Неравномерность развития.




Тема 5. Возрастные и индивидуальные особенности развития

План

1.Возрастная периодизация.

2.Акселерация.

3.Неравномерность развития.

Возрастная периодизация.

Физическое и умственное развитие тесно связано с возрастом. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далёком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей.

Возрастными особенностями называются характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.

Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса. Появление молочных зубов. А затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определённые возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связаны между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Возможности человека в связи с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам несколько возрастают, но далеко не беспредельно.

Возраст цепко удерживает развитие. Закономерности, действующие в этой области, жёстко лимитируют возможности развития.

Я.А.Коменский был первым, кто настаивал на строгом учёте в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе всё происходит в своё время, так и в воспитании всё должно идти своим чередом – своевременно и последовательно.

Акселерация.

Акселерация (от латинского «акселерацио» - ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма.

Психологи – с развитием психических функций.

Педагоги – с духовным развитием и социализацией личности.

У педагогов акселерация ассоциируется с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.

Развитие

 

     
 
 
 

 


Воспитание

До появления акселерации в 50-60-е годы ХХ века физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным (кривая 1.).

В результате акселерации, наступившей в 70-х гг. ХХ века, физиологическое созревание организма (кривая 2) начинает опережать темпы роста умственного, психического, социального развития (кривая 3). Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растёт быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13-15 годам у девочек, а к 14-16 годам у мальчиков физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии.

Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых. Социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникает напряжение. Приводящее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум.

О темпах акселерации говорят следующие данные. За три десятилетия длина тела у подростков увеличилась в среднем на 13-15 сантиметров, а вес – на 10-12 кг.

Основные причины акселерации = >:

- общие темпы ускорения жизни;

- улучшение материальных условий;

- повышение качества медицинского обслуживания;

- улучшение ухода за детьми в раннем возрасте;

- радиоактивное загрязнение среды обитания человека (ведущее к ускорению роста, а со временем с ослаблению генофонда);

- уменьшение количества кислорода в атмосфере (влечёт за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма).

Акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

К концу ХХ века акселерация во всём мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Неравномерность развития.

Существуют закономерности физического развития:

1.В более молодом возрасте физическое развитие человека идёт быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становится старше, темп развития замедляется.

2.Физически ребёнок развивается неравномерно: в одни периоды – быстрее, в другие – медленнее.

3.Каждый орган человеческого тела развивается в своём темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в динамике которого также есть значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций.

Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания. Потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития.

Рассмотрим закономерности духовного развития.

1.Между возрастом человека и темпами развития проявляется обратно пропорциональная зависимость: чем меньше возраст, тем выше темп духовного развития; с возрастом темп духовного развития замедляется.

2.Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств.

3.Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными. (Выготский, Леонтьев, Крутецкий,)

Причины сензитивности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

(Почему не овладели нормальной человеческой речью дети-«Маугли»? Ответ ясен – был упущен сензитивный период, отведённый природой для формирования этого качества.)

Если ребёнок к определённому времени (к 1,5 - 2,5 г.) не овладел речью, то с каждым днём навёрстывать упущенное будет всё труднее.

Точно так же можно сказать о всех других качествах – физических, психических, социальных, нравственных. Более сложные из них не могут развиваться до тех пор, пока не сформированы те, что служат основой. Например, задержка с прямохождением влечёт за собой цепную реакцию в развитии двигательного и вестибулярного аппарата. Сензитивные периоды развития хорошо изучены. У младших и средних школьников – формирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (умение жить среди людей, общаться).

Американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет – это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Упущен этот период – и человеку будет очень трудно совладеть приёмами творческого мышления на высоком уровне.

4.По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя при этом пластичность и возможность компенсации.

В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой – их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И.П.Павлов).

Основные понятие: вековая периодизация, управление процессом развития, вековые особенности, вековые периоды, принцип природоцелесообразность, акселерация, закономерности духовного развития, закономерности физического развития, сензитивний период.

Контрольные вопросы и учебные задания для студентов.

1.Связь физического и умственного развития с возрастом. Приведите примеры.

2.Необходимость классификации периодов человеческой жизни. Объясните на примере.

3.Вековые особенности. Раскройте собственные особенности.

4.Психологическая периодизация. Зачем она?

5.Педагогическая периодизация. Зачем она?

6.Почему возраст сдерживает развитие и диктует свою волю? Объясните на примере.

7.Принцип природоцелесообразности. Как его понимают?

8.Роль вековых особенностей. Объясните на примере.

9.Что такое акселерация?

10.Биологи, психологи, педагоги об акселерации.

11.Основные причины акселерации. Объясните на примере.

12.Закономерности физического развития. Ваши примеры.

13.Закономерности духовного развития. Ваши примеры.

14.Роль сензитивних периодов. Объясните на примерах.

15.Сущность диалектики человеческого развития. Ваша мысль.

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1: Общие основы. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 527 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.: учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 2: Теория и технологии обучения. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 575 с.

3. Подласый И.П. Педагогика. [Текст]: в 3 кн.:учеб. для студ. вузов, обуч. по направлениям подгот. и спец. в области "Образование и педагогика" / И.П. Подласый; - 2-е изд., испр. и доп. Кн. 3: Теория и технологии воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 463 с.

4. Педагогика: Учебник для вузов / Н.Бордовская, А.Реан. – СПб.: Питер, 2003. – С.78-79.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: