Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. Л., 1971.




Лопатин В. В. Рождение слова. М., 1973.

Максимов С. Крылатые слова. М., 1955.

Откупщиков Ю. В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1973-

Су перанская А. В. Как вас зовут? Где вы живете? М., 1964.

Успенский Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. Л., 1962.

Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический сло­варик школьника. М., 1967.

Шанский Н. М. В мире слов. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1978.

Югов А. Думы о русском слове, М„ 1972,

Предисловие............................................................ 3

Общие вопросы методики изучения лексики русского языка

в школе....................................................... 6

Место лексики в курсе русского языка. Ее задачи а

значение...........................................................

88 115 131
Краткие сведения из истории изучения лексики русско­го языка в школе

Отбор лексических понятий и их содержание.... Последовательность изучения лексических понятий,. Упражнения по лексике русского языка...,., Формирование лексических умений и навыков.... Отбор дидактического материала для упражнений.. Работа по лексике в IV—VIII классах......... Изучение лексики как раздела науки о языке.... Работа по лексике при изучении грамматики.... Воспитательная работа на уроках изучения лексики...

Важнейшие словари русского языка................

Литература.................

Прудникова Антонина Васильевна

ЛЕКСИКА В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Редактор И. И. Проскуровская. Художник И. Разина. Художественный редактор Е. Л. Ссорина. Технический редактор М. Е. Тургенева. Корректор

А. Б. Маркович.

ИБ № 4134

Сдано в набор 30.01.79. Подписано к печати 27.08.79. Бум. типограф..№ 1. Гарн. обык. нов. Печать высокая. Уел. печ. л. 7,56. Уч.-изд. л. 7,70. Тираж 100 000 экз. Заказ 1176. Цена 25 коп.

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение» Госу­дарственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книж­ной торговли. Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

Типография М 2 Росглавполиграфпрома, г» Рыбинск, ул. Чкалова! -8»


 

 


■Петрова Е. Академик Федор Иванович Буслаев и его значение для школы. — В кн.: Буслаев Ф. И. О преподавании оте­чественного языка. JL, 1941, с. 27.

1 Чернышев В. И. В защиту живого слова. Избр. труды, т. 2. Сост. А. М. Иорданский, В. Г. Костомаров, И. Ф. Протченно. М., 1970, с. 521-522.

1 HI 'I. it и ii II. М. Русский язык. Лексика. Словообразование. М Им I, I 1

1 Клюева В. И. Определение слова и его значение в разви­тии речи. — «Русский язык в школе», 1940, № 3, с. 36.

1. В данных рядах найти слова, которые не являются си­нонимами.

1) Здание, постройка, сооружение, сарай. 2) Зрелище, опера, представление. 3) Воин, артиллерист, боец, солдат.

2. Найти общее название для каждого ряда словг

1 У ш и и с к и й К. Д. Собр. соч., т. 7, М.—Л., 1949, с. 321.

1 См.: Программы восьшлетней и средней школы. Русский ЯЗЫК. М., 1978.

1 Программа тюсъмилетней школы. Начальные классы (1—3). М., 1976, с. 10.

1 Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. И ид. 2-е, вспр. и доп. М., 1970, с. 181;

3. Указать, где выделенные слова употреблены в прямом,

а где в переносном значении.

Движение поезда — движение за мир; швейная маши­

на — военная машинаj >

8. Найти в тексте слова, близкие по значению..к данным в справке,

5 См.: Розенталь Д. Э., Телепкова М. А. Словарь-спра­вочник лингвистических терминов, Изд 2-е, испр. и доп. М., 1976, с. 82.

2. Составить словосочетания или предложения, употребив данные слова в разных формах. Сопоставить лексиче­ское и грамматическое значения образованных и дан­ных форм. Изменилось ли лексическое значение слов?, А грамматическое?

Прогулка, ураган; храбрый, хороший; работать, гово­рить.

3. Написать небольшое сочинение на тему «В школьной библиотеке». Включить в сочинение данные слова. Вы­яснить по толковому словарю лексическое значение

1 Абакумов С. и Солонино М. К вопросу о работе над синонимами. — «Русский язык в советской школе», 1929, № 2, о. 89.

I I Ipn'iuTim. токе г. К' иыдолонпмм словам подобрать си- поннмы. Укавпть их общоо вначеиие.

Мещёрское половодье

Во всем виноват Паустовский. Это он для всех странников, для всех любителей ветра, неба, душистых трав и бездонпой поды от­крыл страну со сказочно древним названием — Мещёра. Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, на сон грядущий перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки на- гретого ельника, пахнёт болотной сыростью. Услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху вале-

3. К данным синонимам подобрать существительные и

составить словосочетания.

5. Списать. К выделенным словам подобрать синонимы.

Определить, какой частью речи опи выражены.

Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо а сурово на посветлевшем небе. На темпом фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. Ленские струи, еще не замерзшие, по уже тяжелые и темпые, сталкивались в тесном русле, завора­чивались воронками и омутами. Казалось, река в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели... Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного ту­мана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше...

(В. Г. Короленко.)

Большое значение имеет третий этап работы, когда школьники, осознав понятие, его сущность и признаки, учатся применять эти знания па практике, используя си­нонимы в разных функциональных стилях. Следует на примерах показать им, что выбор того или иного синони­ма определяется не только стремлением к точности выра­жения смысла, по и стилем речи: книжным или разговор­ным. Так, слово эпизод чаще употребляется в книжном стиле, а его синоним случай безразличен к стилю речи, т е.

1 Афанасьев П. О. Методика русского языка в средней школе. М., 1947, е. 230.

1. Указать неологизмы. Почему они являются неологиз­мами?

Путешествие, воскресник, дошкольник, высотник, пы­лесос, передовик, луноход, целинник, экскаваторщик, ак­ванавт, мотель, соревнование, расстыковка, силон, телеве­щание, телеэкран, коллективизация.

Составить предложения с неологизмами.

2. Найти в тексте неологизмы советской эпохи, указать

- время их появления в языке, Можно ли сейчас считан.

их неологизмами?,..

В старых словарях вы найдете слово «целина», но не найдете слова «целинник». Оно родилось в 50-е годы, точно так же кая в годы коллективизации появилось слово «колхозник». Само поня­тие «целина» утратило тогда свое чисто земледельческое значе­ние, оно стало термином общественным, ибо за ним стояли высокая гражданственность и глубокий советский патриотизм. Целинник—- фигура историческая, определившая собой героическое время. Этим словом обозначен особый характер, обусловленный потреб­ностью времени.

(Л. И. Брежнев.)

8. Произвести синтаксический разбор следующего пред­ложения: Я выполнил работу без сучка и задоринки.

На завершающем этапе изучения устойчивых словосо­четаний следует остановиться па употреблении их в речи в зависимости от ситуации и цели высказывания, пока­зать стилистическую функцию фразеологических обо^ ротов.

Знакомя учащихся с употреблением фразеологизмов в речи, важно учитывать те общие признаки, которые име­ются у фразеологических оборотов со словом. Как и сло­ва, фразеологизмы служат для передачи мыслей,' для обо-

1 Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение <1 слово); Игд. 2-е. М., 1972, с. 31.

1 Программы восьмилетней и средней школы. Русский язык. М., 1978, с. 10.

2) Рисовать — рисование, гореть — горение, бороть* ся борьба, учиться — учеба, болеть — болезнь, дикто­вать — диктант, покупать — покупка, работать — работа.

1 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 77.

1 У ш и п с к и й К. Д. Избр. цод. соч., т. 1. М., 11)74, с. 147,

1 Более подробно о важнейших словарях русского л.н.иш с,м. соответствующую главу данного пособия.

:V!

1 Шанский Н. М. Лексикология соиремгшшгп

ка, Изд. 2-е., исир. М., 1972, с. 71.

1 Подробная характеристика словарей дапа и кн.: Ill и п ский И. М. Лексикология современного русского языка, Инд. '' <\ иснр. М., 1972; Лебедева Г. Н. Словари русского ii:ii.ii(;i и ш пользование их в школе. — В кн.: Виды работ но |м;иштик» р ш

на уроках русского языка. М., 1903.


[1] Буслаев Ф. И. Учебник русской грамматики, сближенной с церковнославянскою. С приложением образцов грамматического разбора. Для средних учебных заведений. М., 1889, с. 42.

[2] Срезневский И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. Спб., 1899, с. 70.

[3] У ш и н с к и й К. Д. Собр. соч., т. 3, М.—JL, 1948, с. 166.

[4] Труды первого съезда преподавателей русского языка в во­енно-учебных заведениях. Спб., 1904, с. 407,: — —

[5] Комплексные программы строились по схеме: 1) природа и человек, 2) труд, 3) общество. Изучепие языка связывалось с комплексными темами. Методом обучения было «наблюдение над языком».

[6] «Путь просвещения», 1923, № 2-3.

[7] Рыбникова М. А. Изучение родного языка (Заметки и задачи). Вып. I. М., 1921, с. 1.

[8] Программы средней школы. Русский язык и литературное чтение. V—VII классы. М., 1949, с. 5.

[9] Проект программы средней школы по русскому языку. — «Русский язык в школе», 1967, № 2, с. 61.

[10] Наименование типов лексических упражнений носит услов­ный характер.

[11] См.: Добромыслов В. А. Обогащение активного словар­ного запаса учащихся. — «Русский язык в школе», 1958, А1» 3.

! Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1963, с. 208.

[13] Добр ом ысл о в В. А. Раскрытие понятий в курсе русско­го языка. Сб. статей. Под ред. В. А. Добромыслова. М., 1949, с. 10,

[14] Сердюченко Г. П., Петрова Е. Н., Добро мы с- л о в В. А. Об улучшении преподавания русского языка в V— VIII классах средней школы. М., 1949, с. 43.

[15] Л ев и н В. И. Поли. собр. соч., т. 40, с. 49.

[16] См. о школьном фразеологическом слоппро ни с. 130-137 данного пособия.

[17] См. раздел «Литература» на с. 142—143,

! Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1970, с. 140.

“ Ушинский К. Д. Собр. соч., т. 7. М.—Л., 1949, с. 256.

[19] Храбрый — храбрость, молодой — молодость, си­ний — синева, добрый — доброта, красный — краснота, скорый — скорость, темный — темнота, высокий — высота, смелый — смелость, свежий — свежесть.

г Там же, с. 149.

[21] См. об этом: Баранов М. Т. Формирование лингвистиче­ского мировоззрения учащихся на уроках русского языка в IV— VIII классах. — «Русский язык в школе», 1977, № 3.

[22] Афанасьев П. О. Методика русского языка в средней школе. М., 1947, с. 225,

[23] Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 40, с. 204—205,

[24] Брежнев Л, И, Ленинским курсом, т. 4. М., 1974, с. 437.

[25] См.; Русские писатели о языке (XVIII—XX вв.). Под ред. Б. В. Томашевского и Ю. Д. Левина. Л., 1954; Русские писатели о языке. Хрестоматия. Под общей ред. А. М. Докусова. Изд. 2-е. Л., 1955.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: