Направления психологии XX века




Научная психология родилась лишь в конце 19 века. В 1879 году в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт, который положил начало структуралистскому подходу к сознанию. Структуралисты пытались описать простейшие структуры осознаваемого внутреннего опыта. Таким образом, сознание было разбито на психические элементы: ощущения, образы и чувства.

Примерно в это же время в 1881 году в США Уильям Джеймс положил начало функционалистскому подходу, предметом изучения которого становится функция сознания. Функционалисты выдвинули гипотезу, согласно которой роль сознания состоит в том, чтобы дать человеку возможность адаптироваться к различным ситуациям и выработать соответствующие формы поведения.

Развитие социальной и экономической сферы и появление целого ряда новых областей человеческой деятельности породило новые подходы к психологии.

Направление Основатели, представители Основные положения и достижения
Бихевиоризм возник в США вследствие неудачи вышеназванных подходов объяснить природу сознания и смещении изучения на поведение человека. Основатель - Джон (Бродес) Уотсон (1878-1958). Беррес (Фредерик) Скиннер (1904-1990) Необихевиорист, создатель когнитивного бихевиоризма Эдвард (Чейс) Толмен (1886-1959) Психология – чисто объективный раздел естественных наук. Ее теоретическая цель – предсказание поведения и управление поведением. Поведение человека, выбранное бихевиоризмом для изучения – все его поступки и слова. Поведение рассматривается как реакция на стимул-раздражитель (S – R), а в задачу исследователя входит накопление наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция. Бихевиористы считали, что схема «S – R» объясняет любую деятельность человека, а все понятия, связанные с сознанием следует изгнать из научной психологии. Работы И.П.Павлова позволили Уотсону дать объективное объяснение развитию навыков или появлению новых форм поведения в результате образования условных рефлексов, что подтверждало, по его мнению, бесполезность концепций сознания. Уотсон был уверен в том, что наследственность не имеет существенного значения для развития склонностей и личности индивидуума, будущее последнего зависит в основном от воспитания. Именно поэтому он настаивал, чтобы воспитанием занимались специалисты, способные обеспечить систематическую выработку надлежащих условных связей. Скиннерпришел к выводу, что любое поведение определяется своими последствиями (Теория оперантного научения - это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения.) В зависимости от того, будут эти последствия приятными, безразличными или неприятными, животное проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или избегать его повторения в дальнейшем. Таким образом, он делает вывод, что индивидуум полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действия – чистая иллюзия. Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения), нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался. Скиннер считал, что экспериментальный анализ поведения животных (крыс, голубей) позволит открыть принципы поведения, общие для животных и человека. Идеи Скиннера нашли достаточно широкое практическое применение. Стратегия успешного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивида, бихевиоралъного тренинга. Среди конкретных областей их приложения — преодоление разнообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, перестройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения. Программированное обучение с использованием компьютера строится во многом на принципах, разработанных Скиннером. Толменвозражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой стимул реакция и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в промежутке между ними. Эти факторы он и назвал промежуточными переменными. Таким образом, схема Уотсона S - R была переделана в S – O - R, где О (организм) внутренняя переменная (например, ожидания, установки, знания, мотивация). Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.
Гештальтпсихология.Направление возникло в начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами: Макса Вертгеймера (1880-1943), Вольфганга Кёлера (1887-1967), Курта Коффки (1886-1967) и Курта Левина, заложивших методологию этой школы. Гештальтпсихология исследовала целостные структуры (восприятие), из которых состоит психическое поле, разрабатывая новые экспериментальные методы. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей. Представители данного направления считают, что окружающий нас мир состоит из организованных форм и само наше восприятие мира организованно. Человеческое сознание они рассматривали как целостность, охваченную динамикой. Сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт. Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила существенное внимание на разработку новых, объективных экспериментальных методов исследования психики. Кроме того, это была первая и единственная школа, которая начала строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности.
Когнитивный подход. Джордж Миллер (1920-2012) Джером Брунер (1915-2016) Ульрих Найссер (1928-2012) Жан Пиаже (1896-1980) Изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов - от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения. Представители когнитивной психологии занимаются процессами переработки информации, поступающей в мозг. Одно из основных положений этого направления состоит в том, что в результате переработки информации появляются новые знания. Разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий. Это продвижение определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Здесь нет ничего врожденного. По мнению Пиаже, наследственно, и потому присуще всем людям только функционирование интеллекта. Он разработал новый метод для изучения мышления детей. Этот метод получил название метода клинической беседы. Пиаже открыл такие особенности детского мышления как эгоцентризм (неумения встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.
Психоаналитический подход Основатель психоанализа – австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939)     Австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер (1870-1937) Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) Для психоаналитиков поведение отдельного человека определяется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание. Фрейдутверждал, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые он назвал влечениями. Согласно Фрейду, эти влечения обусловлены инстинктами, присущими человеку, но, прежде всего. – подавленными желаниями. Эти желания продолжают действовать, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, а также оказывая влияние на выбор профессии или на творчество. Содержанием бессознательного по А. Адлеру, являлось устремление к власти как инструменту, компенсирующему чувство неполноценности. Изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими. Юнг в дальнейшем развивает концепцию о двух полюсах бессознательного – коллективном и личном. Коллективным бессознательным он называл сверхличную неосознаваемую психику, включающую влечения, инстинкты, которые в личности представляют природное создание, и архетипы, в которых обнаруживается человеческая душа. Коллективное бессознательное содержит национальные и расовые верования, мифы и предрассудки, а также определенное наследство, которое было приобретено от животных людьми. Инстинкты и архетипы играют роль регулятора внутренней жизни индивида. Инстинкт обусловливает специфическое поведение субъекта, а архетип определяет конкретное образование сознательных содержаний психики.
Гуманистический подход первый президент Ассоциации гуманистической психологии, американский психолог и психотерапевтДжеймс Бьюдженталь (1915-2008) Абрахам Маслоу (1908 – 1970) -американский психолог, один из основателей гуманистической психологии     Американский психолог Карл Роджерс (1902-1987) Это направление зародилось в Калифорнии в 60-ые годы. Оно основано на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. Гуманистическая психология ставит на главное место человека и его самосовершенствование. Ее основные предметы рассмотрения: высшие ценности, самоактуализация, творчество, свобода, любовь, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностные отношения. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие "Я-концепция", включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста.Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: "Кто я?", "Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?" Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее "настоящее Я" и "идеальное Я" согласуются между собой.

 

Каждый из этих подходов характеризуется собственным представлением о человеке, его происхождении и формировании. Это вызывало множество конфликтов между школами, но современные психологи в своих исследованиях все чаще выбирают эклектический подход, т.е. выбор таких категорий и методов изучения, которые позволили бы решить выявленную проблему наиболее эффективно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: