Всероссийский конкурс «Классный час – 1 сентября 2012 года»
Тема классного часа «Семья и семейные ценности»
Цель: сформировать понятие о семье и ценности семейных отношений.
Задачи:
- раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;
- расширить представление о семейных обязанностях, традициях, ценностях;
- способствовать развитию интереса, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей;
- формировать чувство долга и ответственности перед своей семьей;
- воспитывать уважение к членам семьи, людям старшего поколения.
Ход мероприятия
Введение.
Скажите, вы считаете себя счастливыми людьми?
Что делает вас счастливыми?
(высказывания ребят)
Я предлагаю вам сейчас выбрать положительные качества счастливого человека из данного перечня.
1. сочувствие | 2. вежливость | 3. жадность |
4. хозяйственность | 5. оптимизм | 6. лицемерие |
7. лживость | 8. нежность | 9. лень |
10.хвастовство | 11. зазнайство | 12. грубость |
А теперь подчеркните в данных словах буквы, которые соответствуют номерам клеточки, в которых они находятся. Сложив их правильно, вы сможете определить, о чем мы с вами будем сегодня говорить.
(Ответ - СЕМЬЯ)
Итак, наш сегодняшний разговор действительно о семье, о семейных взаимоотношениях, семейных ценностях. Жизнь каждого человека от рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, становится гражданином. В недрах семьи закладываются ценности и нормы поведения.
Работа с темой.
Мы часто используем слово «семья». А что мы понимаем под этим словом? (Высказывания ребят)
В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее определение семьи: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».
Перечислите людей, которых вы называете своими родственниками.
(Высказывания ребят)
Как вы думаете, когда появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала Земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все так же ответила «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я», - тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь «Я».
Вот так на Земле появилась СЕМЬЯ.
Слово семья можно разделить на два слова: СЕМЬ и Я. Значит, семья – это семеро таких же, как я. И правда все мы похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой.
Почему именно семь?
(Предположения)
Давайте перечислим самых близких членов семьи: я, мама, папа, бабушка, дедушка, бабушка, дедушка. Итого: семь.
Сейчас я предлагаю вам рассказать о вашей семье, познакомить нас с членами своей семь. (Рассказ ребят)
Итак, семьи все разные. А чем они отличаются?
(Высказывания ребят)
Верно. У каждой семьи свои привычки, обычаи, традиции, уклад жизни. Но это не важно. Главное, чтобы семья была единой, в ней царила доброта, поддержка, забота.
Семейный вопрос отражен в устном народном творчестве, в русских народных сказках, пословицах и поговорках, которые мы называем народной мудростью. О чем же учит нас народная мудрость? Предлагаю вам сейчас попытаться собрать пословицы. Они, хулиганки, рассыпались по словечкам. Помогите им вновь встать на свои места.
В семье / любовь / да совет, / так и нужды нет.
Не будет / добра, / коли в семье / вражда.
Семья / без детей, / что цветок / без запаха.
Родители / трудолюбивы, / и дети / не ленивы.
(Необходимо составить пословицу и объяснить ее смысл)
Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Вступление в брак в православии называется венчание – на головы жениху и невесте возлагают венцы. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что до смерти жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью. Родители стараются передать детям свои знания. Для сохранения дружной семьи необходимо, чтобы в ней были общие события, праздники, семейные традиции.
Великий китайский философ Конфуций писал «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». В каждом государстве есть свои законы и традиции. Так же и в семье. Какие традиции есть в ваших семьях?
(Высказывания ребят)
Традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Один из таких обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Как правило, этот человек является самым уважаемым членом семьи.
Среди вас есть те, кого родители назвали в честь своих родственников? Почему вас назвали в честь этих людей?
(Высказывания ребят)
Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что вместе с именем ребенок наследует судьбу того человека, в честь которого был назван. Поэтому родители старались давать имена родственников, пользующихся уважением, имеющих счастливую судьбу.
Многие из вас уже начали задумываться о будущей профессии. Есть среди вас те, кто хочет идти по стопам родителей? Почему?
(Высказывания ребят)
Общий вид деятельности в семье – еще одна древняя традиция. Именно так создавались целые династии (многие поколения одной семьи), занимающиеся одним делом. Например, династия врачей, учителей, строителей.
Все мы очень любим праздники. В каждой семье праздники отмечаются по-своему. И это тоже своеобразная традиция. Какие праздники вы отмечаете? Как вы готовитесь к ним?
(Высказывания ребят)
Есть и очень вкусная традиция – традиция застолья. С древности повелось встречать в своем доме гостей и потчевать их разными яствами. Конечно, времена меняются, но традиции остаются.
Какие блюда являются традиционными на ваших семейных застольях?
(Высказывания ребят)
Многие семьи хранят старинные вещи – так называемые семейные реликвии. Вот и еще одна традиция. Мы храним память о человеке, который обладал этой вещью.
Есть ли у вас вещи, передающиеся по наследству как памятные?
(Высказывания ребят)
Современная техника творит чудеса, практически все мы имеем фотоаппараты, и целую коллекцию фотографий. Наличие фотоальбомов – еще одна семейная традиция.
У кого из вас есть такая традиция?
(Ребята высказываются)
В свободное время, а особенно во время каникул родители пытаются скрасить ваш досуг. Особенно ценно, когда вы проводите время вместе со своей семьей. Так возникают семейные традиции, связанные с проведением отпуска.
Расскажите, как вы проводите время со своей семьей? Есть ли у вас подобные традиции?
(Высказывания ребят)
Итак, традиций в семье много. Даже элементарную уборку по воскресеньям можно назвать семейной традицией. Ведь именно в вашей семье привыкли так жить.
Ребята, каких качеств нужно придерживаться, чтобы семья была дружной, счастливой, на чем должна строиться семья?
(Высказывания ребят)
Совершенно верно. Семья строится на взаимоуважении и взаимопонимании.
Давайте попробуем выбрать составляющие крепкой и дружной семьи.
(Ответ: уют, спокойствие, любовь, добро, счастье, дружба, согласие).
Все это – составляющие крепкого фундамента для семьи – семейные ценности. Как вы понимаете это понятие?
(Высказывания ребят)
Верно. Это общие интересы всей семьи. Мы с ними не рождаемся.
Итак, семейные ценности
- не передаются по наследству;
- их нельзя купить, а можно только беречь как зеницу ока.
А теперь я предлагаю послушать стихотворение и выбрать из него основные ценности счастливой семьи. Чтобы вам их не забыть, давайте соберем из них радугу. Радуга – очень красивое явление, но видим мы ее редко. Я хочу, чтобы у каждого из вас по итогам сегодняшнего занятия осталась своя радуга – модель счастливой семьи.
(По мере прочтения стихотворения на каждый цвет ребята записывают одну из ценностей семьи.)
***
Что значит для меня моя семья?
Конечно - счастье и уют домашний,
Семь правил обязательных храня,
Лишь только семь, но очень - очень важных.
Во-первых, это главное - любовь.
Всем сердцем и душою всей, и разумом.
Не просто чтоб бурлила страстью кровь,
А трепетно, и каждый день по-разному.
Второе - дети. Что за дом без них?
Пустыня без колодца - не напиться.
А дети - это жизнь, это родник
И продолженье рода. Пусть струится!
Потом забота. Лишь она
Очаг семейный сбережет от ветра.
Старайся, чтоб с улыбкою весна
Была всегда с тобою, а не где-то.
Четвертое - терпение. Оно
Поможет пережить невзгоды, беды...
И отогреет солнышком окно.
Что инеем заледенело белым.
А пятое - ответственность и дом.
В фундаменте семейном веский камень.
Они помогут защитить любовь,
От ветра уберечь душевный пламень.
Шестое — уваженье. Только с ним
Приобретешь успех, признанье общее.
Всегда, считаясь с мнением других,
Научишь, чтоб с твоим считались собственным.
И наконец, седьмое - чистота
Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...
Вот так я представляю свой очаг,
Где я любима, счастлива где полностью.
В семье все идет своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, а потом прадедушками и прабабушками.
Отсюда можно вынести очень важную обязанность семьи. Давайте попробуем ее разгадать.
(Ответ: уход за больными и старыми членами семьи).
Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.
Сейчас я прочитаю вам сказку В.А.Сухомлинского «Сказка о человеке и стрекозе».
«Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.