Тема 1. Предмет и задачи экономического анализа.




Экономический анализ в переводе с греческого означает разделение с целью более глубокого изучения отдельных частей. Однако анализ бессмысленный без синтеза.

Необходимость экономического анализа определена конкуренцией.

Цель проведения анализа – подготовка информации для принятия управленческих решений, обеспечивающих долговременное конкурентное преимущество предприятий на рынке.

Задачи экономического анализа:

1) Изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций развития экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.

2) Объективная оценка, диагностика и прогнозирование эффективности хозяйственной деятельности.

3) Научное обоснование бизнес-планов и контроль за ходом их выполнения.

4) Выявление внутрихозяйственных резервов, повышения эффективности функционирования предприятия.

5) Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Предмет экономического анализа – это причинно-следственные связи и зависимости экономических явлений и процессов, формирующие результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

Объект исследования в экономическом анализе – это финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Принципы экономического анализа:

1) Анализ должен иметь научный характер, то есть он должен учитывать требования основных экономических законов развития производства.

2) Анализ должен быть комплексным, то есть должен охватывать все стороны деятельности предприятия, следовательно, все процессы должны быть учтены в анализе.

3) Необходимость системного подхода к анализу, каждый изучаемый объект должен рассматриваться как сложная динамическая система, имеющая внутренние и внешние связи, взаимозависимых и соподчиненных элементов.

4) Анализ должен быть объективным, конкретным и точным; базироваться на достоверной и проверенной информации.

5) Анализ должен быть действенным, то есть должен активно воздействовать на результаты деятельности предприятия, своевременно выявляя недостатки в работе.

6) Анализ должен быть оперативным, принцип предполагает быстрое и четкое проведение анализа для принятия управленческих решений.

7) Демократизм анализа предполагает участие в проведении анализа широкого круга исполнителей.

8) Анализ должен проводиться систематически.

9) Анализ должен быть эффективным.

Виды экономического анализа и классификация:

Существует много критериев классификации анализа.

1. По отраслевому признаку:

а) отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли), то есть учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей;

б) межотраслевой – является теоретической и методической базой отраслевых методик анализа.

2. По признаку времени:

а) перспективный (предварительный, стратегический) – необходим для обоснования планов и управленческих решений, предполагает рассмотрение хозяйственной деятельности предприятия с позиции будущего:

- краткосрочный (до одного года) – используется для разработки тактической политики предприятия;

- долгосрочный (свыше одного года) – используется для разработки стратегии анализа предприятия.

б) последующий анализ (реперспективный, исторический, посмертный) – используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за исполнением принятых планов и диагностики его состояния:

- оперативный – проводится сразу после совершения хозяйственных операций (за сутки, неделю, смену). Его цель – оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

- итоговый – проводится за отчетный период (за месяц, квартал, год).

3. По пространственному признаку:

а) внутрихозяйственный;

б) межхозяйственный, то есть когда сравниваются результаты нескольких предприятий.

4. По аспектам исследования охватывает различные сферы деятельности предприятия:

а) финансовый – изучение, диагностика, прогнозирование финансового состояния предприятия и выявление резервов повышения его устойчивости;

б) управленческий – проводится с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений;

в) социально – экономический – изучает взаимосвязь социально-экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;

г) экономико – статистический – используется органами статистики для изучения массовых общественных явлений на уровне предприятия, отрасли и региона;

д) экономико – экологический – исследование процессов, связанные с сохранением и улучшением окружающей среды;

е) маркетинговый – изучение внешней среды функционирования предприятия (рынки ресурсов, рынки сбыта готовой продукции);

ж) инвестиционный – оценка эффективности инновационной и инвестиционной деятельности предприятия;

з) функционально – стоимостной – выявление ненужных функций объекта, предупреждения лишних затрат, за счет ликвидации ненужных деталей, узлов, упрощение конструкций и т.д.;

и) логистический – исследование и оптимизация товарных потоков;

й) поставщики-предприятие-покупатели готовой продукции.

5. По методике изучения объектов:

а) сравнительный (сопоставительный) – основан на качественных сравнительных характеристике и экспертных оценках, исследуемых явлений и процессов;

б) факторный – исследование степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов;

в) экспресс анализ – способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для экономических явлений; позволяет быстро устранить характер происходящих процессов без проведения сложных расчетов;

г) фундаментальный – это углубленное, комплексное исследование сущности, изучаемых явлений, с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария;

д) маржинальный – метод оценки и обоснование управленческих решений на основе причинно-следственных связей между объектом продаж, себестоимостью и прибылью;

6. По субъектам (пользователям) анализа:

а) внутренний – проводится непосредственно на предприятии;

б) внешний – проводится на основании финансовой отчетности поставщиками, покупателями, кредитными организациями, инвесторами, аудиторскими фирмами и т.д.;

7. По степени охвата изучаемых объектов:

а) сплошной (комплексный) – изучение и анализ всех без исключения объектов;

б) выборочный (локальный) – предполагает анализ деятельности отдельных подразделений и центров ответственности;

в) тематический – предполагает анализ отдельных вопросов, тем и показателей.

Методические основы экономического анализа.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета.

Метод экономического анализа – это комплексное изучение, измерение и обобщение влияние факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

Основные этапы проведения экономического анализа включают:

1) Определение объектов, целей и задач анализа, составление плана аналитической работы.

2) Разработка системы показателей, с помощью которых будет сбор и подготовка необходимой информации для поведения анализа.

3) Сбор и подготовка необходимой информации для проведения анализа.

4) Выбор способа исследования изучаемых явлений, технических приемов и средств.

5) Непосредственно анализ объектов исследования.

6) Выявление резервов роста эффективности предприятия.

7) Интерпретация результатов исследования и разработка конкретных рекомендаций, направленных на реализацию выявленных резервов.

В зависимости от направления экономического анализа различают следующие приемы и способы его проведения.

Направления экономического анализа.

Оценка Диагностика Прогнозирование
Традиционные логические приемы обработки информации Приемы факторного детерминированного анализа Приемы факторного стохастического анализа Приемы оптимиза-ции показателей Психологиче-ские приемы творческого мышления
1. Сравнения 1. Цепные подстановки 1. 1.Корреляционный анализ 1. 1.Теория игр 1.Прием аналогий
2. Относительные величины 2.Абсолютные величины 2. 2.Дисперсионный анализ 2. 2.Математи-ческое программи-рование 1. 2.Интуитивные и экспертные приемы
3. Средние величины 3.Относительные разницы 3. 3.Компонентный анализ 3.Сетевые методы планирова-ния 3.Метод мозгового штурма
4.Группировки 4.Индексный метод 4. 4.Многомерный факторный анализ 4.Теория массового обслужива-ния 4.Морфологи-ческий анализ
5.Графический 5.Интегральный      
6.Табличный 6.Пропорциональное деление      
7. Балансовый 7.Логарифмирование      

В практике анализа широко используют средние и относительные величины.

1)Средние показатели рассчитывают на основе массовых качественно однородных данных. Они дают обобщенную характеристику процессов и явлений.

Различают среднюю арифметическую (простая и взвешенная), среднюю гармоническую, среднюю геометрическую (применяют для средних темпов роста), а также моду и медиану. Например, в торговле рассматривают средний размер товарооборота на одного работника, на квадратный метр, на рубль основных производственных фондов, средние товарные запасы, среднюю заработную плату и т.д.. Сравнивая деятельность предприятия со средними величинами можно установить на каком уровне она находится, то есть выше или ниже среднего.

2)Относительные величины включают проценты, коэффициенты, индексы.

Проценты применяются при изучении степени выполнения планов, структурных показателей, уровня расходов, рентабельности и других.

Коэффициенты рассчитывают отношением двух взаимосвязанных показателей, один из которых принимается за единицу. При анализе используют коэффициенты рентабельности, фонда вооруженности, производительности труда и т.д.

Индексы приемлемы при изучении динамики показателей и различия уровня явлений. Индексы могут быть индивидуальными и агрегатными (агрегированными).

3)В анализе хозяйственной деятельности могут применяться интегральные показатели, с помощью которых дается оценка двум, трем и более взаимосвязанным показателям.

Интегральный показатель определяется извлечением корня из произведений этих показателей.

;

где S – интегральный показатель;

K – показатели (абсолютные или относительные);

m – число, изучаемых показателей.

4)Прием группировок используется для выяснения взаимосвязи и взаимозависимости между показателями при большом количестве данных. Он позволяет установить наличие характер и направление взаимной связи между анализируемыми показателями. Группировать нельзя по случайным признакам, прежде необходимо выяснить характер причинно-следственной связи. Группировки целесообразны при подготовке первичного материала и его аналитической обработки позволяют выделить из совокупности данных фактора и тенденции изменения. Однако, с их помощью нельзя количественно измерить степень влияния фактора на изучаемый показатель. Это можно сделать, используя приемы элиминирования, математического программирования, корреляции, регрессии и другие.

5)Графический метод относят к методу агрегирования данных на этапе первичного описательного анализа данных.

График – это чертеж, показывающий соотношение данных с помощью геометрических образов и изобразительных средств. Графики позволяют представить статистические данные в наглядном виде.

6)Экономико-математические методы используются для описания экономических задач и достижения оптимизации при их решении, условно их можно разделить на две группы:

1) Служащие для описания структуры задач, хода явления и процесса управления и т.д.,

2) Позволяющие достигнуть оптимизации задач управления.

К первой группе относят все математические методы, используемые для проектирования моделей, оперативных, текущих и перспективных задач управления. Примеры: структурные модели экономики, методы сетевого анализа, управление запасами, балансовые, графические и другие.

Во вторую группу включаются классические методы математического анализа, математическое программирование, теория массового обслуживания, теория игр, методы экстраполяции и другие.

7)Эвристические методы – неформализованные методы решения экономических задач на основе интуиции, опыта, экспортных оценок и т.д..

8)Методы прогнозирования бывают: интуитивные, изыскательские, нормативные и с обратной связью.

9)Эконометрические методы строятся на синтезе трех областей знаний: экономики, математики и статистики. Основой метода является эконометрическая модель, то есть схематическое представление экономического явления или процесс с помощью научных абстракций и отражения их характерных черт.

10)Методы математического программирования, математической статистики, экономической кибернетики.

11)Сравнительный метод анализа является начальной стадией анализа, заключается в сопоставлении планов показателей с ожидаемыми или фактическими показателями. Выделяют горизонтальный (временной анализ), вертикальный (пространственный анализ). Горизонтальный анализ проводят для изучения изменения показателей в динамике.

 

 

Показатели кредиторской задолженности торгового предприятия, в рублях.

Показатели       Абсолютное отклонение Относительное отклонение
2010/2009 2009/2008 2009/2008 2010/2009
А              
Кредиторская задолженность, в том числе: 962 728 1 331 016 1 089 970 368 288 -241 046 38,2 -18,1
перед поставщиками и подрядчиками 947 289 950 262 1 057 251   106 989 0,3 11,2
по оплате труда   13 594     -11 660 127,5 -85,8
по социальному страхованию     11 635     137,5 93,3
перед бюджетом   27 473   20 618 -19 184 300,7 -69,8
по авансовым платежам - 327 701   327 701 -327 545 - -99,9
прочие кредиторы     10 705     7857,3 79,3
                 

 

Вывод: абсолютное отклонение кредиторской задолженности в отношении 2009г.= 368 288, в сравнении 2010г. уменьшился на -241 046, относительное отклонение в 2009г. 38,2, в 2010г. снизилась на -18,1%, является отрицательная тенденция. Перед поставщиками и подрядчиками абсолютное отклонение в отношении 2009г.=2973, а в 2010г. возросла до 106984, в относительном отклонении 2009г. произошло увеличение на 0,3%, однако в 2010г. возросло на 11,2%, выявляется положительная динамика. По оплате труда абсолютное отклонение в 2009г. составила 7619, в 2010г. снизилась до -11660, относительное отклонение 2009г. 127,5, а в 2010г. -85,7, можно сказать, что считай закрыли все долги. По социальному страхованию абсолютное отклонение в 2009г. составило 3484, в 2010г. незначительно увеличилось до 5617, в относительном отклонении 2009г. 137,5%, в 2010г. 93,3. Перед бюджетом абсолютное отклонение 2009г. 20 618, в 2010г. произошло снижение до -19184, относительное отклонение 2009г. 300,7, в 2010г. произошел скачек до -69,8, выявляется положительная динамика. По авансовым получениям абсолютное отклонение в 2009г. 327701, в 2010г. уменьшение до -327545, относительное отклонение в 2009г. отсутствует, в 2010г. -99,9, считай закрыли все задолженности. Прочие кредиторы абсолютное отклонение 2009г. составило 7857,3, в 2010г. снизилось до 79,3%, все равно наблюдается положительная динамика. На рост кредиторской задолженности повлияли статьи по оплате труда 127,5; по социальному страхованию 137,5; перед бюджетом 300,7; прочие кредиторы 7857,3; в 2010г. наблюдается отрицательная динамика, где повлияло оплата труда -85,7; бюджет -69,8; авансовые получения -99,9.

 

 

Общий вертикальный анализ показателей баланса оптового предприятия «Рос*», руб.

АКТИВ ПАССИВ
А          
Показатели на начало 2000 г. в % к итогу показатели на начало 2000 г. в % к итогу
1. Внеоборотные активы 9 360 638 59,0 4. Капитал и резервы 9 828 117 62,0
2. Оборотные активы 6 274 089 39,5   5. Долгосрочные пассивы    
3. Убытки 233 051 1,5 6. Краткосрочные пассивы 6 039 661 38,0
ИТОГО: валюта баланса 15 867 778 100,0 ИТОГО: валюта баланса 15 867 778 100,0

 

Столбцы 2, 5 табл. 2 дают результаты вертикального анализа. В данном случае все сравнения происходят «внутри» исследуемого периода. Необходимо обратить внимание на то, что результатом вертикального анализа является процентное отношение (чаще всего).

На практике горизонтальный и вертикальный анализ чаще всего совмещают.

При применении сравнительного метода экономического анализа необходимо руководствоваться определенным планом анализа. Он может быть таким:

1) общая характеристика исследуемого показателя, его связь с другими экономическими показателями;

2) выбор вида сравнительного анализа (горизонтальный, вертикальный или горизонтально-вертикальный);

3) выбор способа анализа и представления данных (базисный, цепной, средних и относительных величин, графический, табличный и др.);

4) проведение анализа выбранным видом и способом;

5) анализ результатов и построение выводов;

6) определение факторов и причин изменения анализируемого показателя;

7) составление предложений и рекомендаций по улучшению финансового состояния или деятельности предприятия, связанных с анализируемым показателем.

При составлении плана надо знать, что проведение сравнительного анализа – не самоцель. Главным в любом анализе являются выводы, определение причин и рекомендаций, которые получают по результатам проведения анализа. Рассмотрим пример.

Пример 1. Требуется провести исследование себестоимости готовой продукции сравнительным методом экономического анализа по данным, приведенным в табл. 3. Примечание: себестоимость единицы продукции в течение всего анализируемого периода не изменялась.

 

Таблица 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: