Культура Древнего Китая. (2 тысячелетие до н.э.– III в.)




Природа Китая отличается удивительной красотой и гармонией. Не менее разнообразный по климатическим условиям и рельефу, чем Индия, Китай – место величественных ландшафтов, менее пышных и изобильных, но полных спокойствия, плавных линий и мощи. Китайцы с древнейших времен поклонялись силам природы. Именно в этой стране синкретическое восприятие природного и человеческого сохранилось в культуре навсегда. Человек мыслится не как царь, владыка природы, призванный покорить ее, овладеть ее богатствами, но как мельчайшая частица ее величественного и гармоничного целого.

Целое состоит из противоположностей. Все мыслится через бинарную оппозицию начал ян и инь. Светлое – темное, сухое – влажное, твердое – мягкое, мужское – женское не только противопоставлены друг другу, но содержат в себе зерно противоположного начала и перетекают друг в друга. Это отражено в графеме Тай цзи (Великого первоначала, то есть целого) уже в одном из древнейших китайских текстов – гадательной книге «И цзин» («Книге перемен»). Ее способность давать ответ на задаваемый вопрос основана именно на представлении о единстве, целостности ткани мироздания, в котором на движение единичного отвечает все целое.

Другим древнейшим культом, оказавшим непосредственное воздействие на культуру Китая, был культ предков. Предки, в отличие от западной традиции всегда мыслятся более совершенными, чем потомки. Отсюда устойчивое почитание старших, интерес к истории, внимание к классическим памятникам. Культура Китая традиционна. Традиции преобладают над инновациями. Каждый старинный памятник обрастает комментариями, так как их составление не менее, а более почетно, чем создание чего-то радикально нового. Бесконечные тончайшие вариации на заданные темы представляет собой искусство Китая.

С этим кругом представлений связано и позднее развитее археологии Китая и, соответственно, множество открытий, сделанных, начиная с ХХ века.

Периодизация Древнего Китая соотносится с возвышением того или иного государства, из которых исторически складывалась страна.

1. Шан-Инь – древнейший период, существование которого подтверждено данными археологии

2. Чжоу – становление классической культуры Китая

3. Цинь – первое объединение Китая, сложение империи

4. Хань – период расцвета древнекитайской культуры

 

Шан-Инь характеризуется развитием бронзы, из которой изготавливались ритуальные сосуды, оружие, зеркала. Уникальны формы этих сосудов. Их поверхность сплошь покрыта так называемыми узорами грома – лай вэнь, которые были призваны защитить от злых сил. Встречаются изображения животных – реальных и фантастических.

В захоронениях особое место занимают изделия из нефрита, который считался священным камнем. Особенно почитался белый нефрит. На грудь покойному клали специальный нефритовый диск – би, связанный с культом неба.

Период господства царства Шан – время первых зафиксированных памятников китайской письменности. К ним относятся тексты вопросов на гадательных костях, черепашьих панцирях, которые кидали в огонь и по появившимся трещинам считывали ответ. В дальнейшем китайцы писали на стенках бронзовых сосудов, на бамбуковых пластинках, на шелке и только затем появилась бумага.

 

В эпоху Чжоу на территории Китая существовало большое количество мелких государств, часто враждующих между собой. К концу периода их осталось семь. Несмотря на драматизм исторических событий, именно это время ознаменовалось подъемом культуры. Началось распространение железа. Продолжала совершенствоваться бронза. Развивались ирригационное земледелие, ремесло и торговля.

Важнейшие достижения относятся к духовной культуре. Именно в этот период возникли учения, оказавшие влияние на формирование ментального поля китайской культуры. Среди них даосизм и конфуцианство.

Основателем даосизма является Лао Цзы. Ему приписывается главный даосский трактат "Дао дэ цзин." («Книга о Дао и его манифестациях»), который является своего рода развитием идеи о единстве мироздания. Дао - это великое первоначало всего, всё сущее является его проявлениями. Лао Цзы сравнивает дао с водой, которая не имеет формы, но принимает любую форму, не борется, но побеждает всё. Задача человека - познать дао. Именно это даёт мудрецу, который проник в суть движения миропорядка, возможность править как вещами, так и людьми, приносит гармоничную жизнь и свободу.

Чтобы познать дао, человек должен удалиться от общества и на лоне природы предаться размышлению и созерцанию. На вид он чудаковат и скромен, но истинный мудрец не нуждается в высоком положении и путешествиях: не выходя со двора, он познает мир, не выглядывая из окна, видит естественное дао, пустота его сердца и покой дают власть над вещами, не действуя, он творит.

Даосское учение нашло свое отражение в литературной традиции и изобразительном искусстве. Даосская эстетика предусматривает передачу сокровенной сущности дао. Творческому акту должен предшествовать длительный творческий пост. Затем следует сосредоточение, и накопленная энергия воплощается в спонтанном образе, лишенном, подобно дао, четких очертаний и претенциозности. Спонтанность не исключает, разумеется, предварительного обучения, внимательного знакомства с образцами прошлого. Поскольку Лао Цзы уделяет большое внимание развитию учения о противоположностях, безобразное как не осознавшее себя прекрасное и пустое как наполненное становятся впоследствии важными категориями в литературной и изобразительной деятельности китайских авторов.

В народной традиции даосское учение отразилось, прежде всего, в целом круге представлений о всемогущих бессмертных учителях, обитающих в потаенных уголках Поднебесной. Легенды о поисках отвара трав, дающих бессмертие, о волшебных деяниях даосских мудрецов в эпоху Средневековья были изящно обработаны китайской новеллой.

Создатель конфуцианства, младший современник Лао Цзы – Конфуций (Кун Цзы) разрабатывал учение об идеальном государстве. Он исходил из представления о том, что существуют люди, наделенные врожденным этическим знанием, дарованным Небом. Цзюньцзы – благородный муж - обладает зарядом добродетели, знаний, которые не дают ему сойти с правильного пути, предначертанного Небом. Именно таким и мыслил Конфуций идеального государя. Остальные формируются по принципу большой семьи, где старшие (в социальном смысле) помогают младшим, направляют их действия, заботятся о них. А младшие слушаются старших и старательно трудятся. В таком случае, каждый человек должен учиться, всемерно развивать свои способности, а затем применять их на благо государства.

Конфуцианская эстетика рассматривает искусство и литературу, прежде всего, в качестве высокого нравственно-этического и идеологического примера. Конфуцианское искусство - подробно, ясно, многословно - описывает образцы для подражания. Назидательные примеры являет, прежде всего, совершенное прошлое. Больше внимание в своем учении Конфуций уделяет ритуалам и традициям.

Эпоха Чжоу – время формирования китайской литературы. К ранним произведениям относятся, помимо «Книги перемен», «Книга истории» - первое китайское сочинение на историческую тематику, «Книга песен» («Ши цзин»), «Книга ритуалов», посвященная нравственным и этическим нормам, и «Записки о музыке», которые впоследствии вошли в конфуцианский канон, составлявший обязательный минимум для каждого образованного человека. Без знания его чиновники не могли занимать должность

В «Книге песен» собраны гимны и лирические стихотворения. Отголоски народных обрядов, песни о военных походах, плач оставленной жены, сетования придворных на требовательность господина… - тематика стихотворений разнообразна. Выразительные строки посвящены невежеству.

 

Если крыса шерсткой горда

Хуже крысы неуч тогда,

Хуже крысы неуч тогда.

Он ведь не умер еще со стыда.

 

Если крыса зубами горда,

Хуже крысы невежа тогда,

Хуже крысы невежа тогда.

Он ведь не умер еще со стыда.

 

Если крыса проворством горда,

Хуже крысы олух тогда,

Хуже крысы олух тогда.

Он ведь не умер еще со стыда.

 

Все стихи не декламировались, а пелись и могли сопровождаться пляской. Музыка Древнего Китая не дошла до наших дней, в отличие от рассуждений о ее природе в различных источниках.

Древнейшими музыкальными инструментами являются щипковый гуцинь – разновидность цитры с шелковыми струнами, колокола, барабаны, свирели.

Начало классической китайской литературы тоже относится к периоду Чжоу. Здесь следует назвать «Дао дэ цзин» и завершивший формирование даосской мысли «Чжуан-цзы» - памятник древнекитайской прозы, полный ярких парадоксальных образов, разъясняющих воззрения на мироздание и человека, а также «Луньюй» - записи суждений и бесед Конфуция.

 

Цинь - период объединения Китая. Глава государства Цинь путем дипломатических уловок и военных походов создал империю, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. По его распоряжению была построена Великая китайская стена, а также сеть дорог, связавших государство. Цинь Шихуанди унифицировал меры, денежные знаки, письменность, ведь до него в каждом регионе были свои иероглифы. Сложилась идеология имперской государственности.

В течение долгих лет готовилось погребение Цинь Шихуанди. Масштабный заупокойный комплекс был открыт в 1974 году. Вскрыты три коридора, в которых расположилась целая армия керамических воинов, выполненных в полтора человеческих роста. Изображения реалистичны и индивидуализированы, для большего правдоподобия они были раскрашены. Юные и пожилые, военачальники и рядовые, вооруженные в соответствии с регламентом, боевые колесницы, запряженные четверками коней, в полной готовности ожидают приказов повелителя. Раскопки были приостановлены, и собственно гробница не открыта.

Первый император известен еще и тем, что захотел стать бессмертным и жестоко расправился с учеными, которые не могли ему этого обеспечить. Он считал, что основал династию на тысячу поколений, но после его смерти правление быстро перешло в другие руки.

 

Династия Хань правила в период расцвета культуры Древнего Китая. О богатстве династии свидетельствуют захоронения. Погребальный инвентарь включает изделия из керамики, нефрита, бронзы, китайского красного лака, Сохранился и текстиль.

Красный лак – традиционная техника, дошедшая до наших дней. Она основана на естественных свойствах произраставшего в Китае лакового дерева. Его сок, нанесенный на основу (дерево, кожа) многими слоями позволял изготовлять прочные и легкие изделия. В период Хань были распространены расписные красные лаки, из которых изготавливалась посуда, вазы, шкатулки.

Керамические модели домов, найденные в ханьских захоронениях, наглядно демонстрируют сложившийся тип китайской усадьбы, с многоэтажными строениями и дворами, окруженными оградой с воротами. Появляется специфическая форма крыш с приподнятыми загнутыми краями. Помимо каменной кладки и особой китайской техники изготовления стен из утрамбованной с гравием и прутьями земли сложилось особое прочтение стоечно-балочной системы построек из дерева. Перекрытия опираются на деревянные колонны со специальными кронштейнами доу-гун. Последние образуют в интерьере и на фасаде здания своеобразный орнамент.

Хань - это период окончательного сложения китайского искусства, стилистики особой формы и линии, основы которых были заложены в эпоху Шан, но обрели большую плавность, тонкость, изящество. Эти качества характеризуют как декоративно-прикладное искусство, так и развивающиеся рельефы и живопись.

Хань – время учреждения первого в Китае высшего учебного заведения с пятью кафедрами, которые занимались изучением пяти классических конфуцианских книг. Можно говорить о сложении традиций филологии.

Продолжает развиваться классическая литература. Сыма Цянь – автор знаменитых «Исторических записок», в которых наряду со схематическим описанием царствований и хронологическими таблицами содержится раздел с жизнеописаниями сановников и поэтов, полководцев и чиновников, героев и интриганов.

«Девятнадцать древних стихотворений» – сборник, главная тема которого – краткий миг человеческой жизни в вечном храме мироздания. Складывается китайский пятисложный стих – ведущий размер китайской поэзии.

 

 

Человеческий век

не вмещает и ста годов.

Но содержит всегда

он на тысячу лет забот.

 

Когда краток твой день

и досадно, что ночь длинна,

Почему бы тебе

со свечою не побродить?

 

Если радость пришла,

не теряй ее ни на миг:

Разве можешь ты знать,

что наступит будущий год!

 

Безрассудный глупец —

кто дрожит над своим добром.

Ожидает его

непочтительных внуков смех.

 

Как преданье гласит,

вечной жизни Цяо достиг.

Очень мало притом

на бессмертье надежд у нас.

 

Имена авторов не дошли до наших дней. Они были уже утеряны в момент составления сборника, то есть в эпоху Хань.

.

Проезжая рекою,

лотосов я нарвал.

В орхидеевой топи

много душистых трав.

 

Все, что здесь собираю,

в дар я пошлю кому?

К той, о ком мои думы,

слишком далекий путь.

 

Я назад обернулся

глянуть на дом родной.

Но большая дорога

тянется в пустоте.

 

Два так любящих сердца

разделены навек.

Только горе и зная,

к старости мы придем.

 

Развивалось и научное знание. Больших успехов добились в области математики, географии, астрономии и медицины. Список медицинских трактатов содержал 36 наименований, был написан труд и по фармакологии. Трактат по математике содержал сведения из области арифметики, алгебры, геометрии, необходимых для решения практических задач. В Древнем Китае впервые появляются отрицательные числа и принципы операций с ними. К этому времени относится изобретение сейсмографа, компаса.

Основные черты культуры Китая сложились в глубокой древности. Непрерывность традиции донесла их и до наших дней.

 

 

Контрольные вопросы

1. Каким образом отразился на сложении древних цивилизаций природный фактор?

2. Назовите виды письменности, сложившиеся в Древнем мире

3. Основные религиозные учения Древней Индии.

4. Основные религиозно-философские учения Древнего Китая.

5. Назовите основные типы храмов Древнего мира.

6. Виды и жанры литературы Древнего мира.

7. В чем сходство и различие скульптуры и живописи различных стран Древнего мира?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: