БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ




КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

 

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

профиль подготовки: «Математика; физика»

 

 

Работа защищена на оценку: отлично   21.05.2021 г. (дата защиты) ____________ Е.В. Ермакова, (подпись) канд. пед. наук, доцент Выполнила работу: Мезенцева Юлия Сергеевна студентка 3 курса, группы 01ПО(2)18МФ, очной формы обучения     Руководитель канд. пед. наук, доцент ________________ Е.В. Ермакова

 

Ишим

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………………....7

1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНДИВИДУЛЬНОЙ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕДАГОГИКЕ………………………………………………..7

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ…..13

ГЛАВА 2. ФОРМЫИ СПОСОБЫОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ…………………………...16

2.1. ВИДЫИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА……....16

2.2. ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА…………………………………………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..…30

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Образование является одной из важнейших сфер социальной жизни, от которого зависит не только интеллектуальное состояние, но и культурное, нравственное воспитание общества.

В современном мире дети существенно отличаются друг от друга различными характеристиками: работоспособностью, уровнем знаний, активностью, сосредоточенностью, внимательностью, скоростью восприятия, скоростью мыслительной деятельности, переключаемостью и т.д. Особенно эти отличия заметны у детей в начальной школе. Выбираемый преподавателем средний темп обучения не всегда подходит к каждому ученику, многие обучающиеся не успевают понять материал, а для большинства такой темп излишне замедленный. Многие дети не стремятся работать на уроке, поэтому учителям становится сложно отследить уровень знаний учеников. Одни и те же задания для одних детей являются сложными, а для других очень простыми. Другими словами уровень знаний учащихся зависит не только от деятельности преподавателя, но и от познавательных возможностей, физического развития, способностей, особенностей памяти, восприятия обучающихся.

Повышение эффективности обучения в школе становится важным аспектом в исследованиях психолого-педагогической науки, главная роль в решении этой проблемы отводится учителю. Учитель должен вовлечь учащихся в активную учебную деятельность, а для этого преподавателю необходимо хорошо знать индивидуальные особенности своих учеников, уметь находить подход к каждому ученику.

В 21 веке дети должны научиться ориентироваться в стремительно быстро меняющемся мире, уметь находить пути решения проблем, иметь хорошо поставленную речь, быть творческими, динамичными, современно мыслящими, интеллектуально развитыми. Поэтому целью преподавателей становится улучшение параметров системы обучения в школе, повышение качества процесса преподавания. Таким образом, требуется переход в образовательных учреждениях от стандартизированных форм организации процесса обучения к новым формам, позволяющим найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся, для того чтобы развить умственные и творческие способности детей.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся уходит в глубокую древность, еще тогда существовало домашнее воспитание. Педагог, работая с небольшим количеством детей, мог построить процесс обучения, используя индивидуальный подход к каждому ученику, а также выявить личностные особенности каждого, повысив их уровень знаний. С распространением массового обучения с большим количеством детей, учесть индивидуальные особенности каждого ученика для преподавателя стало практически невозможным. Работая с большой группой детей, учителю стало сложно добиться высоких результатов в учебе у каждого ученика. Поэтому дети, которые хорошо понимают материал, начинают терять интерес к учебе, также как и дети, которые не успели понять материал во время урока.

Несмотря на сложность организации индивидуального подхода в процессе обучения, в последнее время индивидуализация становится более востребованной у молодого поколения из-за стремления детей получить качественное образование. Индивидуальное взаимодействие учащегося и преподавателя позволяет учителю повысить свой уровень квалификации, выявляя психологические особенности, его слабые и сильные стороны, а ученику повысить интерес к обучению, уровень знаний и лучше понять учебный материал. Если преподаватель будет знать индивидуальные особенности своего ученика, он сможет подобрать подходящие сведения, помочь легко освоить труднодоступный материал, а также выбрать нужные приемы, методы и средства педагогического воздействия.

Таким образом, проблема исследования состоит в изучении возможностей индивидуальных форм обучения в процессе подготовки учащихся по физике.

В педагогике индивидуализацию определяют как организацию учебного процесса, в ходе которой выбор темпа, средств, способов, методов обучения должен исходить от психологических особенностей ученика. Но чаще всего индивидуализация является совокупностью педагогических, психологических, воспитательных, учебно-методических приемов в процессе обучения, которые обеспечивают индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Проблемой индивидуализации и разных особенностей у детей интересовалось множество ученых и педагогов. В настоящее время многими авторами написано множество педагогических работ, связанных с индивидуализацией обучения, например, А.А. Кирсанов, И.Э.Унт, С.Д. Шевченко, Г.Ф. Суворовой, А. Г. Русских, И. М. Чередов и многие другие. В их работах предложены пути решения и структура проблемы, а также сама проблема. Поэтому индивидуализация работы учащихся в настоящее время является одним из важных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе. Тем самым конструируется актуальность выбора данной курсовой работы.

А это, в свою очередь, позволяет определить цели, задачи, объект, предмет и методы исследования

Цель исследования:

1. Изучить теоретический аспект индивидуальной работы учащихся при обучении педагогике;

2. Показать организационные моменты работы учащихся при обучении физике.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть виды индивидуальной работы учащихся 7 класса;

2. Рассмотреть план-конспект урока индивидуальной работы учащихся 7 класса при обучении физике.

Объект исследования: индивидуализация работы учащихся.

Предмет исследования: индивидуальная работа учащихся при обучении физике.

Гипотеза: если при подготовке учащихся при обучении физике использовать формы индивидуальной работы, то это позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в школе, повысить уровень знаний, интерес к обучению и лучше понять учебный материал

Методологической основой служат исследования и статьи А.А. Кирсанов, И.Э.Унт, С.Д. Шевченко, Г.Ф. Суворовой.

Основными методами исследования являются анализ теоретических результатов научной и учебной литературы по проблеме.

Практическая значимость исследования: в курсовой работе представлены формы индивидуальной работы учащихся при обучении физике. А также предложен план – конспект урока по физике для учащихся 7 класса по теме: «Сила трения».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

 

 


 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНДИВИДУЛЬНОЙ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ В ПЕДАГОГИКЕ

Определение [Селевко, с. 224, 225]. Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая преподавателям выявить возможности каждого и подобрать нужные приемы, методы и средства педагогического воздействия называется индивидуализацией обучения.

По определению И.М. Осмоловской, «Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика» [Осмоловская, с. 13-15].

По определению А.А. Кирсанова, «Индивидуализация учебной работы – это система дидактических и воспитательных средств, которая соответствует познавательным возможностям учащихся и целям деятельности, позволяющих обеспечить учебно-воспитательную деятельность детей в зависимости от его индивидуальных возможностей и способностей» [Кирсанов, с. 138].

Определение [Селевко, с. 224]. Принцип педагогики, согласно которому преподаватель в процессе учебно-воспитательной работы взаимодействует не со всем классом, а с отдельными учащимися, подбирая индивидуальную модель обучения, учет индивидуальных особенностей ребенка в учебно-воспитательном процессе, называется индивидуальным подходом.

Определение [Селевко, с. 224]. Модель организации учебно-воспитательного процесса, при которой преподаватель взаимодействует с одним учеником, позволяет адаптировать темп, методы, средства учебной деятельности ребенка к его индивидуальным особенностям, вносить вовремя коррективы в деятельность не только преподавателя, но и учащегося, называется индивидуальным обучением.

Определение [Селевко, с. 225]. Организация учебно-воспитательного процесса, при которой индивидуализация обучения, индивидуальный подход и индивидуальная модель взаимодействия ученика и учителя являются приоритетными, называется технологией индивидуализированного обучения.

Индивидуальный подход рассматривается как принцип обучения, а индивидуализация представляет собой осуществление этого принципа, которое имеет свои методы и формы. Это же значение рассматривал Е.С. Рабунский, он исследовал индивидуальный подход как принцип обучения [Рабунский, с. 18].

Педагогическое взаимодействие с каждым учащимся, которое ориентировано на знание особенностей детей, достигается индивидуальным подходом в учебно-воспитательной работе. При изучении различных особенностей ребенка преподавателю необходимо учитывать его физиологические, психические характеристики, познавательные возможности, уровень знаний, интерес к обучению, тип восприятия и деятельности. Требование включает в себя отражение в педагогической теории, в которую входит принцип индивидуального подхода [127]. Индивидуальное обучение позволяет ребенку избавиться от напряжения на уроке, боязни отвечать или поднимать руку, от боязни преодоления ученических преград и дает возможность повысить самооценку. Необходимость учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения в современном мире актуальна, ведь все учащиеся имеют разные особенности.

Индивидуальное обучение получило свою популярность еще в 1919 году, в городе Дальтон (США). Е. Паркхарст сделал попытку перейти с классно-урочной системы на индивидуальную работу с каждым учащимся, у учащихся появилась возможность продвигаться своим темпом в изучении школьных программ. Суть этого метода заключалась в том, что в первую половину дня учащиеся работали самостоятельно на основе рабочих руководств, а во второй половине дня у учащихся появилась возможность заниматься в группе по интересам, обсуждая и прорабатывая какие-то темы сообща. Данный опыт назвали «Дальтон-план». В России индивидуальный подход получил актуальность во многих школах и вузах в 20-х годах, в 21 веке школы вновь стали обращаться к этому методу.

Существует новая трактовка индивидуального подхода при обучении в педагогике, она заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета к ученику, а от ученика к учебному предмету, обучать ребенка с учетом возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, формировать. Задачами индивидуального подхода являются учет индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе; перестать ориентироваться на среднего учащегося; прогнозирование развития личности; поиск положительных сторон и лучших качеств ребенка; применение психолого-педагогических диагностик личности, например, способности, интересы, склонности, особенности мыслительных процессов, характер; создание индивидуальных программ и методик развития [Селевко, с. 101].

Особенностью индивидуального подхода является возможность учителем установить, к какой группе по степени уравновешенности нервных процессов торможения и возбуждения относятся дети [Селевко, с. 81]. Зная особенности развития, черты характера, склонности, интересы ученика, уровень знаний, умений и навыков, преподаватель может выбрать направление работы с учащимися, приемы развития и обучения, приемы воспитания, способные нейтрализовать недостатки и углубить положительные качества личности.

Несмотря на все положительные стороны индивидуального подхода, существуют и недостатки в нём. Из-за повышенной интенсивности общения и постоянного взаимодействия с учениками, дети быстро устают и отключаются от учебной работы. Учитель часто обращается к ученику и контролирует практически каждое его действие, а учащийся постоянно отвечает. Так как ученики находятся в постоянном поле зрения учителя и в состоянии готовности к ответу, они не имеют возможности отдохнуть, ослабить внимание, отвлечься [Селевко, с. 81].

В индивидуализации обучения рассмотрены гипотезы Инге Унт, А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова.

По гипотезе Инге Унта, «В настоящее время главной формой индивидуального подхода в обучении является самостоятельная работа учащихся в школе или дома» [Селевко, с. 226].

Для того чтобы заинтересовать учащихся в процессе самостоятельной работы, необходимо обеспечить относительную свободу действий при её выполнении, организовать чувство ответственности и удовлетворенность от самопознания и самоутверждения.

По гипотезе А.С. Границкой, «В условиях классно-урочной системы рассматривается организация работы класса, при которой 70% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с детьми» [Селевко, с. 226].

По гипотезе В.Д. Шадрикова, «Ребенок начнет развиваться, если давать ему картину усложняющихся задач, мотивируя сам процесс обучения, но необходимо позволять ребенку работать на доступном для него уровне» [Селевко, с. 226].

В индивидуализации обучения рассмотрены технологии Инге Унт, А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова.

Технология Инге Унт представляет собой индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, различные приспособления к учебной литературе, рабочие тетради и руководства к индивидуальной самостоятельной работе.

Технология А.С. Границкой представляет собой индивидуальную нелинейную конструкцию урока, в первой части которой происходит обучение всех, а во вторую часть включается индивидуальная работа учителя с некоторыми учениками и самостоятельная работа учащихся. Структурой технологии является использование многоуровневых заданий с адаптацией по карточкам А.С. Границкой, использование обобщенных схем (Шаталов), работа в парах сменного состава (Дьяченко).

Технология В.Д. Шадрикова представляет собой учебные предметы по включенности в них конкретного и абстрактного материала. Они делятся на три группы:

1. Абстрактный (математика);

2. Конкретный (литература, история, русский язык и т.д.);

3. Абстрактно-конкретный (физика, химия, черчение, музыка, астрономия, физика).

В результате выбора типа обучения и уровня содержания образования по всем предметам разрабатывается индивидуально-ориентированный учебный план, который в дальнейшем даст полноценное общее среднее образование.

Учебная программа и методические пособия составляются с учетом шести уровней, которые помогают вести учебный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика. В зависимости от сложности, выбранных предметов, ученики оказываются в классах с переменным составом.

Благодаря шести уровням сложности, возможно, организовать учебный процесс, посильный для всех учеников, позволяющий охватить почти всех детей. Для того чтобы реализовать концепции, необходимо выполнить ряд организационно-педагогических условий: освоить содержание образования преподавателем всех уровней сложности; создать все предпосылки для реализации индивидуального учебного плана; обеспечить взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, разрабатывающими содержание образования; провести обучение учителей; организовать издание учебников и методической литературы на основе индивидуального учебного плана. При несоблюдении этих условий может получиться так, что индивидуальное обучение - есть, а индивидуализация обучения отсутствует.

Для организации индивидуальной работы учащихся при обучении необходима индивидуальная образовательная программа.

Определение [Селевко, с. 229]. Способ индивидуального освоения одной из существующих программ называется индивидуальной образовательной программой.

Определение [Селевко, с. 229]. В содержательную часть учебного процесса по индивидуальной образовательной программе включены учебные программы по предметам, разбитые на маленькие блоки, такие блоки называются учебными модулями.

Учебный модуль представляет собой организационно-педагогический документ, доступный для всех участников учебно-воспитательного процесса, и должен содержать в себе следующие позиции: учебный предмет, название программы и модуля, число часов программы, способ выполнения и форму отчётности.


 

1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

В настоящее время существует концепция индивидуализации обучения: индивидуализация является стратегической целью процесса обучения, а также важным фактором формирования индивидуальности; использование индивидуализированного обучения по всем учебным предметам; интеграция индивидуальной работы с другими формами учебно-воспитательной деятельности; предпосылкой индивидуального обучения является изучение особенностей учащихся: уровня знаний, учебных умений, познавательных интересов [Селевко, с. 226].

Так как дети в одном классе находятся на разных уровнях развития, поэтому индивидуальный подход в процессе обучения необходим, особенно он важен при обучении сложного предмета – физике. Для организации индивидуальной работы учащихся необходимо вызвать интерес к учебному материалу.

Индивидуальная образовательная программа при обучении физике является в большей степени индивидуальным учебным планом, в структуру которого входят особенности организации учебного процесса.

Организуя индивидуальную работу учащихся при обучении физике, необходимо реализовать комплекс приемов индивидуального обучения, при которых создается условие для развития всех учащихся: внимание уделяется не только одаренным детям и неуспевающим в учебе, но и учащимся, имеющим познавательные интересы.

Различают общие особенности реализации технологии индивидуализации обучения:

1. Обеспечить каждому учащемуся индивидуальную педагогическую помощь;

2. Устранить индивидуальные недостатки в знаниях, умениях, навыках;

3. Устранить недостатки семейного воспитания, неразвитости силы воли и мотивации;

4. Предоставить свободу выбора различных элементов процесса обучения;

5. Сформировать познавательный интерес к процессу обучения;

6. Сформировать самооценку учащихся;

7. Использовать различные технические средства обучения;

8. Поддерживать уровень знаний и интерес к предмету способных и одаренных детей.

В содержание индивидуальной образовательной программы входят компоненты:

1. Инвариантная часть.

2. Изучение учебных предметов базисного плана.

3. Изучение профильных дисциплин.

4. Выбор специальных курсов, различных дисциплин, факультативов.

5. Участие в научной, исследовательской, учебной деятельности.

6. Выбор вида профессиональной подготовки.

7. Изучение дополнительных предметов.

Если у учащихся появляется интерес или способности к каким-то предметам, то им предоставляется возможность включиться в работу группы детей с похожими интересами.

Наиболее эффективными путями реализации индивидуальной формы организации учебно-воспитательного процесса учащихся на уроке являются индивидуальные задания. В качестве индивидуальных заданий могут использоваться решение задач, работа с учебниками, решение примеров, написание рефератов и докладов, проведение всевозможных наблюдений и многое другое. Особенно в индивидуальных заданиях должны использоваться задания с печатной основой, которые уменьшают механическую работу у учащихся и позволяют им увеличить эффективность учебно-воспитательной деятельности.

Не только активный интерес и сознательное восприятие нового учебного материала, но и уровень интенсивности индивидуальной работы учащихся зависят от ранней подготовки к предстоящей учебно-воспитательной деятельности. Для того чтобы это организовать, необходимо добиться разных способов:

1. Развитие активности. Чтобы организовать этот прием, достаточно овладеть соответствующими умениями и навыками, усвоить содержание навыка,

2. Развитие умения самостоятельно работать с учебниками. Данный прием индивидуальной работы учащихся над текстом развивает познавательные способности и их активность, приучает к способности добывать необходимый материал, обеспечивает усвоение новых знаний.

3. Развитие умения самостоятельно работать с приборами. Данный прием индивидуальной работы учащихся развивает умения с ними работать, рассчитывать цену деления, снимать показания, их рассчитывать, знать принципы действия.

Следовательно, чтобы обеспечить развитие и саморазвитие учащихся, исходя их индивидуальных особенностей, необходимо использовать личностно-ориентированный подход в процессе обучения физике.

 


 

ГЛАВА 2. ФОРМЫИ СПОСОБЫОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ

2.1. ВИДЫИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫУЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

В настоящее время существует большое количество диагностических методик, интерпретированных для учителя. С помощью различных диагностик можно выявить индивидуальные особенности детей, которые обусловлены неуспеваемостью школьников. В результате проведения различных диагностик необходимо выяснить, к какому типу относится ребенок. Диагностика индивидуальных особенностей детей делится [Селевко, с. 226, 227]:

1. По каналу преимущественного восприятия информации. К ним относятся визуалы, люди способные воспринимать преимущественно зрением; кинестеты, люди способные воспринимать преимущественно через осязание и движение; аудиалы, люди способные воспринимать преимущественно на слух.

2. По темпераменту. К ним относятся сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики, циклотимик, шизотимик, а также устойчивый, истероидный, невротический.

3. По типу личности. К ним относятся экстраверты и интроверты.

4. По скорости восприятия информации. К ним относятся быстродействующие и медленнодействующие.

5. По способности к данному учебному процессу. К ним относятся одаренный, неспособный, способный и средних способностей.

6. По глубине, качеству, уровню освоения информации. К ним относятся дети осваивающие много, но ненадолго и не глубоко. Дети осваивающие качественно и основательно, но что-то одно.

7. По мотивированности к учению, степени желания учиться. К ним относятся дети активно не желающие учиться, равнодушные дети, интересующиеся учением, школой.

8. По предрасположенности к одному из ведущих типов деятельности (в системе «человек - машина», в системе «человек - знак», в системе «человек - человек», в системе «человек - природа», в системе «человек - художественный образ»).

9. По коммуникативным качествам (активный, пассивный и не склонный к коммуникации).

10. По степени внушаемости (внушаемый сильно, внушаемый слабо и не внушаемый).

Для реализации индивидуальной образовательной программы необходимы различные формы обучения [Селевко, с. 229, 230]:

1. Занятия в классе. Данная программа предполагает изучение одного или нескольких модулей по классно-урочной системе.

2. Групповые занятия. Для детей, которые перешли на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение какой-то темы.

3. Самостоятельное изучение. Данная форма индивидуального обучения предполагает различный уровень самостоятельности, самостоятельная работа учащихся осуществляется под прямым или косвенным руководством преподавателя, в результате которой учащиеся самостоятельно выполняют различные задания, находят нужный им материал.

4. Практика. Данная форма является важной в организации индивидуального обучения, осуществляться она может в учреждениях и организациях культуры, науки, образования. К практике могут относиться различные кружковые занятия, которые проходят как в школе, так и вне школы.

5. Домашняя самостоятельная работа. Благодаря данной форме индивидуального обучения, учащиеся прорабатывают ошибки, полученные во время урока. Домашняя самостоятельная работа выполняется полностью учащимися самостоятельно с целью закрепления знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Преподаватель несет ответственность за организацию индивидуального обучения, при этом в его обязанности входит: составление индивидуального образовательного маршрута, его корректировка; оценивание полученных знаний; поддержание контакта с родителями ученика; регулярные встречи с учеником.

В результате проведения индивидуального образовательного маршрута может появиться необходимость его корректировки, ее проводит преподаватель. После проведения каких-то изменений в структуре индивидуального образовательного маршрута преподаватель должен довести до сведения не только администрации школы, но и родителей.

Существуют основные виды индивидуального обучения:

1. Обучение с посещением школы. Если ребенок физически активен, не имеет каких-то ограничений в здоровье и может находиться в коллективе, он посещает учебное заведение. Данный вариант удобен для преподавателей, так как не приходится менять рабочий график.

2. Без посещения школы. Если ребенок имеет ограничения в здоровье, проблемы с дисциплиной или успеваемостью, а также талантливые дети, то при таком обучении ребенок учиться по собственному графику. Данный вид обучения имеет разные виды индивидуальной формы обучения. К нему относятся: семейное обучение, тьюторство, репетиторство, гувернёрство.

· Семейное обучение – это процесс обучения, организованный в домашних условиях родителями с периодической отчетностью перед школой.

· Тьюторство – это форма организации учебного процесса, в ходе которой преподаватель проводит дополнительные занятия с учеником или с несколькими учащимися с целью укрепления и передачи знаний.

· Репетиторство – это форма организации учебного процесса, которая проходит индивидуально и требует от преподавателя не только отличного знания своего предмета и умением выявить правильно проблемы в учебе, но и владения методикой преподавания.

· Гувернёрство – это форма организации учебного процесса, которая осуществляет индивидульное воспитание и образование детей, продится в домашних условиях.

Для организации учебной деятельности рассматриваются виды индивидуальных форм обучения:

1. Индивидуальная форма обучения характеризуется тем, что во время выполнения общих для всего класса заданий ученик не контактирует с другими школьника, но работает в едином для всех темпе.

2. Индивидуализированная форма обучения характеризуется тем, что ученик выполняет специфические задачи в зависимости от своего темпа


 

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА

Учебный предмет: физика.

Класс: 7.

Тема урока: сила трения.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели урока:

1. Изучить основные понятия: сила трения, трение скольжения, трение качения, трение покоя;

2. Усвоить новые формулы и виды силы трения;

3. Решить задачи на силу трения;

4. Подвести итоги.

Задачи урока:

1. Образовательные: изучение основных понятий, формул и решение задач на силу трения.

2. Развивающие: развитие у учащихся в процессе урока коммуникативных, творческих способностей; развитие умения работать самостоятельно; формирование умения самостоятельно добывать материал; развитие интеллектуальных способностей детей, на основе индивидуальных потребностей и интересов каждого ученика; развитие и использование в обучении индивидуальных качеств и особенностей личности учащихся; использование в обучении познавательных интересов каждого учащегося.

3. Воспитательные: воспитание у детей позитивного отношения к окружающему миру, формирование самооценки учащихся, формирование познавательного интереса к процессу обучения.

Формирование УУД:

1. Предметные результаты:

· ученик узнает: различные задачи, связанные с силой трения;

· ученик поймет: способы решения задач;

· ученик научится: решать задания и задачи;

· ученик получит: опыт решения задач.

2. Метапредметные результаты:

· Регулятивные УУД: умение планировать и контролировать деятельность;

· Познавательные УУД: проверка результатов усвоения пройденного теоретического материала;

· Коммуникативные УУД: развивать навыки научной речи.

3. Личностные результаты:

· Формирование у учащихся взаимовыручки, аккуратности, умении самостоятельно добиваться результатов в поставленной задаче.

Формы организации учебной деятельности:

1. Фронтальная (организационный этап, проверка усвоения знаний);

2. Индивидуальная (самостоятельная работа, самостоятельное получение необходимой информации, решение индивидуальных карточек - заданий);

3. Работа в парах (взаимопроверка самостоятельной работы).

Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, репродуктивный.

Средства обучения: учебник по физике 7 класса, карточки для самостоятельного решения задач, индивидуальные карточки – задания.

План урока:

Организационный этап: 3-5 мин.

Подготовительный этап: 5- 6 мин.

Основной этап: 20 мин.

Закрепление изученного материала: 10 мин.

Рефлексия: 5-7 мин.

Таблица 1

Содержательная часть технологической карты урока на тему «Сила трения»

Этап урока, цель этапа УУД Деятельность учителя Деятельность ученика
Организационный этап (Вводное слово учителя). Цель: подготовить учащихся к учебной деятельности.   Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: заинтересованность и мотивация к учению. Водное слово учителя. Учитель организует учебную деятельность. -Здравствуйте, ребята! Начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку (пенал, дневник, учебник, рабочая тетрадь). Сядьте ровненько. Готовность к уроку.
2. Подготовительный этап. Постановка учебной проблемы, формулирование цели урока и планирование предстоящей деятельности (разминка). Цель: определить тему предстоящего урока.   Познавательные: Умение строить речь. Личностные: Самоопределение. Каждому учащемуся будет дано индивидуальное задание о теме урока. - Как вы думаете тема нашего урока сегодня? А цель урока? - Всё верно. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Сила трения». Выполняют и отвечают: - Сегодня на уроке мы будем изучать силу трения. Запись темы урока в тетрадях.
Основной этап. Актуализация опорных знаний. Цель: подготовить учащихся к практической работе.   Регулятивные: Оценивание учебного процесса и результатов деятельности. Личностные: Оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: Планирование взаимоотношения между учителем и учащимися. Откройте учебник по физике 7 класса, автор А.В. Перышкин, страница 91-96. Законспектируйте главную информацию. Запишите формулы с доски.   Открывают учебники, конспектируют данный им материал.
Закрепление изученного материала (Самостоятельная работа). Цель: проверка усвоения темы. Личностные: Формирование положительной самооценки. Коммуникативные: Примерить роль «оцениваемого» и «оценивающего». Регулятивные: Умение самостоятельно выполнять действия, анализировать и вносить необходимые коррективы и поправки. Ребята, на ваших столах лежат листы с самостоятельной работой. Подпишите их и приступайте к выполнению работы. У вас есть 10 минут.
Самостоятельная работа. Вариант 1. Ф.И. Задание 1.Что называется силой трения? Задание 2.Брусок массой 5 кг находится на столе. На этот брусок действует сила трения скольжения 20 Н. Какова будет сила трения скольжения, если уменьшить массу тела в 2 раза. При этом коэффициент трения не изменится. (Ответ в ньютонах).

 

Самостоятельная работа. Вариант 2. Ф.И. Задание 1.Причина возникновения силы трения. Задание 2.Брусок массой 5 кг находится на столе. Коэффициент трения равен 0,2. Найдите максимальную силу трения. (Ответ дайте в ньютонах).

 

Самостоятельная работа. Вариант 3. Ф.И. Задание 1.Какие виды силы трения существуют? Задание 2.Санки массой 5 кг скользят по горизонтальной поверхности, на их полозья действует сила трения 6 Н. Найдите коэффициент трения.

 

Самостоятельная работа. Вариант 4. Ф.И. Задание 1.Можно ли уменьшить силу трения? Если да, то как? Задание 2.Брусок находится на столе, на него давят с силой 20 Н. Сила трения при этом равна 5 Н. Найдите коэффициент трения скольжения.

 

Решают задачи. Осуществляют взаимоконтроль. Ответы к самостоятельной работе. Вариант 1. Задание 1. Сила трения - сила взаимодействия поверхностей тел, которая препятствует их относительному движению. Задание 2. Ответ: 10 Н. Вариант 2. Задание 1. Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел и взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Задание 2. Ответ: 10 Н. Вариант 3. Задание 1.Трение покоя, трение скольжение, трение качения. Задание 2. Ответ: 0,12. Вариант 4. Задание 1.Да, можно. Для этого необходимо смазать поверхности соприкасающихся тел, сгладить поверхности. Задание 2.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: