Экономика ЛЕКЦИЯ №2. Рынок медицинских услуг
План:
Услуга в здравоохранении, понятие товара и услуги.
Виды услуг. Характеристика медицинской услуги (неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества, неотделяемость от источника).
Цена как важнейший регулятор рыночных отношений, виды цен.
Услуга в здравоохранении, понятие товара и услуги
Товар – это продукт труда, произведенный для продажи.
Товар является центральной категорией рыночного хозяйства. Основными товарами на рынке здравоохранения является медицинская услуга. Она представляет собой результат труда, удовлетворяющий потребности человека в здоровье. Результаты могут быть материализованными, приобретать определенную материальную форму (рентгеновские снимки, электрокардиограммы и др.) и чистыми, воплощаться непосредственно в самом человеке, не имея какого – либо другого объективного материального носителя. Услуги здравоохранения относятся по большей части к чистым услугам. Они носят индивидуальный характер, как результат активного взаимодействия между врачом и пациентом, и их нельзя оказать заранее, впрок.
Медицинская услуга является товаром в той мере, в которой она производится для продажи. Как и всякий товар, она обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Стоимост ь – это овеществленный в товаре общественный труд медицинских работников. Величина стоимости отдельного товара определяется количеством труда, затраченного на его производство, и измеряется рабочим временем.
Потребительная стоимостьсоздается конкретным трудом и представляет собой способность медицинской услуги удовлетворять потребности человека в здоровье. Потребительная стоимость обладает эффектом общественной пользы, хотя в глазах отдельных людей может иметь различную ценность. Например, способность медицины излечивать ту или иную болезнь приносит обществу безусловную пользу, удовлетворяет требованиям его гуманистической атмосферы. В тоже время ценность этой услуги для здорового человека и получающего его больного будет существенно различаться.
Чаще всего медицинские услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг. Происходит объединение разнообразных услуг в рамках бизнеса. Фирмы, занимающиеся оказанием медицинских услуг, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и здоровья, туристические услуги для лечения и оздоровления пациентов в санаториях, оздоровительных курортах страны и за рубежом и т.д. Больница может открыть у себя аптечный киоск, для продажи медикаментов и медицинской техники; заключить договор со страховой компанией на оказание платных медицинских услуг, не входящих в обязательный перечень бесплатного обслуживания населения; предложить (за определенную плату) перевозку домой выздоравливающих своим транспортом и пр.
На современном этапе развития и становления системы оказания медицинской услуги имеет следующую структуру: продавец медицинских услуг (врач) → купец или посредник (в т.ч. страховая компания или государство) → потребитель (больной). Необходимо отметить, что культовые организации, общественные фонды, государство, выполняя функции посредника, реализуют концепцию равных возможностей и социальной справедливости при оказании медицинской помощи населению.
Медицинская услуга - профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья индивидуума, приносящая пользу.
Свойства медицинских услуг:
Медицинские услуги занимают большую часть всех услуг. Практически не найдется ни одного человека, которому, хотя бы один раз в жизни, не оказывались медицинские услуги в той или иной форме (операции, прививки, обследование и др.).
Услуга – любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой. Медицинская услуга – это вид медицинской помощи, оказываемой медицинскими работниками и учреждениями здравоохранения. Это специфический товар и ей присущи четыре характеристики:
1. неосязаемость;
2. неотделимость от источника;
3. непостоянство качества;
4. несохраняемость.
Неосязаемост ь – медицинскую услугу невозможно увидеть, услышать, потрогать, понюхать до момента ее приобретения.
Н еотделимость от источника услуги – оказание медицинской услуги требует личных контактов производителя и потребителя.
Непостоянств о качества медицинской услуги – качество медицинской услуги может колебаться в широких пределах.
Несохраняемость услуги – в отличие от товара, который сначала производится, затем может храниться на складе и уже, потом продается, медицинская услуга отличается тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.
Здравоохранение производит услуги, то есть относится к сфере услуг. Специфика медицинской услуги заключается в том, что она обеспечивает жизненно важные для человека функции, и при этом сохраняет свою экономическую сущность, является протекающим процессом труда. При этом, медицинская услуга – это мероприятие, направленное на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение имеющие самостоятельное законченное значение.
Классификация медицинских услуг:
1. по характеру: профилактические, экспертные, статистические, диагностические, лечебные, реабилитационные;
2. по сегменту структуры здравоохранения: санитарно – гигиенические, амбулаторные, стационарные;
3. по уровням медицинской помощи: доврачебная, врачебная, специализированная;
4. по интенсивности во времени: скорые, неотложные, плановые;
5. по квалификации медицинских услуг: низкая, средняя, высокая;
6. по технологии: рутинные, высокотехнологичные;
7. по инвазивности: инвазивные и неинвазивные;
8. по времени достижения конечных результатов: соответствующие сроком и несоответствующие;
9. по конечным результатам: адекватные, частично адекватные, неадекватные;
10.по соблюдению стандартов: соответствуют стандартам и не соответствуют (обоснованно, необоснованно, ошибочно).
Эта классификация является ориентиром для менеджеров, организаторов здравоохранения и экспертов страховых компаний в их работе.
Различают детальную, простую и комплексную медицинскую услугу.
Детальная медицинская услуга – элементарная и неделимая услуга (инъекции, заведение истории болезни и т.д), которая не выступает объектом ценообразования.
Простая медицинская услуга – элементарная и неделимая: «пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики и лечения». Например: операция, которую можно разложить на самостоятельные (делимые) моменты, которые самостоятельного значения при этом не имеют и действительны лишь в совокупности. И поэтому, не смотря на сложность процесса, операцию относят к категории простой медицинской услуги.
Сложная медицинская услуга – совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания помощи. Для стационаров – пролеченный больной, для амбулоторно – поликлинических – законченный случай лечения.
Комплексная медицинская услуга – совокупность различных видов медицинских услуг, нацеленных на получение какого либо результата, который не может быть получен путем предоставления простой и сложной услуги (профосмотры).