ЗАХВАЧЕННОСТЬ АУТИСТИЧЕСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ




ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С РДА

I ГРУППА

ПОЛНАЯ ОТРЕШЕННОСТЬ ОТ ПРОИСХОДЯЩЕГО

Такие дети не развивают практически никаких форм активной избирательности в контактах с миром, целенаправленность не проявляется у них ни в моторном действии, ни в речи — они мутичны. Они почти не пользуются центральным зрением, не смотрят целенаправленно, не рассматривают ничего специально. Поведение ребенка является по преимуществу полевым и определяется не активными внутренними устремлениями, а случайными внешними влияниями. Полевое поведение детей носит особый, сразу узнаваемый характер. Пресыщение наступает до начала самого действия с привлекшим мимолетное внимание объектом. Линия поведения определяется в большей степени даже не столько самими вещами и их свойствами, сколько взаимным их расположением в пространстве.

У детей первой группы не развиваются не только активные средства контакта с миром, но и активные формы аутистической защиты. Они устанавливают и сохраняют максимально возможную дистанцию в контактах с миром. Настойчивые попытки привлечь внимание такого ребенка, добиться ответа словом или действием не имеют успеха.

В восприятии и моторном развитии дети могут проявлять замечательную координацию движений: перелезая, перепрыгивая, вписываясь в узкие проходы, они никогда не ушибутся и не промахнутся. Повторить свои достижения по просьбе взрослого такие дети не могут. При попытках научить их что-то произвольно делать обнаруживается, что и в крупных, и в «тонких» движениях проявляются грубые нарушения мышечного тонуса, вялость и слабость; непосильными задачами для них оказываются освоение и удержание необходимой позы, координация движений руки и глаза.

Нарушения развития речи проявляются в контексте более обшего нарушения коммуникации. Ребенок не только не пользуется речью — он не использует жесты, мимику, изобразительные движения. Даже гуление и лепет таких детей производят странное впечатление: в них тоже нет элемента коммуникации, звуки носят скорее неречевой характер — это может быть особое бормотание, гдебет, свист, скрип, часто звуковысотное интонирование.

В некоторых случаях такие дети начинали говорить в раннем возрасте, чисто произносили сложные слова и даже фразы, но речь их не была направлена на коммуникацию. К 2,5—3 годам все дети этой группы мутичны: речью они не пользуются совсем, но могут иногда достаточно чисто произносить отдельные слова и даже фразы. Подобные слова и фразы являются отражением, эхом того, что дети слышат. Несмотря на отсутствие внешней коммуникативной речи, внутренняя может сохраняться и далее развиваться. На первый взгляд кажется, что ребенок не понимает обращенную к нему речь, но в последующем поведении ребенка может обнаружиться, что полученная информация в той или иной мере усвоена.

У детей этой группы в малой степени развиваются активные формы защиты в ответ на прямое давление взрослого. Активно проявляются элементы самоагрессии (мозоль на руке, шрамы от укусов и т. п.). В наименьшей степени выражено активное сопротивление изменениям в окружающем мире. Дети с наиболее глубокими формами аутизма меньше всего отстаивают неизменность жизненного стереотипа. Часто регресс речи таких детей в раннем возрасте связан именно с утратой привычного образа жизни в результате переезда или госпитализации.

Не развиваются у подобных детей и активные формы аутостимуляции. Для получения нужных впечатлений они широко используют возможности окружающей обстановки. Стереотипность проявляется в монотонности полевого поведения.

В быту они обычно не создают больших хлопот, пассивно подчиняются родителям. Они не обращаются к ним и стараются уйти от попыток организовать взаимодействие, но держатся в основном рядом. Они страдают от разлуки с близкими, и именно в отношениях с близкими они демонстрируют наиболее сложное повеление. Установление и развитие эмоциональных связей с таким ребенком поможет поднять его активность и позволит выработать первые, еще общие со взрослым, устойчивые формы поведения. Совместное переживание происходящего вокруг, формирование общих привычек и занятий может стимулировать возникновение собственной активной избирательности ребенка, т. е. переход на более высокую ступень отношений с миром.

II ГРУППА

АКТИВНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ

Дети несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка.

Внешне это наиболее страдающие аутичные дети: лицо их обычно напряжено, искажено гримасой страха, характерна для них скованность в движениях. Они пользуются телеграфно свернутыми речевыми штампами, типичны эхолаличные ответы, перестановка местоимений, речь напряженно скандирована. Они в наибольшей степени отягощены страхами, вовлечены в моторные и речевые стереотипии, у них возможны проявления неудержимых влечений, импульсивные действия, генерализованная агрессия, тяжелая самоагрессия.

Несмотря на все свои трудности, они более активно вступают в контакт с миром, и именно это обнажает глубину их проблем. Активность проявляется в развитии избирательных отношений с миром. Фиксируется все неприятное, страшное, формируются множественные запреты. В итоге появляется возможность создания целостного жизненного стереотипа, в рамках которого он может чувствовать себя уверенно и защищенно. Эта жесткая избирательность пронизывает все сферы его жизни.

Социальные и бытовые навыки усваиваются ребенком как жестко привязанные к определенной ситуации, они не используются ребенком гибко, и не переносятся в другие ситуации для решения сходных задач.

Моторное развитие таких детей представляется на первый взгляд гораздо более нарушенным, чем у детей первой группы. Движения напряженно скованы, механистичны, действия рук и ног плохо скоординированы, нет пластичных движений.

Бытовые навыки вырабатываются у них с трудом. Они не могут подражать действиям других людей, очень неловки. Научить чему-то таких детей проще всего, действуя их же руками. Они усваивают готовую форму движения, фиксируют и получают возможность успешно использовать в данных конкретных обстоятельствах. Таким образом они могут адаптироваться к привычным домашним условиям, научиться обслуживать себя, самостоятельно есть, одеваться, умываться. Навык усваивается с трудом, но прочно.

Для детей этой группы типично обилие стереотипных моторных движений, они поглощены ими, и их моторные стереотипии носят самый причудливый и изощренный характер (избирательное напряжение отдельных групп мышц, суставов, и прыжки на напряженных прямых ногах и т.д.). Часто эти дети одарены особым восприятием мира Еще до года у них может проявиться необыкновенная любовь к музыке, удивляют особым вниманием к цветам и формам.

Это говорящие дети, они могут пользоваться речью для того, чтобы выражать свои нужды. В то же время развитие речи и здесь связано с трудностями. Речевые навыки усваиваются, фиксируются в готовой, неизменяемой форме и используются только в конкретной ситуации. Таким образом, ребенок накапливает набор речевых штампов, команд, жестко связанных с ситуациями, наблюдается склонность к эхолалии, длительной задержке в использовании местоимений первого лица. Детьми не освоены ни жесты-указания, ни мимика. Интонация их речи тоже не служит средством воздействия на другого человека. Она часто является простым эхом интонации близкого. Часто поражают задатки обшей языковой одаренности ребенка. Возможно увлечение языковыми конструкциями. Особое чувство языка используется не для познания мира, а для приятных впечатлений и их стереотипного воспроизведения.

Умственное развитие таких детей происходит очень своеобразно. Оно направлено на выявление общих соотношений и закономерностей, на понимание причинно-следственных связей, процессов, изменений, преобразований в окружающем мире. Ограниченность, узость понимания, жесткость и механичность в восприятии взаимосвязей между событиями, буквальность мышления, затрудненность символизации в игре, это признаки, которые в наибольшей степени проявляются у детей данной группы.

Психологическое и педагогическое обследования подобных детей могут дать разные результаты. На стандартные вопросы подготовленный ребенок способен ответить вполне удовлетворительно, он без особого напряжения выполняет привычные для себя задания. При этом менее успешно он будет действовать в вербальных пробах. Общие результаты умственного развития остаются в границах умственной отсталости.

У детей данной группы понимание мира ограничено немногими известными им ситуациями, в которых они и живут. Ребенок этой группы не способен видеть явления в развитии, четко разделять настоящее, прошлое и будущее. Так складывается очень узкий и очень жесткий жизненный стереотип, в котором ничего нельзя менять произвольно: ребенок очень зависит от него и стремится подчинить ему и жизнь своих близких.

Страхи наиболее ярко проявляются именно у детей этой группы. Они менее ранимы, чем дети первой группы, но зато прочно и надолго фиксируют свой испуг, который может быть связан с неприятным сенсорным ощущением (резким звуком, резким светом, ярким цветом), с нарушением режима.

Такие дети развивают наиболее активные и изощренны способы аутостимуляции. Они захвачены моторными и речевыми стереотипиями, постоянно заняты однообразными манипуляциями с предметами. Они воспринимают близкого как обязательное условие своей жизни, ее стержень, стремятся всячески контролировать его поведение. На этой почве часто формируется ситуация хронического конфликта, тревоги, провоцируются аутостимуляпия, агрессивные и самоагрессивные действия. Именно близкий, работая с учетом сложившегося жизненного стереотипа, может помочь ребенку постепенно сгладить диспропорцию развития положительной и отрицательной избирательности, установить с ним эмоциональную связь.

III ГРУППА

ЗАХВАЧЕННОСТЬ АУТИСТИЧЕСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ

Дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Внешне такие дети выглядят очень типично. Лицо ребенка хранит выражение энтузиазма: блестящие глаза, застывшая улыбка. Ребенок пристально смотрит, быстро говорит, движения однообразно порывисты, экзальтированны. Они уже не просто избирательны в контактах с миром, они могут определить для себя цель и развернуть сложную программу действий по ее достижению.

Развитие восприятия и моторное развитие также нарушены. Это моторно неловкие дети: налицо нарушения регуляции мышечного тонуса, слабая координация движения туловища, рук и ног, тяжелая походка, нелепо растопыренные руки. Они никому не подражают, и обучить их моторным навыкам можно, задавая извне готовую форму навыка: позу, темп, ритм. Дети значительно меньше состредоточены на отдельных ощущениях своего тела, на внешних сенсорных впечатлениях – у них гораздо меньше стереотипий.

Это очень «речевые» дети. Они рано набирают большой словарный запас, начинают говорить сложными по форме фразами. Однако их речь производит впечатление слишком взрослой, «книжной». Но столь богатая возможностями речь в малой степени служит средством коммуникации. Ребенок говорит очень неразборчиво. Нарушена регуляция темпа, ритма, высоты звука. Он говорит без интонационных пауз, монотонно, глотая звуки и даже части слов.

Развитие мышления нарушено и наиболее искажено. Дети проявляют большую ограниченность, выхолощенность в понимании происходящего. Возможность легко совершать мыслительные операции становится для них источником впечатлений для аутостимуляции. Они находят удовольствие в стереотипном воспроизведении отдельных впечатлений.

Аутистическая защита такого ребенка — это тоже отстаивание стереотипа. Но он не так внимателен к детальному сохранению постоянства окружающей обстановки, для него важнее отстоять неприкосновенность своих программ поведения. Аутостимуляция носит здесь особый характер. Ребенок не заглушает неприятные и пугающие впечатления, а взбадривает себя ими. Аутичный же ребенок использует для аутостимуляции один и тот же ограниченный набор своих полупережитых страхов.

Он может быть очень привязан к своим близким. Отношения с ними складываются трудно. Ребенок может любить своих близких, но часто не в состоянии откликнуться на их непосредственную реакцию. Близкий становится способным помочь ребенку отработать элементы диалога, содействовать организации произвольных форм поведения.

IV ГРУППА

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ ТРУДНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

На первый план выступают повышенная ранимость, тормозимость в контактах, неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Это физически хрупкие, легко утомляющиеся дети. Они выглядят скованными, но их движения менее напряженны и механистичны, скорее они производят впечатление угловатой неловкости. Для них характерна вялость, но она легко сменяется перевозбуждением. На их лицах часто застывает выражение тревоги, растерянности, но не панического страха. Мимика их более адекватна обстоятельствам, но тоже «угловата»: в ней нет оттенков, плавности, естественности переходов, порой она напоминает смену масок. Их речь замедленна, интонация затухает к концу фразы.

Явное отличие проявляется в возможности установления глазного контакта, с помощью которого они берут на себя инициативу в общении. Дети способны смотреть в лицо собеседнику, но контакт с ним носит прерывистый характер. В целом они тянутся ко взрослым, хотя и производят впечатление патологически робких и застенчивых.

Психическое развитие искажено в наименьшей степени. Наблюдаются трудности усвоения моторных навыков: ребенок теряется, подражает без особого успеха, не схватывает движения. Налицо также проблемы речевого развития: он явно не улавливает инструкции, его речь бедна, смазанна, аграмматична. Очевидна малая понятливость в простейших социальных ситуациях.

Способности, связанные с невербальной сферой, проявляются в менее стереотипной, более творческой форме. В нормальных условиях не развивают специальной аутистической защиты. Они чувствительны к перемене обстановки и лучше чувствуют себя в стабильных условиях, их поведение негибко, однообразно. Формы аутостимуляции здесь не выработаны. Моторные стереотипии могут возникнуть только в напряженной ситуации. Такие дети экстремально зависят от эмоциональной поддержки, постоянного подтверждения того, что все в порядке.

Дети могут оцениваться как обычные дети с задержкой психического развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: