Франция - экономически развитая страна. Она входит в «большую семёрку». Франция расположена в Западной Европе. Имеет центральное положение. На востоке страна граничит с Бельгией, Люксембургом, Швейцарией, Италией. На юге Франция граничит с Испанией и Андоррой. От Великобритании отделена проливом Ла-Манш.
Францию окружают развитые страны. Соседи, как и сама Франция, являются членами военно-политического блока НАТО и экономического союза - ЕС. Соседское положение благоприятно.
Франция имеет приморское положение. На юге она омывается Средиземным морем и имеет крупный порт Марсель. На западе Франция омывается Бискайским заливом Атлантического океана. Таким образом, Франция имеет свободный круглогодичный выход в мировой океан, а следовательно, торговлю со странами мира. Франция имеет густую транспортную сеть, соединяющую её с соседями (автомобильные и железные дороги, реки, каналы). Франция недостаточно обеспечена собственным сырьём и топливом, поэтому она является крупным импортёром газа, угля, нефти, древесины и др. Наибольший объём торговли имеет со странами ЕС.
Франция, являясь членом НАТО, принимает активное участие в урегулировании региональных конфликтов, имеет крупный военный потенциал и военные базы за пределами страны.
Политико-географическое положение Франции в целом достаточно благоприятно.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание №1. Определите ресурсообеспеченность стран топливными ресурсами (углем), используя данные таблицы:
Страна | Запасы угля (в млрд. т) | Добыча (в млн. т) | Ресурсообеспеченность |
США | |||
Китай | |||
Россия | |||
ЮАР | |||
Австралия | |||
ФРГ | |||
Индия | |||
Украина | |||
Великобритания | |||
Казахстан |
Вывод:
§ Страны обеспечены углем неодинаково / одинаково.
§ Ресурсообеспеченность углем в целом значительна / незначительна.
§ Большая часть стран, имеющая запасы угля - _____________________ страны.
§ Самые большие запасы угля имеет ____________________________________.
Задание №2. Определите ресурсообеспеченность стран нефтью используя данные рисунка на странице 137 и таблицы 3 приложения. Сделайте вывод.
Страна | Запасы нефти (в млрд. т) | Добыча (в млн. т) | Ресурсообеспеченность |
Саудовская Аравия | |||
Ирак | |||
ОАЭ | |||
Кувейт | |||
Иран | |||
Венесуэла | |||
Мексика | |||
Россия | |||
Китай | |||
США |
Вывод:
§ Ресурсообеспеченность стран нефтью ниже / выше, чем углем.
§ Страны имеют неодинаковую / одинаковую ресурсообепеченность нефтью.
§ Среди богатых нефтью стран выделяются _______________________ страны развивающиеся.
§ Самая высокая обеспеченность нефтью у ________________________________.
Задание №3. Определите ресурсообеспеченность стран газом, используя данные таблицы приложения №4 и рисунка на странице 138.
Страна | Запасы газа (в трлн. м3) | Добыча газа (в млрд. м3) | Ресурсообеспеченность |
Россия | |||
Иран | |||
Нидерланды | |||
ОАЭ | |||
Саудовская Аравия | |||
США | |||
Венесуэла | |||
Алжир | |||
Канада | |||
Норвегия |
Вывод:
§ Ресурсообеспеченность газом в целом в мире невысока / высока.
§ Страны имеют неодинаковую / одинаковую ресурсообеспеченность газом.
§ Самая высокая обеспеченность газом у __________________________________.
§ Из стран, имеющих значительные запасы газа, наименьшую обеспеченность данным ресурсом имеет _______________________________________________.
§ ___________________________________ имеет самые большие запасы газа, но и очень большие объемы добычи, поэтому газа в ней хватит на _____ лет.
Задание №4. Используя данные рисунка на странице 142, таблицы 5, сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран железной рудой. Какие страны имеют самые крупные запасы железной руды и самую большую ресурсообеспеченность?
Страна | Запасы, млрд. т | Добыча, млн. т | Ресурсообеспеченность |
Россия | |||
Украина | |||
Бразилия | |||
Австралия | |||
США | |||
Канада | |||
Индия | |||
Китай | |||
Казахстан |
Вывод:
§ Первые три места по запасам железной руды занимают ____________________.
§ По добыче железной руды лидируют ___________________________________.
§ По ресурсообеспеченности лидируют ___________________________________.
Практическая работа №4. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: на основе анализа карт, текста учебника и статистических данных, оцените уровень и качество жизни в разных странах.
№ | Страна | ВВП | Грамотность | Продолжительность жизни | Детская смертность |
Алжир | |||||
Дания | |||||
Россия | |||||
Сомали | |||||
США |
На основе сравнения сделать вывод о влиянии уровня развития страны на отдельные показатели:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №5. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: cделайте сравнительную оценку обеспеченности трудовыми ресурсами, заполнив таблицу и укажите причины высокой или низкой обеспеченности трудовыми ресурсами.
Страна | Население, млн. чел. | 0-15, % | 16-60, % | > 60, % | Тип воспроизводства | Тип страны | Доля ЭАН, % | Разница между 16-60 и ЭАН | Часть света (регион) |
Германия | 82,1 | 13,7 | 20,3 | 53,1 | |||||
Индия | 31,2 | 5,3 | 38,7 | ||||||
Сауд. Аравия | 31,5 | 27,6 | 3,1 | 24,2 | |||||
Сомали | 9,33 | 44,7 | 2,7 | 39,8 | |||||
Чехия | 10,5 | 14,2 | 15,2 | 50,5 |
Доля населения среднего возраста: мир – 58%, Европа – 60%, Азия – 57%, Северная Америка – 60%, Латинская Америка – 55%, Австралия и Океания – 62%, Африка – 44%. | ||
Страна | Доля населения среднего возраста по сравнению со средним региональным показателем | Доля населения среднего возраста по сравнению со средним мировым показателем |
Германия | ||
Индия | ||
Сауд. Аравия | ||
Сомали | ||
Чехия |
Страна | Классификация (постиндустриальная, индустриальная, аграрная) | Доля ЭАН занятого в производственной сфере | Тип страны | Регион |
Германия | ||||
Индия | ||||
Сауд. Аравия | ||||
Сомали | ||||
Чехия |
Вывод: __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №6. Обозначение на контурной карте размещения крупнейших городских населенных пунктов мира.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: обозначить на контурной карте крупнейшие городские населенные пункты мира.
Практическая работа №7. Составление ЭГХ одной из отраслей промышленности мира.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: составить ЭГХ одной из отраслей промышленности мира по примерному плану на странице 189.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №8. Определение стран – экспортеров основных видов промышленной продукции, видов сырья.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: определить страны – лидеры по производству и экспорту продукции, заполнив таблицу.
№ | Нефть | Природный газ | Уголь | Железная руда |
№ | Медная руда | Бокситы | Сталь | Прокат |
№ | Автомобилестроение | Судостроение | Авиастроение | Электроника |
Причины: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №9. Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Задание: определить страны – лидеры по производству и экспорту сельскохозяйственной продукции, заполнив таблицу.
№ | Пшеница | Рис | Кукуруза |
№ | Тростниковый сахар | Хлопок | Натуральный каучук |
№ | Скотоводство | Свиноводство | Овцеводство |
Причины: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №10. Составление картосхемы основных районов международного туризма.
Выполнил(-а) ученик(-ца) 10 класса
Последовательность выполнения работы:
1. Используя ранее полученные знания по географии и другим школьным курсам, а также дополнительные источники информации, нанесите на контурную карту основные районы международного туризма для Европы.
2. Выделите регионы с сочетанием памятников природы и культуры.
3. Проложите маршруты мирового круизного туризма.
4. Знаки легенды карты придумайте самостоятельно.