по ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ




ОТЧЕТ

ПО ПРАКТИКЕ «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»

Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль «Музыкально-компьютерные технологии»

 

Исполнитель: Паньшина А.Н.,

студент(ка) группы Нт-301 МКТ

заочной формы обучения ФХО

 

Руководитель: Садриева А. Н.,

доцент кафедры ХО, канд. культ-и

 

Нижний Тагил

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Министерство просвещения Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

 

ЗАДАНИЕ

Для прохождения практики «Научно-исследовательская работа»

 

Студенту(тке) 3 курса

Паньшиной Ангелине Николаевне

(Фамилия, имя, отчество студента)

Направление 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыкально-компьютерные технологии»

 

Перечень заданий, обязательных к выполнению

№ п/п Содержание задания Объем в часах
1. Выбор темы будущего научно-педагогического исследования в области искусства и художественного образования.  
2. Поиск научной литературы по проблеме исследования. Составление списка литературы по теме исследования.  
3. Изучение литературы по теме исследования. Анализ научной статьи по предложенной схеме.  
4. Составление тезисов доклада на научно-практическую конференцию по теме исследования.  
5. Оформление отчета по практике, заполнение дневника практики.  

 

Задание получил: ____________________ / Паньшина А.Н. __________________

(подпись студента) (фамилия И. О. студента) (дата)

 

Руководитель ______________________ / ____________________ _________________

(подпись) (Фамилия И. О.) (дата)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Аттестационный лист

по ИТОГАМ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

«Научно-исследовательская работа»  
Студента Паньшиной Ангелины Николаевны, Фамилия И.О. студента обучающегося на __ курсе факультета художественного образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыкально-компьютерные технологии», прошедшего производственную практику «Научно-исследовательская работа».

За время прохождения практики у обучающегося были сформированы компетенции (элементы компетенций).

 

Код и формулировка компетенций Показатели оценки результата Оценка в баллах
  УК1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач Знает основные источники и методы поиска информации, необходимой для решения поставленных задач Умеет осуществлять поиск информации для решения поставленных задач, применять методы критического анализа и синтеза информации Грамотно, логично, аргументированно формирует собственные суждения и оценки; отличает факты от мнений, интерпретаций и оценок; применяет методы системного подхода для решения поставленных задач  
  ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний Знает историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательного процесса, роль и место образования в жизни человека и общества Умеет использовать современные научные знания психолого-педагогического и предметного (профильного) содержания для организации учебной и внеучебной деятельности в системе основного и дополнительного образования детей Подготовлен к применению специальных научных знаний для осуществления педагогической деятельности (проектной, учебно-исследовательской, игровой, художественно-эстетической, физкультурной, досуговой и др.) с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона  

0 баллов – признак не проявлен,

1 балл – признак проявлен частично,

2 балла – признак проявлен в полном объеме.

Руководитель практики от организации ______________ ____________ _________

Ф.И.О. должность подпись

Руководитель практики от НТГСПИ _______________ ____________ __________

Ф.И.О. должность подпись

 

С результатами прохождения практики ознакомлен Паньшина А.Н. ________

Ф. И. О. обучающегося подпись

«_____» _______________202.. г.

 

 

Тема исследования - Формирование навыков народного пения у детей в условиях дома культуры.

Список литературы:

 

1) Науменко, Гергий Маркович.
Фольклорная азбука [Текст]: учеб. пос. для нач. шк. / Г. М. Науменко. - Москва: Изд. центр Академия, 1996. - 133, [1] с.: нот. ил.; 20 см. 0,- Библиогр.: с. 130.

2) Науменко, Георгий Маркович.
Фольклорный праздник в детск ом саду и в школе [Текст]: песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции: [сборник] / Г. М. Науменко. - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 222 с.: нот. ил. - Загл. обл.: Фольклорный праздник. - Библиогр.: с. 220-221. - Словарь: с. 217-219.

3) Аникин, Владимир Прокопьевич.
Русское устное народное творчество [Текст]: учеб. для вузов по спец. "Рус. яз. и лит." / В. П. Аникин. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Высшая школа, 2004. - 734, [1] с. - Библиогр.: с. 720-726.

4) Прянишников, Ипполит Петрович.
Советы обучающимся пению [Текст] / И. П. Прянишников; [предисл., коммент. и ред. И. К. Назаренко]. - [Перепеч. с изд. 1912 г. с испр.]. - Москва: Музгиз, [195–]. - 111, [1] с.

5) Камаев, Арсен Фаритович.
Народное музыкальное творчество [Текст]: [учеб. пособие для вузов по спец. 030700 – «Музык. образование»] / А. Ф. Камаев, Т. Ю. Камаев а. - Москва: Академия, 2005. - 303, [1] с

6) Методика работы с народно-певческим коллективом. учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки 53.03.04 (073700.62) «искусство народного пения», профиль «хоровое народное пение»
Стенюшкина Т.С. Методика работы с народно-певческим коллективом: учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки 53.03.04 (073700.62) «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» / Стенюшкина Т.С.. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2014. — 112 c. — ISBN 978-5-8154-0290-4. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/55794.html (дата обращения: 29.09.2021).

7) Методика работы с детским коллективом. организация детского фольклорного ансамбля: приемы и методы работы. учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки 53.03.04 «искусство народного пения», профиль «хоровое народное пение»
Бородина Е.М. Методика работы с детским коллективом. Организация детского фольклорного ансамбля: приемы и методы работы: учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» / Бородина Е.М.. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2020. — 151 c. — ISBN 978-5-8154-0515-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108564.html (дата обращения: 29.09.2021).

8) Постановка голоса. практикум для обучающихся по направлению подготовки 53.03.04 «искусство народного пения», профиль подготовки «хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника «хормейстер, руководитель творческого коллектива, преподаватель»
Демина Т.З. Постановка голоса: практикум для обучающихся по направлению подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения», профиль подготовки «Хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника «Хормейстер, руководитель творческого коллектива, преподаватель» / Демина Т.З., Стенюшкина Т.С.. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2020. — 80 c. — ISBN 978-5-8154-0534-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/108570.html (дата обращения: 29.09.2021).

9) Русское народно-певческое исполнительство. хороведение и методика работы с хором. учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств
Стенюшкина Т.С. Русское народно-певческое исполнительство. Хороведение и методика работы с хором: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусств / Стенюшкина Т.С.. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2011. — 105 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/22084.html (дата обращения: 29.09.2021).

10) Народный хор. уроки вокала. учебное пособие
Перерва О.Ю. Народный хор. Уроки вокала: учебное пособие / Перерва О.Ю.. — Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2018. — 63 c. — ISBN 979-0-706440-03-3. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/87214.html (дата обращения: 29.09.2021).

11) Ансамблевое пение: исполнительская практика ансамбля народной музыки «Любава»
Котлярова Т.А. Ансамблевое пение: исполнительская практика ансамбля народной музыки «Любава» / Т.А. Котлярова, М.Г. Котляров. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2018. - 71 с. - ISBN 979-0-9003290-0-4. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/363650/reading (дата обращения: 29.09.2021).

12) Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь.
Морозов В.П. (авт.-сост.). Резонансная техника пения и речи. Методики мастеров. Сольное, хоровое пение, сценическая речь / В.П. Морозов. - Москва: Когито-Центр, 2013. - 440 с. - ISBN 978-5-89353-404-7. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/343295/reading (дата обращения: 30.09.2021).

13) Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009. - 92 с. - ISBN 978-5-9925-0305-0. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/358916/reading (дата обращения: 30.09.2021).

14) Русский детский фольклор. Учебное пособие.
Капица Ф.С. Русский детский фольклор. Учебное пособие / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. - Москва: Флинта, 2011. - 320 с. - ISBN 978-5-89349-417-4. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/25440/reading (дата обращения: 30.09.2021).

15) Формирование готовности студентов педагогических вузов к музыкально-фольклорной работе с детьми дошкольного возраста: Монография.
Никольская Е. В. Формирование готовности студентов педагогических вузов к музыкально-фольклорной работе с детьми дошкольного возраста: Монография / Е.В. Никольская. - Москва: Прометей, 2012. - 156 с. - ISBN 978-5-7042-2361-0. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/338856/reading (дата обращения: 30.09.2021).

16) Основы методики обучения народному пению.
Крошилина, Т. Д. Основы методики обучения народному пению: практическое пособие для вузов / Т. Д. Крошилина. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 123 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14961-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/485729 (дата обращения: 30.09.2021).

17) Кондратенко Н.Р. Дыхательная гимнастика как средство формирования навыка певческого дыхания // Педагогика искусства. – 2011. - №4. – С. 1-7.

18) Дьяченко Л.Ю. Проблема формирования этнокультуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения календарно-обрядового фольклора // Педагогика искусства. – 2011. – №2. – С.1-9.

19) Ширяева Н.С. Этнопедагогические технологии изучения прибауток на уроках русского народного творчества // Педагогика искусства. – 2012. -. №1. – С. 1-10.

20) Муртазина Л.Э. Этапы работы над художественной составляющей музыкального произведения // Педагогика искусства. – 2014. - №4. – С. 1-6.

21) Кивенко Ж.Д. Роль мотивации в аутентичном песенном творчестве и обучении народному пению // Педагогика искусства. – 2019. - №3. – С. 170-177.

 

Методологический анализ научной статьи:

Этнопедагогические технологии изучения прибауток на уроках русского народного творчества.

В данной статье указано следующее:

Проблемой исследования автор считает формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков. Автор отмечает, что русская традиционная культура обладает огромным духовно-нравственным потенциалом. Используя педагогический потенциал русской традиционной культуры, наследование лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в различных видах народного и классического искусства, в детях можно воспитывать внутреннюю культуру и всесторонне развивать их.

Теоретическая значимость статьи заключается в пропаганде традиционной культуры в воспитании детей младшего возраста для усвоение правильных ценностей, развития и формирования полноценной личности, внутреннего патриотизма и ощущения гармонии с внешним миром, с окружающими людьми. Помимо этого, детский фольклор дает интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. В потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность, что формирует в ребенке музыкальные качества.

В тесте нет графиков, таблиц и количественных данных.

Гипотеза в данном научном исследовании сформулирована следующим образом: «практическое освоение календарно-обрядового фольклора на начальном этапе обучения музыкально-фольклорному творчеству является действенным стимулом для формирования музыкально-фольклорной творческой активности старших дошкольников и развитие у них положительного эмоционально-ценностного отношения к традиционной культуре.»

В статье упомянуты концепции и взгляды таких исследователей и авторов как: К.Д. Ушинский, Н. Бердяев, Г. Гачев, Л. Гумилев, М. Забылин, И. Ильин, Н. Кохановская, Д. Лихачев, Н. Лопатин, В. Проскурин, Б. Рыбаков, В. Соловьев, А. Афанасьева, М. Бахтина, П. Богатырева, В. Гусева, М. Громыко, В. Проппа, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. Г. Белинского, З. А. Богатеевой, М. И. Богомоловой, A. M. Виноградовой, Е. Н. Водовозовой, Р. И. Жуковской, Т. С. Комаровой, Н. К. Крупской, Е. И. Радиной, А. П. Усовой, К. Д. Ушинского, Т. Я. Шпикаловой и др.

Можно сделать вывод, что приобщая ребенка к русскому народному фольклору в частности посредством музицирования, мы обогащаем его духовный мир, ведь на основе формирования исполнительских навыков формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему.

 

 

Методологический анализ научной статьи:

Дыхательная гимнастика как средство формирования навыка певческого дыхания.

В данной статье указано следующее:

Проблемой исследования автор считает формирование правильного дыхания у детей во время пения и охрана голоса.

Автор отмечает, что необходим поиск методик, технологий и упражнений, способствующих формированию навыка певческого дыхания, и предлагает комплекс дыхательной гимнастики.

Из содержания статьи можно заключить теоретическую значимость – описана проблема техники дыхания, приведены данные о работе ученых на эту тему; практическую значимость – статья содержит упражнения дыхательной гимнастики, направленный на развитие певческого дыхания у начинающих вокалистов.

Количественные данные представлены в тексте таблицей, подтверждающией проводимое исследование по данной теме на базе детской музыкальной школы № 2 им. М.И. Глинки г. Екатеринбурга. Описывается процесс работы, деление по группам и результаты эксперимента.

В статье упомянуты концепции и взгляды таких исследователей и авторов как: А.М. Додонов, И.П. Прянишников, О.Л. Лобанова, П. Органов, А. Ардер, М. Китс, А. Мик, С.М. Сонки, Н.Б. Гонтаренко и Д.И. Огороднов, Н.Б. Гонтаренко.

Делаем вывод, что комплекс дыхательной гимнастики эффективен для учащихся возрастной категории с 10 до 14 лет со следующими недостатками в голосе: высокое дыхание (грудное, ключичное), мелодекламация, горловой призвук. Комплекс дыхательной гимнастики может быть положен в методику формирования навыка певческого дыхания у начинающих вокалистов любого возраста, обучающихся в учреждениях дополнительного образования: музыкальных школах, школах искусств, вокальных студиях, кружках при общеобразовательных школах и гимназиях.

Тезисы доклада на научно-практическую конференцию.

Обучение народно-певческому искусству на современном этапе развития культуры должно играть совершенно новую и чрезвычайно ответственную роль. Народно-певческая педагогика призвана устанавливать мост между сознанием народа, народной мудростью и современным обществом, сначала в лице обучающихся подлинному народному пению, а затем и всё расширяющейся слушательской аудитории. [21] Использование в современной образовательной системе основ русской традиционной культуры, выявление ее богатейших и уникальных учебно-воспитательных возможностей позволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков. [18]

В народном вокальном пении важны следующие моменты: правильно поставленное дыхание, формирование голоса, приближенного к аутентичному, мотивация ребенка к занятию, понимание русского народного фольклора, образная составляющая произведения и поэтапная работа над ним. Рассмотрим некоторые из них.

В исследованиях А. Афанасьева, М. Бахтина, П. Богатырева, В. Гусева, М. Громыко, В. Проппа и др. раскрыты особенности народного художественного сознания, проявляющегося в фольклорной культуре и эстетически специализированных традиционных формах художественно-творческой деятельности. [18]

Высказывание выдающегося педагога XIX столетия Ф. Ламперти «Школа пения есть школа дыхания» подтверждает тот факт, что проблема дыхания во все века являлась одной из важнейших в формировании голоса. На начальном этапе постановки этого навыка певцам, Ф. Ламперт использовал элементы дыхательной гимнастики, являющейся вспомогательным средством формирования выдоха в пении. [17]

На занятиях по фольклорному пению обязательно небольшую часть времени занимает распевание в народном стиле. Для этого используются прибаутки. Изучая мелодику прибауточных текстов, усваиваются традиционные формулы напевов. Тексты ребенок может сочинять сам, это дает возможность удовлетворения потребности в умении «воображать» и «соображать» посредством исполнения и сочинения прибауток, обеспечивает применение мотивационного подхода в процессе обучения. [19]

Для начала учащиеся должны прослушать прибаутку в исполнении педагога. Яркое живое исполнение обеспечивает сохранение «живой традиции». Далее определить характер и настроение попевки. Разучить сначала слова прибаутки, обращая внимание на рифмы, а после мелодию. Следом – работа над ритмической составляющей. Автор статьи предлагает исполнять прибауточные тексты, простукивая их ритмику ладошками; выстукивать ритмические формулы прибауточных текстов на бубне или на ложках, усваивая при этом приемы игры на этом народном, развивать чувство ритма, используя пластику тех животных, о которых

говорится в прибаутке. [19] Завершает работу над прибаутками ее пение сольно и в ансамбле.

Следующий этап – дыхательные упражнения с использованием комплекса дыхательной гимнастики. На него выделяется 10 минут. Внимание ученика в каждом упражнении должно преимущественно концентрироваться на выдохе, так как выдох в выработке навыка певческого дыхания является основной функцией, которую необходимо научиться контролировать. Комплекс желательно использовать в описанной последовательности, так как каждое упражнение является продолжением и закреплением предыдущего. [17]

После изучения песни формируем образ произведения. Эмоциональное переживание и мотивация, придающая необходимый вектор саморазвития, являются одной из главных сил, обеспечивающих успешное воплощение задач третьего этапа работы над музыкальным произведением. Важным моментом данного этапа является проблема эмоциональной установки. Это умение добиться эмоционального резонанса с художественным произведением, что является весьма непростой задачей. Учащийся интерпретирует (воссоздает) звуковой образ, то есть самостоятельно творчески его переосмысливает. В результате исполнительство мобилизует практически все формы музыкально-мыслительных действий. Интеллектуальные операции музыканта-исполнителя имеют выраженную эмоциональную окраску, которая неизбежно активизирует эмоциональное мышление, формируя эмоционально-волевую сферу, культуру переживания. [20]

Таким образом, используя все приведенные выше аспекты развития фольклорного исполнения, мы формируем у детей навыки народного пения, а также мотивацию к деятельности и гармоничное взаимодействие ребенка с обществом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: