1. Занятие начнем с выступления студентов, которые не успели выступить с докладом на прошлом занятии. Затем будет устный опрос по тому, что обсуждали на прошлом п/з: что такое «экономическая география и регионалистика мира», что изучает и на какие 2 области делится, связь экономики с другими науками (на конкретных примерах), методы, применяемые в ЭГиРМ (с конкретными примерами), что такое «экономика» и какие основные показатели используют для оценки ее результатов, что такое паритет покупательной способности (ППС) и для чего используется, где можно найти официальную статистику (ВВП, ВВП на душу населения и т.д.): как называются сборники и кто их выпускает. Опрос будет выборочный по журналу, поэтому готовиться всем. За правильный ответ: от 0,5 до 1 балла. За отсутствие ответа или за неверный ответ: от -0,5 до -1 балла (штрафные баллы).
2. Необходимо знать стандартную типологию (классификацию) стран мира, в рамках которой выучить наизусть и уметь показать на карте[1]:
а) Страны большой семерки (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада);
б) Менее крупные экономически развитые страны Западной Европы (не менее 5 стран): Швеция, Швейцария, Австрия, Норвегия, Бельгия, Дания, Испания и т.д.[2];
в) Страны СНГ (Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина);
Примечание: 22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами-участниками СНГ.
г) страны ОПЕК (не менее 5 стран): Алжир; Ангола; Венесуэла; Габон; Иран; Ирак; Конго; Кувейт; Ливия; Объединённые Арабские Эмираты; Нигерия; Саудовская Аравия; Экваториальная Гвинея;
д) Новые индустриальные страны первой волны: 4 азиатских тигра (дракона): Тайвань, Сингапур, Гонконг, Южная Корея (официальное название: Республика Корея) и 3 латиноамериканских государства: Бразилия, Аргентина, Мексика;
е) наименее развитые страны (не менее 5 стран): Азия: Афганистан, Йемен, Камбоджа, Бангладеш, Мьянма и др., Африка: Ангола, Мадагаскар, Сомали, Мозамбик, Судан (и Южный Судан), Эфиопия и др., Латинская Америка и Карибский бассейн: Гаити[3].
3. Старосте группы необходимо распределить темы докладов. По одной теме докладывает один студент. Если за студентом была закреплена тема доклада, но он по каким-либо причинам не сможет явиться на занятие, то ему необходимо заранее предупредить об этом старосту, а старосте поручить подготовить доклад другому студенту (чтобы не было ситуаций, когда тему никто не подготовил к практическому занятию).
Рекомендации по докладам: необходимо коротко и по существу раскрыть тему доклада, желательно с презентацией (рекомендуемое время выступления: не более 10 минут). На слайдах лучше показывать как можно меньше текста и как можно больше иллюстративного материала. Первый слайд – титульный лист, на котором указывается тема доклада, ФИО студента и номер учебной группы. Максимальное количество баллов можно получить только за устный рассказ «своими словами» (без постоянного чтения с листов, при этом периодически подсматривать допускается). Вопросы по теме доклада на последнем слайде (как на первом занятии) делать не нужно.
Темы для докладов (необходимо сделать акцент на статистику, графики и карты):
1. Типы воспроизводства населения и половозрастная структура населения различных стран мира;
2. Естественный прирост населения мира. Миграция населения мира;
3. Ожидаемая продолжительность жизни стран мира. Возраст выхода на пенсию в странах мира.
4. Посмотреть, что показывают и как рассчитываются следующие показатели (если не успели записать в лекции, то законспектируйте):
1. Общий коэффициент рождаемости и смертности;
2. Коэффициент естественного прироста (основное демографическое тождество);
3. Среднегодовая численность населения;
4. Общий коэффициенты брачности и разводимости.
[1] Будет игра, нужно будет выходить к доске, приводить пример стран и показывать их на карте;
[2] Большинство из таких стран являются членами Европейского союза (ЕС), сейчас государствами-членами ЕС являются 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Республика Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония.
[3] Полный список см. https://www.un.org/ru/development/ldc/list.shtml (согласно ООН), а также обратите внимание, что существуют Перечни развивающихся и наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (в редакции Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 марта 2021 г. № 17)