Кончина Августейшего родителя и мятеж.




Первый Царь всея Руси Иоанн IV Васильевич «Грозный» (1530-1584).

«…в особенности прославлял он немногих служивших у него иноземцев, ведших себя лучше самих московитов. Он был столь благочестив, что часто желал променять свое Царство на монастырь, ежели бы только это было возможно».

Голландский купец Исаак Масса: (1586-1643).

«…Своими молитвами Царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, — он всего себя предал Христу и всё время своего Святого и преподобного Царствования, не любя крови, как инок проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами».

Дьяк, писатель и религиозно-философский мыслитель Иван Тимофеев, сын Семенов (1555-1631).

"Благоюродив быст от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении".

Князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский (ум. 1640).

«…Слабоумие Феодора не внушало, однако, к нему презрения. По народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому назывались «блаженными». Монахи восхваляли благочестие и Святую жизнь Царя Феодора, ему заживо приписывали дар прозрения и прорицания».

Историк, публицист и поэт Николай Иванович Костомаров (1817-1885).

Седьмого (20) января 1598 года, в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Москве блаженно почил Царь всея Руси (1584-1598) Феодор I Иоаннович (1557-1598).

 

Рождение Царя.

 

Третий Августейший сын грозного к врагам Отечества Государя Иоанна IV Васильевича «Грозного» (1530-1584) Царевич Феодор I Иоаннович появился на свет Божий 31 мая (13 июня) 1557 года, за три с небольшим года до кончины Венценосной матери своей Царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой (1530/1532-1560), став последним чадом в первом и самом счастливом союзе Царственного родителя своего Царя Иоанна IV Васильевича.

По рождению Августейшего сына Царь Иоанн IV Васильевич повелел построить церковь в Феодоровском монастыре города Переславль-Залесский. Храм в честь Святого великомученика Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

Такой же храм надвратный построен в честь небесного покровителя Государя великомученика Феодора Стратилата в Богородице-Успенском мужском монастыре града Тихвин.

 

Державный наследник престола.

Незадолго до кончины Августейшего родителя, 19 ноября (2 декабря) 1581 года на 28-м году от рождения трагически погиб его старший Царственный брат — Наследник престола Иоанн Иоаннович (1554-1581). С этого времени Фёдор Иоаннович стал наследником Царского престола.

Портрет Государя.

Вот как звучал иконописный потрет Государя, перенесенный теперь из Архангельского собора в Исторический музей.

Лицо у Царя Феодора I Иоанновича продолговатое, худощавое, изжелта-смуглое, нос длинный, загнутый, волосы темно-русые, курчавые; лоб высокий, брови тонкие, глаза большие, навыкате.

Одежда Государя состоит из станового кафтана, украшенного дорогими камнями, со стоячим пристяжным ожерельем. Государь на портрете был изображен без Царской Короны, но с венцом Святых, так как, хотя и не был причислен к лику Святых. Признан был таковым первым Патриархом Московским и всея Руси Иовом (ум. 1607), прославленным Русской Православной Церковью в 1989 году, который и составил его житие.

В рукописных Святцах XVII столетия Государь Феодор I Иоаннович упоминается в ряду Святых, как "Святый благоверный Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович", а в рукописных подлинниках этого времени именуется "новым всея России Чудотворцем".

По отзыву современника Государя, английского дипломата Джильса Флетчера, новый царь был «…росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водянке; нос у него ястребиный, поступь нетвёрдая от некоторой расслабленности в членах; он тяжёл и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеётся… Он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей».

Голландский купец и современник Государя, торговый агент в Москве Исаак Масса: (1586-1643) писал: «…в особенности прославлял он немногих служивших у него иноземцев, ведших себя лучше самих московитов. Он был столь благочестив, что часто желал променять свое Царство на монастырь, ежели бы только это было возможно».

Дьяк, писатель и религиозно-философский мыслитель Иван Тимофеев, сын Семенов (1555-1631) даёт Государю Феодору I Иоанновичу такую оценку: «…Своими молитвами Царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен, и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать, — он всего себя предал Христу и всё время своего Святого и преподобного Царствования, не любя крови, как инок проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами».

Из «Русской истории в жизнеописаниях её главнейших деятелей» историка, публициста и поэта Николая Ивановича Костомарова (1817-1885) узнаем о Государе: «…Царь Феодор Иванович был чужд всего, соответственно своему малоумию. Вставал он в четыре часа, приходил к нему духовник со Святою водою и с иконою того Святого, чья память праздновалась в настоящий день. Царь читал вслух молитвы, потом шёл к Царице, которая жила особо, вместе с нею ходил к заутрене, потом садился в кресло и принимал близких лиц, особенно же монахов. В девять часов утра шёл к обедне, в одиннадцать часов обедал, потом спал, потом ходил к вечерне, иногда же перед вечернею в баню. После вечерни Царь до ночи проводил время в забавах: ему пели песни, сказывали сказки, шуты потешали его кривляниями. Феодор очень любил колокольный звон и сам иногда хаживал звонить на колокольню. Часто он совершал благочестивые путешествия, ходил пешком по московским монастырям… Но кроме таких благочестивых наклонностей Феодор показывал и другие, напоминавшие нрав родителя. Он любил смотреть на кулачные бои и на битвы людей с медведями. Челобитчики, обращавшиеся к нему, не видели от него участия: «избегая мирской суеты и докуки», он отсылал их к Борису Годунову… Слабоумие Феодора не внушало, однако, к нему презрения. По народному воззрению, малоумные считались безгрешными и потому назывались «блаженными». Монахи восхваляли благочестие и Святую жизнь Царя Феодора, ему заживо приписывали дар прозрения и прорицания».

Кончина Августейшего родителя и мятеж.

По кончине великого Царственного родителя своего – первого Царя всея Руси Иоанна IV Васильевича «Грозного», случившейся 18 (31) марта 1584 года начались волнения.

В ночь после внезапной кончины Государя сторонники Царевича Феодора I Иоанновича распорядились отправить младшего сводного брата его Димитрия Иоанновича (1582-1591) с его Венценосной матерью Марией Феодоровной Нагой (ум. 1612)и родственниками в г. Углич, прежде данный Феодору I Августейшим родителем. Скоро за тем поднялся в Москве мятеж; в народе распространили слух, будто боярин Богдан Вольский, сторонник Нагих, отравил покойного Царя Иоанна IV Васильевича, и теперь хочет извести самого Феодора Иоанновича.

Тысячные толпы бросились к Кремлю, овладели в Китай-городе пушкою и направили ее на Спасские ворота. Государь Феодор I Иоаннович выслал к мятежникам бояр Мстиславского и Романова и приказал объявить, что Бельский будет немедленно выслан из Москвы. Мятеж тотчас прекратился.

По кончине Державного и грозного к врагам Отечества и Церкви родителя Государя все в Русском государстве и именитые, и простые люди со слезами на глазах молили Царевича Феодора I Иоанновича венчаться на Царство. С трепетом и страхом Божиим 31 мая (13 июня) 1584 года, в день своего 27-летия Царевич Феодор Иоаннович, принял Царский венец.

 

Венчание на Царство.

Случилось это через шесть недель по кончине Царя Иоанна IV Васильевича «Грозного». То было второе Коронование, если не считать Коронования Князя Димитрия Иоанновича при Иоанне III Васильевиче «Великом» (1440-1505), но оно отличалось большею торжественностью, чем то, какое видела Москва в 1547 году, как это явствует из подробного описания этого торжества в особом чине, напечатанном в "Собрании грамот и договоров. Т. II".

Царский выход из Дворца в Успенский собор отличался выдающимся многолюдством и блеском. Во время шествия шурин Царский Борис Феодорович Годунов (1552-1605) нес скипетр Государев. В соборе устроено было высокое чертожное место. Митрополит Московский и всея Руси Дионисий (ум. 1587) возложил на Царя ныне хранящийся в Благовещенском соборе животворящий Крест и венец Мономаха и надел Святые бармы.

После Венчания на Царство Государь слушал Литургию в Короне и со скипетром, - "хоругвями правления", как сказано в Коронационном Чине. В конце Божественной литургии Митрополит совершил над Государем Священное Миропомазание из особого сосуда или крабицы, которая принадлежала Августу II и была принесена Владимиру Мономаху из Византии вместе с Царскими регалиями, и причастил его Святых Христовых Тайн. Во время этого священнодействия Борис Феодорович Годунов держал скипетр, а Димитрий Годунов и боярин Юрьев держали венец Царский на золотом блюде.

В Коронационном Чине приведены произнесенные Царем и Митрополитом речи.

Из Успенского собора Феодор ходил в Архангельский, для поклонения гробницам предков, и Благовещенский собор, а потом через Красное крыльцо возвратился во Дворец, где бояре и другие служилые люди целовали Венчанному на Царство Русское и Миропомазанному Государю правую руку (десницу). К обеденному столу приглашен был весь Двор и Освященный Собор с Митрополитом во главе. Пиры во Дворце и народные гулянья по случаю Коронации продолжались целую неделю и закончились военным праздником за городом.

Во время коронационных пиров посыпались милости Царя: Государь в самом Дворце наделил богатыми подарками Митрополита, Святителей и других лиц, и сам в свою очередь принял дары от бояр, купцов и гостей, русских и иностранных; выпустил на свободу много заключенных, освободил военнопленных; уменьшены были налоги; несколько заслуженных сановников возведены в боярский чин, а боярину Ивану Петровичу Шуйскому (ум. 1588) Высочайше пожалованы были все доходы от г. Псков, который он оборонял в 1581-1582 гг. в Ливонскую войну 1558-1583 гг.

Но никто не был осыпан такими милостями, как Борис Феодорович Годунов: будущий Царь получил не только высокий чин конюшего, но и титул ближнего Великого боярина, наместника Царств Казанского и Астраханского; ему даны были громадные поместья, все луга на берегу Москвы-реки, сборы с целых областей, доходы с некоторых промыслов и проч. Все же доходы его достигли 100 тысяч, и он мог на свой счет снарядить из своих крестьян стотысячную рать. Правительственное значение его было так велико, что Королева Англии и Ирландии Елизавета I Тюдор (1533-1603) называла его в грамотах своих "любительным братом" и "лордом-протектором ".

Шурин Государя с 1587 года стал фактически единоличным правителем государства, а после кончины Монарха стал его Царственным преемником. Положение Бориса Феодоровича Годунова при Царском Дворе оказалось столь значимо, что заморские дипломаты искали аудиенции именно у Бориса Годунова, его воля была законом. Фёдор I Иоаннович Царствовал, Борис Феодорович управлял — это знали все и на Руси, и за границей.

Так, На Царский трон, где ещё недавно восседал грозный Царь, взошел 27-летний Государь, который, по слову самого Августейшего родителя своего Иоанна IV, был «постник и молчальник, более для кельи, нежели для власти державной рождённый».

 

Защита Москвы.

При Государе Феодоре I Иоанновиче в июле 1591 года отбита была у стен Данилова монастыря последняя в истории России атака ордынского войска на Москву.

Именно Государь вне стен Скородома построил имеющий важное значение Донской монастырь. Основание его и было связано с нападением в 1591 году на Москву крымского хана Казы-Гирея со 150-тысячным войском. Упреждая нападение, с Оки Государем были отозваны к Москве войска под начальством Князя Феодора Ивановича Мстиславского (ум. 1622). Сама столица была объявлена в осадном положении; защита разных частей ее, начиная с Кремля и Китай-города, поручена была воеводам.

Монастыри: Даниловский, Новоспасский, Симонов и Новодевичий снабжены были пушками и военными снарядами. Предместья Москвы наскоро были укреплены деревянными стенами с бойницами ("Скородома"). Между Калужской и Тульской дорогами, на пространстве между Даниловым монастырем и Воробьевыми горами, в двух верстах от города расположилось войско. Как средства защиты, были построены подвижной городок на колесах и походная церковь Святого преподобного Сергия Радонежского. Сюда принесена была икона Божией Матери, бывшая с Великим Князем Владимирским и Московским Димитрием Иоанновичем Донским (1350-1389) на Куликовом поле. С помощью Божией нападение татар было отбито, заступничеством Пресвятой Богородицы.

Историк и философ Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) в "Истории Росси с древнейших времен" описывает Государя так: "Обыкновенно встает он около четырех часов утра. Когда оденется и умоется, приходит к нему отец духовный с Крестом, к которому Царь прикладывается. Затем крестовый дьяк вносит в комнату икону Святого, празднуемого в тот день, перед которой Царь молится около четверти часа. Входит опять священник со Святую водой, кропить ею иконы и Царя. Возвратясь из церкви, Царь садится в большой комнате, куда являются на поклон бояре, находящиеся в особенной милости. Около девяти часов Царь едет к обедне, которая продолжается два часа". После обеда и сна едет к вечерне. "Каждую неделю Царь отправляется на богомолье в какой-нибудь из ближайших монастырей..."

 

Плоды Царствования.

В первые годы Царствования блаженного Государя Феодора I Иоанновича продолжилось масштабное освоение Сибири.

В 1584 году донские казаки дали присягу верности Царю Федору I Иоанновичу.

В 1585-1591 гг. русским зодчим Феодором Савельевичем Конем (ок. 1540-1606) возведены были стены и башни Белого города в Москве протяженностью 10 километров и толщиной до 4,5 метров.

В 1586 году заложены сторожевые крепости гг. Самара и Воронеж. В том же году основан острог Тюмень на месте татарского города Чимги-Тура (XIV в.), взятого Ермаком в 1581 году.

В том же 1586 году выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик Андрей Чохов (1545-1629) отлил знаменитую Царь-пушку.

В 1587 году отряд казаков под командованием Данилы Чулкова основал град Тобольск.

Однако главное событие жизни и Царствования Государя Феодора I Иоанновича свершилось в 1589 году – введение Патриаршества в России, о чем будет сказано ниже более подробно.

В том же 1589 году впервые упоминается в летописях город Царицын.

Мирное Царствование Феодора I Иоанновича прерывается войной со Швецией, которая длилась более пяти лет (1590-1595), завершилась укреплением России на Балтике и подписанием 18 (31) мая 1595 года Тявзинского мира, по которому России возвращены были города: Яма, Ивангород, Копорье и Корела.

Однако Царствование Государя омрачено было коварным убийством младшего Августейшего брата Святого Царевича Димитрия Иоанновича (1582-1591).

В 1593 году основан был г. Обдорск (Салехард) и г. Белгород.

В 1594 году основан г. Сургут на р. Обь и основание Князем Андреем Васильевичем Елецким г. Тары на р. Иртышь.

Последним событием в его Царствовании стал 1597 год, в который издается Высочайший Указ об «урочных летах» - пятилетний срок сыска беглых крестьян.

 

Обновление столицы.

Москва стала обстраиваться при Государе Феодоре I Иоанновиче весьма быстро. Сгоревший при Августейшем родителе его Иоанне IV Васильевичем Дворец в Царствование Феодора I Иоанновича, судя по отзывам иностранцев, вновь приведен был в цветущее состояние. Все приемные палаты в это время великолепно были украшены стенописью, подобною той, какая была здесь в Царствование Алексея I Михайловича (1629-1676) и была восстановлена при Императоре Александре III Александровиче «Миротворце» (1845-1894). В это, вероятно, время построена была и приемная Золотая палата для Августейшей супруги Феодора I Иоанновича, Царицы Ирины Феодоровны Годуновой (ум. 1603).

При Покровском соборе Царь построил особый придел в честь Святого Василия Блаженного, мощи которого были обретены в 1588 году; для него была устроена новая гробница, и над нею повешены его тяжелые железные вериги.

В Москве в это Царствование были выстроены каменные стены вокруг Белого или Царева города, начиная от Тверских ворот, а выходившие за Белый город посады – деревянные. Они составили так называемый "Скородом". Работой в Белом городе заведовал русский зодчий Феодор Савельевич Конь (1540-1606). Здесь в это время были следующие улицы: Арбат, Смоленская, Покровка, Дмитровка, Тверская, Никитская, Чертольская (Пречистенка), Рождественка.

Работы начались в 1587 году и закончены в два года с небольшим. Стена и вал начаты от нынешнего Яузского моста, неправильною дугою, через Покровку, Мясницкую, Сретенку, Петровку, Тверскую, Никитскую, Арбат и Пречистенку, где у нынешнего храма Спасителя упирались в Москву-реку.

Стена Белого города имела 28 башен и 9 ворот, сходных с воротами Китай-города. У ворот стояли воротники и запирали их на ночь. Обветшавшие стены Белого города были разобраны при Императрице Елизавете I Петровне (1709-1762), а при Xkiydubdx,y Екатерине II Алексеевне (1729-1796) заменены бульварами. Последний остаток Белого города – башня у Арбатских ворот была разобрана в 1792 году.

 

Ведение Патриаршества.

Именно такому набожному, кроткому и благочестивому Государю доверил Господь Святое дело установления Патриаршества в России!

Как указывали тогда русские Архиереи, была вера и надежда найти в Русском Патриархе защиту Православию, угнетенному на Востоке игом мусульманства, а с запада теснимому папизмом. Господь же промыслительно готовил Россию к особому служении. Создатель готовил в Патриархе защиту России на близкое время скорбей, о которых мы узнали позднее. Случится это великое благо – Патриаршество должно было смиренно и кротко, как бы незаметно, по внезапному стечению обстоятельств, что и свершилось.

Государь Феодор I Иоаннович предложил Боярской Думе и высшему духовенству принять мнение о Патриаршем правлении в Руси.

Царь молвил: "По воле Божией, в наказание наше, восточные Патриархи и прочие Святители только им носят, власти же едва ли не всякой лишены; наша же страна благодатию Божией, во многорасширение приходит, и потому Я хочу, если Богу угодно и писания Божественные не запрещают, устроить в Москве Высочайший престол Патриаршеский, если вам угодно, объявите; по Моему, тут нет повреждений благочестию, но еще больше успеяние в вере Христовой".

По прошествии времени, (10) 23 января 1589 года, в Успенском храме Московского Кремля, в приделе Похвалы Богоматери, многочисленный Собор Архиереев избрал Митрополита Иова Патриархом Московским и всея Руси.

10 (23) января произошло поставление на Первосвятительский престол Патриарха Московского и всея Руси Иова. При этом Царь Феодор I Иоаннович позаботился, чтобы при полном равенстве с первой минуты Патриарх Московский пользовался полной независимостью от Константинополя. Так и было исполнено Богом!

Историки о Царе Феодоре I Иоанновиче писали: "Он прост, слабоумен, но очень ласков, тих, милостив и чрезвычайно набожен". Но в минуты грозящей Руси опасности, как это случилось в 1591 году, при появлении под Москвой крымского хана, для спасения родного Отечества от языческих орд, Царь Феодор I Иоаннович много жертвовал монастырям и храмам по всей Руси. Так, в 1593 году над двухпролетными Святыми монастырскими воротами Богородице-Успенского Тихвинского мужского монастыря по приказу Государя выстроен был каменный надвратный храм Вознесения Господня с приделом Святого великомученика Феодора Стратилата – небесного покровителя Царя Феодора I Иоанновича. Случилось это в девятый год его кроткого и благополучного Царствования.

 

Августейшая супруга.

По воле Августейшего родителя Царь Феодор I Иоаннович в 1580 году браковенчался с Ириной Фёдоровной Годуновой (1557-1603) — младшей Венценосной сестрой боярина Бориса Феодоровича Годунова, что стало новой ступенью для возвышения Годунова, влияние которого на Царя Фёдора I Иоанновича в значительной мере основывалось на любви последнего к Царице Ирине. Она не препятствовала планам брата, но и не была его деятельной помощницей.

Тем не менее, противники Годунова, Шуйские, решили устранить Царицу Ирину Феодоровну и, таким образом, подорвать влияние Бориса Годунова на Государя: они решили просить Царя Фёдора I Иоанновича развестись с Государыней по причине её бесплодия, и успели было уговорить и Митрополита Дионисия принять участие в этом плане. Однако Борис Феодорович Годунов узнал о том заранее и расстроил его планы недругов своих. Шуйские поплатились ссылкой.

После блаженной кончины Фёдора I Иоанновича бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть Царице Ирине Феодоровне, но она на девятый день после кончины Августейшего супруга удалилась в Московский Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя Александры. Тем не менее, вплоть до избрания Бориса Феодоровича Царём боярская дума издавала указы от имени «Царицы Александры». Царица скончалась 29 октября (11 ноября) 1603 года.

В Державном союзе на свет Божий 29 мая (11 июня) 1592 года появилась единственная Венценосная дочь Феодосия Феодоровна (1592-1594), которая, к несчастью, скончалась на третьем году от рождения 25 января (7 февраля) 1594 года. На сём пресеклась Московская линия династии Рюриковичей – Державное потомство Князя Московского (1325-1340), Великого Князя Владимирского (1331-1340) Иоанна I Дани́ловичu Калитаo (1288-1340), Князя Новгородского (1328-1337).

Основатель новой династии Романовых (1613-1917) Царь Михаил I Феодорович (1596-1645), приходился двоюродным племянником Царю Фёдору I Иоанновичу, поскольку его Венценосная матушка Анастасия Романовна, в иночестве Феодора, была родной сестрой деда Михаила, Никиты Романовича Захарьина. Именно на этом родстве основывались права Романовых на престол.

 

Кончина и прославление.

Царь Феодор I Иоаннович скончался 7 (20) января 1598 года, в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – небесного заступника его Августейшего родителя – первого Царя на Русском престоле Иоанна IV Васильевича «Грозного».

Феодор I Иоаннович был, как пишет, увы, пристрастный историк Василий Осипович Ключевский (1841-1911): "...блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы..."

Современник и близкий ко Двору Государя Князь Иван Михайлович Катырев-Ростовский (ум. 1640) сказал о Государе так: "Благоюродив быст от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении". В Царе Феодоре мнишество было с Царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому. Августейшего сына Иоанна IV Васильевича «Грозного» называли "освятованным Царем", (по Ключевскому) свыше предназначенным к Святости, к венцу небесному.

В книге "О Российских Святых" Граф Михаил Владимирович Толстой (1812-1896), русский духовный писатель, автор многочисленных книг по истории Русской государственности пишет, что Царь Феодор I Иоаннович поставлен в лике Московских чудотворцев. Повествуют, что в предсмертном томлении Государь беседовал с кем-то незримым для других, именуя его великим Святителем, и что в час кончины его ощущалось благоухание в палатах Кремлевских. (Граф М. В. Толстой "Рассказы из истории Русской Церкви").

Царь Феодор Иоаннович 13 лет 9 месяцев и 13 дней удерживал скипетр и державу Российскую. Государь скончался в возрасте 40 лет и семи месяцев, и погребен был в Архангельском соборе Московского Кремля, рядом с Августейшим родителем и Державными братьями.

 

По тексту книги Е. В. Пчелова и В. Т. Чумакова "Правители России, от Юрия Долгорукова до наших дней", Москва. 1999. подготовил Александр Рожинцев.

13 июня 2016 год.

Святой град Тихвин.

 

https://studopedia.net/2_19205_konchina-avgusteyshego-roditelya-i-myatezh.html

https://edufiles.net/2213297

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: