РАБОТА С ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ




ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ. ПАМЯТКА

 

ü Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы. Чтобы не ошибиться в этом и не менять тему в середине экзаменационного времени, выпускнику нужно научиться обдумывать все пять предложенных ему тем и выбирать ту, которая наиболее ему созвучна. Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Важно уяснить, в чем суть вопроса, который заключен в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ.

ü
Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, неоправданно расширяя ее до рамок тематического направления или уходя в высказывании от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения. Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию №1 и, соответственно, за всю работу, даже если она написана грамотно, логично и с привлечением некоего литературного материала.

ü
Следующий этап работы над сочинением требует определения проблемы будущего высказывания (=тезиса), то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения.

 

 


ПРИМЕРЫФОРМУЛИРОВКИ ГЛАВНОЙ МЫСЛИ СОЧИНЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕМЫ:

 

1. Тема: Какого человека можно назвать героем своего времени? (Направление 2015-2016 «Время») – тезис: Герой времени – это человек, жизнь которого может стать примером для других.

2. Тема: Что дом может рассказать о своём хозяине? (Направление 2015-2016 «Дом») – тезис: Дом – это зеркало внутреннего мира его хозяина.

3. Тема: Какие качества раскрывает в человеке любовь? (Направление 2015-2016 «Любовь») – тезис: Любовь раскрывает лучшие душевные качества человека: благородство, самоотверженность, силу духа.

4. Тема: Что добавляет читательский опыт жизненному опыту? (Направление 2015-2016 «Год литературы») – тезис: Читательский опыт дает возможность овладеть ценнейшим опытом человечества, заключенным в книгах.

5. Тема: Каким может быть путь к познанию самого себя? (Направление 2015-2016 «Путь») – тезис: Познать самого себя – значит, понять свою нравственную сущность.


ОБЩАЯ СХЕМА КОМПОЗИЦИИ ИС

Вступление – ТЕЗИС – АРГУМЕНТАЦИЯ – ВЫВОД

 

Ресурсы:
https://4ege.ru/sochinenie/
https://sochinenie11.ru

 

С чего начать? ВИДЫВСТУПЛЕНИЙ

 

1. От первого лица («от Я»): Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, волнует/интересует меня как человека своего времени и своего поколения……..; Мне представляется важным рассуждать о том, что/как……; Я всегда неравнодушно относился к……

 

2. Аналитическое (объяснение понятия, входящего в формулировку темы, размышление над тем или иным словом из темы): Каждый человек по-своему ответит на вопрос, что такое дружба….; Трудно дать чёткое определение слову «любовь», но….; Какого человека можно назвать мудрым? Какие признаки/черты будут свидетельствовать о том, что он действительно мудр?; Время – описательная категория человеческого мышления….

 

3. Фактуальное («от жизни»):
а) Вводящие социально-исторический фон
Вспоминая подвиги наших предков, невольно задумаешься о том, что такое/как/почему…..; Начало книгопечатанья стало переломным моментом для всей культуры….
б) Вводящие реально-бытовой фон
Мы часто сталкиваемся с таким явлением, как….;
В повседневной жизни мы нередко слышим о….; Наблюдая.....в современном мире, я часто задумываюсь…

РАБОТА С ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ


- Чтобы задать нужный ракурс в раскрытии темы сочинения, нужно выявить в ней ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения.

Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? à существуют вопросы, которые не теряют своей актуальности вне зависимости от того, какое историческое время на дворе. Почему так происходит? Очевидно, есть вещи, затрагивающие любого человека в силу особенностей его природы, устройства внутреннего мира. Какие вопросы называют вечными? Что есть человек, мир, душа; в чём состоит смысл жизни? Что такое счастье? Всегда ли цель оправдывает средство? и др.

- Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем (судьба, память, принцип, личность, опыт, нравственные ценности, трагедия, счастье, ответственность, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир, актуальность, классика и др.) в процессе подготовки к сочинению следует обращаться к философскому или психологическому словарям.

- Если тема сформулирована в форме вопроса, наша задача – ответить на него; если в форме утверждения – доказать или опровергнуть; раскрыть понятие, заявленное в теме; сравнить что-либо

РАБОТА С ТЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ (практика)
Выделите ключевые слова, объясните их, сформулируйте тезис (=главную мысль своего сочинения) и предложите вариант вступления

1. Когда родителям стоит поучиться у своих детей? (Направление: Отцы и дети, 2018-2019)

 


2. Что общего между великодушием и состраданием? (Направление: Месть и великодушие, 2018-2019)

 

 

3. Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»? (Направление: Искусство и ремесло, 2018-2019)

 

 

АЛГОРИТМ РАБОТЫНАД ИС

 

Выбор и обдумывание темы à определение ключевых слов и главной мысли сочинения à подбор примерного литературного материала à создание и выстраивание текста (структура сочинения)

РАБОТА С ЛИТЕРАТУРНЫМ МАТЕРИАЛОМ

! Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий произведений, совершенно не нужен и может увести от темы.

- Не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту и т. д.

 


Критерии оценки ИС: https://sochinenie11.ru/novosti/528-kriterii-ocenivaniya-itogovogo-sochineniya-v-shkole.html

! ПРОДУМАЙ:
* какие проблемы, вытекающие из темы сочинения, нужно сформулировать во вступлении
* какая главная мысль будет доказана в основной части и как в ней будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении
* какой ответ на вопрос темы будет дан в заключении и как оно будет перекликаться со вступлением и основной частью работы

- Содержание каждого абзаца основной части должно включать в себя тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), необходимые примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы.

 

ü После того как черновик сочинения, в основном, написан, следует его отредактировать:

• обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями выказывания;
• обнаружить содержательные, смысловые повторы и откорректировать эти части сочинения;
• исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам;
• заметить и устранить все речевые ошибки и недочеты;
• проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками;
• выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.

 

ТЕМЫДЛЯ ПРАКТИКИ

1. Что значит изменить самому себе? (Верность и измена)

2. Согласны ли вы с утверждением А. Чехова, что равнодушие – это паралич души? (Равнодушие и отзывчивость)

3. Можно ли построить собственное счастье на чужом несчастье? (Цели и средства)

4. Как соотносятся понятия смелости и ответственности? (Смелость и трусость)

5. Может ли один человек противостоять всему обществу? (Человек и общество)

6. Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Человек немыслим вне общества»? (Человек и общество)

7. Когда человек может оказаться в обществе «лишним»? (Человек и общество)

8. Ценности, которым изменить нельзя. (Верность и измена)

9. Равнодушие как путь к одиночеству. (Равнодушие и отзывчивость)

10. Нужны ли в жизни человека недостижимые цели? (Цели и средства)

11. Можно ли проявить смелость в повседневной жизни? (Смелость и трусость)

12. Почему трусом быть стыдно? (Смелость и трусость)

13. Как вы думаете, вечен ли конфликт поколений? (Отцы и дети)

14. В чем суть противоречия между мечтой и реальностью? (Мечта и реальность)

15. Согласны ли вы с мнением И. Фридмана: «Сладчайшая месть – это прощение»? (Месть и великодушие)

16. В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства? (Искусство и ремесло)


СПИСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К ТЕМАТИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ
(проблематика произведений)

Отцы и дети «Капитанская дочка», «Недоросль», «Тарас Бульба», «Станционный смотритель», «Отцы и дети», «Горе от ума», «Война и мир»  
Мечта и реальность    
Доброта и жестокость    
Искусство и ремесло    
Месть и великодушие    
Смелость и трусость    
Цели и средства    
Человек и общество    
Равнодушие и отзывчивость    
     
     
     
     
     

Более полные списки литературы на ИС 2018-2019: https://4ege.ru/sochinenie/57009-spisok-literatury-k-novym-napravleniyam-itogovogo-sochineniya.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: