Урок в рамках преемственности
Предмет: Математика
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Класс: 4
ТЕМА УРОКА: Повторение и обобщение изученного материала за курс 4-го класса
Цель: повторять и обобщать изученный материал за курс 4-го класса; учить четвероклассников отслеживать этапы осуществления учебной деятельности в рамках решения учебной задачи и осуществлять учебное взаимодействие в разных формах работы.
Задачи:
Развивать творческие способности учащихся через осуществление ими исследовательских действий: постановку учебной проблемы (т.е. формулирование темы урока или вопроса для исследования).
Воспитание инициативной личности с активной жизненной позицией.
Осуществление профилактики утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями.
Формировать УУД:
Личностные:
—готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала, умение учиться;
—осознание себя человеком, имеющим собственную обоснованную точку зрения, способность слушать и слышать собеседника, готовность помочь, способность к принятию решения и осознанному выбору;
—повышение мотивации и, как следствие, появление устойчивого познавательного интереса к окружающему миру и к математике в частности, познавательная активность и инициативность;
—готовность целенаправленно использовать свои знания, умения и способности в учебе и повседневной жизни
для исследования математической сущности предмета(явления, события, факта) и научной картины мира;
—способность оценивать и характеризовать собственные знания по предмету, умение формулировать вопросы
и устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть успешно решены, развитие индивидуальных особенностей.
Регулятивные:
способность к анализу, рефлексии и планированию собственных действий как характеристикам теоретического (научного) мышления, позволяющего устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, определять логику решения учебно-практических задач, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи
Коммуникативные:
готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с одноклассниками и взрослыми;
умение работать в группе, четко и понятно излагать свою точку зрения.
Познавательные: умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели путем использования активных способов, форм познания, таких как наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, гипотез, высказываемых в учебном диалоге с другими учащимися и взрослыми (учителем в том числе), проявлять инициативу в принятии решений.
Тип урока: урок решения частных задач
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа, групповая работа
Этапы урока | Содержание | Средства | ||||||
1. Установление межличностного контакта. Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Как вы думаете, почему? Верно, на уроке присутствуют гости. Они пришли посмотреть, как мы работаем на уроке, чему мы уже научились, и чему будем учиться сегодня. Это немного волнительно для вас, но и для меня тоже, ребята. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Мы почувствуем положительный настрой, вместе постараемся совсем не волноваться. Думаю, что вы будете активно и успешно работать на уроке, порадуете нас своими ответами. Итак, всем удачи! Откройте свои тетради, запишите число и вид работы. | |||||||
2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха. · Составление и озвучивание Лестницы знаний | -Ребята, давайте начнем урок с составления Лестницы знаний. Ваши знания мне пришлось зашифровать, иначе они не уместились бы на нашей Лестнице! Давайте расшифруем то, что написано на карточках.
-Итак, расшифруйте карточки и расскажите, что вы знаете и умеете…
Выставление карточек. Расшифровка
- Молодцы, вы уже много знаете и умеете. Почему на верхней ступеньке я поставила вопрос? (Наверное, мы ещё будем узнавать что-то новое. Это про сегодняшний урок)
| Карточки для составления Лестницы знаний прикрепляются на доску | ||||||
3. Постановка цели и темы урока. | -Действительно, это так. Мне было нетрудно его подготовить. Может, подскажете, почему? (Дети сами составили план урока накануне) -Верно, работать по вашему плану было интересно, я очень старалась, подбирая для вас задания. - Зачитайте план урока. План урока 1. Устный счёт 2. Действия с многозначными числами. 3. Решение задачи. 4. Решение уравнения. 5. Геометрические задания. - Когда вы составляли план урока и включали в него различные задания, тообозначили цель сегодняшнего урока. Что вы планировали сегодня делать? (Выполнять различные задания по изученному материалу. Повторять и обобщать изученный материал) -Значит, каковатема нашего урока? (Повторение и обобщение изученного материала) | План урока напечатан, открывается на доске Слайд Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала | ||||||
4. Актуализация знаний. Решение частных задач. · Работа по плану, составленному детьми. 1. Устный счет | -Ну что ж, начинаем работать!
-Первый пункт нашего плана - устный счёт.
| Слайды с заданиями представляются на презентации | ||||||
2. Действия с многозначными числами
| Наш следующий этап: действия с многозначными числами
4 человека работают на карточках.
4 человека на карточках выполняют вычисления в столбик. Обмениваются работами. Проверку осуществляют по карточке контроля, выставляя за каждое действие + или -. Оценивают работу, ставят отметку.
Карточка контроля
- Если закончите быстро, то далее решаете вместе с классом.
849 х 38 - (24840: 72 + 286425: 603) = 31442
1) 24840:72=345 3) 345+475=820 5) 32262-820=31442 2) 286425:603=475 4) 849х38=32262 -С чего начнете выполнять задание? (Расставим действия) Далее по одному человеку выходят к доске и выполняют действия. Дополнительное задание -Кто справится с заданием быстро, могут решать дополнительное задание, взяв его в конверте «Действия с многозначными числами» на столе. | Индивидуальные карточки: 4 человека Взаимопроверка по карточкам контроля Значение выражения находят, выходя по одному человеку решать каждое действие | ||||||
3. Решение задачи
| -Каков наш следующий пункт плана? Решение задачи Два поезда вышли из одного города в противоположных направлениях. Скорость одного поезда 86 км/ч, что на 8 км/ч больше скорости другого поезда. На каком расстоянии они будут друг от друга через 4 часа? Чтение задачи - Прочитайте задачу про себя. - Какая это задача? (На движение) Перевод условия задачи в графическую модель (схему) - Во что предлагаете перевести условие задачи: в таблицу или схему? -Один человек за доской самостоятельно составляет таблицу, а мы вместе составим схему. -Внимательно читаем задачу еще раз и начинаем строить схему. -Кто заметил «ловушку»? (Учащийся читает задачу по частям, обозначая встретившиеся объекты и величины на схеме, все объясняет сам) Если затрудняется: -Сколько действующих объектов в задаче? -В каком направлении движутся поезда? -Какова скорость одного поезда? А второго? -Скорость на схеме это что? (Часть) -А время? (Количество частей) -Расстояние - это целое. Его нужно найти, ставим вопрос. Составление буквенно-знаковой модели (формулы) -Что нужно написать для нахождения расстояния? (Формулу) Составление числового выражения (или отдельных действий) Самостоятельная работа - Запишите решение задачи самостоятельно: выражением или по действиям. Выпишите ответ. - 2 человека работают за доской: один записывает решение выражением, другой по действиям. Решение и вычисление числового значения искомой величины -Давайте проверим способы решения задачи. Проверка записи решения. - У кого возникли вопросы? Кто не согласен с решением? -Кто записал другим способом? Запишите на доске -Итак, вы ответили на требование задачи? Зачитайте. -Поднимите руки, кто записал решение безошибочно. | Слайдс текстом задачи Один человек за доской самостоятельносоставляет таблицу, а вместе составляют схему. Самостоятельное составление выражения и запись решения | ||||||
4. Решение уравнения Составление уравнения по схеме Решение уравнения Коллективная проверка | -Зачитайте следующий этап:
Решение уравнения
Составьте по схеме уравнение и решите его:
Схема:
954 - Х
______________________________________
- Те, кто быстро решит это уравнение, решают дополнительное уравнение из конверта на вашем столе с надписью «Уравнение». Решает с объяснением один человек у доски. -Ребята, те, кто решал уравнение самостоятельно, сверьте свои ответы. Есть ли ошибки? Объясните. -Поднимите руки, кто выполнил задание безошибочно | Схема уравнения на доске Один человек у доски Индивидуальные карточки: 4 человека | ||||||
5. Геометрические задания
| -А теперь ваши любимые геометрические задания
-Посмотрите на интерактивную доску.
- Даны многоугольники. Скажите, как называется каждый из них?
(прямоугольник, параллелограмм, трапеция, правильный шестиугольник)
-Как найти площадь первой фигуры? А остальных?
-Назовите общий способ нахождения площади любого многоугольника.
(Нужно разбить многоугольник на фигуры, площадь которых мы умеем находить. Способ разбиения должен быть самым удобным для вычисления площади.)
-Покажите, на какие фигуры, площади которых вы умеете находить, можно разбить каждый многоугольник.
-А теперь разбейтесь на группы. Не забудьте о правилах работы в группе.
Каждая группа получает задание:
| Интерактивная доска Учащиеся показывают, на какие фигуры разобьют каждый многоугольник с помощью электромагнитного маркера На листах А3 представлены геометрические фигуры | ||||||
5. Итоговая рефлексия | - Итак, над чем мы сегодня работали? Что важного было сегодня? - Принес ли сегодняшний урок пользу? Какую? - Довольны ли вы своей работой? - Что вам сегодня удалось? - Что бы вам сегодня хотелось отметить? - Кого бы вы похвалили сегодня? - Оцените свою работу, нарисовав смайлику улыбку: Веселая улыбка – Я старался, у меня все получилось. Улыбка-полосочка – Я старался, но были ошибки. Уголки губ опущены, грусть – У меня не получилось, но я буду стараться. | Смайликикак оценка достижений на уроке | ||||||
6. Домашнее задание. | - Составьте по три различных задания на повторение и обобщение изученного материала для одноклассников. - Всем большое спасибо за урок. Было очень интересно работать с вами. | Слайд |