Технология «коллективное творческое дело»




Номинация

Воспитательные траектории детских общественных объединений

Описание опыта

«Новые формы воспитательных практик»

Выполнила:

руководитель детского общественного

объединения «Россияне»

Киреева Виктория Викторовна

с. Толкачевка – 2021 г.

 

 

Актуальность опыта: В.А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал, в чем выражается ярче результат воспитание? Когда я имею нравственное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».

Один из главных аспектов мировоззрения воспитания - развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальные явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля.

Инновационность опыта

Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.

Новые формы воспитательных практик, направлены на реализацию национального воспитательного идеала, где основная педагогическая цель – становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбы Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации..

Отвечая требованиям современности, в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Толкачевская основная общеобразовательная школа» складывается ряд воспитательных практик, которые подходят для реализации в любой из направленностей. Я в своей работе использую технологии коллективного творческого дела, исследовательской деятельности, технология проектов.

Технология «коллективное творческое дело»

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Структурная схема КТД:

  • Совместное решение о проведении дела;
  • Коллективное планирование;
  • Коллективная подготовка;
  • Проведение дела;
  • Коллективный анализ;
  • Результат.

 

Основными задачами детского и молодежного общественного объединения являются:

· формирование у школьников активной гражданской позиции;

· создание необходимых механизмов для участиядетей в принятии решений, касающихся интересов детства;

· создание условий для приобретения учащимися опыта социально значимых отношений и т.д.;

· развитие творческой личности.

Я хорошо помню сюжет фильма «Республика Шкид». В годы разрухи после гражданской войны в одном из детских домов заведующий решил организовать школьную республику. Несмотря на тяжелое время, на трудную судьбу учащихся, ему удалось добиться главного: ребята почувствовали себя соучастниками всех процессов школьной жизни, ответственными и творческими людьми.

Сейчас другое время, другие дети приходят в школу, но всегда и для всех остается важным осознать себя личностью, сопричастной к большому, творческому, интересному делу. Внутренний мир человека раскрывается не сразу. Этому способствует включение ребенка в те или иные социальные отношения, в определенную деятельность.

Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:

- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);

- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

- способствуют укреплению коллектива, содействуют разнообразности и мобильности внутри коллективных связей и отношений;

- эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации.

На базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Толкачевская основная общеобразовательная школа» действует детское общественное объединение «Россияне», которое работает по программе «Я- гражданин России». За время существования оно обогатилось разнообразными традициями, которые мы укрепляем и продолжаем. Наибольшее внимание в работе детского общественного объединения школы «Россияне» уделяется коллективно творческим делам.

На первом подготовительном этапе КТД дети приобретают необходимые знания. Я организую работу по изучению данной темы. Дети становятся активными участниками в подготовке проводимых мероприятий, дел и организаторами. Они совместно решают вопросы о порядке проведении дела, предлагают разные идеи. Школьники учатся коллективно планировать, организовывать и проводить задуманное мероприятие. Затем проводится коллективный анализ дела. Итоговый этап-это проведение мероприятия, по которому шла работа.

При подготовке КТД в инициативную группу входят ребята разных классов. Обсуждаются предложения каждого, учитываются их интересы. Организуется Совет дела, определяется график встреч по работе над проектом. Выбираются ответственные за направление деятельности. У обучающихся 6 – 7 классов уже сформирован навык нахождения новой информации, умение быстро реагировать на новую идею, осуществлять коллективный поиск путей решения новых задач. Обучающиеся 8-9 классов ясно формулируют цели и задачи предстоящего дела, понимают его значимость. Здесь собран актив школьной организации. Они передают опыт младшим поколениям.

Одно из самых важных направлений деятельности объединения «Россияне»- является гражданско-патриотическое воспитание.

Проводятся такие формы работы: - Акция милосердия, викторина (на знание истории, традиций родного края), оказание помощи ветеранам войны и труда, пенсионерам, пожилым людям, семьям погибших воинов, посещение краеведческого музея, спортивные соревнования памяти героев-земляков, классные часы «День героев Отечества», «Дети войны», «День неизвестного солдата», «Память воинов-интернационалистов», «Письмо солдату», «Боевые и трудовые подвиги конышевцев», уход за могилами ветеранов, Акция «За здоровый образ жизни», «День здоровья», спортивные игры, эстафеты, Акция «Мы против наркотиков», встречи с представителями правовых структур, викторины по правовой тематике. Волонтерское движение школы «Волонтеры Победы» является одним из актуальных форм работы, связано с милосердием, благотворительностью, пропагандой идеи здорового образа жизни, охраны природы, помощи пожилым людям.

Опыт показывает, что КТД-основное средство современной методики воспитания: - это система практических действий на общую радость и пользу; это коллективное дело, потому что планируется, готовится, проводится и обсуждается вместе с учителем; осуществляют поиск лучших идей, способов, средств решений важных практических задач. Пусть не все обучающиеся продолжат развитие в своих направленностях, но уверенность, что они вырастут неравнодушными, достойными гражданами, вдохновляет меня на новые идеи. От того какими вырастут наши дети, зависит наш завтрашний день. Поэтому потенциал нашего общества напрямую зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства.

В.А. Сухомлинский говорил: «Нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия… и вы не решите никакой другой задачи».

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: