Тема: Психологические механизмы взаимодействия оратора и аудитории




 

1.Техника речевого действия

2.Действия оратора по отношению к аудитории, которая настроена враждебно

3.Пути воздействия на слушателя

 

Ключевые слова: техника речевого действия, самообладание, фигуры диалогизации речи, барьер отрицательных эмоций, виды внимания, сосредоточенность, зрительный контакт, приемы акцентировки

 

Сущность деятельности оратора, как гласит классическая риторика, заключается в триединстве: в организации восприятия, удержании внимания и речевом взаимодействии, направленном на достижение поставленной цели. Однако для продуктивного общения этого мало. Необходимо учитывать деятельность слушателей: как они воспринимают речь, осознают ее содержание, запоминают ее. В сознании слушателей происходит много процессов: они сравнивают получаемую информацию с той, которую имеют по данному вопросу, оценивают речь оратора, с чем-то соглашаются, о чем-то спорят, что-то берут на вооружение, пробуждают свое воображение, память, которые воссоздают картины выступления иных ораторов, своего речевого поведения.

Для того чтобы взаимодействие оратора и аудитории было органичным, продуктивным, доставляющим радость и удовлетворение от полезно проведенного времени, надо знать технику речевого действия и владеть ею. Как бы хорошо ни было подготовлено выступление, тщательно подобраны аргументы, общение с современной мыслящей, нередко эмоционально заряженной аудиторией может сопровождаться определенными неожиданностями. Вот почему от правильного и уверенного поведения оратора, от быстроты и адекватности его реакции, умения управлять вниманием и эмоциями публики в решающей степени зависит успех выступления. Конечно, главную роль в приобретении необходимых для этого навыков играет опыт публичных выступлений. Но не следует преуменьшать и важность знания основных закономерностей контактов оратора с аудиторией. Отношения оратора и аудитории бывают сложными. Иногда аудитория может быть настроена отрицательно к позиции оратора, например, если в речи предлагается принять решение, против которого аудитория выступала или которое, по мнению аудитории, несовместимо с ее интересами. В этом случае оратор может:

– присоединиться к эмоциональной оценке обсуждаемой проблемы аудиторией и высказать огорчение тем, что ему приходится выступать в столь сложных обстоятельствах;

– высказать понимание позиции аудитории и уважение к ней, но при этом указать на чувство долга и необходимость, которые побуждают его отстаивать свою позицию;

– представить позицию аудитории как коллективную и вызванную естественной эмоцией (чувство внушения), но не как самостоятельную, продуманную и трезвую, что не утверждается прямо, но подразумевается;

– показать, что аудитория в своих подходах к проблеме неоднородна и найти те пункты, в которых можно разделить аудиторию, организовать группу своих сторонников, сочувствующих и готовых, по крайней мере, выслушать и оценить его аргументы.

Обычно выступление перед такой аудиторией бывает более пространным, так как во вступительной части оратор должен успокоить аудиторию и достичь более тесного речевого и эмоционального контакта с нею с помощью тех приемов, о которых мы говорили. Иногда аудитория бывает сильно возбуждена, поэтому оратору нужно успокоить ее, прежде чем перейти к изложению проблемы. С такой аудиторией работать трудно, и главная задача оратора – добиться внимания и сохранить его на протяжении всей речи. Уже во вступлении оратору лучше не пытаться переломить эмоции аудитории, а, наоборот, присоединиться к ней, возбуждая ее до тех пор, пока эмоции не достигнут предела и сами по себе не разрядятся. В этом случае не только во вступлении, но и на протяжении всего выступления оратору следует поддерживать достаточно высокий уровень эмоционального напряжения.

Выступление перед такой аудиторией требует от оратора хорошей техники и самообладания, умения говорить с аудиторией ее языком, способности поддерживать высокий эмоциональный уровень на протяжении всей, часто весьма пространной речи. Классический пример эмоционального выступления – будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды? Неужели тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни присутствие честных людей, ни выбор этого столь надежно защищенного места для заседания сената, ни лица и взоры всех присутствующих? Неужели ты не понимаешь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и раскрыт? Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение принял? О, времена! О, нравы! Сенат все это понимает, консул видит, а этот человек все еще жив».

Из этого примера видно, как оратор концентрирует внимание на полемическом противнике. Цицерон обращается к нему, использует фигуры диалогизации речи (обращения, вопросы, указания, воззвания) с тем, чтобы эти диалогические приемы стали собственными словами аудитории.

Выступая публично, оратор часто сталкивается с более или менее неожиданной ситуацией, к которой он должен быть внутренне готов. Человек, не имеющий опыта, каждый раз может испытывать волнение перед публичным выступлением. Волнение или скова нность могут быть связаны с такой причиной, как недостаток знаний. Если тема выступления глубоко и всесторонне проработана, тогда волнение быстро уходит, выступающий успокаивается и говорит спокойно и уверенно. Следовательно, главный залог уверенности и спокойствия оратора – хорошая подготовка. Считается, что степень волнения обратно пропорциональна труду, затраченному на подготовку выступления. Скованность перед публичным выступлением возникает и в том случае, когда выступающий слишком сильно переживает. Мысль о предмете речи вытесняется мыслью о предстоящем выступлении: смогу ли я произнести речь, поймут ли меня, будут ли вообще слушать и т. д. Все это приводит к негативному возбуждению. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории.

Однако чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией, нужно не только иметь, что сказать, но и знать, как общаться со слушателями. Для этого необходимо установить личностный контакт. Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства. Иногда выступление может происходить в неудачное время, например, после напряженного трудового ДНЯ, когда все устали, поэтому может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Так, поднять настроение собравшихся может какая-то забавная история. Вообще, очень важны этические свойства, на основе которых устанавливается взаимное доверие между оратором и аудиторией: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность. Проявление своего уважительного отношения к аудитор ии имеет большое значение. Если оратор недостаточно ясно или недостаточно тактично представит аудитории свое отношение к ней и к предмету речи, то последующая установка аудитории будет не просто критической, но отрицательной

Интеллектуальное взаимодей ствие с аудиторией может возникнуть только при познавательном контакте. Важнейшим условием возникновения познавательного контакта является интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым – контакт с оратором. Ведь недаром говорят, что внимание – ворота познания, а открывает их ключик, который называется интерес. По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен? По поведению слушателей: выражение лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции.

Задача оратора – внимательно следить за этими сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст, оно творится на глазах слушателей, при их участии. Поэтому очень важно развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры выступающего постоянно приспосабливаются к слушателям. Ощущение того, что ваши слова нужны людям, и вам есть что сказать, наполняет ваши слова той желанной энергией, которая способна превращаться в энергию дела. Контакт оратора со слушателями устанавливается с самого начала речи. Слушатель стремится составить представление об ораторе, исходя из своих целей и интересов, и уясняет для себя насколько значим предмет речи и в какой мере оратор заслуживает внимания и доверия. Выступающий, со своей стороны, стремится привлечь внимание, вызвать интерес к теме, указать на ценность содержания речи и снискать доверие слушателя.

Очень важно, как вы начнете речь. Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите, не делайте суетливых движений, они отвлекают слушателей от существа выступления. Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают, вы увидите, что они внимательны к вам и настроены в целом доброжелательно. Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим – вытерпеть ее до конца. Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать. Однако во время выступления из-за волнения возникают дополнительные препятствия. Так, неопытные ораторы часто начинают свою речь с извинений за то, что они не готовы выступать, обещают долго не задерживать внимание собравшихся и т. п. Это самое неудачное начало речи: если не готовы к выступлению, нечего начинать.

Вступление – это своеобразный камертон, настраивающий аудиторию на слушание того, что потом последует, это программа, предвещающая нечто интересное и важное, своеобразная характеристика говорящего, которая выявится в ходе выступления. Итак, первый контакт установлен. Аудитория переключает свое внимание на содержание речи, стремясь уяснить мысли оратора, оценить их, руководствуясь представлением о выступающем, которое у нее уже возникло и которое может меняться по ходу речи. Выступающий же стремится ясно, убедительно и наглядно высказать и обосновать свои мысли и предложения. Но ни один оратор, как бы тщательно ни готовился к выступлению, не застрахован от неудач.

Иногда выступающий теряет нить повествования. Что в этом случае нужно делать? Прежде всего сохранять спокойствие: такое может случиться с каждым. Повторите последнюю фразу сначала дословно, а потом, если это возможно, другими словами. Например: «Я хочу еще раз подчеркнуть, что эту задачу мы сможем решить только совместными усилиями. К ее решению надо привлечь всех». Попытайтесь теперь найти нить повествования. В этом вам поможет ответ на следующий вопрос: какие выводы следует сделать из высказанной последней фразы? Если все же не удастся найти нить повествования, закончите свое выступление, например, следующими словами: «Это все, что я хотел сказать по данному вопросу. В ходе дискуссии мы можем рассмотреть и другие точки зрения ».

Если вы оговорились, это тоже не так страшно. Быстро определите, меняется ли от этого смысл вашего высказывания? Могут ли слушатели понять из контекста, что вы действительно хотели сказать? В соответствии с этим и следует действовать. Малозначительные оговорки исправлять не стоит, просто продолжайте говорить дальше. Некоторые слушатели вообще не заметят ошибки: большинство же будут к вам снисходительны. Такой ляпсус может случиться с каждым. Если же оговорка искажает смысл важного высказывания, то нужно сразу же поправиться.

Иногда слушатели могут прерывать высказывания оратора репликами с места. Не бойтесь реплик из зала. Однозначных рецептов, как вести себя в такой ситуации, нет, но можно воспользоваться следующими советами.

1. Ответить так, чтобы поставить спрашивающего в тупик. Известно, что Уинстон Черчилль перед выступлениями сознательно готовил формулировки ответов на выпады из зала. Можно, например, удивить противника, кратко ответив: «Большое спасибо». После чего продолжать речь.

2. Повторить вопрос или отрицательное замечание из зала, как бы предлагая слушателям его оценить. Этот прием целесообразен при наличии уверенности в благосклонном отношении других слушателей. Следует предложить ответить тому из присутствующих, с которым установлен зрительный контакт, весьма вероятно, что он примет вашу сторону.

3. Попросить повторить замечание — это неплохой прием при наличии времени. Причем следует попросить противника повторить не все замечание, а отдельные его формулировки. Результат будет поразительным, поскольку трудно повторить замечание быстро и точно либо его обосновать.

4. Попросить слушателя представиться, т. е. назвать себя, место работы и т. п. Этот прием позволяет выиграть время для ответа, кроме того, зачастую заставляет противника успокоиться. Если замечание конструктивно, нужно поблагодарить слушателя и одобрить его деловые качества.

5. Использовать метод «да, но». Избегайте длинных выводов и диалогов. Отвечайте кратко, используя тактику «да, но». Однако не следует произносить слово «да» - лучше прибегать к близким формулировкам: «Согласен с вами, но вместе с тем...».

6. Нейтрализовать провокационные замечания, сказав: «Я предвидел такой вопрос, однако уверен, что для всех присутствующих будет лучше, если я продолжу свое выступление». Следует помнить, что в интересах других слушателей нельзя вести частные беседы, поэтому предложите тому, кто вас прервал, поговорить после выступления наедине.

7. Применять диалектические приемы, т. е. обратить внимание на более значимые ценности, сказав, что сейчас не время размениваться на мелочи.

8. Обратиться к благородству присутствующих. Если замечание неэтично, следует обезоружить противника, спросив: «А как бы вы вели себя в такой ситуации?» Этот прием воздействует не столько на противника, сколько на других присутствующих.

9. Попросить спрашивающего подождать, ответив, что именно эта тема будет затронута в дальнейшем. Если замечание совпадает с общей идеей выступления, к нему можно отнестись серьезно, прервав выступление и демонстративно записав замечание. Это будет свидетельствовать о том, что выступающий серьезно относится к проблеме.

10. Избегать высказываний типа «не мешайте», «я вас предупреждаю». Лучше всего поблагодарить за вопрос. Ответив, сразу переключить внимание на других слушателей - в противном случае этот же человек вновь начнет перебивать. Ответ должен быть вежливым и по возможности кратким. Не давайте втянуть себя в дискуссию во время речи: вы должны сказать все, что намеревались.

Непременным успехом выступающего является соблюдение регламента, следование намеченному плану. Опытные ораторы знают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже отведенного времени. Если слушатели проявляют признаки утомления, то надо подумать о завершении выступления. Например, оратор хотел закончить свою речь яркой цитатой, но чувствует, что она не будет воспринята, поэтому лучше отказаться от нее и ограничиться выводами и пожеланием аудитории.

Заключение должно быть связано с главной идеей выступления, быть мажорным, оптимистичным по духу. Следует учитывать, что каждый выступающий имеет свои индивидуальные особенности, влияющие на манеру выступления. Издавна теоретики ораторского искусства обращали внимание на эту проблему. Так, Цицерон в труде «Об ораторе» называет три типа ораторов:

– «велеречивые, с возвышенной силой мысли и торжественностью выражения»;

– «сдержанные и проницательные, всему поучающие, все разъясняющие, а не возвеличивающие, отточенные в своей прозрачной, так сказать, и сжатой речи»;

– «средний и как бы умеренный род, не применяющий ни тонкой предусмотрительности последних, ни бурного натиска первых: он соприкасается с обоими, но не выделяется ни в ту, ни в другую сторону, близок им обоим, или, вернее говоря, скорее не причастен ни тому, ни другому»

Отсюда вытекают разные пути воздействия на слуш ателя: одни ораторы овладевают вниманием слушателей силой, ясностью, глубиной мысли, другие – необыкновенной эмоциональностью, экспрессией. Хотя деление ораторов на типы в определенной степени условно, но оно имеет под собой научную основу. Так, академик И. П. Павлов обосновал наличие у человека двух типов высшей нервной деятельности: художественного и мыслительного. В зависимости от того, к какому типу высшей нервной деятельности принадлежит человек, он по-разному произносит речь, отсюда и разные типы ораторов. Но каждая речь должна быть и логичной и эмоциональной.

Поэтому нельзя быть только эмоциональным оратором и не заботиться о логике рассуждения, как и нельзя быть равнодушным оратором, передающим только информацию. Вообще наибольшего успеха добиваются вдохновенные ораторы, излучающие энергию, которая воспринимается слушателями как откровение, тревожа сердца. Результатом вялой, скучной монотонной речи может быть лишь то, что определенная часть слушателей попросту погрузится в сон.

Итак, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех выступления и является необходимым условием настоящего искусства речевого взаимодействия. Однако установив контакт, оратор должен в течение всей своей речи удерживать внимание слушателей. Как это сделать?

Русское слово «внимание» происходит от глагола «внимать», т. е. «усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это мысли и волю свою» (В. Даль). Психологи указывают на такие свойства внимания, как направленность, сосредоточенность и устойчивость. Направленность внимания состоит в том, что слушающие внимательно следят за выступлением, не отвлекаются на что-то постороннее. Сосредоточенность заключается в большей или меньшей углубленности в содержание речи выступающего. В сознании слушающих идет интенсивная работа по осмыслению услышанного. В силу этого устойчивость внимания непосредственно зависит от разнообразия, необычности, динамичности речи, тогда как однообразие, монотонность неизбежно притупляют внимание. Увлеченные яркой, эмоциональной речью, близкой их интересам, люди перестают реагировать на любые помехи - уличный шум, духоту в помещении и пр.

Известны три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Непроизвольное, или пассивное, внимание возникает независимо от воли, сознания. Оно возникает в тех случаях, когда: - человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него; - в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям; - действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель. Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.

Произвольное, или актив ное, внимание есть акт нашей воли. Оно всегда осознано и определяется потребностями, интересами людей, сознанием своего долга. Если внимание возникло как сознательное, волевое и затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, так как они захвачены выступлением, то это проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться довольно долго.

Важное свойство внимания – его динамичность, склонность к постоянному рассеиванию. Потому оно должно постоянно возбуждаться, удерживаться оратором. Поддержанию внимания способствует изложение конфликтной ситуации, фактов или идей в противопоставлении. Конкретное привлекает внимание сильнее, чем абстрактное. Слушатели обычно лучше сосредотачиваются на том, что оратор подчеркивает. Этой цели служит повторение наиболее важных мыслей.

Важнейшим условием поддержания внимания является содержательность выступления. Обычно новая, неизвестная информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы вызывают неподдельный интерес слушателей. Но изложение должно быть доступным, поэтому необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт. Не следует забывать следующее: многие люди слышат то, что хотят услышать. Квинтилиан говорил: «То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека». Доступным можно сделать любой, даже научный доклад. И, напротив, можно так изложить проблему, что ее не поймет даже опытный специалист. Так, знаменитый физик Ферми однажды после научного семинара, на котором выступали теоретики, ученики Оппенгеймера, рассказывал, что он был совершенно подавлен своей неспособностью понять, о чем идет речь, и только последняя фраза: «Вот в этом и состоит теория Ферми бета-распада» его утешила. Оказывается, речь шла о его теории. Как же излагалась научная теория, если ее не мог понять даже ее автор!

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории, при этом обычно наступает заинтересованная тишина. Непринужденная манера изложения, доверительность тона хорошо действует на слушателей. Непринужденность изложения материала часто усиливается мимикой и жестами. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40 % информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и сразу почувствуете «деревянную» сухость голоса, скованность мыслей. Поэтому пользуйтесь жестами, чтобы усилить свою речь и удержать внимание слушателей.

Однако жесты должны быть свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Шаблонных жестов не существует, но есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопроcитeльныe. Рекомендуется считаться со следующими правилами: жестикуляция оратора должна быть умеренной. Держите руки свободно, не машите руками во время речи, но и не вытягивайте руки «по швам». Ораторский жест должен соответствовать темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким.

Очень важны для поддержания внимания аудитории убежденность и эмоциональность оратора. Если оратор искренне убежден в том, о чем говорит, эмоционален, то эти качества не только удерживают внимание слушателей, но и заражают своим отношением к проблеме выступления. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка». Чем сложнее выступление, тем больше усилий приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональное напряжение, является юмор. Он создает естественную паузу для отдыха интеллекта.

Так, например, можно приводить различные юмористические зарисовки – парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т. д. Следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием позволяет постоянный зрительный контакт. Глаза не только «слушают», но и «отвечают», заметил один ученый. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом несколько человек в аудиториии т. д. Однако не обращайтесь взглядом к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь именно к нему. Контролируйте реакцию аудитории, фиксируйте группы людей согласных и несогласных с вами, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных.

Оратор должен видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории. Если оратор чувствует непонимание или равнодушие в ответном взгляде, то можно спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое. Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заряжения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. Однако зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для его поддержания уже в самом процессе речи. Поддерживать внимание на протяжении всего выступления трудно, так как внимание может быть отвлечено любым посторонним стимулом – громким стуком двери, разговором соседей, сменой освещения и т. п. Внимание человека постоянно колеблется, как бы мерцает, поэтому оратору приходится прилагать усилия для его поддержания.

Особенно способствуют отвлечению внимания монотонное, однообразное изложение. Когда оратор говорит монотонно, без выражения, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается удержать его, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь эффективны приемы «навязывания ритма». Постоянное изменение громкости голоса, темпа речи, использование вопросно-ответной формы изложения как бы навязывает слушателям свою последовательность переключения внимания, не дает им расслабиться на монотонном отрезке и что-то пропустить.

Следующая группа приемов поддержания внимания называется «приемы акцентировки ». Они применяются в тех случаях, когда необходимо обратить внимание слушателей на важные моменты в речи. Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки. Паузой оратор представляет аудитории оценить смысл сказанного и про себя ответить ему. Нельзя делать паузы где попало – надо следить, чтобы ответы аудитории оказывались именно такими, какие нужны вам. Акцентировать внимание слушателей помогает правильная интонация. Она обеспечивает смысловое членение речи, указывает на важное в высказывании. Управлять вниманием - это важная задача не только для оратора, но и для слушателей. Если слушатель хочет услышать именно то, что говорит выступающий, а не что-то другое, то он должен уметь управлять своим вниманием. Слушающий должен внимательно выслушать оратора и с должным вниманием отнестись к его суждениям. Он должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные высказывания, приемлемые и неприемлемые. Из содержания речи следует отобрать положительную и пригодную информацию.

Таким образом, установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей. Однако ораторская практика настолько сложна, разнообразна и многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы на все случаи жизни. Надо творчески подходить к подготовке и произнесению ораторской речи, полно использовать свои природные данные, индивидуальные возможности и умело применять приобретенные риторические навыки и умения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что необходимо учитывать оратору при публичном выступлении?

2. С какими типами аудитории может столкнуться оратор?

3. Почему у оратора может возникнуть чувство волнения перед выступлением?

4. Как преодолеть неудачу, связанную с потерей нити повествования? 5. Что делать, если вы оговорились?

6. Как выйти из затруднительного положения, вызванного нелицеприятными замечаниями из зала?

7. Какие типы ораторов выделял Цицерон?

8. Подготовьте короткое выступление по следующей ситуации. Вы собрали ваших сотрудников в начале рабочего дня и хотите несколькими убеждающими фразами вселить в них оптимизм, убедить их в том, что работа с самоотдачей даст должный результат.

9. Подготовьте речь на тему «Разрешите представиться». Обратите внимание на оформление вступления и заключения. Используйте в речи выразительные и изобразительные средства.

10. Определите три вида внимания: непроизвольное, произвольное, после произвольное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: