Услуга в здравоохранении, понятие товара и услуги




Экономика ЛЕКЦИЯ №2. Рынок медицинских услуг

План:

Услуга в здравоохранении, понятие товара и услуги.

Виды услуг. Характеристика медицинской услуги (неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества, неотделяемость от источника).

Цена как важнейший регулятор рыночных отношений, виды цен.

Услуга в здравоохранении, понятие товара и услуги

Товар – это продукт труда, произведенный для продажи.

Товар является центральной категорией рыночного хозяйства. Основными товарами на рынке здравоохранения является медицинская услуга. Она представляет собой результат труда, удовлетворяющий потребности человека в здоровье. Результаты могут быть материализованными, приобретать определенную материальную форму (рентгеновские снимки, электрокардиограммы и др.) и чистыми, воплощаться непосредственно в самом человеке, не имея какого – либо другого объективного материального носителя. Услуги здравоохранения относятся по большей части к чистым услугам. Они носят индивидуальный характер, как результат активного взаимодействия между врачом и пациентом, и их нельзя оказать заранее, впрок.

Медицинская услуга является товаром в той мере, в которой она производится для продажи. Как и всякий товар, она обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью. Стоимост ь – это овеществленный в товаре общественный труд медицинских работников. Величина стоимости отдельного товара определяется количеством труда, затраченного на его производство, и измеряется рабочим временем.

Потребительная стоимостьсоздается конкретным трудом и представляет собой способность медицинской услуги удовлетворять потребности человека в здоровье. Потребительная стоимость обладает эффектом общественной пользы, хотя в глазах отдельных людей может иметь различную ценность. Например, способность медицины излечивать ту или иную болезнь приносит обществу безусловную пользу, удовлетворяет требованиям его гуманистической атмосферы. В тоже время ценность этой услуги для здорового человека и получающего его больного будет существенно различаться.

Чаще всего медицинские услуги сливаются в единый комплекс финансовых услуг. Происходит объединение разнообразных услуг в рамках бизнеса. Фирмы, занимающиеся оказанием медицинских услуг, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и здоровья, туристические услуги для лечения и оздоровления пациентов в санаториях, оздоровительных курортах страны и за рубежом и т.д. Больница может открыть у себя аптечный киоск, для продажи медикаментов и медицинской техники; заключить договор со страховой компанией на оказание платных медицинских услуг, не входящих в обязательный перечень бесплатного обслуживания населения; предложить (за определенную плату) перевозку домой выздоравливающих своим транспортом и пр.

На современном этапе развития и становления системы оказания медицинской услуги имеет следующую структуру: продавец медицинских услуг (врач) → купец или посредник (в т.ч. страховая компания или государство) → потребитель (больной). Необходимо отметить, что культовые организации, общественные фонды, государство, выполняя функции посредника, реализуют концепцию равных возможностей и социальной справедливости при оказании медицинской помощи населению.

Медицинская услуга - профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья индивидуума, приносящая пользу.

Свойства медицинских услуг:

Медицинские услуги занимают большую часть всех услуг. Практически не найдется ни одного человека, которому, хотя бы один раз в жизни, не оказывались медицинские услуги в той или иной форме (операции, прививки, обследование и др.).

Услуга – любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой. Медицинская услуга – это вид медицинской помощи, оказываемой медицинскими работниками и учреждениями здравоохранения. Это специфический товар и ей присущи четыре характеристики:

1. неосязаемость;

2. неотделимость от источника;

3. непостоянство качества;

4. несохраняемость.

Неосязаемост ь – медицинскую услугу невозможно увидеть, услышать, потрогать, понюхать до момента ее приобретения.

Н еотделимость от источника услуги – оказание медицинской услуги требует личных контактов производителя и потребителя.

Непостоянств о качества медицинской услуги – качество медицинской услуги может колебаться в широких пределах.

Несохраняемость услуги – в отличие от товара, который сначала производится, затем может храниться на складе и уже, потом продается, медицинская услуга отличается тем, что процесс производства совпадает с процессом реализации.

Здравоохранение производит услуги, то есть относится к сфере услуг. Специфика медицинской услуги заключается в том, что она обеспечивает жизненно важные для человека функции, и при этом сохраняет свою экономическую сущность, является протекающим процессом труда. При этом, медицинская услуга – это мероприятие, направленное на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение имеющие самостоятельное законченное значение.

Классификация медицинских услуг:

1. по характеру: профилактические, экспертные, статистические, диагностические, лечебные, реабилитационные;

2. по сегменту структуры здравоохранения: санитарно – гигиенические, амбулаторные, стационарные;

3. по уровням медицинской помощи: доврачебная, врачебная, специализированная;

4. по интенсивности во времени: скорые, неотложные, плановые;

5. по квалификации медицинских услуг: низкая, средняя, высокая;

6. по технологии: рутинные, высокотехнологичные;

7. по инвазивности: инвазивные и неинвазивные;

8. по времени достижения конечных результатов: соответствующие сроком и несоответствующие;

9. по конечным результатам: адекватные, частично адекватные, неадекватные;

10.по соблюдению стандартов: соответствуют стандартам и не соответствуют (обоснованно, необоснованно, ошибочно).

Эта классификация является ориентиром для менеджеров, организаторов здравоохранения и экспертов страховых компаний в их работе.

Различают детальную, простую и комплексную медицинскую услугу.

Детальная медицинская услуга – элементарная и неделимая услуга (инъекции, заведение истории болезни и т.д), которая не выступает объектом ценообразования.

Простая медицинская услуга – элементарная и неделимая: «пациент» + «специалист» = «один элемент профилактики, диагностики и лечения». Например: операция, которую можно разложить на самостоятельные (делимые) моменты, которые самостоятельного значения при этом не имеют и действительны лишь в совокупности. И поэтому, не смотря на сложность процесса, операцию относят к категории простой медицинской услуги.

Сложная медицинская услуга – совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания помощи. Для стационаров – пролеченный больной, для амбулоторно – поликлинических – законченный случай лечения.

Комплексная медицинская услуга – совокупность различных видов медицинских услуг, нацеленных на получение какого либо результата, который не может быть получен путем предоставления простой и сложной услуги (профосмотры).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: