Методика проведения анализа экономики и инфраструктуры страны




Тема 4. Хозяйство стран как компонент страноведческой характеристики.

Методика проведения анализа экономики и инфраструктуры страны

Экономические условия наряду с особенностями природы, культуры являются важнейшими факторами развития туризма. Причем экономические условия могут быть в этом плане существенно улучшены за сравнительно небольшой отрезок времени.

Характеристика экономики, экономических условий включает наряду с общими справочными показателями ряд сведений, которые составляют специфику только определенного региона страны. Это означает, что знание состава, структуры и понимание роли отдельных групп экономических условий в развитии туризма в каждой стране является необходимой составной частью системы знаний в подготовке специалистов. Оценить все многообразие экономических условий в данном случае не представляется возможным, поэтому целесообразно рассмотреть в данной главе несколько основных групп отраслей и производств, которые играют определяющую роль в развитии туризма. Как и в случаях, касающихся всех предыдущих основных понятий, главным аспектом рассмотрения экономических условий является умение понимать и объяснять их воздействие на определенные виды туристской деятельности.

Рассмотрим пункты плана туристского изучения экономики страны по порядку.

1. Вначале необходимо определить роль и значение экономики страны в мировом хозяйстве: уровень экономического развития выражается пропорциями макроотраслевой структуры, показателями внутреннего валового продукта — в целом и на душу населения, показателями уровня инфляции и качества жизни. Главными количественными показателями уровня развития страны являются ВВП (в целом по стране и на душу населения). Сравнение этих показателей по стоимости с мировыми данными позволяет достаточно точно определить, насколько экономическая обстановка в стране благоприятна для туризма, особенно важны показатели на душу населения. Уровень инфляции, выраженный в процентах, позволяет судить, насколько стабильна экономическая ситуация в стране: высокий уровень свидетельствует о том, что туристы в данной стране могут столкнуться с неприятными финансовыми обстоятельствами. Показатели качества жизни уже были рассмотрены в главе «Народонаселение».

2. Затем целесообразно остановиться на существующих в стране социально-экономических укладах, формах собственности, типах ведения хозяйства и обмена (реализации продукции). При этом следует учитывать, что во многих государствах экономические условия в разных частях различны. Характерной чертой экономики большинства стран мира является многоукладность, множество всевозможных смешанных форм. Но ныне нет стран с исключительно докапиталистическими укладами. Поэтому в принципе в любой стране есть экономические условия для развития туризма, но чем выше уровень экономики, тем они более благоприятны. Обычно уровень названного развития выражают словосочетанием, отражающим основные пропорции хозяйства, или названием стадии хозяйственного развития страны.

3. Далее надо кратко перечислить отрасли специализации в трех основных сферах деятельности: сфере услуг, в промышленности и сельском хозяйстве. Списка отраслей вполне достаточно для общего представления об уровне развития страны и ее участии в мировом хозяйстве.

4. После общей характеристики необходимо перейти к определению места и роли туризма в экономике страны. Это может быть подтверждено показателями удельного веса туризма в ВВП или ВНП, долей занятых в сфере туризма или объемом потока туристов, посещающих страну за год. Каждая страна имеет свою специализацию в мировом турбизнесе, поэтому необходимо указать основные направления специализации и главные виды деятельности (если они есть) данного государства в мировом туризме.

5. Отраслью международной специализации страны называется отрасль производства продукции или услуги на экспорт, т. е. определяет «лицо» страны в международном разделении труда, на мировом рынке, в мировой экономике.

Туризм во многих странах является отраслью международной специализации. Причем большинство этих стран отличаются высоким или достаточно высоким уровнем развития. Каждая из них представлена на мировом туристском рынке определенным, специфическим набором туристских услуг, т.е. определенными видами, или направлениями, туризма. Чем выше уровень развития страны,, тем больше туристов она принимает, тем выше доля занятых в сфере туризма, больше доходы, получаемые от туризма, значительнее роль туризма, тем больше внимания уделяет этой отрасли государство.

6. Поэтому, определив специализацию страны в мировом туризме, надо перейти к характеристике тех отраслей, от которых зависит успешность турбизнеса. Это туристская инфраструктура включает прежде всего три ведущие отрасли: транспорт, сферы гостеприимства и общественного питания Основными разделами характеристики любой отрасли инфраструктуры являются: состав, уровень развития, виды и качество предоставляемых услуг и географические особенности каждой из отраслей инфраструктуры.

Туристская инфраструктура — базовое условие развития туризма, она способствует освоению территории и рациональному использованию ресурсов этим бизнесом, обслуживая туристов, создавая необходимый и достаточный уровень комфорта в местах их пребывания, а также улучшая условия жизни местных жителей, предоставляя, например, рабочие места. Существует несколько определений понятия «туристская инфраструктура», но все они практически повторяют друг друга в основной части, различаясь лишь в дополнительных деталях. В состав туристской инфраструктуры включают следующие группы отраслей: транспорт, гостеприимство, общественное питание, розничную торговлю, коммунальную службу, связь, бытовое обслуживание.

Наибольшее значение имеют, повторим, три основных блока: транспорт, сферы гостеприимства и общественного питания. Транспортная система включает несколько видов транспорта, но с точки зрения туризма имеют значение четыре вида транспорта: авиационный, автомобильный, железнодорожный и водный. Уровень развития любого из них определяется густотой сети трасс, их качеством, уровнем подвижного состава и особенностями организации перевозок. Развитие всей индустрии путешествий в любой стране в первую очередь зависит от уровня развития индустрии гостеприимства. При этом количество мест в гостиницах или любых других видах средств размещения — главный показатель, используемый для оценки эффективности работы и реальной возможности приема туристов в конкретном туристском центре или регионе. Индустрию гостеприимства в любой стране составляют средства коллективного и индивидуального размещения: гостиницы, отели, мотели, пансионы, общежития, постоялые дворы, туристские базы, хутора, усадьбы и др. Общественное питание — второй по важности после сферы гостеприимства элемент туристского путешествия. К предприятиям общественного питания относятся рестораны, кафе, бистро, закусочные, столовые, трактиры, бары, пабы и пр. Как правило, считается, что турист с утра должен получить завтрак, поэтому большая часть учреждений гостеприимства предоставляет такую услугу, стоимость которой обычно просто включается в стоимость размещения. Число посадочных мест в пункте питания того или иного предприятия гостеприимства, как правило, соответствует числу мест полной загрузки номерного фонда гостиницы.

7. Кроме собственно туризма и туристской инфраструктуры к сфере услуг относится индустрия развлечений, индустрия досуга, индустрия здравоохранения, индустрия образования и индустрия спорта, причем индустрия развлечений и индустрия досуга входят в основной, базовый блок экономических условий развития туризма в любой стране. Характеристика каждой из всех названных отраслей сферы услуг также дается по стандартному плану: состав, уровень развития, виды и качество предоставляемых услуг, а также географические особенности размещения отрасли. Можно привести краткую характеристику наиболее интересных объектов (не более двух примеров). Каждый из объектов, привлекательных для туризма, рассматривается по следующему плану: набор предоставляемых услуг, качественная характеристика главных из них, перечень возможных направлений или видов туризма, связанных со спецификой внутриотраслевого или внутригруппового состава.

Индустрия здравоохранения включает, во-первых, систему учреждений лечебного профиля и, во-вторых, систему учреждений и предприятий оздоровительного профиля. Характеристику каждой из этих систем надо давать по стандартному, уже приведенному здесь плану, дополняя ее кратким описанием наиболее интересных объектов. Индустрия здравоохранения туристского профиля во всех странах представлена несколькими основными типами учреждений — курорты, санатории, пансионаты и базы отдыха. Направления деятельности: лечебно-профилактическая, оздоровительно-восстановительная, лечебная и реабилитационная. Соответственно этим направлениям различают по специализации два типа учреждений: во-первых, учреждения оздоровительного и лечебно-оздоровительного профиля; во-вторых — учреждения только лечебного профиля. Санатории, например, относятся к исключительно лечебным учреждениям. Профиль (специализация) таких учреждений определяется заболеваниями, которые в нем лечат (органов дыхания, нервные, кардиологические, желудочно-кишечные), или реабилитацией больных после перенесенных заболеваний. Учреждения оздоровительного и лечебно-оздоровительного профиля предлагают программы общеукрепляющего воздействия, восстановления сил и профилактики заболеваний. В настоящее время происходят существенные изменения на рынке: традиционные санаторные (лечебные) курорты становятся полифункциональными лечебно-оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей. Основные причины этих изменений: 1) мода на здоровый образ жизни и спрос на восстановительные программы; 2) сокращение финансовой поддержки со стороны муниципалитетов и государства, а вследствие этого необходимость диверсификации продукта для привлечения клиентов. Учреждения по особенностям их географического положения подразделяются на приморские, равнинные и горные (в том числе — высокогорные); лесные, степные, пустынные, а по соотношению используемых факторов — на климатические, бальнеологические (применение минеральных или морских вод), грязевые и смешанного направления.

В последние годы все большее распространение получает использование других, самых разнообразных исходных материалов в лечебно-оздоровительных целях: вина, плодов, ягод, виноградных косточек, кумыса, природных солей (в шахтах), природных паров и газов и пр. Собственно, главное значение в оценке возможностей имеют не природные факторы, а качество предоставляемых туристам лечебно-оздоровительных услуг, т. е. качество курортов

Индустрия образования многоступенчата и включает системы школьного, высшего и послевузовского образования, причем каждая из этих систем тоже дифференцирована. Характеристика каждой ступени аналогична приведенной ранее характеристике индустрии здравоохранения.

Индустрия спорта также является важной составной частью сферы услуг туристского профиля, включая несколько групп учреждений и сооружений, выполняющих различные функции и взаимодополняющих друг друга спортивные базы отдыха, спортивные комплексы и сооружения, спортивные центры и ряд производственнотехнических сооружений, которые используются для организации спортивных занятий туристов (например, пристани и порты, аэродромы, туристские базы, горно-спортивные базы и пр.). Характеристика индустрии спорта также строится по приведенному плану. В конце следует перечислить возможные направления или виды туризма, связанные со спецификой услуг, предоставляемых определенными типами спортивных учреждений и сооружений. В заключение следует отметить, что при характеристике любой отрасли экономики необходимо указывать стоимость предоставляемых услуг и ее изменение по сезонам. Эти данные желательно приводить в форме таблицы, но анализ данных должен присутствовать в тексте.

Ведущая роль принадлежит индустрии развлечений и индустрии досуга. Различия между этими двумя группами отраслей невелики; обычно к индустрии досуга относят те предприятия, учреждения и сооружения, услуги которых имеют некоторые элементы познавательного характера. Индустрия развлечений имеет довольно сложный отраслевой состав. К ней относятся многочисленные предприятия розничной торговли, начиная от «блошиных» рынков и крупных торговых центров до бутиков, сувенирных лавок и антикварных салонов. Посещение магазинов (шоппинг) — любимое времяпрепровождение большинства туристов, даже простое разглядывание витрин, а тем более покупка сувениров могут стать для них развлечением. Для любителей азартных и спортивных игр и развлечений создается множество аттракционов, спортивно-развлекательных комплексов и игорных заведений. Особое место занимают казино и ипподромы. Большой популярностью среди туристов, в первую очередь — среди молодежи, пользуются дискотеки, спортивные, молодежные и ночные клубы, а также кабаре и варьете. Даже улицы ночного города могут представлять интерес как развлечение. Тем более что в крупных туристских центрах на таких улицах всю ночь «кипит жизнь». Уникальные возможности развлечения предоставляют крупные тематические парки и парки развлечений. Они разнообразны по своей тематике и набору услуг. Наибольшей популярностью пользуются аквапарки, парки ужасов и космические парки. Предприятия индустрии досуга придерживаются традиции развлечения, дополняя их новыми элементами. В настоящее время приобрели популярность мультимедийные залы, кафе-театры, уличные театры и другие представления на открытом воздухе. Они дополняют панораму выставочных и киноконцертных комплексов, мюзик-холлов и киностудий, успешно сотрудничающих с турфирмами. Это дополняется сетью национальных центров культуры и спорта других стран, которые предлагают широкий набор мероприятий. Для любителей спокойного отдыха имеется сеть ландшафтных и исторических парков, ботанических садов. Любителям животных предлагают свои услуги различные зоопарки, аквариумы, океанарии, дельфинарии. Значительная часть этих предприятий размещена в крупных туристских центрах, поэтому география отрасли дает представление о территориальных особенностях развития туризма. Разнообразный спектр услуг предоставляют туристам природ -норекреационные парки. Сюда относятся национальные парки, заповедники и заказники. Характеристика природно-рекреационных парков включает два аспекта: характеристику природных условий парка и возможностей его туристского использования. Это не только перечисление услуг, предоставляемых администрацией парка турфирмам, но и краткое описание туристских маршрутов и действующих программ. Большинство учреждений природно-рекреационной сферы в разных странах предлагают на туристском рынке множество разнообразных интересных программ, начиная от простого отдыха на природе и пеших прогулок до наблюдения за конкретными животными, многодневных сафари, в том числе охотничьих*.

8. Далее следует кратко охарактеризовать отрасли сферы услуг, сельского хозяйства, промышленности, в том числе народных промыслов и ремесел, связанных с туризмом.

Следующим по значению в туризме блоком отраслей экономики является сельское хозяйство Характеристика сельского хозяйства включает отраслевой состав, при этом желательно назвать отрасли по их значению в туризме. Дается краткая характеристика ведущих отраслей этого списка по плану: название отрасли, указание видов, сортов растений или пород животных; можно кратко описать особенности наиболее интересных из них Важно указать оптимальное время (сезон) посещения — время цветения растений или созревания плодов; время демонстрации достижений; главные районы производства той или иной сельскохозяйственной культуры или вида животных, которые представляют собой весьма привлекательные агротуристские объекты. При характеристике районов следует обратить внимание на возможные формы организации туристских мероприятий и время их проведения (дегустации, гастрономические конкурсы, ритуалы, праздники, выставки, соревнования и пр.). В конце следует перечислить возможные направления или виды туризма, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства в стране. Значительная часть продукции сельского хозяйства служит сырьем для легкой и пищевой промышленности. Характеристика этих отраслей промышленности включает отраслевой состав, при этом желательно расположить названия отраслей по степени их значения в туризме. Дается краткая характеристика ведущих отраслей этого списка по плану: название отрасли, краткое описание особенностей технологического процесса, указание видов производимой продукции (можно кратко описать особенности внешнего вида или возможностей применения наиболее интересных из них) и главные районы производства данной продукции. В конце следует перечислить возможные направления или виды туризма, связанные со спецификой продукции, производимой в стране. Туризм — исключение, для него интерес представляют отрасли и районы сельскохозяйственного производства, которые привлекательны для осмотра, дегустации, катания, т.е. конкретного использования в практике турбизнеса. В земледелии — это плодоводство, овощеводство, виноградарство, цветоводство; в животноводстве — коневодство, пчеловодство, рыбоводство и пр. Посещение плантаций, на которых выращиваются плодовые или ягодные культуры, цветы, виноград, эфиромасличные растения или овощи, является, как правило, основой многочисленных гастрономических туров. Кроме того, плантации, сады, виноградники создают многокрасочный антропогенный ландшафт и удивительный специфический микроклимат, придающие особую привлекательность территории. Такой же, если не больший, интерес вызывают фермы по выращиванию экзотических животных (слонов, крокодилов, змей, тропических птиц и пр.). Можно лишь указать, что типичными «туристскими» отраслями легкой промышленности стали швейная (туристская и спортивная одежда), фарфоро-фаянсовая, керамическая, кожевенно-меховая, парфюмернокосметическая, ювелирная и ряд других. Наиболее привлекательными для туризма отраслями пищевой промышленности можно назвать винодельческую, сыродельную, кондитерскую и др.

К промышленности относятся также народные промыслы, которые, как правило, составляют специфику, «изюминку» мануфактурного производства в любой стране. На фабриках народных промыслов изготовляются главным образом сувениры, возможность приобретения которых для туристов является важнейшей составной частью любой поездки. Особую роль предпосылок развития туризма играют ремесла. Интерес туристов к ремеслам, многочисленные пожелания увидеть своими глазами работу мастера-ремесленника, пообщаться с ним побуждают частных предпринимателей, государственные и муниципальные службы заботиться о сохранении и развитии ремесел. Ремесла, особенно художественные, позволяют прикоснуться к глубинным, традиционным пластам народного творчества, самобытной этнографической материальной культуры. Характеристика ремесел представляет собой перечисление тех из них, которые сохранились на территории страны, указание тех районов и центров, где они встречаются, и краткое описание художественных особенностей произведений народного творчества. Важно также охарактеризовать формы возможного познания народного творчества, приобщения туристов к определенному ремеслу, формы общения их с мастерами — народными художниками. Можно организовать посещение музея, выставки-продажи, где турист познакомится с другими произведениями народного искусства, при желании и по возможности приобретет понравившееся изделие.

Виды народных промыслов тесно связаны с культурными традициями народов, поэтому различны в разных странах. Типичными видами промыслов в большинстве стран являются художественная обработка металла, дерева, кости и камня, керамика, изготовление игрушек, лаковых изделий, вышивка, плетение и ткачество. Основная масса производимой продукции имеет ярко выраженный народный (национальный) колорит, поэтому с удовольствием приобретается туристами в качестве сувениров. Знание центров народных промыслов в любой стране стало важной составной частью страноведческой характеристики. Художественные ремесла позволяют сохранить самобытность этнографической материальной культуры. Художественные ремесла составляют важную часть художественной культуры в любой стране и представляют огромный интерес для туризма. Причем туризм может сыграть важную роль в сохранении и развитии именно ремесленного народного творчества, включая эти объекты в маршруты и туры. Особо следует обратить внимание на организацию встреч и бесед с самими мастерами-ремесленниками, которые, как правило, настолько увлекательно рассказывают о своем творчестве и показывают сам процесс рождения художественного произведения, что такие встречи остаются в памяти туристов надолго.

Контрольные вопросы и задания 1. Каковы представления об экономических условиях развития туризма? 2. В чем отличие методических подходов изучения экономических условий в туристском страноведении от экономической географии и комплексного страноведения? 3. Поясните страноведческий смысл понятия «туристская инфраструктура». 4. Назовите ведущие отрасли туристской инфраструктуры. Дайте краткий план характеристики каждой из ведущих отраслей туристской инфраструктуры. 5. Назовите четыре основные группы отраслей сферы услуг в туристском страноведении, дайте их краткую характеристику. 6. Раскройте на конкретных примерах особенности отраслевого состава: а) индустрии развлечений; б) индустрии досуга; в) индустрии здравоохранения; г) индустрии спорта. 7. Приведите план изучения любой отрасли экономики. 8 Каковы критерии изучения сельского хозяйства страны в туризме? 9. Охарактеризуйте особенности методики изучения промышленности в туристском страноведении. 10. Назовите черты сходства и различия предприятий народных промыслов и ремесел. Поясните на конкретных примерах. 11. Каково значение ремесел в развитии туризма? 12. Что такое «отрасль международной специализации»? В чем проявляется международная специализация страны в туризме?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: