) пары. Это лингв. Ош-ка   По этой теме вам нужно было начертить схему «Круги Эйлера». Один ученик по желанию выйдет к доске и начертит свой вариант схемы. Остальные потом проверят и исправят работу, если есть ошибки, и добавят пропущенные элементы, если они есть   Приложение 0 II этап. Письменное домашнее задание. Вы дома выполняли упражнение №280. Ваша задача обменяться тетрадями и проверить это упражнение. Ошибки исправляются карандашом. После того как вы закончите проверку, выставьте свою оценку. Конечную оценку я выставлю, когда буду проверять тетради.   Способ проверки упражнения: взаимопроверка.       Дети отвечают на вопросы учителя:   Согласные звуки бывают твёрдыми или мягкими. Произношение твердых и мягких согласных отличается положением языка. Существуют только мягкие согласные и только твердые, а также парные по твердости-мягкости (называют их)   1 ученик индивидуально у доски чертит свой вариант кругов Эйлера. По завершению задания остальные учащиеся исправляют работу, если есть ошибки, и добавляют пропущенные элементы, если они есть.     Учащиеся обмениваются тетрадями и оценивают работы друг друга (карандашом). Конечную оценку выставляет учитель при проверке тетрадей. Познавательные: применять ранее приобретенные знания. Личностные: иметь мотивацию для учебной деятельности, проявлять способность к самооценке своих действий, поступков, оценки чужой работы.   Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, выслушивать мнение одноклассников. Предметные: Различать согласные АО твёрдости-мягкости, составление кругов Эйлера – вы д. написать ум-ие, кот. При этом формир-ся (посм-те ФГОС ООО) Ум-ия?
V.Объяснение нового материала (10 мин.) Повторение понятия суффикс, работа с признаками суффикса, формулирование определения понятия.     -Я хочу рассказать вам одну сказку.   Зачитывание фонетической сказки о звонких и глухих согласных с использованием наглядного материала презентации. По ходу прочтения учащимся задаются вопросы. Сказка дана в приложении 1     Вот такая история произошла со звонкими и глухими согласными.     - Давайте познакомимся поближе с нашими героями при помощи изображений. Обратите внимание на экран, что вы на нем видите? (На экране будут по очереди выходить изображения журнала, шкафа, дома)   -Все верно, на картинке изображен журнал. Как вы думаете какие согласные звучат в этом слове звонкие или глухие?     -Правильно, в слове журнал, все согласные звуки являются звонкими. - Как мы можем это проверить? Очень просто! Нужно зажать уши ладонями и отчетливо произнести звук, например Ж. Попробуйте.     - Слышите, как этот звук звенит в ушах? Это значит, что звук Ж-звонкий. Попробуем произнести с закрытыми ушами звук Ш. Звучание совершенно другое, никакого звона мы не слышим, значит он-глухой. Теперь вы попробуете применить этот прием на остальных согласных звуках слова «журнал».   - Отлично, с этим словом мы справились, теперь произнесем звонкие и глухие согласные в остальных словах, изображённых на экране.     -Теперь мы должны узнать, чем же отличаются звонкие звуки от глухих. - В образовании звонких согласных задействован голос? (да) - А в образовании глухих согласных? (голос не участвует)     - Все верно. Вы уже знаете, что некоторые согласные образуют пары по звонкости-глухости. Это такие согласные, которые произносятся почти одинаково, ведь для их произнесения задействованы в основном одни и те же органы речи. Как же их тогда различить? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос проделаем следующее упражнение.     -На экране представлены пары слов (коза-коса, жар-шар гора – кора, роса-роза). - Прочтем слова попарно и попробуем найти в каждой паре парные по глухости-звонкости согласные.   -Каким способом вы пользовались, чтобы найти пары согласных?   - Правильно, а одинаковое ли значение слов в парах? (нет)     -Значит, делаем вывод, что в зависимости от того, какой парный по звонкости-глухости согласный стоит в слове, зависит и значение этого слова. В итоге, дети узнают о том, что благодаря различию согласных по звонкости-глухости слова приобретают разное смысловое значение.   - А теперь рассмотрим таблицу, лежащую на ваших партах. Таблица представлена в приложении 2   -Все ли согласные звуки имеют пару по глухости-звонкости?       -Кто может назвать все глухие согласные звуки, которые не имеют пары? Один из учеников отвечает     -А кто назовет мне все звонкие согласные, не имеющие пары по глухости? Отвечает другой учащийся     -Как правильно называются согласные звонкие у которых нет глухой пары? -Верно. - Какой вывод мы можем сделать из этой таблицы?     -Итак, мы с вами познакомились с согласными, которые имеют пары по звонкости-глухости, и такими, которые бывают только звонкими или только глухими.     В ходе прочтения, учащиеся с опорой на данные презентации отвечают на вопросы учителя     Учащиеся отвечают, что видят на первом слайде журнал.     Учащиеся выдвигают свои версии. варианты ответов типа «В слове журнал все согласные звуки звонкие потому что произносятся громко и звонко» или «Нам говорили в начальной школе     Учащиеся зажимают уши ладонями и произносят звук Ж. Слышат звон     Учащиеся так же произносят с закрытыми ушами звук Ш.   (Учащиеся произносят каждый согласный звук слова с закрытыми ушами и потом дают ему характеристику. Так происходит с каждым словом, изображенным на слайдах).     Учащиеся устно отвечают на вопросы.   Учащиеся читают пары слов и в каждой паре находят парные по глухости-звонкости согласные. (коза-коса-з/с, жар-шар-ж/ш, гора – кора-г/к, роса-роза-с/з).     Возможные ответы учащихся: -Мы закрывали ладонями уши и произносили согласные чтобы отличить глухой парный в одном слове и звонкий парный в другом. -Эти парные согласные стояли в разных парах слов в одно и том же месте     -Значение слов поменялось из-за определенных пар букв. Это и были парные согласные.   Учащиеся знакомятся с данными таблицы.     Возможные ответы: -нет -Существуют звонкие согласные звуки, которые не имеют парного глухого согласного и глухие, не имеющие пары по звонкости.   Один из учащихся отвечает -[ч’] [щ’] [ц] [х] [х’]   Отвечает другой учащийся -[л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [й’]   -Сонорные   (Вывод: некоторые согласные образуют пары: по звонкости-глухости, а некоторые не имеют пары по звонкости-глухости)   Познавательные: извлекать необходимую информацию из прочитанного текста. Личностные: развивать познавательные интересы. Коммуникативные: слушать учителя, отвечать на вопросы.   Предметные: умение работать со схемами;     Умение различать звонкие и глухие согласные.     Умение давать характеристику согласным звукам.     Умение понимать смыслоразличительную роль глухих и звонких согласных.   Познавательные: Умение извлекать информацию, представленную в виде таблицы.   Предметные: Умение отличать сонорные согласные.  
VI. Закрепление (10 мин.) Обобщение и систематизация знаний и применение их на практике. I. Первичное закрепление.   1. Загадки. Теперь, попробуйте отгадать загадки. На каждую загадку у вас должно получиться два слова в ответе. Сначала назовем ответ вслух, а потом запишем в тетрадь. Произнесите звуки, которые помогают отличить первое слово от второго. Над каждым словом напишите звук, который помогает отличить первое слово от второго.     С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос).   С глухим — траву она срезает, Со звонким — листья объедает. (Коса — коза).   С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд).   С глухим шипящим кругл, как мячик, Со звонким — как огонь горячий. (Шар — жар).   2. Исправь ошибку. Прочитайте строки и найдите слова, в которых вместо одного парного согласного должен стоять другой. Назовите эти пары. Назовите звуки, которыми отличаются эти пары.   1. Пальчик я порезал малость… Проявите ко мне шалость. (жалость)   2. В предложении про кочку Я в конце поставлю дочку. (точку)   3. Подложил я в печь дровишки,   Чтобы шар испёк коврижки. (жар)   4. Я под солнышком хожу, За собою день ношу. (тень)   5. Вырос том многоэтажным, Стал в квартале самым важным. (дом)   6. Голос во поле стоит, Голос золотом горит. (колос)   7. Ничто Серёже не поможет, Его доска сегодня гложет! (тоска)   8. «Ура! Весна!- сказала дочка. – На ветвях набухли бочки!» (почки)   9. После школы весь народ Корка ледяная ждёт. (горка)     -Вот видите, ребята, на примере этого упражнения мы снова увидели, что в зависимости от того, какой согласный звук стоит в слове, меняется его смысловое значение.     Работа над звуковыми повторами как средством выразительности речи (слайд)   - Ребята, мы с вами знаем, что слова создаются при помощи звуков. Но, может быть при помощи определенных сочетаниях звуков можно придать речи особую выразительность? Давайте ответим на этот вопрос, прочитав с экрана стихотворение.   -Оксана, прочти нам, пожалуйста, вслух.     Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чём они шепчут? О чём говорят? Зачем огоньки между ними горят?   -Ребята, вы прослушали стихотворение. Какая картина вам при этом представилась?     -Всё верно, а теперь обратите внимание на согласные звуки в словах стихотворения, какую особенность вы видите?     -Мы с вами нашли повторение в словах звуков ш, п, ч, т. Как вы думаете, зачем поэт так часто использует их в своем стихотворении?   - Верно, такой стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи называется аллитерация.     - Многие поэты кроме К.Д. Бальмонта (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин, В. Маяковский) используют такой приём звукописи – одного из свойств выразительности речи. Этот приём помогает создать звуковой образ, служит ярким средством выразительности.     Давайте рассмотрим строки из других стихотворений и найдем в них аллитерацию. (На экран выходят строки, включающие прием «аллитерация»)     Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. Сергей Есенин «Свищет ветер, серебряный ветер…»   -Кто попробует найти в этом примере аллитерацию? Нужно сначала найти повторяющиеся звуки, а затем объяснить для чего автор их повторяет.   И так с каждыми строчками. Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь… А.С.Пушкин (Повторение звуков в и к для имитации звуков воды) Бей, барабан! Барабан, барабань!.. Барбей! Барбань! Барабан! В.В.Маяковский   (Повторение звуков б, р и бр для имитации звуков барабанной дроби) Здесь у каждого мысль двоякая, Здесь, ездок, торопи коня. Мы пройдем, кошельком не звякая И браслетами не звеня. М.Цветаева (Повторение звонкого звука З для создания особого эффекта, рифмы. Слова как бы звенят и отскакивают с языка).   -Мы выяснили, что аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.   Учащиеся отгадывают в загадке 2 слова. Озвучивают ответ вслух и только тогда записывают получившуюся пару в тетрадь. Произносят звуки, которые помогают отличить первое слово от второго. Над каждым словом в паре пишут парный глухой или звонкий, позволяющий отличить одно слово от другого.     Учащийся читает вслух стихотворение.   Учащиеся могут ответить, что представили ночь, болото и шуршащие на нем камыши, кто-то увидел средь зарослей камыша светлячков.   Учащиеся должны заметить большое количество звуков (ш), (п), (ч), (т). Если они не находят эту особенность, то усиленный акцент ставится на такие слова как камыши, слышно, шепчут, шуршат, где они увидят повторяющийся звук ш -(Чтобы создать картину ночной тишины, и создать звуковой образ шуршание камышей в ночи, их разговор) (Повторяются звуки с и ш для того, чтобы читатель прочувствовал свист ветра и шелест снега). Познавательные: Извлекать и перерабатывать информацию. Личностные: Способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью. Регулятивные: организовать работу по плану, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: формулировать и высказывать собственное мнение, слушать учителя и друг друга.   Предметные: формировать у учащихся представления о различиях между звонкими и глухими согласными звуками; смыслоразличительную роль согласных звуков умение находить парные согласные по глухости-звонкости     Познавательные: Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым. Личностные: овладевать достаточным объемом словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Регулятивные: делать выводы по результатам работы.   Коммуникативные: формулировать и высказывать собственное мнение, слушать учителя и друг друга.   Предметные: формировать у учащихся представления о различиях между звонкими и глухими согласными звуками; смыслоразличительную роль согласных звуков  
VIII. Итог урока (1 мин.) Осознание учащимися своей деятельности и подведение итогов урока. -Ребята, вот и подходит к концу наше занятие, давайте узнаем какие знания вы сегодня получили, продолжив выведенные на экран предложения. Кто начнет?       - Сегодня на уроке я повторил звонкие и твердые согласные.   -Сегодня на уроке я научилась определять твердый согласный в слове или звонкий.   -Сегодня на уроке я закрепила что согласные могут быть парными по глухости-звонкости, а также есть непарные: сонорные и просто глухие.   -Сегодня на уроке я узнал, что от того, какой согласный звук стоит в слове зависит его значение.   -Сегодня я познакомилась с таким литературным приемом как аллитерация. Это когда автор использует в тексте повторяющиеся звуки для придания ему особой выразительности.     Предметные: структурирование признаков языкового понятия посредством творческого задания. Познавательные: структурировать знания. Регулятивные: Анализировать изученный материал, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
IX. Домашнее задание (1 мин.) Сообщение домашнего задания. 1) Стр. 130 повторить теоретические сведения, упр.285 (письменно), сост-ть схему Оля, какой вид схемы здесь лучше предложить составить – напишите сами. Не забудьте добавить начерченную схему в прилож-ие   Приложение 4   2) Дифференцированное домашнее задание:   Приведите примеры аллитерации (2-3 примера). Выпишите от 2 до 4 строчек стихотворения С. Есенина с аллитерацией и письменно объясните, для чего автор ее использовал. По желанию: самим придумать небольшой рассказ (несколько предл-ий), к кот. Бы исп-лась алл-ция   Внимательно слушают домашнее задание.   Предметные: составление образца рассуждения (устного и письменного). Метапредметные: Регулятивные: Анализировать изученный материал, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
           

 

 

Приложение 0

Мягкие согл

Твердые согл

 

Непарные тв-ж,ш,ц
Непарные мягк-ч,щ,й
Парные по твердости-мягкости

 

 


Приложение 1

Фонетическая сказка о глухих и звонких согласных.

 

-Я хочу рассказать вам одну сказку. В стране «Фонетика» разнёсся слух, что на Волшебной горе будут раздавать волшебные колокольчики, которые делают любой звук очень звонким и весёлым.

Услышав это, согласные изо всех сил помчались к Волшебной горе, но, к сожалению, колокольчиков на всех не хватило.

Посмотрите, как радуются человечки-звуки, которым достались колокольчики! (слайд №4)

Звуки [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*] прибежали первыми и им достались самые звонкие колокольчики!

 

Эти звуки стали самыми звонкими, их называют сонорные, значит звучные.

- А каким ещё звукам достались колокольчики? (слайд №5)

Ответы учащихся: Это звуки: [б], [б*], [в], [в*], [г], [г*], [д], [д*], [ж], [з],[з*].

- А те звуки, которым не досталось колокольчиков, совсем приуныли и опустили головы. Назовите их! (слайд №6)

Ответы учащихся: Это звуки: [п], [п*], [ф], [ф*], [к], [к*], [т], [т*], [ш], [с], [с*].

- Да, особенно обидно было согласным звукам [х], [х*], [ц], [ч*], [щ*] ведь они не имеют даже и звонкой пары.

 

Приложение 2

 

[б]-[п], [б’]-[п’] [г]-[к] [г’]-[к’] [д]-[т] [д’]-[т’] [в]-[ф], [в’]-[ф’] [з]-[с] [з’]-[с’] [ж]-[ш] [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’] [й’] [ч’] [щ’] [ц] [х] [х’]
Парные по звонкости-глухости Звонкие, не имеющие пар по глухости (Называются сонорными) Глухие, не имеющие пар по звонкости

 

Приложение 3

 

 

Приложение 4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: