Нормативные Конформные Ролевые




ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

ПЛАН

1. Виды социальных групп.

2. Отношения в социальных группах.

3. Коллектив. Стили руководства коллективом.

 

С самого рождения и до конца жизни человек является частью многочисленных групп. Человек не рождается социальным существом, но неизбежно становится им, формируясь как личность в социальной группе. (семья, учебные заведения, друзья, спортивные секции и общественные организации, волонтеры, группа на практике, театралы, профессиональные коллективы и т.д.)

ГРУППА – УСТОЙЧИВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОБЩУЮ ЦЕЛЬ И УСТАНОВИВШИЕСЯ ДЕЛОВЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Виды социальных групп:

Условные 2. Постоянные 3. Формальные 4. Большие

Реальные Временные Неформальные Малые

Условные - группы людей, объединенные номинально по определенному признаку – пол, возраст, профессия, место жительства (город, село), заболевания т.д. Между ними нет прямых межличностных отношений, они могут ничего не знать друг о друге, не встречаться никогда, - они объединены в группу условно. Реальные - фактически, реально существующее объединение людей («здесь и сейчас»), связанных между собой человеческими отношениями. Постоянные - группы, существующие длительное время (семья, работа). Временные - группы, объединяющие людей на короткий срок(служба в армии, учебная группа, группа людей на остановке, в автобусе, магазине). Формальные, или официальные группы создаются на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. (например, студенческая группа является формальной, т.е. официальной, т.к. существуют личные дела, студенческие билеты, зачетные книжки, приказы о зачислении и переводе на другой курс). Неформальные, т.е. неофициальные группы объединяют людей на основе общих интересов, взглядов, увлечений, хобби. Такие группы не предусмотрены ни штатным расписанием, ни инструкцией. Официальная документация отсутствует. (Это - группы фанатов, неформалов, кружки по интересам, театралы, болельщики и т.д.). Большие группы – классы, народы, нации. Малые группы – небольшое объединение людей от 2 до 30 человек (семья, школьный класс, студенческая группа, друзья, рабочая бригада). В каждой малой группе существуют микрогруппы (от2 до5человек), где отношения более дружеские и доверительные, более выражены поддержка и взаимопомощь. Референтная - реально существующая или воображаемая группа, взгляды и нормы которой служат образцом для личности или какой-либо группы. (человек выделяет круг лиц, позиция и оценка которых для него наиболее существенны; норм и ценностей этой группы человек придерживается, с требованиями её он считается, на мнение её ориентируется.

Й вопрос.

В каждой социальной группе складываются свои отношения между личностью и группой. Из многих отношений можно выделить следующие:

Нормативные Конформные Ролевые

Нормативные - такие отношения, при которых группа становится источником норм и правил для каждого человека, входящего в неё. Разработана система санкций –поощрительного или порицательного характера. При поощрении(материальном или моральном) растет статус члена группы, повышается его работоспособность. Порицание заставляет выполнять правила коллектива; соблюдать условия, принятые им, т.е. «играть» по правилам группы.

Конформные. Новый сотрудник стоит перед выбором – принятия или непринятия норм и правил группы. Есть 3 варианта его поведения: 1.Сознательное принятие. 2.Непринятие (вплоть до выхода из группы). 3.Вынужденное принятие под давлением группы. Феномен вынужденного принятия человеком норм и правил группы под угрозой выхода из этой группы или потери её расположения, называется конформизмом .Конформное поведение - это выбор человеком мнения группы в ущерб своему собственному. Конформность - черта личности, социальное приспособленчество. В различных ситуациях количество людей, демонстрирующих конформность, может колебаться от 15 до 80процентов. Конформность зависит: - от пола и возраста человека, - от количества людей, высказывающих мнение, - от авторитетности людей, высказывающих мнение. Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению вопреки своим желаниям и интересам, менять свои взгляды под влиянием мнения новой группы, стремится «быть как все», а не «белой вороной». У них слабо развита способность самостоятельно принимать решения,делать выбор и нести за него ответственность.

Ролевые. Входя в ту или иную социальную группу, человек выполняет определенную социальную роль. (в семье – роль сына или дочери, сестры, брата, внука, мамы, отца; на учебе – роль студента, в театре – роль зрителя, в магазине – роль покупателя и т.д.) К каждой роли предъявляются свои требования в соответствии с её особенностями, общество ожидает от человека правильного выполнения социальной роли (от медработника – знаний, участия, внимания; от студента – дисциплины, хорошей успеваемости и посещаемости, активности). Освоенные роли образуют «ролевой репертуар», или «ролевой веер». Чем их больше, тем более благополучен и успешен в жизни человек. Внутри социальной группы (семья, класс, группа) каждый человек занимает свою «нишу» исходя из своих личностных качеств. Такие групповые роли условно называются: «Лидер», «Труженик», «Генератор идей», «Балагур»(весельчак), «Критик», «Нытик», «Конформист», «Чудак» (увлеченный чем-либо), «Эрудит», «Козел отпущения»(кому достаются все «шишки»). Коллектив не может быть на одно лицо, важно иметь людей, выполняющих разные групповые роли.

Вопрос

Не каждая группа может называться коллективом, а только та, что имеет социально значимые цели. Группы с асоциальной направленностью называют бандами, группировками, бандформированиями, шайками. Человек приходит в коллектив. Его знакомят с правилами, традициями, должностными обязанностями. Он становится сотрудником, а если принимается коллективом, то и его частью. Каждому хотелось бы жить и работать среди людей, которые понимают, могут помочь и поддержать в трудную минуту. Настоящий коллектив формируется не сразу, а проходит ряд этапов: 1. - «Песчаная россыпь» 2.«Мягкая глина» 3. - «Мерцающий маяк» 4. - «Алый парус».

В любом коллективе руководителю приходится решать первоочередные задачи и те вопросы, которые могут подождать, что он может сделать сам, а что-то поручить другим; как направить деятельность сотрудников, как скоординировать их действия, обеспечить атмосферу сотрудничества. Способы реализации поставленных задач – и есть стили руководства:

1. Авторитарный (современное название – Директивный)

2. Демократический (Коллегиальный)

3. Либеральный (Попустительский

Авторитарный – единоличное принятие решений, жесткий контроль, стиль приказов, выговоров, наказаний.Психологическая напряженность в кол-ве.

Демократический – коллективное обсуждение наиболее важных производственных проблем. Инициатива со стороны подчиненных приветствуется и стимулируется. Общение доброжелательное и вежливое. Благоприятный психологический климат в коллективе.

Либеральный – минимальное участие руководителя в управлении коллективом, перенос своих функций и ответственности на других Отношения с сотрудниками часто панибратские. Коллектив разобщен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: