СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ БЕГУНОВ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛАХ БЕГА




А.В. Шаров, к.п.н., доцент.

Т.П. Юшкевич, д.п.н., профессор

 

Аннотация. Методика тренировки юных спортсменов остается во внимании специалистов в беге на выносливость. В статье дается сравнительный анализ подготовки в различных школах бега. Методика тренировки в беге на выносливость до сих пор копирует подготовку высококвалифицированных бегунов и направлена на монотонность «точности» соблюдения пропорций беговой подготовки как развития различных энергетических систем. Для подготовки юных спортсменов рекомендовано включить методику фартлека. Наиболее проблематична система управления тренировкой. Необходимо ее перестраивать на новые технологии с использованием современных систем кардиоуправления.

Актуальность. Методика тренировки юных бегунов все время была во внимании тренеров и специалистов в области бега на средние дистанции. Последние данные показывают, что к проблеме тренировки детей в видах спорта на выносливость необходимо относиться с осторожностью [1; 2]. Подход к планированию, реализуемый в учебной и методической литературе, опирался на исторически оправданные средства тренировки, которые существовали и в подготовке спортсменов высокой квалификации. Рациональная структура тренировочных нагрузок является одним из основных звеньев, определяющих эффективность целостной системы подготовки юных спортсменов, так как тренировочное воздействие формирует определенный уровень и соразмерность в развитии физических качеств, их функциональное состояние, от которых зависят спортивные достижения. Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок в тренировке бегунов на средние дистанции характеризуется значительным приростом объемов в средствах тренировок от начальной спортивной специализации до этапа спортивного совершенствования [3].

И хотя можно говорить о сложившейся практике «детского тренинга» как «выполнение запланированных объемов нагрузки», многие ее аспекты остаются на традициях развития качественных сторон деятельности – совершенствования тактической, технической и физической подготовленности на основе развития общей, специальной и скоростной выносливости как базовых элементов бегунов на средние и длинные дистанции [4]. Методически можно просмотреть подходы к тренировке в беге на средние и длинные дистанции, которые существуют в различных школах бега [1 – 9].

Цель. Сравнить методические подходы к тренировки в различных школах бега и выявить направления к тренировке у юных бегунов на выносливость.

Методика тренировки детей в различных школах бега. Исторически сложившаяся тренировка [4] состоит в закономерностях развития спортивной формы и прежде всего фазовости развития тренированности, выраженной в циклической форме фаз, становления, относительной стабилизации и выраженного снижения «спортивной формы». Управлять этим процессом возможно лишь при периодически последовательном изменении содержания и структуры тренировки (объема и интенсивности, соотношение специальных и общих средств воздействия), в рамках макро-, мезо- и микроциклов. Особое значение в построении тренировки отводится выбору и распределению микроциклов, которые зависят от объективных закономерностей развития «спортивной формы», внутренней логики тренировочного процесса. Такой подход характерен для общей теории и методики спорта [10; 11], которую в практике [5] без оснований переносят и на детский спорт.

Построение тренировки [4] ведется стандартно: выявляются общие и частные (парциальные), объемы тренировочных средств, предлагаются методы тренировки, которыми развиваю общую и специальную выносливость, и выводят оптимальное построение по отдельным микроциклам подготовки. Годичный цикл разделяет на 52 недельных цикла, которые включают 30 – 40 тренировочных недель. 10 – 20 недель соревновательных, в течении которых поддерживается и совершенствуется «спортивная форма», и 2 – 4 недели относительного снижения «спортивной формы». Такой подход очень напоминает подготовку высококвалифицированных бегунов. По характеру, структуре и направленности тренировочных нагрузок микроциклы характеризуются следующими параметрами:

Втягивающий микроцикл. Средства: бег в аэробном режиме 6 – 10км. ЧСС до 140 – 150 уд/мин; кросс 6 – 15км. ЧСС 120 – 150 уд/мин. Темповый бег 3 – 5км, ЧСС до 170 уд/мин. Объем: 50 – 60% от максимального, аэробно – анаэробная нагрузка до 10 – 12%, общее количество тренировок 10 – 12.

Объемный микроцикл. Средства: продолжительный бег в аэробном режиме 10 – 15км, ЧСС – 150 уд/мин, кросс 10 – 20км, ЧСС до 150 уд/мин. Темповый бег 6 – 10км. ЧСС 160 –170 уд/мин, фартлек 8 – 12км, ЧСС 150 – 180 уд/мин в зависимости от скорости бега. Переменный бег 4 – 10 раз по 200 – 600м. Объем: 100% беговой нагрузки (аэробно – анаэробной 10 – 15%, анаэробной 1 – 2%, 14 – 16 тренировочных занятий в неделю.

Развивающий микроцикл. Средства: бег в аэробном режиме 8 – 12км; кросс 10 – 20км; темповый бег 4 – 10км; бег по холмам или в гору 4 – 8км; повторный бег на участках 500 – 1500м, общий объем 4 – 6км. Объем 80 – 90% (аэробно – анаэробный 12 – 20%, анаэробный 2 – 5%) тренировочных занятий 12 – 14 в неделю.

Предсоревновательный зимний микроцикл. Средства: бег в аэробном режиме 8 – 12км; темповый бег 4 – 12км; фартлек 8 – 12км; ритмовый бег 5 – 8 х 100 – 150м; бег на отрезках 200 – 500м, скорость бега 75 – 80% от максимальной, объем 2 – 4км. Контрольный бег на укороченной дистанции. Общий объем: 60 – 75%, аэробно – анаэробный 3 – 6%, тренировочных занятий по 10 – 14 в неделю.

Зимний соревновательный микроцикл. Средства: бег в аэробном режиме 8 – 10км; переменный бег 8 – 10 х 100м, 4 – 6 х 200 – 500м. Скорость 85 – 90% от максимальной. Повторный бег 2 – 3 х 200 – 400м. Кросс 6 – 8км с ускорениями 5 – 6 х 150м. Участие в соревнованиях. Общий объем 40 – 60%; аэробно – анаэробный объем 15 – 20% от общего; анаэробный 5 – 10%. Количество тренировок 6 – 8 в неделю.

Стабилизирующий микроцикл. Средства: бег в аэробном режиме 10 –15км; темповый бег 4 – 10км; бег по холмам 4 – 6км; темповый бег на отрезках 300 – 500м, 85 – 90% от максимальной скорости, объем нагрузки 2,5км; повторно – переменный бег 6 – 12км х 200 – 600м; бег в гору 8 – 10 х 200м; бег с ускорениями 5 – 6 х 100 – 150м. (выполняется на фоне утомления). Объем 70 – 90% от максимального; аэробно – анаэробный до 15% от общего объема; анаэробный 3 – 5%. Тренировочных занятий 12 – 14 в неделю.

Предсоревновательный летний микроцикл. Средства: бег в аэробном режиме 6 – 12км; повторный бег 3 – 6 х 400 – 1000м; повторно-переменный бег 6 – 15 х 200 – 400м; интервальный бег 6 – 8 х 200 – 300м; контрольный бег на ускорениях по отношению к соревновательной дистанции. Объем 60 - 80%; аэробно – анаэробный 10 – 18%; анаэробный 4 – 6%. Количество тренировочных занятий 10 – 12 в неделю.

Соревновательный летний микроцикл. Средства: бег в аэробном режиме 6 – 10км; бег с ускорениями 5 – 6 х 100 – 150м; повторный бег 5 – 10 х 100 – 300м; переменный бег на отрезках 200 – 300м с объемом бега 1,5 – 2,5км; участие в соревнованиях. Объем бега 40 – 60%; в анаэробном режиме 7 –10% тренировочных занятий 6 – 8 в неделю.

Разгрузочный микроцикл. Средства: бег в аэробном режиме 6 – 12км. Переменный кросс 8 – 15км; бег на отрезках 1 – 2км со скоростью 75 – 80% от максимальной при ЧСС 160 – 170 уд/мин. Ритмовый бег 5 – 8 х 100 – 150м. Подвижные игры (баскетбол, футбол, ручной мяч), плавание от 30 минут до 1,5 часов. Объем: 50 – 70% от максимального; в аэробно – анаэробном режиме 5 – 10% от общего, в анаэробном 1 – 2%. Тренировочных занятий 6 – 8 в неделю.

Переходный микроцикл. Средства: равномерный бег от 5 до 8км (скорость 5¢ на км); подвижные игры от 30 минут до 1,5 часов, плавание, туристические прогулки. Объем нагрузки 20 – 30% от максимальной; 4 – 5 тренировочных занятия в неделю.

К середине 80-х годов прошлого века это выразилось в «стандартизации» параметров нагрузок в поурочной программе для ДЮСШ [5].

Основной компонент зарубежной методики тренировки в беге на средние и длинные дистанции был ориентирован на рекомендации известного тренера А. Лидъярда [7]. Зачастую не учитывалось, что она была адаптирована к использованию в относительно мягких климатических условиях, при изрядной пересеченности местности и самое главное – использованию в школьной подготовке. Необходимо отметить, что даже такой известный специалист рекомендовал в недельном цикле до 3 – работ фартлекового типа

Наиболее близкой по характеру и подходу является немецкая школа на основе подготовки бывшей ГДР [6]. Переход к бегу на выносливость здесь рекомендуется с «этапа спортивной ориентации», который приходится на период с 13 до 15 лет. Основная цель: повысить функциональную и физическую подготовленность и и воспитывать специальные физические качества. Обращается внимание, на преобладание общей физической подготовленности, которая должна занимать не менее 50% времени. Особое внимание нужно обращать на воспитание таких качеств как – скорости (тренировки и соревнования в спринте и барьерном беге) и аэробной работоспособности (плавание, лыжи, игры и спецсредства: кроссы и темповый бег). В модели к 15 годам бегуны должны выходить на следующие показатели: 400 м – 52,5 с; 800 м – 1.59,0; 1500 м – 4.07,0; 5000м – 17.15,0. Все это должно осуществляться за счет постепенного подъема объемов бега за год до 2200 км из них 1300 км в непрерывном режиме, 180 км в темповом и 50 км в спринте. Большое количество времени должно отводиться и стартам до 25-30 на основных дистанциях, 20 в других видах легкой атлетики и 10 в других видах. На следующем «этапе специальной тренировки» в 16-19лет уже решаются непосредственно тренировочные задачи.

Несколько отлична и методика тренировки в ФРГ [8], где имелись свои приемы привлечения к бегу, воспринимаемые как «тренировка начинающих спортсменов», где ориентация шла на необходимые средства развития качеств бегуна. Общие ориентации шли на выполнение объема работы на уровне 40–60 км в неделю, при 3–4-х разовых занятиях. Характерны очень средства подготовки: 1. Бег на выносливость а) 15-30 мин (3,5–7 км) ЧСС 100-120 уд/мин, гимнастика + ускорения 2 × 100 м. б) 30–45 мин на ЧСС 120–140 уд/мин. 2. Беговые игры объемом 10–15 мин. а) 5 – 4 – 3 мин с паузой 5 и 4 мин. б) 8 – 5 – 3 мин с паузой 6 и 5 мин. в) 9 – 6 – 4 мин с паузой 6 и 5 мин. 3. Интервальный бег на длинных отрезках а) 3 × 3мин через сочетание ходьбы и трусцы 3–4 мин. б) 5-6 × 1 мин через 2 мин. в) 2 × 6 мин через 5–6 мин. В соревновательном периоде несколько увеличивается объем беговых игр и интервального бега. Видно, что подготовка немного похожа на «игру» в тренировку, без существенного увлечения объемами беговой подготовки. Общая физическая подготовка остается в рамках необходимости и достаточности как подтягивание отстающих качеств.

Более приемлемым нам кажется подготовка юных бегунов в английской школе бега [9], где бегунов сразу учат «чувствовать себя». Отработанные методические приемы таких средств как классический английский кроссовый бег и постоянные элементы фартлека чередуются с восстановительной и поддерживающей направленностью непрерывного бега (Смотри Таблицу 1). Большое внимание отводится и организации общей силовой подготовке – по круговой методике и с применением набивных мячей.

Методика подготовки в беге в системе тренировки нашей школы бега на выносливость до сих пор копирует подготовку высококвалифицированных бегунов и направлена на монотонность «точности» соблюдения пропорций беговой подготовки как развития различных энергетических систем. Мал и вклад и неспецифических средств, в то время как реалии рекомендуемых средств подготовки 40-60% в режиме ОФП никак не соотносятся с тем, что до сих пор реализуется по программам, предложенным в 80-х годах прошлого века (Смотри Таблицу 2). Очевидно, что такой подход возник из исторически сложившихся эмпирических методов, в то время как современная система тренировки требует учета биологических закономерностей [12].


Таблица 1 – Стандартные микро циклы подготовки юных бегунов Великобритании к началу 90-х годов [9]

 

  Пон Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Работа с сентября по декабрь Восст. бег -30-50 мин.     P. бег - 4 км Перем. бег - 20-35 мин. (1 200/600 - 600/600 м) Добавл. по 5 мин. каждую неделю Спринт, упр. Восст. бег -30-50 мин. Упр. с набив­ным мячом Р. бег - 3 км (петля 2 км с холмом 200 м) 15 с спецупр. + 10 с легко + 200 м в холм + 45 с легко + 150 м быстр + 150 м легко - 20 с отдых (1-5 серий). Восста­нови­тельный бег-30-40 мин. От­дых Разм. бег и растяжка 20-30 мин. круговой 1 тренировки (соревн. бег, спринт, упр. отж., приседы, бег по лестнице в холм) Упр. с набивным мячом.
Работа с января по март Восст. бег -30-50 мин.   Р. бег - 4 км Повт. бег - отрезки в 400 м 1,2 км Контрольный фартлек 40 с, 30 с, 20 с. Восст. бег -30-50 мин. Упр. с набив­ным мячом. Р. бег - 3 км. Бег с подъемом скорости на отрезках 200-600 м Повторно в 200 м холм с 15 с и до 30 с 3 серии (40 с быстро -20 с легко - 30 с быстро -20 с легко - 10 с быстро -2 мин. отдыха. Восста­нови­тельный бег-30-40 мин. От­дых Разм. бег 20 мин. От 3-х до 5 серий. 5 х 200 м - 30 с / 200 м за 1 мин. 20 мин. круговой трен, (как описано выше). Упр. с на­бивным мячом
Работа с апреля по июнь Восст. бег -30-50 мин.   Повыш. скорости 600 быст­ро + 3 м отд. 3 х 400 м бы­стро/2 мин. отдыха 4 х 300 быстро/1 мин. отд. -4 х 1 км изм. темпа на отр. в 200 м (1, 3, 5 - быстро; 2, 4 легко) - 4 сер. 400 быстро + 100 легко + 1 + 200 быстро/2-3 мин. Восст. бег -30-50 мин. Упр. с набив­ным мячом 4-6 серий 300 быстро + +200 легко + 200 быст­ро + 100 легко + 300 быстро, отдых 30 с и далее повтор. Перед соревнованиями 2-3 серии, но интен­сивно. Отдых Соревнование или дли­тель­ный бег Разм. бег 15 мин. Круговая тренировка -15 мин. Заминочный бег - 20 мин.  

Таблица 2- Стандартные микроциклы подготовки юных бегунов СССР 14-16 лет к середине 80-х годов [5]

 

  Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскре- сенье
Наиболее объемных тренировок Кросс - 10-15 км 1 с ускор. по 100— 150 м (ЧСС до 170 уд/мин) ОРУ - 15 мин. Игра 40 мин. МБ - 3-4 км | ОРУ-15 мин. Ускор.4-6 х 80-100м. Темп.бег- 4 км ЧСС 170-180 уд/мин Кросс- 12-15 км 1 (ЧСС 130 уд/мин) ОРУ-15 мин. Локальные упр. для мышц ног. Упр. на гибкость -20 мин. МБ – 3-6 км ОРУ– 15 мин ОФП (круг. трен.) 30 мин Барьерн упр. и ББ 15 мин Игра 30-40 мин Переменный кросс 1 10-15 км (в нем 5-6 ускор. на 800-1 000 м) (ЧСС до 180 уд/мин). ОРУ-15 мин. Кросс-10-15 км (ЧСС 150 уд/мин) ОРУ-15 мин. Игра - 30 мин. Отдых
Скоростно-силовой подготовки Кросс 3-5 км ЧСС 140-150 уд/мин ОРУ 10-12 мин. Прыжк. упр. 0,8-1,2 км Ритмов, ускор. 3-4 х 150м Другие виды лег­кой атлетики МБ - 3 км ОРУ-15 мин. Ускор. - 4-5 х 80-120м Бег в гору 8 х 200 м через 200-300 м Кросс по пересе­ченной местн. – 5-10 км ОРУ-15 мин. Упр. на гибкость и силу или другие виды легкой атле­тики МБ – 3-6 км ОРУ– 15 мин ОФП 20-25 мин СБУ 6-8х60-80м Ускор. н/старты или другие виды л/атлетики МБ 4-5 км ОРУ-15 мин. Ускор. 4-5 х 80- 120 м Бег-300 + + 200+ 100 через 200 м бега трусцой х 4 серии (интен- сивность - 80-85% от макс.) Кросс но пересе­ченной местн. с ускор. -5-10 км, в нем в быстром темпе 2-3 км (ЧСС до 170 уд/мин) ОРУ- 15 мин. Игра - 2х 15 мин. Отдых
Подводящий к соревнованиям   Кросс-5-10 км с 1 ускор. 100-160 м (1 на каждые 1,5 км, инт. 85% от макс.) ОРУ-15 мин. МБ-3-5 км ОРУ 10-12 мин. Ускор. - 4-5 х х80м Бег 600 + 200 м (через 200 м в 3/4 силы) Кросс равномерн. 5-10 км (ЧСС 130 уд/мин) ОРУ-12-15мин. СБУ 6-8 х 50-60 м ускорения. Низкие старты. Отдых МБ-4-6км ОРУ 12-15 мин. Бег 1-2 х 400 м (темп соревнований) или контрольный бег, если нет сорев­нований. Соревнования или прикидки Соревнования или отдых

Возможные причины перетренировки. Основной методический недостаток в беге на средние и длинные дистанции – завышение оптимальной интенсивности тренировочных воздействий [13], которые приводят к перенапряжению, перетринированности и как кумулятивный эффект хронического применения слишком частых экстремальных воздействий – травмам [14].

Слово «спорт» невольно ассоциируется с накалом соревновательной борьбы, без которой он действительно потерял всю свою притягательность и для болельщиков и для самих спортсменов. Каждое соревнование – это огромная психоэмоциональная нагрузка для его участников при предельной мобилизации функциональных систем, которые непосредственно определяют уровень достижений в избранном виде спорта. А это необходимо учитывать, когда речь идет о юных спортсменах [15].

Для детского и юношеского организма характерны высокий уровень возбудимости, слабость внутреннего торможения, относительно невысокие функциональные возможности, неэкономичное расходование энергии, не богатый жизненный и соревновательный опыт, и поэтому они не умеют определять состязания по значимости, рационально расходовать свои силы, и относительно спокойно переносить горечь поражений. Все это говорит о том, что для юных атлетов каждое соревнование является серьезным испытанием. Практика исследования показывает, что реально многие начинающие бегуны используют соревновательные методы и в тренировке, непроизвольно считая, что только максимальные напряжения дают возможность прогрессировать. Можно полагать, что развитие детей генетически детерминировано некоторой программой, а слишком частые соревновательные нагрузки вызывают десинхроз, где наиболее ранимыми механизмами являются управление и энергетика, сохраняя программы естественного роста структур, которые определят общий план развития. Возникает вопрос о «нормированности» развития детей при занятиях спортом, где развитие обеспечивается по закону «средних нагрузок». «…Основным принципом в совершенствовании физических качеств является оптимальное согласование спортивно-педагогических методов (тренировка) с естественным ходом развития» [3, с. 79].

Возможность получения отрицательных моментов тренировки можно увидеть в теории «выученной беспомощности», предложенной Селигманом. Общие компоненты, которой можно объединить в следующем постулате: «… опыт субъекта, если он состоит в том, что его действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желаемым результатам, усиливает ожидание неподконтрольности субъекту результатов его действий (исходов), вследствие чего возникает тройственный – мотивационный, когнитивный и эмоциональный – дефицит». Дальнейшие исследования этого направления позволили выделить понятия «сопряженности» и «несопряженности» при обучению «действию достижения», когда у субъектов складывается впечатление несоответствия между его действиями и полученным результатом. Многочисленные исследования показали принципиальную возможность «выработки иммунитета к беспомощности», который образовывался в результате «сопряженности» обратной связью. Предпосылками к возникновению «беспомощности» может служить понятие «реактивности» как ответ на «неподконтрольность» ситуации.

Психофизиологические исследования показали, что «патологические процессы – не хаос и дезорганизация, а форма приспособительной активности» [16, с.320.]. Данные процессы имеют свои предпосылки в эволюционном развития, которые во многих случаях являются формой выживания и могут иметь сильные генетические предпосылки. Отрицательное влияние стрессовых нагрузок объяснялось многими авторами [14], но как отмечалось ранее наибольший эффект достигается на грани нормы и патологии, что очевидно и стимулировало большинство тренеров и самих спортсменов применять запредельные нагрузки, которые и приводят к перетренировке [17]. Но эффекты перетренированности могут проявляться не только, когда спортсмены достигают пределов физиологических функций. Например были отмечены отрицательные эффекты при нормальном содержании гликогена в мышцах, но при слишком резком увеличении интенсивности нагрузки.

Несмотря на принятие регламентации, в детском и юношеском спорте продолжается односторонняя специализированная подготовка со всеми вытекающими из нее отрицательными последствиями, которые еще более усугубляются чрезмерными стартами. Главная опасность, которую в себе таит перенапряжение сердечно-сосудистой системы [14].

Подобному перенапряжению не всегда предшествует или сопутствует состояние перетренированности, на проявление которой в первую очередь ориентируются тренеры (нарушение сна, апатия, вялость, повышенная раздраженность, нежелание тренироваться, ухудшение аппетита, потеря массы тела, снижение общей и специальной работоспособности). Когда речь идет о подростках, диагностика перетренированности крайне затруднена, поскольку в подавляющем большинстве случаев они не предъявляют ни каких жалоб, так как не способны анализировать свои ощущения. Потому не исключено, что многие юные спортсмены (особенно когда не организован систематический медицинский контроль) в течение нескольких лет продолжают тренироваться и выступать на фоне подобного перенапряжения. В этом кроется еще одна из причин отсутствия у нас перспективного резерва.

Практика показывает, чем однообразнее тренировочная беговая нагрузка, чем она монотоннее, чем чаще применяется, тем быстрее организм привыкнет к ней и тем меньшим будет эффект развития функциональных систем. Все это говорит о том, что, с точки зрения современных научных знаний, схема построения отдельного тренировочного занятия с использованием одного метода тренировки нерациональна [2].

Пути решения проблемы. В видах, связанных с развитием выносливости, тренеры не могут позволить себе игнорировать общефизическую подготовку, поскольку она необходима для выхода на высокий спортивный результат. В беге отсутствие должного общего физического развития, и в частности дисгармоничное развитие верхнего и нижнего пояса, до определенного момента не препятствует росту спортивных достижений. И только потом, когда, как правило, уже оказывается поздно, видно, что недостаточно сильные мышцы грудной клетки не дают возможности спортсмену в полной мере использовать функциональные возможности аппарата внешнего дыхания, а слабые мышцы брюшного пресса и спины отрицательно изменяют технику бега, становятся одной из главных причин хронического перенапряжения, различных заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата.

Изменив характер соревнований для детей и юношей в возрасте до 15 лет (по мнению Локтева С. и Макарова Г.) включив в них специальные тесты, оценивающие уровень общей физической подготовки, можно решить эту задачу и осуществить реальный контроль за работой детских тренеров (в тестах краснодарских исследователей замечено, что у физически слабых подростков число случаев изменения ЭКГ значительно выше, чем у хорошо физически подготовленных). Общая подготовка должна быть направлена на состояние спортсмена обеспечивающее хорошую восстанавливаемость. Необходимо ориентировать начинающих бегунов на постоянное использование таких упражнений как «стретчинг» - пассивные упражнения на растяжение (закон любой тренировки в Англии – 15минут как до, так и после), общая силовая проработка и специальные упражнения – ходьба с подпрыгиванием, короткие прыжки и скачки, бег с высоки подниманием бедра, координационные упражнения. Все это воспроизводится как тонизация мышц перед бегом и основа освоения техники бега. Развитие специальных основ выносливости должно быть ориентировано на применение «перекрестной» тренировки с другими циклическими видами – плаванием, велосипедом, лыжами. Данные виды менее травмоопасны и через механизмы общих свойств развития максимального потребления кислорода позволяют избежать состояний монотонии.

Практика тренировки юных спортсменов, когда тренеры сознательно уходят от жесткого следования принятых норм объема и интенсивности нагрузки, позволяет создать условия для дальнейшего прогресса в разработке наукоемких, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих форм и методов организации спортивной подготовки, согласующихся с развиваемыми в спортивной науке представлениями о бездопинговой и высокотехнологичной системе многолетней подготовки элитных спортсменов и спортсменок [1].

Методика тренировки должна быть ориентирована на максимальное содействие естественного развития, где очень важно научить бегунов «чувствовать» развивающий характер слабых воздействий. Методы тренировки должны соотноситься с подходами классических форм фартлека и «беговых игр» [18]. Особы компонент - соревнования. Необходимо приучить детей воспринимать их, в первую очередь, как контрольную и тренирующую функцию, а затем лишь как результативную. При планировании забегов необходимо приучать точно соблюдать планируемые графики бега. Оптимальность прохождения дистанции должна основываться на возможность провести финишное ускорение, без подключения психологических резервов. В этом плане можно привести ссылки на известных тренеров А.Лидъярда и Г.Хэгга., основавших методические подходы «фартлека» и «марафонской тренировки». Г.Хэгг: «Если к вам попадет мальчик, которого вы сможете воодушевить, убедить его в необходимости регулярных тренировок и одновременно не участвовать в соревнованиях до тех пор, пока он не станет взрослым (не созреет физически), считайте, что вы заложили основу для будущего олимпийского чемпиона». А.Лидъярд: «Воодушевите молодого спортсмена, не принуждайте его или ее силой тренироваться. Дайте им возможность поиграть в легкую атлетику и в легкой атлетике. Если вам удастся сохранить у них такой настрой и унять рано появляющееся желание соревноваться, а вместе с ним и обескураженность от поражений, работоспособность и преимущества, которые они из нее извлекут, поразят вас». [7, с. 250].

Практика современного подхода в программировании тренировки [19; 20] показывает, что уже с детского возраста необходимо точное соблюдение модельной интенсивности тренировочных нагрузок не только по скорости бега, но и по функциональному значению (например, частоте сердечных сокращений).

Большой аспект необходимо уделить и системе управления тренировкой. В основе старых подходов лежит нормативная система тестирования различных сторон подготовленности [5], основанная на применении различных «тестирующих упражнений, не требующих специального двигательного умения» [3]. Но практика тренировки показывает, что почти все упражнения применяются как средства подготовки, а значит и контроль за их развитием может компенсироваться невыясненным влиянием выполнения техники и механизмами простого привыкания. Отсюда реалии управления должны быть ориентированы на функциональные свойства различных систем обеспечения. Практика спорта требует, что уже в детском возрасте необходимо ориентироваться на современные методы тренировки [18], которые не повторяют, а оптимально развивают. Можно сказать, что в детском спорте это должно реализовываться в «игру» в тренировку, но никак не натаскивание. Примером высокоэффективного применения современных методов подготовки может служить тренировка Ю. Борзаковского [21]. Проблематика тренировки [9] показывает, что c тех пор как немец Рудольф Харбиг показал в беге на 800 м 1м 46,6 с (общий объем беговой работы 490 км за год), повышение объемов работы и улучшение методов тренировки не намного сдвинуло результаты в этой дисциплине, если воспринять, что появились более скоростные синтетические дорожки, неизвестное влияние фармакологических средств, а также организация специальных забегов с лидерством.

Можно привести пример возникновения вопросов по проблемам тренировки детей в испанской федерации легкой атлетики, на которые не всегда находились легкие и точные ответы:

– в каком возрасте можно выявить талант для определенной легкоатлетической дисциплины?

– каковы селекционные критерии и соответствующие тесты, гарантирующие эффективный отбор?

– способствует ли ранняя специализация для достижения высоких результатов?

Ответив на эти вопросы, можно определить: как правильно находить талантливых атлетов, как их готовить и когда и как они должны приступить к специализированной тренировке.

Можно полагать, что основной приоритет при тренировке детей должен вестись не на выполнение максимально возможного результата, а на максимально возможное развитие функций.

Выводы.

1. Для современной системы тренировки юных бегунов на средние и длинные дистанции характерен узкоспециализированный подход. Методика подготовки в беге на выносливость до сих пор копирует подготовку высококвалифицированных бегунов и направлена на монотонность «точности» соблюдения пропорций беговой подготовки как развития различных энергетических систем.

2. Методика тренировки в зарубежных странах характеризуется максимальному содействию естественного развития детского организма. Во многих случаях общие объемы работы несколько меньше рекомендуемых в нашей научно-методической литературе. Можно говорить, что имеется много различных подходов, объясняемых историческим опытом и необходимыми условиями для естественного роста организма детей.

3. При использовании методов тренировки необходимо ориентироваться не на «объемные» и количественные показатели, а на оптимальности воздействия метода. Наиболее эффективно применять фартлековые методы в интерпретации различных подходов – интервального или переменного. Основная задача такого подхода – «чувствовать» тренировочную, а не нагрузочную сторону применяемого метода.

4. Разработка высокоэффективных программ тренировки в детском спорте требует постоянного мониторинга за функциональным ростом юных бегунов. Наиболее эффективным методом контроля является применение портативных систем кардиомониторинга тренировочных занятий.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Павлова, О.И. Новые элементы стратегии современной спортивной подготовки юных бегунов / О.И. Павлова, О.Н. Фатун, В.В. Пушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале. – 2006. – №2. – С. 34–36.

2. Якимов, А.М. Особенности подготовки юных бегунов на выносливость / Якимов А.М. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: Журнал в журнале. – 2001. –№1. – С. 28–32.

3. Губа, В.П. Морфобиомеханические исследования в спорте. / В.П. Губа – М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 120 с.

4. Программирование тренировки юных бегунов на средние и длинные дистанции: методические рекомендации для студентов и слушателей факультета повышения квалификации Академии / Ю. Г. Травин, С. В. Петров, И. К. Латыпов, Е. А. Коновалова; РГАФК. – Москва,1996. – 90 с.

5. Легкая атлетика: Подготовка спортсменов по бегу на выносливость и спортивной ходьбе. / Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. – М., 1986. – 220 с.

6. Система подготовки юных спортсменов (бегунов на средние и длинные дистанции) ГДР // Современная система подготовки квалифицированных спортсменов: Научные основы тренировки в беге на средние дистанции. Вып.1. – М., 1984. – С.3-46.

7. Лидъярд, А. Бег с Лидъярдом. / А. Лидъярд, Г. Гилмор / Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1987. – 256 с.

8. Hirsch, L. Trainingsumfang und Intensität im Langstreckenlauf / L. Hirsch // Leicht Athletik. – 1974. – №.12. – s.405-408.

9. Swan, Y. Developing young distance runners / Y. Swan // New Studies in Athletics. 1996. – V.11. – №.4. – P. 59–65.

10. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. 4-е изд., испр. и доп. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 384 с.

11. Теория спорта. / Под ред. В.Н. Платонова. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1987. – 424 с.

12. Селуянов, В. Н. Подготовка бегуна на средние дистанции / В. Н Селуянов – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 104 с.

13. Шаров, А.В. Мониторинг частоты сердечных сокращений в аэробных нагрузках / А.В. Шаров, Е.С. Сидорук, А.И. Шутеев // Проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва: тез. докл. Респ. научно-практ. конф. (Минск,5-6 дек.1995 г.).– Минск, 1995. – С. 98–100.

14. Дембо, А.Г. Спортивная кардиология: Руководство для врачей. / А.Г. Дембо, Э.В. Земцовский – Л.: Высшая школа, 1990. – 352 с.

15. Локтев, С. Осторожно дети! / С. Локтев // Легкая атлетика. – 1991. – №12. – С. 9–12.

16. Психофизиология. Учебник для вузов. / Под ред. Ю.А. Александрова. СПб.: Питер, 200. – 496 с.

17. Fry, A. C. Performance decrements with high-intensity resistance exercise overtraining / A. C. Fry, W. J. Kraemer, F. Borselen et al. // Medicine and Science in Sports and Exercise. – 1994. – V.26. – №9. – P. 1165–1173.

18. Prus, G. Trening w biegach srednich i dlugich / G. Prus – Katowice: BIUROTEXT Bartlomiej SZADE, 1997. – 220 s.

19. Шаров, А.В. Моделирование и регулирование тренировочной деятельности в беге на средние и длинные дистанции: монография / А.В. Шаров; Брест. Гос. Ун-т им. А.С. Пушкина, Каф. Легкой атлетики, плавания и лыж. Спорта. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – 209 с.

20. Шаров, А.В. Современные концепции организации тренировочного процесса в беге на средние и длинные дистанции / А.В. Шаров // Ученые записки: Сб. науч. трудов. Вып. 5. – Мн.: БГАФК, 2001. – С.195-201.

21. Полунин, А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова. / А.И. Полунин – М.: Советский спорт, 2003. – 216 с.

 

A.V. Sharov, T.P. Yushkevich

THE COMPARATIVE APPROACH IN TRAINING YOUNG RUNNERS ON ENDURANCE AT VARIOUS SCHOOLS OF RUN

 

The summary. The technique of training of young sportsmen remains in attention of experts in run on endurance. In article the comparative analysis of preparation at various schools of run is given. The technique of training in run on endurance till now copies preparation of highly skilled runners and is directed on monotony of «accuracy» of observance of proportions of racing preparation as developments of various power systems. For preparation of young sportsmen it is recommended to include a methodic of fartlek. The control system of training is most problematic. It is necessary to reconstruct it on new technologies with use modern systems of training.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: