Художник мадридского двора




ТАЙНА «ВЕНЕРЫС ЗЕРКАЛОМ» ДИЕГО ВЕЛАСКЕСА

Фоторепортаж после арт-экскурса в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти» к 420-летию со дня рождения испанского живописца, крупнейшего представителя мадридской школы времён золотого века испанской живописи (6 июня 1599- 6 августа 1660). Биография одного живописного шедевра

В творчестве великого испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660), одного из лучших портретистов в истории мирового искусства, есть картина, уникальная как для самого художника, так и для его времени. Это - «Венера с зеркалом», - нагая красавица, гордая и обворожительная.

5 июня 2019 года в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоялся арт-экскурс «Тайна «Венеры с зеркалом»», посвященный 420- летию со дня рождения художника и истории создания его самой знаменитой картины.

Когда-то «Венерой» Веласкеса восхищались только самые близкие друзья маркиза де Эличе, допущенные в его спальные покои. Сегод­ня о ней знают во всем мире, ведь с этой кра­савицы, единственной обнаженной в твор­честве Веласкеса и вообще в классическом испанском искусстве, началось новое направ­ление в европейской живописи.

Гойя и Мане, Дега и Матисс вслед за гениальным испанцем создавали своих Венер - со своими характе­рами, со своими несовершенствами, прекрас­ных, сводящих с ума, и уже совсем не богинь. За два с лишним столетия своей жизни «Ве­нера» Веласкеса не потеряла ни малой толи­ки своего очарования и притягательности. Она по-прежнему хороша, чувственна, горда и за­гадочна.

И так хочется, чтобы женщина, изображенная на картине, ког­да-нибудь все-таки повернулась к нам лицом и раскры­ла главную тайну - тайну появления этой картины в католической Испании XVII века, жившей по строгим канонам благочестия, под властью всеведущей и могущественной инквизиции, жестоко каравшей любое проявление чувственности и страсти.

Посмотрев документальный фильм «История одного шедевра» и репродукции картин художника, послушав его биографию художника, наши читатели чуть ближе прикоснулись к творчеству Веласкеса, понравившиеся книги смоли взять на дом.

Итак…

Диего Веласкес родился 6 июня 1599 го­ду в Севилье. В этом прекрасном и одном из самых богатых городов тогдашней Испании прошло его де­тство и юность. Здесь он учился, здесь, по сути, стал художником, освоив уроки теоретика искусства Франсиско Пачеко. Пачеко не принадлежал к лучшим живописцам XVII столетия. Однако был выдающимся теоре­тиком искусства и пропагандистом новых идей. В его доме в Севилье собирались многие выдающиеся люди Испании, в том числе и Сервантес.

Войдя в круг Пачеко, Диего приобщился к мировой культуре. Первый его биограф, Антонио Паломино, писал, что в молодые годы художник «взялся за изуче­ние изящной словесности и в знании языков и философии превосходил многих людей свое­го времени».

В Севилье он и женился на Хуане Миранде, дочери своего учителя. Там же - в 1619-м и 1621-м - родились его дочери. Но уже в 1623-м, в 24 года, Веласкес оказался в Мадриде, при дворе испанского короля.

Художник мадридского двора

Впервые Диего по­сетил столицу в 1622 году. Ему повезло. Из­вестный поэт Луис де Гонгора согласился по­зировать для портрета. Портрет понравился многочисленным почитателям Гонгоры, и о молодом художнике заговорили мадрид­ские вельможи, а вскоре могущественный ца­редворец герцог де Оливарес, тоже выходец из Севильи, уговорил своего патрона Филип­па IV позволить Веласкесу написать его порт­рет.

Эта, к сожалению, не дошедшая до нас ра­бота произвела столь приятное впечатление на короля, что тот тут же предложил Велас­кесу стать придворным художником. Конеч­но, Веласкес принял это предложение.

Удивительное дело - между Филиппом, все­сильным королем огромной империи, и Веласкесом, молодым художником, отнюдь не от­личавшимся высокородностью и богатством, сложились довольно дружеские отношения. Филипп даже распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. И он их написал еще одиннадцать.

Паче­ко отмечал, что «великий монарх был удиви­тельно щедр и благосклонен к Веласкесу. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах, и там было установлено крес­ло для Его Величества. Король, имевший у се­бя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой ху­дожника».

С тех пор жизнь Веласкеса была неразрывно связана с мадридским двором. Это был мир, где все происходило по раз и навсегда установ­ленным правилам, каждый знал свое место, все было строго и - скучно. Балы, охоты, це­ремонии, празднества и даже страшные грехи на фоне истовости веры тоже были рутиной...

А в то же время Испания в XVII столетии пе­реживала свой Золотой век - и в литературе, и в театре, и в живописи. Великий испанский писатель Сервантес и столь же великие драма­турги Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина, художник Франсиско Сурбаран - все эти выдающиеся люди, оставившие след в миро­вой культуре, были современниками Веласке­са, а некоторые - его близкими друзьями. Но при этом страна жила в строго ограничен­ных рамках дозволенного церковью.

Под гнетом церкви

Служи­телям Господа удалось заполучить не только невероятные богатства, но и огромную власть. Все было подчинено вере. Нарушившего ус­тановленные правила ждала неминуемая ка­ра инквизиции. Духовные стражи Испании прислушивались к любому известию о нарушении святых догматов, истово оберегали веру от чуждых ей людей и идей. Доносы были делом привычным, а потому над всеми испан­цами висела страшная угроза - оказаться пе­ред святым трибуналом, ведь у любого могли оказаться тайные недоброжелатели.

Церковь распространяла свои правила на все стороны человеческой деятельности. Существовали определенные рамки дозволенно­го и для живописцев. Так, им не позволялось изображать голое тело. Франсиско Пачеко ос­тавил даже специальные рекомендации о том, как следует писать дам (разумеется, в образах мифологических или библейских героинь), не нарушая норм благонравия: лишь лицо и руки можно было писать с натуры, а все остальное -по гравюрам итальянских и немецких масте­ров, например Дюрера.

«Создавая на холсте сладострастные обнаженные фигуры, живо­писцы становятся проводниками дьявола, пос­тавляют ему приверженцев и населяют царство ада», - говорил один из ярых проповедников веры Хосе де Иезус Мария.

И в такой удуша­ющей атмосфере появилась удивительная, об­наженная, прекрасная веласкесова Венера. На­стоящее чудо, причем не имевшее ничего об­щего с чудесами религиозными.

Предмет спора столетий

Историки искусства до сих пор спорят, кто по­зировал Веласкесу для этой картины, и когда именно было создано полотно. Первое пись­менное упоминание о картине датировано

1651 годом - в описи коллекции родственни­ка влиятельного Оливареса, маркиза Гаспара де Эличе дель Карпио. Одни ученые полагают, что картина была создана Веласкесом во время его пребывания в Италии, куда он по указанию короля отпра­вился в 1648 году для знакомства с достижени­ями итальянских коллег и покупки картин для королевской коллекции.

В тот период Веласкес переживал личный кризис - жену в Ита­лию он с собой не взял. И хотя Веласкес всегда жил довольно замкнуто, трудно представить, что пылкий испанец мог провести эти почти три года в Италии без любви. И действительно, есть свидетельства того, что у него в Италии была возлюбленная, и более того, она - уже после отъезда художника в Испанию - родила ему сына, на содержание которого Веласкес по­том отправлял деньги. Очень может быть, что именно эта неизвестная нам итальянка и пози­ровала Веласкесу для его Венеры.

Но сущест­вует и другая версия - полотно было создано в Испании, и на картине не итальянка, а на­стоящая испанка, очаровательная Дамиана, известная мадридская актриса и танцовщица. Дамиана была близкой приятельницей мар­киза Гаспара де Эличе дель Карпио, страстно­го коллекционера, почитателя искусств и лю­бителя хорошеньких женщин. Он и попросил художника написать красавицу, радовавшую маркиза своими ласками, причем маркизу за­хотелось, чтобы Веласкес написал Дамиану об­наженной - видно, дону Гаспару хотелось лю­боваться ее телом всегда, даже тогда, когда ее с ним рядом не было.

Будучи в Италии, Веласкес восхищался кар­тинами Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Тинторетто, Порденоне и других великих итальянцев, которые с присущим им смелостью и мастерством писали обнаженных красавиц и красавцев, героев и героинь мифологических сюжетов. Сияние женской кожи, красота пышных округлостей - все это не могло не произ­вести впечатления на испанца, воспитанного в строгой католической традиции.

Конечно же, Веласкесу очень хотелось попробовать сделать нечто подобное и самому. Тем более что, как ему было известно, авторская копия тициа­новского шедевра «Венера с зеркалом» украшала спальню самого короля. Филип­па IV, король Испании, никогда не отказывал себе в мирских утехах, несмотря на все запреты церкви…

Все в Мадриде знали об истории, случившейся в 1638 году, когда герцог Оливарес, регулярно поставлявший королю дам для особых развлечений, обратил внимание монарха на хорошенькую монашенку из монастыря Сан-Пласидо по имени Маргарита де ла Крус. Вель­можи уговорили Маргариту принять короля, но девушка в последний момент испугалась и во всем призналась настоятельнице. И тог­да та решила отомстить королю - когда мо­нарх пришел в «комнату свиданий», он увидел там гроб, в котором лежала бледная Маргари­та, сжимая в руках распятие. Король бежал, но затем в гневе вернулся со своими приближен­ными в монастырь и устроил в его святых сте­нах нечто столь кощунственное, что о подробностях происшедшего мадридцы потом осмеливались говорить только шепотом.

По следам Тициана

Тициан Вечеллио (1488-1576), один из корифеев венецианской ренессансной живописи, написал свою «Венеру с зеркалом» в 1550-х годах. Художник, которому было уже под 70, очень дорожил этим полотном и лично сделал с него несколько авторских копий, ни одна из которых, к сожалению, не сохранилась. Оригинал оставался в доме мастера до конца, пока вместе с другим имуществом не было продан старшим сыном Помпонио венецианскому патрицию Кристофоро Барбариго.

В 1850 году всю галерею Барбариго приобрел император Николай 1 для коллекции Эрмитажа. В 1931 году по распоряжению Советского правительства «Венера с зеркалом» была продана бывшему министру финансов США Эндрю Меллону. С 1937 года картина находится в Национальной галерее в Вашингтоне.

Поначалу Веласкес, как свидетельствовал Пачеко, изобразил на холсте одну только женскую фигуру, смело презрев все советы своего учителя. Но потом, из осторожности, все- таки добавил Купидона, мальчишку с крылышками, - пусть его красавицу можно будет представить не как живую женщину, а как античную богиню, а уж богине позволено все - даже возлежать такой бесстыдно голой, да еще у всех на виду. Но юный Купидон не мог скрыть красоту и страстность живой плоти.

«Та женщина хороша, что полна огня, но не обжигается», - гласит испанская пословица. Веласкесова Венера - изящна и тонка, грациозна и обольстительна, но еще и горда. Для нее любить - значит не сдаваться, а побеждать. Если фла­мандские, итальянские и немецкие Венеры бесстыдно обращены лицом к зрителю и при­надлежат всем, безоглядно даря свою красо­ту, то эта коварная искусительница поверну­лась к зрителю спиной - никто ей в общем-то не нужен. Лицо ее видно лишь в зеркале. И эта деталь тоже чрезвычайно важна для ис­панца Веласкеса. В испанской традиции жен­щина, смотрящаяся в зеркало, - сюжет философско- поучительный. Смотреть на свое лицо можно было, лишь дабы постигнуть замысел Творца - вот что требовала католическая мо­раль.

Но у Веласкеса совсем другое отноше­ние к зеркалам. Они всегда его завораживали, влекли в свое зазеркальное пространство. Зер­кала часто появлялись на его картинах - они преобразовывали пространство, расширяя его, придавая объемность и глубину. В его мастерской было десять зеркал, а стоили они в те вре­мена немало. Однажды, когда художника спро­сили, зачем ему столько, он ответил, что зерка­ла - его помощники, почти подмастерья. Ведь отражение - та же картина, только существует она лишь мгновение. Веласкес в своих портре­тах старался добиться предельно точного отра­жения времени и личности своих героев.

«Мой художник стал зеркалом нашей жизни», - од­нажды с тонкостью, делающей ему честь, ска­зал о Веласкесе Филипп IV. Вот и Венера смотрит в зеркало и видит там свое лицо - мягкий овал, темные бархатные глаза. Это неясное лицо в зеркале - словно прекрасное видение, недостижимая мечта...

Но все-таки «Венера...» - прежде всего порт­рет тела, влекущего, прекрасного, таящего в се­бе обещания изысканных наслаждений. Неда­ром долгие годы картина хранилась в спальне дона Гаспара, и тайна «Венеры», дабы не при­нести несчастья ее автору и обладателю, обе­регалась свято.

По легенде, «Венера с зеркалом» Веласкеса была все-таки показана Филип­пу IV и даже одобрена им. Ходили слухи, что королю понравилось то, что в зеркале богини красоты Венеры отражается лицо совсем не красивой женщины.

Рыцарь ордена Сант-Яго

После написания «Венеры с зеркалом» Веласкес оставался все тем же придворным художником, который, впро­чем, с годами стал, как говорили про него, за­знаваться. В 1656 году он написал знаменитых «Менин», сценку из жизни королевской четы, инфанты Маргариты и ее подружек, где изобразил и себя, в первый и последний раз, конечно же, у мольберта, с кистью в руке. На­писал себя среди царственных особ, равным среди равных.

В этой картине есть зеркало, в котором зритель видит отражение присутс­твующих в зале короля и королевы. Это вызвало возмущение при дворе и в церк­ви. Когда король решил произвести своего художника в рыцари ордена Сант-Яго, руководс­тво ордена затеяло постыдное выяснение родословной Веласкеса, которая в конце концов была признана весьма сомнительной и недостойной члена ордена. Гранды отказывались считать равным себе художника Веласкеса, обычного, по их понятиям, ремесленника.

И только после особого распоряжения коро­ля и специального разрешения Папы Римского Веласкесу разрешили не ворошить свою родос­ловную - в ноябре 1659 года он был признан полноправным рыцарем ордена.

А еще были «Пряхи», таящие в себе множество смыслов, лежащих гораздо глубже, чем прос­то изображение гобеленной мануфактуры, как полагали ранее, - тут и спор о цивилизации и естественности, о духовном и материальном, об аристократии и народе, об искусстве и ре­месле... Как будто он предвидел, что власть все равно укажет ему на его место.

Маршал трубочистов и подметальщи­ков

Так и случи­лось: король пожаловал ему звание королев­ского обергофмаршала дворца. Звучит весьма пышно, но на деле оказалось, что на Веласке­са возложили не очень-то почетные обязан­ности. Среди них каждодневное стояние по­зади королевского кресла, пока его величес­тво принимал пищу.

Кроме того, Веласкес должен был следить за украшением королев­ских покоев, а еще он заведовал устройством жилья придворных, отоплением дворца. Сле­дил, чтобы топлива было достаточно, руково­дил истопниками, трубочистами, а также был главным над уборщиками, мойщиками и под­метальщиками, и более того - в его ведении были дворцовые отхожие места. Веласкес был главным ассенизатором дворца.

- На старости лет, - писал о Веласкесе доктор искусствоведения, академик Российской академии худо­жеств Александр Якимович, - гений Испании стал маршалом трубочистов и подметальщи­ков, начальником отхожих мест!

Ничего вель­можного в его службе не было, зато времени, которое он бы мог отдать искусству, она отни­мала много.

Летом 1660 года Веласкесу поручили участво­вать в организации династического брака ин­фанты Марии-Терезии и Людовика XIV. Пу­тешествие во Францию оказалось сложным и очень утомительным для художника. В нача­ле июля он писал другу:

- Я вернулся в Мадрид уставшим от ночных переездов и дневных дел.

Дело довершила лихорадка и обильные кро­вопускания, которые практиковала тогдашняя медицина. 6 августа 1660 года художника не стало. Все, провожавшие Веласкеса в последний путь, отметили, что ник­то из рыцарей Сант-Яго на похороны не пришел, хотя, по обычаю, орден всегда отдавал почести своим почив­шим рыцарям. Так гранды-аристок­раты отомстили гениальному, но не­высокородному собрату.

Самое главное - это потом…

А «Венера с зеркалом» продолжа­ла свою жизнь. После смерти любве­обильного маркиза Гаспара картина досталась его дочери Каталине, мар­кизе дель Карпио. Когда же она вышла замуж за одного из герцогов Альба, ше­девр Веласкеса стал достоянием дома Альба. В начале XIX века картина принадлежала Каэтане Альба, той самой, которую так любил другой великий испанский художник - Франсиско Гойя и с которой он написал свою Ве­неру - «Обнаженную маху».

После смерти герцогини Каэтаны в 1802 году Карл IV при­казал Альба продать картину вместе с други­ми принадлежавшими им полотнами своему фавориту и премьерминистру Мануэлю Годою. Когда же фортуна отвернулась от это­го гордого красавца и его изгнали из страны, конфисковав все имущество, «Венера» попа­ла на Британские острова, где ее приобрел за 500 фунтов стерлингов известный коллекци­онер, историк и большой друг Вальтера Скот­та Джон Морритт. Этот прекрасно образованный, увлеченный искус­ством и историей эсквайр - имен­но он впервые доказал, что Троя не только легенда, но и действительно существовавший в далекие времена город, и именно его труды стали ос­новополагающими для Шлимана - сразу понял всю ценность полотна Веласкеса.

Несколько десятилетий карти­на хранилась в поместье Морриттов Рокебю-Парк, вот почему шедевр Веласкеса иногда называют «Венера Рокебю». В те го­ды о существовании полотна знали немногие, но, когда в 1906 году наследникам Джона Морритта понадобились деньги и они решили его продать, о картине заговорила вся Британия. Покупатель нашелся тут же, однако за океа­ном, и вся страна - впервые, дабы сохранить для потомков произведение искусства, - соби­рала деньги в складчину. Свой вклад, решаю­щий, 8000 фунтов стерлингов, анонимно внес и восхищавшийся картиной король Эдуард VII. В конце концов, нужная сумма, 45 000 фунтов, была собрана, и в 1905 году «Венера» попала в Лондонскую национальную галерею, став одной из самых ярких жемчужин ее коллекции.

Английские страсти

Но на этом превратности веласкесовой Венеры не закончились. 10 марта 1914 года в зал, где висела картина, вошла довольно невзрачная девушка, ничем не выделявшаяся из толпы обычных посетителей музея. Подойдя к творению великого испанца, она вдруг выхватила из-за пазухи тесак и с остервенением набросилась на кар­тину. Ей удалось нанести семь ударов. Когда девушку арестовали, она заявила констеблю:

- Меня зовут Мэри Ричардсон. Я суфражист­ка, борец за права женщин. Вы можете купить еще одну картину, но ни за какие деньги вы не купите вторую Эммелин Панкхерст, если убь­ете ее в тюрьме.

Эммелин Панкхерст, о ко­торой говорила Мэри, была главой движения суфражисток. Она сидела в это время в тюрь­ме Холлоуэй, где объявила голодовку. Во время следствия Мэри Ричардсон объяс­няла, как она, студентка, будущий искусство­вед, решилась поднять руку на одну из самых знаменитых картин в европейской живописи:

- «Венера с зеркалом» стала предметом вожде­ления для мужчин. Эти сексисты пялятся на изображение прекраснейшей из женщин как на порнографическую открытку. Женщины всего мира благодарны мне за то, что я поло­жила этому конец!

Англичане были потрясены. Покушение на шедевр, на который совсем недавно собирала деньги вся страна, совершил не сумасшед­ший, не религиозный фанатик, а девушка, да еще будущий искусствовед. И все это из-за ка­ких-то там прав женщин! Статьи о происшедшем в Национальной гале­рее появились на первых полосах газет, и жур­налисты тут же прозвали Мэри Ричардсон по аналогии с легендарным убийцей Мэри-потрошительницей.

Мэри Ричардсон прожила долгую жизнь (она родилась в 1889-м, а умерла в 1961 году). До 1935 года она активно занималась политикой, делала и какие-то полезные дела, но англичане так и не простили ей покушение на националь­ное достояние - «Венеру с зеркалом» Веласкеса. Тем более что оно стало первой в длин­ном ряду атак на сокровища Англии.

Жертва­ми ярых суфражисток были картины, рисунки, скульптуры, украшавшие лучшие музеи стра­ны, соборные витражи. Вождь и идеолог суф­ражизма Эммелин Панкхерст (1858-1928) заявляла:

- Мы не проливаем кровь, как террористы-мужчи­ны. Мы знаем, что есть нечто, чем наше пра­вительство дорожит больше, чем человеческой жизнью. Это - общественная собственность. Именно тут мы и разим врага.

В июле 1917 года Эммелин Панкхерст посетила Россию. Она встретилась с премьер-ми­нистром Александром Ке­ренским, который закончил свой разговор с Эммелин, сказав, что английским женщинам нечему научить женщин России. Остановить вошедших в раж суфражисток смогла только Первая мировая война.

«Венеру» Веласкеса отреставрировали - рабо­тали лучшие мастера Соединенного Королевства. Через три месяца она снова вернулась на прежнее место в Галерее и вот уже несколько десятилетий после того страшного дня 1914 го­да по-прежнему дарит свою красоту посетите­лям музея, напоминая им о великом художни­ке Диего Веласкесе и о Золотом веке его роди­ны - Испании.

P.S. https://vk.com/album-46420619_263869851 - вот в этом фотоальбоме можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные 5.06.19. в ходе арт-экскурса «Тайна «Венеры с зеркалом» Диего Веласкеса» в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти», и посвященного 420-летию со дня рождения испанского живописца, крупнейшего представителя мадридской школы времён золотого века испанской живописи (6 июня 1599- 6 августа 1660).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Знамеровская Т.П. Веласкес. - М., 1978.

2. Ионина Н.А. 100 великих картин.- М.: «Вече»,- 512 с. - (Серия «100 великих»). - о Веласкесе. - Стр. 169-173.

3. Кеменов В.С. Веласкес в музеях СССР. - Л., 1977.

4. Левина И.М. Новое о Веласкесе// Искусство.- 1975.- № 2. - Стр. 61-64.

5. Опимах И. Веласкес «Венера с зеркалом»/Ирина Опимах// Гала - Биография. - 2013.- №3.- Стр. 56-68.

6. Торопыгина М. Ю. Веласкес. - Олма Медиа Групп, 2006. - Стр. 104-106. (всего 128 с)

7. Якимович А. Художник и дворец: Диего Веласкес. - М.: «Советский художник», 1989. - 270 с.

5.06.19. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com; 30-78-00



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: