Вопрос 4. Этапы развития науки конституционного права России. Задачи, функции и метод конституционной науки России.




В истории России насчитывается пять конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978, 1993 гг. Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу социалистическими, несмотря на некоторые особенности каждой из них, они носили классовый характер, в их основе лежало учение марксизма-ленинизма о диктатуре пролетариата, а целью было дальнейшее развитие социалистической государственности. Необходимо отметить, что вхождение России (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) в состав СССР определило сроки принятия и содержание её основных законов, которые обычно принимались вслед за принятием союзной конституции и в общих положениях, как конституции субъекта, полностью ему соответствовали. Вследствие этого, считает С.А. Авакьян, при изучении развития советской конституции нельзя писать о РСФСР так, как будто она была сама по себе. Это невольно создаёт превратное представление о конституционных реформах в России. Россия, в составе советской федерации была одной из союзных республик, что сказалось как на характере её развития в целом, так и на особенностях российских Конституций того времени1. К концу 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, в которых закреплялось верховенство республиканских законов над союзными. В августе 1991 г. планировалось подписание Договора между полномочными представителями республик, менявшего систему взаимоотношений Союза и его субъектов: союзные республики получали всю полноту государственной власти, а СССР передавал большую часть своих полномочий. Завершение кризиса союзных отношений произошло 8 декабря 1991 г., когда президенты России, Украины и Белоруссии подписали Договор об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ) и заявили о прекращении действий Договора об образовании СССР 1922 г.

До 1993 г. российский законодатель шел по пути внесения поправок в Конституцию РФ 1978 г. Но как бы она ни обновлялась, ни по структуре, ни по содержанию не могла служить полноценной юридической базой для коренных преобразований государства и общества. Экономические реформы вступили в противоречие с политической системой. Появилась необходимость принятия нового основного закона. Различными общественными силами и научными организациями было создано много проектов Конституции. Но главными являлись проекты, подготовленные Конституционной комиссией и Конституционным Совещанием. Последний проект был создан по инициативе Президента Российской Федерации. Он предусматривал ликвидацию системы Советов, образование двухпалатного парламента России – Федерального Собрания, наделение Президента широкими полномочиями. Подобная система органов государственной власти не могла вызвать одобрение со стороны Съезда народных депутатов. В связи с этим обострились взаимоотношения исполнительной власти и парламента. 21 сентября 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», который приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении выборов нового парламента, который был признан Конституционным Судом РФ неконституционным1. Верховный Совет посчитал Постановление Конституци онного Суда основанием для отрешения Президента от должности и, приняв решение о прекращении его полномочий, назначил исполняющим обязанности Президента А.В. Руцкого. Пиком противостояния Президента и Верховного Совета и последним его этапом были трагические события 3–4 октября 1993 г., в ходе которых погибли люди. Необходимо отметить, что «расстрел Белого дома» не был переходом к установлению в нашей стране диктатуры. Более того, данный процесс завершился проведением демократических выборов в Государственную Думу и Совет Федерации. Участники событий октября 1993 г. были амнистированы, многие из них затем были избраны депутатами нового российского парламента. Демократические принципы новой России получили дальнейшее развитие. Проект новой Конституции, выносимый на всенародное голосование, был опубликован 10 ноября 1993 г., последний месяц перед этим проект интенсивно дорабатывался. Ведь многие конституционные начала новой организации власти вводились уже актами Президента, и прежде всего Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации. Первоначально был определен лишь срок полномочий Государственной Думы – четыре года, поскольку для Совета Федерации предусматривалось не избрание, а формирование по должностному принципу. Затем было установлено, что Совет Федерации тоже выбирается. В период до публикации проекта разрабатывались модели и иных органов. В частности, обсуждалась перспектива упразднения Конституционного Суда с заменой его коллегией (палатой) Верховного Суда Российской Федерации с аналогичными функциями1. Всенародное голосование по проекту Конституции, созданному Конституционным Совещанием, проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утверждённого Указом Президента от 15 октября 1993 г.1 В референдуме приняло участие 54,8% избирателей, из них 58,4% проголосовало за принятие новой Конституции Российской Федерации. Новая Конституция Российской Федерации вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» 25 декабря 1993 г. Как уже было отмечено, одновременно с голосованием по проекту Конституции Российской Федерации были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Начинался новый этап развития отечественного конституционного права, заключающийся в формировании новых государственных институтов.

Главной задачей науки конституционного права является исследование сущности и содержания соответствующей отрасли права, ее основополагающих политико-правовых принципов, тенденций развития, проблем совершенствования конституционно-правовых отношений, норм и институтов.

Одной из основных задач конституционно-правовой науки является исследование основ конституционного строя, воплощающих главные направления строительства в Республике Беларусь правового государства, а также проблем взаимоотношений человека с государством и обществом, становления реального суверенитета.

Не менее важной задачей науки конституционного права является критическая и вместе с тем объективная оценка накопленного отечественного и зарубежного опыта конституционализма, выработка с учетом развивающихся реалий теоретических положений и концепций, которые можно было бы воплощать в современную конституционно-правовую практику Республики Беларусь. Принципиальное значение для конституционно-правовой науки имеет осмысление таких теоретических и практических общегосударственных проблем как соотношение верховенства права и закона, приоритет общечеловеческих ценностей, политический и идеологический плюрализм, взаимодействие властных структур и др.

61

Функции науки конституционного права

В функциях науки раскрывается ее сущность, назначение и роль для правотворческой и правоприменительной деятельности, для повышения уровня теоретических знаний и соответственно углубления практических навыков у специалистов-юристов, студентов, а также политико-правовой культуры граждан.

Среди множества функций конституционно-правовой науки можно выделить следующие основные ее функции:

1. политическая;

2. идеологическая;

3. прогностическая;

4. коммуникативная;

5. интегративная;

6. практико-прикладная.

МЕТОДЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»

исторический;

логический;

анализ;

синтез;

индукция (умозаключение от фактов к некоторой гипотезе; взаимодействие процессов возбуждения и торможения);

дедукция (вывод по правилам логики, цепь умозаключений основное средство доказательства);

метод сравнительного правоведения и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: