Инструкция по выполнению




Задания выполняются в тетради для самостоятельной работы с соблюдением абзацного членения и указанием номера задания. Работа должна быть написана от руки. При выполнении заданий допускается использование словарей, справочников.

1. Найти простое предложение (выписать):
1) Вечереет, небо на западе порозовело.
2) Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом.
3) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся.
4) Он сел у окна, в котором виднелся холодный красный закат.
5) Отъехав от берега, я опустил вёсла, и меня понесло по течению.
2. Указать односоставное предложение:
1) Оттуда несло запахом свежескошенной травы.
2) Волга – красивейшая река России.
3) Мал золотник, да дорог.
4) Лишь самые выносливые смогли одолеть подъём на снежную вершину.
5) Он ловкий и быстрый.

 

3. Просклонять числительные:
1) 1250.
2) 997.
3) 548.

 

4. Образуйте от существительных форму именительного падежа множественного числа:

Директор, корректор, паспорт, адрес, инженер

 

5. Образуйте от существительных форму родительного падежа множественного числа:

Заморозки, сумерки, чулки, погоны, мандарины.

6. Указать определённо-личное предложение:
1) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.
2) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины.
3) Ради розы терпят и шипы.
4) Нигде жилья не видно на просторе.
5) Нам теперь стоять в ремонте.

 

7. Указать предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.
2) Мать явно была обижена бестактностью сына.
3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.
4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.
8. Указать предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):

1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.
2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.
3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.
4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.
9. Указать предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):

1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.
2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.
4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.
10. Указать предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):

1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.
2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.
3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих
4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.
11. Определить вид ошибки, допущенной в сложном предложении:

его герои, которые так интересно описываются в произведении, к которым привыкаешь, которые начинают нравиться, вдруг внезапно умирают в конце:

1) нарушен порядок слов;
2) неправильно использованы союзы или союзные слова;
3) неверно преобразована прямая речь в косвенную;
4) допущено нанизывание придаточных предложений.
12. Определить вид ошибки, допущенной в сложном предложении:

школа — это где учатся дети:

1) пропуск слова, к которому относится придаточное предложение;
2) неправильно использованы союзы или союзные слова;
3) неверно преобразована прямая речь в косвенную;
4) допущено нанизывание придаточных предложений.
13. Указать сложное предложение с ошибкой в построении:

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце, и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
2) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
3) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще.
4) Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь.
14. Указать сложное предложение с ошибкой в построении:

1) Он пообещал, что вернется до заката.
2) Известие, что гости приедут сегодня, застало хозяйку врасплох.
3) Бывают такие дни, когда все ладится, когда жизнь прекрасна, проста.
4) Дорога, которая вела в лес, который славился обилием грибов и ягод, была сильно размыта осенними дождями.
15. Указать сложное предложение с ошибкой в построении:

1) Когда читаешь роман «Война и мир», всегда поражаешься глубине философской мысли автора.
2) В вагоне, так как многие возвращались домой, ехало много молодежи, так что там было шумно и весело.
3) После экзаменов мы подождали, когда инспектор объявил нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу.
4) Я хочу знать, как это делается и зачем это делается.
16. Найти предложение, где пропущена запятая:

1) Горные ключи и низменные болотные родники бегут ручейками: иные текут скрытно, потаенно, спрятавшись в траве и кустах; слышишь, бывало, журчание, а воды не находишь.
2) Иногда в Москву на неделю, дней на десять прилетала Лена и тогда они бродили вместе, отправляясь то на выставку, то в Замоскворечье, то на Химкинское водохранилище.
3) На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста.
4) На синем, ослепительно-синем небе — полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром неправдоподобной белизны облака.
17. Найти предложение, в котором пропущена запятая:

1) Залп был дан в воздух, но толпа отступила, рассеялась, часть ее с флагом двинулась к Знаменской площади.
2) В это время на левом берегу реки, на обрыве, появились верховые: сначала выскочили двое, потом четверо.
3) Он вошел в кабинет; это была самая теплая комната во всей квартире, но сегодня и здесь было прохладно.
4) Узнав что новая московская дорога совсем окончена, я вздумал съездить в Петербург, где не бывал более пятнадцати лет.
18. Найти предложение, в котором пропущена запятая:

1) Сначала все товарищи ему верили, но скоро догадались и никто не хотел ему верить даже тогда, когда случалось ему сказать правду.
2) Катя стащила перчатки, сняла шляпу, поправила волосы, и все это время лукавая и нежная усмешка морщила ее губы.
3) Слегка закинув голову, она глядела из-под опущенного платка на тусклый осенний закат: он протянулся узкой щелью и уже не озарял пустынной и бездонной степи.
4) В тот день, когда ты уехал, вечером пошел дождь, вчера весь день дул свирепый ветер, шли дождь и снег вместе, сегодня опять тихо и ясно.
19. Определить, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

уже несколько минут стоял Плюшкин (1) не говоря ни слова (2) а Чичиков все еще не мог начать разговора (3) развлеченный (4) как видом самого хозяина (5) так и всего того (6) что было в комнате.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 4, 5, 6
3) 1, 2, 3, 5, 6
4) 1, 2, 4, 5, 6
20. Выяснить, в каком случае правильно определено количество отсутствующих знаков препинания:

наша газета начала распространяться по международной компьютерной сети Интернет так что теперь если у вас есть компьютер модем и доступ в Интернет то где бы вы ни находились свежая информация и все прошлые выпуски газеты всегда под рукой:

1) три запятых;
2) четыре запятых;
3) пять запятых;
4) шесть запятых.

 

Критерии оценивания

Отметка «5». Студент самостоятельно выполнил все предлагаемые задания; работа выполнена полностью и получен верный ответ на все задания.

Отметка «4». Работа выполнена полностью, но при выполнении заданий были допущены ошибки; правильно выполнена большая часть работы (свыше 85%).

Отметка «3».Работа выполнена не полностью, допущены ошибки, но студент владеет обязательными знаниями, умениями и навыками по русскому языку и культуре речи, требуемые для решения поставленного задания.

Отметка «2». Допущены множественные ошибки, показавшие, что студент не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками по русскому языку и культуре речи.

 

Список использованной литературы

Основные источники:

1 Русский язык и культура речи: учебник для студ. учрежд. средн. проф. образования \ Е.С.Антонова, Т.М.Воителева.- М.: Академия, 2012

2 Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012

Словари и справочники:

1 Словарь иностранных слов

2 Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М. Русский язык, 1968

3 Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка, 1976

4 Бельчиков Ю.А. Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка, 1994

5 Ожегов С.И. Словарь русского языка. 1984 (Любое издание)

6 Фразеологический словарь русского языка (под редакцией А.И.Молоткова).

 

Интернет-ресурсы

rus@1september.ru

Philology.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: