Понятие стандартизации, ее значение в управлении качеством продукции
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Т.е. это деятельность по установлению единых показателей и требований к качеству продукции.
Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу. Таким образом, результатом стандартизации является, в первую очередь, нормативный документ.
Нормативный документ – документ, в котором утверждаются общие нормы, правила и характеристики для продукции, работ или услуг.
Нормативные документыпо стандартизации представлены стандартами, которые определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Стандарт – нормативный документ, утвержденный соответствующим органом, в котором утверждаются общие принципы, нормы и характеристики для продукции, работ или услуг, причем данные правила устанавливаются для добровольного многократного использования.
Технические условия – документ, который утверждает основные технические требования к продукции, работам и услугам. По форме технические условия могут представлять собой стандарт, либо его часть или даже отдельный документ.
Стандартизация решает поставленные перед ней цели и задачи путем разработки, внедрения стандартов и других нормативных документов по стандартизации и проведения государственного надзора за ними.
Основная задача технического регулирования заключается в защите интересов юридических и физических лиц, государства и природных ресурсов путём выпуска продукции, технологий и услуг, соответствующих регламентированным стандартам, правилам и нормам. Т.е. техническое регулирование имеет важное значение в управлении качеством, которое следует из необходимых требований:
§ соответствующего уровня качества;
§ безопасности излучений;
§ биологической безопасности;
§ взрывобезопасности;
§ механической безопасности;
§ пожарной безопасности;
§ промышленной безопасности;
§ термической безопасности;
§ химической безопасности;
§ электрической безопасности;
§ ядерной и радиационной безопасности;
§ электромагнитной совместимости в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
§ единства измерений.
Иными словами, техническое регулирование состоит из множества различных технических регламентов, которые контролируют все выше перечисленные пункты, без этого контроля качество производимой продукции будет снижено.
Объекты стандартизации
В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации; измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т. д. Существуют различные варианты решения этих задач. С какими объектами связана деятельность по стандартизации?
Во-первых, это продукция, причем не только готовые изделия, но и сырье, топливо, материалы и продукты, а также отдельные аспекты однородных групп продукции:
§ термины, обозначения;
§ параметры и размеры;
§ технические требования;
§ методы контроля;
§ правила приемки;
§ правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.
Во-вторых, к объектам стандартизации относятся различного рода услуги: бытовые и производственные, материальные и нематериальные, отдельные аспекты однородных групп услуг (термины, технические требования, требования к персоналу, методы оценки и так далее).
Третья разновидность объектов стандартизации – это процессы:
§ процессы жизненного цикла продукции;
§ управленческие процессы;
§ измерительные процессы;
§ процессы сбора, учета и переработки информации;
§ процессы защитного действия;
§ процессы, связанные с нематериальным производством (банковской, издательской деятельностью).
Цели и задачи стандартизации
Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными.
Основной целью стандартизации является социально-экономическое развитие страны.
Общие цели стандартизации:
§ содействие интеграции государства в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;
§ улучшение качества жизни населения страны;
§ обеспечение обороны страны и безопасности государства;
§ техническое перевооружение промышленности;
§ повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции отечественного производства;
§ защита интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции, процессов и услуг.
Цели стандартизации достигаются путем реализации ряда важнейших задач. Стандартизация как деятельность обеспечивает решение следующих задач:
№ п/п | Задача | Направление деятельности |
Повышение уровня безопасности | — жизни и здоровья граждан; — имущества физических и юридических лиц; — государственного и муниципального имущества; — в области экологии; — жизни и здоровья животных и растений; — объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; - предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение | |
Обеспечение | — конкурентоспособности продукции, работ, услуг; — научно-технического прогресса; — рационального использования ресурсов; — совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов); — информационной совместимости; — сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных; — сравнительного анализа характеристик продукции; — государственных заказов, внедрения инноваций; — подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); — решений арбитражных споров; — судебных решений; — выполнения поставок. | |
Создание | — систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации; — систем каталогизации продукции; — систем обеспечения качества продукции; — систем поиска и передачи данных; — доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов. | |
Содействие проведению работ по унификации | Унификация – это приведение чего-либо к единой системе, форме. В рамках этого, стандартизация - это установление на государственном уровне единых правил и требований по разным направлениям деятельности. |
Принципы стандартизации
Рассмотрим наиболее важные принципы стандартизации, то есть те основные положения, на которых базируется деятельность в области стандартизации.
Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:
§ добровольное применение стандартов;
§ открытость разработки документов национальной системы стандартизации с целью учета законных интересов всех заинтересованных лиц (производителей, и потребителей, государства);
§ применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта;
§ установление в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля их выполнения,
§ обеспечение условий для единообразного применения стандартов;
§ доступность информации о документах по стандартизации.
Закон «О стандартизации» устанавливает также такие принципы:
§ обеспечение комплексности и системности стандартизации, преемственности деятельности в сфере стандартизации;
§ обеспечение соответствия общих характеристик, правил и общих принципов, устанавливаемых в документах национальной системы стандартизации, современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту;
§ унификация разработки (ведения), утверждения (актуализации), изменения, отмены, опубликования и применения документов по стандартизации;
§ соответствие документов по стандартизации действующим на территории государства техническим регламентам;
§ непротиворечивость национальных стандартов друг другу.
Функции стандартизации
Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции:
§ функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов). Она сводится к упрощению и ограничению.
§ охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности потребителей продукции и услуг, изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации.
§ ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативных документах обоснованных ограничений на расходование ресурсов.
§ коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путем личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.
§ цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни. Стандарты отражают степень общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.
§ информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции, каталогами продукции как носителями ценной творческой и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара как главного условия договора (контракта).
§ функция нормотворчества и правоприменения проявляется в узаконивании требований к объектам стандартизации в форме обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем применении в результате придания документу юридической силы. Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как правило, принудительными мерами (санкциями) экономического, административного и уголовного характера.