КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ




ЛЕКЦИЯ 2 на тему

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БЛОКОВ

КУЛЬТУРЫЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

ПЛАН

1. Структурне блоки культуры здоровья личности

2. Содержание блоков культуры здоровья личности

3. Методики диагностирования сформированности культуры здоровья человека

Культура здоровья человека – это важный составной компонент общей культуры человека, обусловленный материальной и духовной средой жизнедеятельности общества, выражающийся в системе ценностей, знаний, потребностей, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья человека.

КЗ рассматривается как совокупность четырёх компонентных блоков: программно-содержательного, потребносно-мотивационного, эмоционально-волевого и деятельно-практического|практичного|.

1. Программно-содержательный блок включает всю систему знаний по|с| формированию, сохранению|сохранности| и укреплению здоровья во всех его аспектах: духовном, психическом и физическом. Этот блок характеризует способность человека грамотно разработать и постоянно совершенствовать индивидуальную оздоровительную систему. В нем отображается содержательная сторона образованности личности в вопросах здоровья с учетом возраста, пола|стати| и индивидуальных особенностей развития личности.

Программно-содержательный блок содержит в себе философско-культурологические знания о культуре здоровья личности; духовном аспекте здоровья; психологическом аспекте здоровья; физическом аспекте здоровья; социальном здоровье как феномене, объединяющем разные|различные| аспекты здоровья человека; |касательно| формировании, сохранении|сохранность| и укреплении здоровья во всех его аспектах; основах|оснований| разработки индивидуальной оздоровительной системы; умении вести пропагандистскую работу по|с| формированию культуры здоровья личности.

2. Потребносно-мотивационный блок отражает|отражает| мировоззренческую сторону|бок| культуры здоровья личности. Этот блок характеризует высокий уровень духовности человека, развитие гуманистических ценностных ориентаций в их целостности|цельности|, предполагает понимание смысла жизни и осознание его ценности.

В состав потребносно-мотивационного блока входит мировоззрение|миросозерцание|, основанное на гуманистических ценностных ориентациях любви и доброго|хорошего| отношения ко всему существующему, понимания цели и смысла жизни, осознания его ценности, знания идеала личности, осознания себя как целостной|цельной| духовно-физической системы, сформированности сознания|сознательности,осмысленности| в единстве космопланетарного|, биосоциального, национального и личностного аспектов, а также оптимистичное мироощущение и высокий уровень социокультурной толерантности.

3. Эмоционально-волевой компонент характеризуется наличием у человека стойких эмоций относительно собственного здоровья и сформированных волевых качеств, необходимых для поддержания им ЗОЖ и умения противостоять негативным воздействиям социального и физического характера.

Под эмоциональной развитием человека необходимо понимать высокую степень эмоциональной зрелости, способность тонко воспринимать людей и окружающий мир на основе глубокой эмпатии и рефлексии.

Эмпатия (сочувствие, сопереживание) – способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, наблюдаемых явлений. Духовно развитый человек – тот, который эмоционально переживает и сопереживает состояние окружающих (умеет заметить мажорное или минорное состояния человека).

Человек, обладающий высокой степенью эмоционального развития, способен восхищаться красотой окружающего мира, он замечает красоту снежинок, осеннюю красоту листвы, красивый прыжок лани и т.д..

4. Деятельносно-практический|практичный| блок характеризует результат овладения человеком, с учетом его возраста и жизненного опыта, необходимым объемом умений и навыков выполнения оздоровительных технологий по ведению здорового образа жизни, что отражает практическую|практичную| направленность личности на активную, плодотворную|плодовитую|, длинную и счастливую жизнедеятельность.

Содержание деятельносно-практического|практичного| блока предусматривает владение субъектом оздоровительными технологиями, направленными на духовный, психический и физический аспекты здоровья; понимание необходимости борьбы с вредными привычками; умение разрабатывать и совершенствовать на протяжении жизни индивидуальную оздоровительную систему; ведения здорового образа жизни с учетом возраста, пола|стати|, психофизических особенностей и т.п..

Отмеченные структурные блоки культуры здоровья личности студента существуют в единстве, внутренне взаимозависимы и в своей совокупности составляют|складывают,сдают| целостное|цельное| явление.

 

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКОВ КУЛЬТУРЫЗДОРОВЬЯ

І БЛОК

- Современные знания основ теории здоровья человека.

- Знание методики выполнения оздоровительных технологий.

- Знания по грамотной разработке и постоянному совершенствованию индивидуальной оздоровительной системы.

- Компетентность человека в вопросах здоровья с учетом его возраста, пола, жизненного опыта и интересов.

- Знания по поддержке высокого уровня культуры здоровья

- Знания как вести пропагандистскую работу по формированию культуры здоровья человека.

- формирование общих знаний - о все аспекты здоровья, о вредных привычках и другие факторы, которые негативно влияют на его состояние, о пути, методы и средства оздоровления, и знаний о личном здоровье - его соотношение с нормой, об особенностях развития своего организма, о пути, средства и методы личного оздоровления; устойчивые привычки проявления активной, целенаправленной, самоконтрольованої деятельности по укреплению и укреплению здоровья;

- формирование осознанного отношения к своему здоровью;

- осознание важности систематических занятий физической культурой, спортом и туризмом для всестороннего развития личности;

- формирование представления о единстве эстетических рис внешнего учета человека с идейно-нравственными идеалами общества; понимание эстетики поступков и поведения; стремление руководствоваться идейно-эстетическими принципами в поведении, труда, быте и досуге,

- понимание учащимися сущности гуманных отношений, сочетание уважения и требовательности к каждому; понимание сущности правил культуры поведения и общения, умение соблюдать их независимо от внешнего контроля; понимание личной ответственности за свои действия и поступки; понимание роли и места физического культуры и спорта в жизни человека и общества;

- формирование представлений о связи и взаимозависимости явлений в природе и обществе, понимание матеріалістичності окружающего мира;
- понимание учащимися роли человека в использовании и преобразовании природы, значение труда в формировании самого человека;

- формирование умения делать элементарные обобщения из наблюдений конкретных примеров жизни, анализировать, проводить аналогии общественных явлений;

- расширение знаний и представлений школьников о нравственный идеал семьи, отношения между старшими и младшими;

- осознание школьниками необходимости дисциплины и самодисциплины как гармонического единства усердия и инициативности, подчиненности и самостоятельности;

- формирование у подростков высоконравственных представлений о дружбе и любви, о создании нормальных взаимоотношений между парнями и девушками;

- понимание школьниками ценности природы; умение оценивать ее состояние, прогнозировать экологические последствия воздействия на нее человека;

- осознание школьниками основных принципов гуманизма, понимание высокой ценности человеческой жизни, стремление строить взаимоотношения по законам совести, добра и справедливости.

 

II БЛОК

- Ценностные ориентации человека в вопросах здоровья.

- Представление об идеале гармонично развитой здоровой личности.

- Сформированность космопланетарного, биосоциального, национально-личностного мировоззрения по вопросам здоровья.

- Понимание цели, смысла жизни и ее ценности.

- Сформированность оптимистического мироощущения и мировосприятия.

- Высокая степень духовности человека.

- формирование ценностного отношения к здоровью, в рамках которого осознается его личностная и социальная значимость;

- понимание учащимися роли здоровья в жизни человека, мотивационная готовность к сохранению и укреплению здоровья;

- формирование интереса к занятиям в спортивных секциях, к туристическим походам, стремление систематически выполнять основные гигиенические требования и правила закалки природными факторами, постоянное совершенствование спортивных умений и навыков;

- воспитание стремления к регулярным занятиям физкультурой; интерес совершенствоваться в избранных видах спорта;ї

- формирование потребности совершать по законам гармонии и красоты, самостоятельно пополнять эстетические знания;

- формирование интереса к знаниям, образования, стремление самостоятельно приобретать знания из книг, решать познавательные задачи;

- формирование стремление проявлять в работе творчество, инициативу и взаимопомощи, осуществлять контроль и самоконтроль;

- формирование потребности и стремления преодолевать трудности и доводить начатое до конца; стремление разрабатывать собственную программу самовоспитания и самооздоровления;

- воспитание духа высокого, целомудренного отношение к женщине; подъем таких черт, как человеческая верность и преданность;

- гармоничное сочетание потребности в красоте внешней и духовной красоте человека; формирование соответствующей системы эталонов самооценки;

- формирование интереса к занятиям творческого характера, различных видов искусства, художественной самодеятельности; стремление привносить красоту в жизнь и труд коллектива, школы семьи;

- формирование потребности защищать слабого, заботиться о членах своей семьи; готовность заниматься самовоспитанием;

- воспитание стремление к честности, скромности, красоте и благородству взаимоотношениях с представителями противоположного пола;

ІІІ БЛОК

- формирование нетерпимого отношения к недисциплинированности, негативным поступкам, лжи, задавацтву, упрямства, нарушению норм товарищества, коллективизма, осуждение нечистоплотности.

- формирование готовности признавать свою неправоту и исправлять ошибки

- непримиримость к злу и бурная эмоциональная оценка зла;

- создание морального идеала, подъем идеала духовной красоты, добра и правды, стремление достичь этой вершины;

- воспитание ответственности перед самим собой, перед своей совестью”;

- воспитание культуры желаний;

- возвеличивания взаимоотношений между мальчиком и девочкой, между мужчиной и женщиной;

- воспитание чувства дружбы;

- самоутверждение личности, закалка своих морально-волевых сил, путем закалки физических сил;

- формирование эстетического восприятия предметов и явлений действительности, развитие способностей видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труда и творчества людей;

- формирование осуждения нехорошего в поведении и поступках людей, окружающей жизни, быту, взаимоотношениях; непримиримое отношение к этим явлениям;

- формирование способности к состраданию, благородства и душевной щедрости;

- развитие волевых качеств характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели и достигать их;

- воспитание моральной устойчивости и способности противостоять вредному воздействию; отвращение к отклонениям от норм нравственного поведения, к проявлениям эгоизма, равнодушия, лицемерия, цинизма, потребительского отношения к природе;

ІV БЛОК

- Владение достаточным арсеналом оздоровительных технологий, воздействующих на все аспекты здоровья.

- Отсутствие вредных привычек.

- Умение выполнять оздоровительные технологии в течении всей жизни.

- Ведение здорового образа жизни с учетом возраста, пола, национальных, индивидуальных особенностей и т.д.

- Умение вести и поддерживать высокий уровень культуры здоровья на протяжении всей жизни.

- Умение вести пропагандистскую работу по формированию культуры здоровья человека.

- формирование умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни (систематические занятия физкультурой и спортом, выполнения двигательного режима, закалка, правильное питание и т.п.);

- формирование умений оказывать первую медицинскую помощь;

- формирование навыков самоконтроля (умение правильно определять уровень энергозатрат организма) в процессе двигательной активности;

- формирование навыков культуры умственного труда, умение заниматься внимательно; последовательно и обоснованно излагать свои мысли;

- научиться составлять режим занятий физкультурой, спортом, туризмом; подбирать упражнения для зарядки в соответствии с избранного вида спорта;

- формирование умения планировать свою деятельность, рационально использовать рабочее время и место; постоянно совершенствовать трудовые умения и навыки;

- формирование готовности и умения беспокоиться о зеленые насаждения, ухаживать за птицами и животными;

- расширение и углубление опыта общения между парнями и девушками в учебе, общественной работе, на отдыхе; преодоление негативизма, скованности в общении со сверстниками противоположного пола;

- подбирать упражнения для зарядки в соответствии выбранного вида спорта;

Методики диагностирования сформированности культуры здоровья человека:

«Ценностные ориентации» по М.Рокичу,

«Уровень соотношения ценности и ее доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталова,

«Проективное сочинение» Р.В. Рожнов.

« Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, «Анкета самооценки состояния здоровья (по В.П. Войтенко)».

Тест «Что вы знаете о здоровом образе жизни?» (Н.Н. Крылова, Р.В. Рожнов),

Тест «Индивидуальная концепция здоровья» (Д.Сириес, В. Гавдия).

Тест адекватности самооценки знаний и умений учащихся по курсу «Валеология»

Диагностика культуры здоровья будущего учителя (А.М. Митяева)

Диагностика культуры здоровья школьников (А.М. Митяева)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: