В) медведи - крупные хищные звери; белые - цвета снега; север-территория с суровым климатом.




 

3.2.Установи СВЯЗЬ, обозначим так между компонентами объекта

Крупные хищные звери, цвета снега - на территории с суровым климатом.

4.1. Найди ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ( в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как? Кто при этом был?), обозначим так + в следствии («С» +).

Живут.

4.2. Опиши дополнительные характеристики.

Живут - рождаются, питаются, растут, размножаются.

5. Перефразируй вопрос «Почему белые медведи живут на севере?», обозначим так (?) (запиши вместе полученное в пункте 3.2 и полученное в пункте 4.2).

Почему крупные хищные звери, цвета снега рождаются, питаются, растут, размножаются на территории с суровым климатом?

 

6. Сформулируй вывод и ответ на основной вопрос

Крупные хищные звери, цвета снега рождаются, питаются, растут, размножаются на территории с суровым климатом потому, что у них очень густая тёплая шерсть, толстый слой жира под кожей. Они приспособились к таким условиям.

Схематично алгоритм работы с заданиями можно представить так:

(«С» «О» +? вывод)

Таким образом, в 1 классе формирование умения устанавливать причинно - следственные связи ведется фронтально, задания алгоритма к вопросу вводятся в виде символов. Основная цель учителя на данном этапе сформировать умение перевода вводимых символов в осознанные слова (понятия).

С помощью диагностики (см.ниже) учитель наблюдает характер затруднений усвоения микроумений алгоритма. Диагностика дает возможность определить продолжительность этапов формирования умения устанавливать причинно-следственные связи и планировать следующие этапы работы.

Обучение работе с заданиями на установление причинно-следственных связей, во 2 классе проводим в четыре этапа:

1. в постоянной паре обучающиеся работают с текстом по методике ВПТ (взаимопередача текстов)[5], после чего обучающиеся составляют вопрос к тексту, начинающийся со слова «Почему…?». Например: Почему диких животных нельзя забирать домой? Почему идет дождь? В ходе рассуждений обучающиеся приходят к выводу о том, содержит ли вопрос причинно-следственные связи. Учитель организует рефлексию.

2. далее обучающиеся изучают текст и составляют вопрос (содержит причинно-следственные связи) в парах сменного состава. Задания алгоритма выполняются фронтально. Рефлексия, организованная учителем определяет уровень усвоения микроумений алгоритма (форма организации рефлексии рассматривается ниже).

3. в постоянных парах обучающиеся выполняют задания алгоритма, сопровождая свои рассуждения организованной учителем рефлексией. Вопрос составляем фронтально.

4.обучающиеся самостоятельно выполняют задания алгоритма, учитель фиксирует затруднения.

Каждый этап деятельности в паре сопровождается рефлексией. Учитель выступает в роли тьютера.

Таким образом, во 2 классе формируется умение составлять вопрос содержащий связь между причиной и следствием в парах и парах сменного состава; выполнение заданий алгоритма возможно как в парах, парах сменного состава, так и самостоятельно в зависимости от уровня сформированности микроумений. В процессе деятельности обучающихся, учитель занимает позицию тьютера. Оперируя результатами диагностики, планируем дальнейшую работу.

Обучение работе с заданиями на установление причинно-следственных связей, в 3 классе проводим в три этапа:

1. в парах и парах сменного состава обучающиеся изучают текст и составляют вопрос. Отвечают на него с помощью заданий алгоритма. Рефлексия, организованная учителем определяет уровень усвоения микроумений алгоритма.

2. в парах и парах сменного состава обучающиеся выполняют задания алгоритма, сопровождая свои рассуждения организованной учителем рефлексией.

3.обучающиеся самостоятельно составляют вопрос к тексту и выполняют задания алгоритма, учитель фиксирует затруднения.

Каждый этап деятельности в паре сопровождается рефлексией. Учитель выступает в роли тьютера.

Таким образом, в 3 классе формируется умение составлять вопрос содержащий связь между причиной и следствием в парах, выполнения заданий алгоритма в парах, парах сменного состава, самостоятельно. Оперируя результатами диагностики, планируем дальнейшую работу.

Обучение работе с заданиями на установление причинно-следственных связей, в 4 классе проводим в два этапа:

1. обучающиеся изучают текст, составляют вопрос, выполняют задания алгоритма самостоятельно. Рефлексия, организованная учителем определяет уровень усвоения умений. В парах сменного состава обучающиеся представляют продукт своей деятельности. Другими словами обучающиеся представляют результат работы по вопросу к тексту на установление причинно-следственных связей по алгоритму карточки-помощницы

2. самостоятельно составляют вопрос к тексту и задания алгоритма; самостоятельно выполняют задания алгоритма и дают ответ на вопрос.

Учитель выступает в роли тьютера.

Таким образом, в 4 классе формирование умения составлять вопрос содержащий связь между причиной и следствием и работа с заданиями алгоритма проходит в самостоятельном режиме, но обучающийся может проверить ход своих размышлений, поработав в паре и получить консультацию учителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: